конспект занятия "Будь осторожен с огнем"
план-конспект занятия по обж по теме
Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями 3 уровня разития. Может быть использован при проведении занятий по ознакомлению с правилами пожарной безопасности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_bud_ostorozhen_s_ognem.docx | 40.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Будь осторожен с огнем»
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Закрепить:
- последовательность действий при пожаре;
- представления детей о причинах и последствиях пожара;
- способность у детей предвидеть и прогнозировать небезопасные ситуации, отработать вызов по телефону пожарной службы «01».
2. Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.
3. Развивать:
- концентрацию внимания;
- словесно-логическое мышление;
4. Воспитывать:
- интерес к работе пожарных;
- ответственность за свои поступки.
Оборудование: Плакаты по противопожарной безопасности, мяч, иллюстрации, телефон, запрещающие знаки, плоскостное изображение Незнайки.
Ход занятия
I – Сюрпризный момент
Стук в дверь. Заходит Незнайка с коробком спичек и рассказывает, что ему друзья дали этот коробок спичек, чтобы он мог с ними поиграть. А как играть спичками он не знает и просит ребят, чтобы они ему подсказали, как играют спичками.
Вопросы к детям:
- Можно ли играть спичками? К чему это может привести?
II – Рассказ воспитателя с элементами беседы о значении огня для человечества
В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел, людей своим большим сердцем титан Прометей принес, огонь людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. С тех пор люди зажили веселее и дружнее.
Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Помогите мне: назовите сферы применения огня.
Ответы детей: приготовление пищи, обогрев жилища, с помощью огня люди плавят металл, изготовление стекла и стройматериалов (стекло, кирпич), обжиг керамических изделий, и др.
Правильно, ребята, сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу.
Но огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей. В пламени горит все: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнем, он становится смертельно опасным. Пожар - не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из доброго слуги человека может превратиться в огнедышащего дракона. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был
внимательным при обращении с огнем, соблюдал осторожность возле электроприборов и печей.
Послушайте, что случилось с девочкой Леной, когда она осталась одна дома.
1. Чтение стихотворения Самуила Яковлевича Маршака «Пожар»
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь,
Жжется, Леночка, огонь!»
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой.
В топку красную глядит,
А в печи огонь гудит:
«Нынче в печке места мало,
Разгуляться негде стало.
Маме, Леночка, не верь,
Приоткрой пошире дверь».
Приоткрыла дверцу Лена,
Соскочил огонь с полена.
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Пробежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок...
Вопросы к детям:
- Правильно ли поступила Лена, когда мама ушла на рынок?
- Что нужно делать, когда случается такая ситуация?
Беда может нагрянуть внезапно, когда ее не ждешь. Каждый из нас может оказаться в такую минуту один. Что же делать?
Если вы остались одни дома, то при появлении дыма и огня надо вызвать по телефону «01» пожарную команду, дождаться ответа и сообщить свой адрес. Или обратиться к соседям по квартире, по лестничной площадке. Нельзя прятаться под мебель, убегать в другую комнату. Лучше совсем убежать из дома или квартиры.
III – Игра – ситуация «У тебя в квартире случился пожар. Надо вызвать пожарных»
IV – Физкультминутка
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
V – Игра «Это я, это я, это все мои друзья»
1. Кто, задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родной свой дом
От коварного огня… (ответы детей)
2. Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор… (ответы детей)
3. Кто, почуяв запах гари,
Сообщает о пожаре... (ответы детей)
4. Кто из вас, заметив дым,
Говорит: «Пожар! Горим!» (ответы детей)
5. Кто из вас шалит с огнем
Утром, вечером и днем? (ответы детей)
6. На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костер не затушил…(ответы детей)
7. Кто костров не разжигает
И другим не разрешает? (ответы детей)
VI – Рассматривание иллюстраций - «Пожарная часть в наши дни»
Вопросы к детям:
- Какого цвета все пожарные автомобили? (Красные с белым)
- Какая из машин приезжает первой? Почему? (Автоцистерна, в ней есть вода);
- Что защищает пожарного от ожогов? (Костюм из специальной ткани, маска, обувь, рукавицы, голову от удара прикрывает стальная каска).
- Ребята, а вы видели пожарных?
А что они делали? А какими должны быть пожарные?
(Чтобы стать пожарным, нужно многому научиться, быть отличным спортсменом, быть сильным, смелым, мужественным, находчивым, решительным)
VII - Игра «Если возник пожар»
Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.
1.Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал воздушный шар.
Этот красный шар недаром,
Звал пожарных в бой с …(пожаром)
(Ребенок передает шар рядом стоящему.)
2. Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой огонь ... (пожар.)
3. Раз, два, три, четыре,
У кого пожар в ... (квартире.)
4. Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил ... (утюг)?
5. Красный отблеск побежал.
Кто со спичками... (играл)?
6.Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над... (газом)?
7.Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег… (листву)?
8.Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые… (предметы)?
9.Помни, каждый гражданин
Этот номер ... («01»)!
10.Дым увидел - не зевай
И пожарных... (вызывай)!
- Ребята, давайте еще раз повторим, какие же правила мы с вами должны знать, чтобы не случился пожар.
VIII – «Игра «Можно и нельзя» (закрепление правил противопожарной безопасности)
IX– Релаксация (под спокойную музыку дети отдыхают)
X – Итог занятия
Комплексное занятие по ОБЖ «О правилах важных»
Коррекционно-развивающие задачи:
- Закрепить:
- знание правил пожарной безопасности;
- представления детей о правилах дорожного движения, уточнить назначение светофора;
- алгоритм поведения на проезжей части дороги, меры предосторожности на проезжей части;
- знание дорожных знаков «Внимание дети», «Пешеходный переход»;
- умение детей правильно вести себя дома одним;
- представления детей о правилах пользования колющими, режущими предметами.
- Воспитывать:
- аккуратность в работе с опасными предметами;
- ответственность за свои поступки.
- Развивать
- психические процессы;
- Способствовать расслаблению всех мышц тела и конечностей.
Оборудование: «Цветик-Семицветик», иллюстрации о пожарной безопасности, напольное панно «Перекресток», дорожные знаки: «Внимание дети», «Пешеходный переход», «Светофоры», игра «Светофор», машинки, деревья, дома, посылка, письмо, шкатулка с опасными предметами, иллюстрации к сказкам «Красная Шапочка», «Кот, петух и лиса» музыкальное произведение, мольберт; раздаточный материал - игра «Подбери пару», фломастеры, стаканчики
Методы и приемы: беседа, дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, словесная игра, игра-тренинг, физминутка, пальчиковая гимнастика, вопросы, проблемная ситуация, психоэмоциональная разгрузка, тактильно-ориентированный подход.
Предварительная работа: чтение произведений художественной литературы: Т.А. Шорыгина «Бумажный самолетик», «Хороший совет», «Переходим улицу», рассматривание иллюстраций на пожарную тематику, загадывание загадок, дидактические игры.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент: игра «Давайте поздороваемся».
- Ход занятия
- Сюрпризный момент: в группу приходит посылка, адресованная детям. В ней письмо и лепестки от Цветика - Семицветика.
«Здравствуйте, ребята!
К вам обращается командир пожарной части города Нижневартовска. Дело в том, что жители одного цветочного города постоянно нарушают правила поведения в доме, на дорогах, не знают как правильно вести себя с незнакомыми людьми.
Я знаю, что все ваши ребята всегда соблюдают эти правила. Поэтому я прошу выполнить задания, которые обозначены на лепестках цветка. А как называется этот цветок, вы узнаете, когда выполните все задания. Желаю вам удачи.
2. Беседа
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь лепестков и все они разноцветные. На них изображены условные изображения и цифры.
ЛЕПЕСТОК - 1.
Вопросы к детям:
- Какого цвета лепесток?
- Что на нем изображено?
- Значит, мы с вами будем говорить о пожаре?
- Посмотрите внимательно на картины и скажите, что на них изображено?
- От чего происходят пожары?
- Почему детям категорически запрещается играть со спичками и зажигалками? (игры со спичками являются причиной пожара)
- Что вы будете делать, если услышите дым или увидите возгорание? (По возможности попытаться потушить пожар).
- А если не получилось потушить? (Позвонить в пожарную часть, по номеру 01, сообщить, что случилось, назвать свой домашний адрес и покинуть квартиру).
- Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (пожарные).
- Чем опасны пожары? (могут сгореть вещи, квартиры, лес, погибнуть животные, а главное люди).
- Чем опасен пожар, кроме огня? (Дымом, нечем дышать, не видно, где выход, можно задохнуться).
- Какого цвета пожарная машина?
- Дидактическая игра «Хорошо - плохо»
Огонь с одной стороны - это хорошо? Почему? (на огне можно приготовить пищу, возле огня можно согреться, с помощью огня люди обогревают свои дома, плавят металл, с помощью огня изготавливают стройматериалы, обжигают керамические изделия).
С другой стороны – огонь это плохо. (Огонь – это источник опасности. При неправильном, неразумном использовании его возникают пожары, в которых погибают люди, маленькие дети. Чтобы этого не случилось нужно соблюдать правила пожарной безопасности.
- Нельзя играть со спичками;
- Нельзя поджигать сухую траву;
- Нельзя зажигать детям бенгальские огни, различные фейерверки;
Помните, ребята, правило одно:
Утром, вечером и днем
Осторожен будь с огнем.
И тогда как говориться
И пожара не случиться.
- Игра «Да» и «Нет» (закрепление правил пожарной безопасности)
Всем ребятам нужно знать,
Что с огнем нельзя играть.
Это все ребята знают? (Да)
А с огнем они играют? (Нет)
Для ребят пожары — шутка? (Нет)
Все ли дети тут послушны? (Да)
На печи кипит варенье.
Можно ли без разрешенья
Детям к печке подбегать,
Чтоб варенье помешать? (Нет)
Палит листья мальчик Тихон,
У костра он скачет лихо.
Дети, дайте мне ответ,
Хорошо ли это? (Нет)
Вова спичками играет,
Мама это запрещает.
Дети, дайте мне ответ,
Прав наш Вова или нет? (Нет)
Нам пожары не беда? (Нет)
Друга выручим всегда? (Да)
Врать не будем никогда? (Да)
Маму слушаем всегда? (Да)
Можно спичками играть? (Нет)
Детям свечи зажигать? (Нет)
С огнем всегда ты осторожен? (Да)
Что ж, завершить игру мы можем? (Да)
5. Работа с напольным панно «Перекресток улицы»
2 ЛЕПЕСТОК
Воспитатель: Посмотрите, что изображено на лепестке? (Светофор)
Значит, о чем мы с вами будем сейчас говорить? (О дорожном движении)
Вопросы к детям:
- Кого называют участниками дорожного движения? (Пешеходов, и водителей).
- Как называется та часть дороги, по которой ездят машины? (проезжая часть)
- Как называется дорога, по которой ходят пешеходы? (тротуар).
- Можно ли детям играть на проезжей части дороги? Почему?
- Как сделать, чтобы игры детей были безопасными?
- Что помогает регулировать дорожное движение? (светофор)
- Где обычно ставят светофоры? (на пешеходных переходах и на перекрестках).
- Посмотрите, на нашей дороге есть, светофоры?
- Для машин поставим, какой светофор двухцветный или трехцветный?
- На пешеходный переход поставим светофор из двух цветов.
- Если нет светофора, как вы будете переходить дорогу? (Сначала надо посмотреть влево, если нет машин, мы идем до середины дороги, затем необходимо посмотреть направо, убедиться, что нет близко никакого транспорта и только тогда можно продолжать переходить дорогу).
- Чего не хватает на нашей дороге? (машин, людей).
- Что еще необходимо поставить в микрорайоне? (знаки)
- Какой знак поставите вблизи школ или детских садов? Для чего этот знак водителям?
6. Физминутка - 3 ЛЕПЕСТОК
Подвижная игра «Светофор» У воспитателя три круга – цвета светофора. Воспитатель поочередно показывает детям эти сигналы. Если педагог поднимает зеленый кружочек – дети двигаются, желтый – хлопают в ладоши, красный – стоят. Игра повторяется несколько раз.
7. Ситуации в сказках
4 ЛЕПЕСТОК – Посмотрите внимательно на картинки и скажите, как называются эти сказки («Петух, кот и лиса», «Красная Шапочка»)
- Что сделал неправильно петушок, когда кот и дрозд ушли в лес за дровами? (не послушался кота, выглянул, в окошко и его унесла, лиса);
- Какую ошибку сделала бабушка? (сказала, как открыть дверь волку).
- Что нужно было сначала сделать? (Встать и посмотреть в дверной глазок)
- Можно ли незнакомым людям открывать дверь или останавливаться на дороге и разговаривать?
- Представьте себе, что вы сидите дома одни. К вам позвонили или постучали в дверь. Что вы будете делать? (разыграть сюжет, один ребенок изображает сантехника, другой – «хозяина» квартиры).
Вывод: Если нет дома взрослых лучше к двери совсем не подходить ну, а если кто-то настаивает, чтобы вы открыли дверь, то позвоните по номеру 02 – вызов милиции.
8. Дидактическая игра «Опасные и безопасные предметы»
5 ЛЕПЕСТОК – В коробочке находятся предметы, которые могут стать источником опасности.
Воспитатель: рассмотрите, пожалуйста, эти предметы и скажите, вам знакомы они?
- Назовите их (иголки, ножницы, булавки, кнопки, нож, вилка, лезвие, таблетки, вата, бинт, шприц и др.)
Задание детям: необходимо каждому предмету найти место.
- Где они должны храниться? (в недоступном месте, чтобы дети не могли достать).
9. Пальчиковая гимнастика - 6 ЛЕПЕСТОК
Пара ножниц есть у нас
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный.
(Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают резать воображаемую бумагу. Повторяют четверостишие несколько раз).
10. Игра «Найди каждому предмету пару» (закрепить правила пользования острыми предметами) – 7 лепесток
Ребята, все задания мы с вами выполнили. Посмотрите, что же мы с вами собрали? (цветок). Давайте сосчитаем, сколько всего лепестков (7). Этот цветок называется «Цветик-семицветик».
11. Психоэмоциональная разгрузка.
Воспитатель приглашает детей прилечь на коврик и включает спокойную музыку.
«Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами радуга.
Первый цвет — голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя.
Следующий — желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.
Зеленый — цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.
Откройте глаза. Ну, что вы отдохнули? У всех хорошее настроение? Возьмите это настроение на весь день.
III. Итог занятия: Командир пожарной службы за все правильно выполненные задания каждому из вас прислал Цветик – Семицветик.
Вопросы к детям:
- О чем мы с вами сегодня говорили?
- Что больше всего понравилось вам и почему?
- Какое задание командира пожарной части было самое трудное?
Как вести себя со злоумышленниками
В старые времена, когда не было никаких учебников, дети узнавали о том, как себя вести себя в опасной ситуации, из сказок. А со временем милиционеры придумали специально для детей правило как вести себя на улице с незнакомыми людьми. Давай вспомним правило четырех «НЕ»:
1. Никогда не разговаривай с незнакомцем.
2. Никогда не садись в машину с незнакомцем.
3. Не играй по дороге из школы домой.
4. Не играй с наступлением темноты.
А вот теперь представь, что ты будешь делать, если незнакомец позвонит в дверь твоей квартиры. Даже взрослые должны сначала убедиться, что это не злоумышленник. А уж ребёнок тем более - потому что он совсем недавно читал сказку, где написано: «Дом поросёнка должен быть крепостью». Помнишь?
Некоторые люди почему-то стесняются спросить: «Кто там?» и даже посмотреть в дверной глазок. И очень жаль. Потому что нет никакого смысла ставить замки, запоры и даже двери, если сам открываешь, их кому попало.
Поэтому, когда взрослые дома, не открывай дверь без спроса, а если ты в квартире один, открыть можно только хорошо знакомому человеку, А знакомый, как известно, — это не тот, кто назовёт тебя по имени или скажет, что пришёл по поручению мамы. Знакомый — это тот, кого знаешь ты.
Спроси у мамы, кому ты имеешь право открыть дверь, если ты один дома. Пусть мама назовет точно - по именам. Кто это может быть из родственников, друзей, соседей. Можешь ты пустить кого-то из друзей? Договоритесь с мамой, что она никогда не пришлет незнакомого тебе человека.
И заранее посоветуйтесь, как тебе быть, если в дверь позвонит слесарь или электрик, что делать, если в дверном глазке ты видишь милиционера или врача, которые просят, например, позвонить по телефону. Такие вещи очень важно решить заранее – раз и навсегда. Потому, что придет время опасной ситуации, сомневаться будет некогда.
Обычная рекомендация милиции – незнакомых людей не впускать ни под каким предлогом. Поэтому, кем бы не представлялся неизвестный, о чем бы ни просил, помочь ему ты все равно не сможешь. Единственное, что он может услышать через твою дверь, запомни сейчас и навсегда:
ОБРАТИТЕСЬ К СОСЕДЯМ, СЕЙЧАС Я ПОЗВОНЮ, И ОНИ ВАМ ПОМОГУТ!»
Или:
«СЕЙЧАС Я ПОЗВОНЮ В МИЛИЦИЮ. ОНИ ПРИЕДУТ И ВСЁ РЕШАТ!»
Даже взрослым милиция советует на такую, например, просьбу незнакомца: «Нужно срочно позвонить по телефону», — отвечать: «Скажите номер, я позвоню от вашего имени». А дверь всё равно не открывать. Ты, наверное, уже хорошо умеешь обращаться с телефоном. Но никогда не помешает поместить около него небольшой листок, где записаны самые - важные телефоны. Поэтому, если у тебя ещё нет такого списка, сделай его и повесь. Пусть он выглядит, например, вот так:
МАМИНА РАБОТА _________________________________________
БАБУШКА ___________________________________________________
ПАПИНА РАБОТА ___________________________________________
ОТДЕЛЕНИЕ МИЛИЦИИ ____________________________________
ПОЖАРНАЯ ОХРАНА — 01
МИЛИЦИЯ — 02
СКОРАЯ ПОМОЩЬ — 03
СЛУЖБА ГАЗА — 04
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ПОЖАРЕ
- От искры пожар рождается.
- He шути с огнем - обожжешься.
- Огонь да вода все сокрушат.
- С огнем не шути - сгореть можно.
- He играй, кошка, с огнем - лапу обожжешь.
- Искру туши до пожара, беду отведи до удара.
- От огня и камень треснет.
- Нет дыма без огня.
- Дела, как сажа бела.
- Москва от копеечной свечи сгорела.
- Огонь - хороший слуга, но плохой хозяин.
- Утром, вечером и днем осторожен, будь с огнем.
- Спички - не игрушки, огонь - нe забава.
- Человек без огня не живет ни единого дня.
- Правда в огне не горит и в воде не тонет.
- Огня без дыма, человека, без ошибок не бывает.
- При огне, как при солнце, светло, при огне и зимою тепло.
- Маленькая спичка сжигает большой лес.
- Спичка - невеличка, огонь - великан.
- Жжётся печь - ее -не тронь, потому что в ней огонь
- Огонь - друг и враг человека.
- Искра мала, да велик пламень родит.
Список используемой литературы:
1. Авдеева Н.Л, Князева О.Л., Стеркина Р.Б.: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, «Детство - Пресс», 2002.
2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
3. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. – М.: Издательство «Лист» 1997.
4. Голицина Н.С., Бухарова Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. – М: ООО «Издательство « Скрипторий 2003», 2010.
5. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет.- Волгоград: издательство «Учитель», 2011.
6. Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников – М.: ООО «Издательство « Скрипторий 2003», 2009.
7. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников. Занятия, планирование, рекомендации. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Способы добывания огня. Типы и виды костров"
Конспект урока в 6 классе. С использованием игровых приемов....
КВН "Всегда и везде, ночью и днем будь аккуратен, осторожен с огнем!"
Сценарий проведения КВН по противопожарной тематике среди учащихся основной школы.Основными целями и задачами мероприятия являются:1. Закрепить знания правил пожарной безопасно...
Будь осторожен с огнем!
Презентация на английском языке для внеклассной работы, для проведения недели английского языка в школе....
конспект урока "Способы добывания огня"
Этот материал можно использовать для подготовки уроков ОБЖ в 6 классе....
Сценарий выступления участников кружка ЮДП "Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем!"
В разработке в игровой форме представлены правила обращения с огнем для учащихся младших классов....
Воспитательское занятие на тему: "Будь с огнем осторожен всегда"
Познакомить детей с причинами возникновения пожаров...
Социальный проект "Будь осторожен с огнем"
социальный проект...