учебная программа по безопасности жизнедеятельности
рабочая программа по обж (10 класс) по теме
Программа учебно дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для профессий начального профессионального образования. Организация - разработчик: Областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище № 1 им. Ю.В.Смирнова" города Макарьева Костромской области. Разработчик: Крупышева Наталия Владимировна, преподаватель ОБЖ в ОГБОУ НПО ПУ № 1 Программа построена по принципу модулей. В ней рассмотрены: паспорт программы учебной дисциплины, тематический план и содержание учебной дисциплины, рабочий тематический план, условия реализации программы учебной дисциплины, контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_programma_po_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti.docx | 31.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ПО
Безопасности жизнедеятельности
2011г
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для профессий начального профессионального образования .
Организация – разработчик: Областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 1 им. Ю.В.Смирнова» города Макарьева Костромской области
Разработчик:
Крупышева Наталия Владимировна, преподаватель ОБЖ ОГБОУ НПО ПУ № 1
СОДЕРЖАНИЕ стр.
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- РАБОЧИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования
Программа учебной дисциплины может быть использована для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования.
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в обще-профессиональный цикл.
1.3 Цели и задачи дисциплины:
Основная цель данной дисциплины как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. Перед учащимися ставятся задачи:
- освоения знаний о безопасном поведении человека в чрезвычайных и опасных ситуациях природного, техногенного, а также социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитания ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России, и её государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
- развития черт личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; соблюдения бдительности при возникновении угрозы терроризма;
- овладения умениями правильно оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; целенаправленно действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- развития потребности в расширении и постоянном углублении знаний по проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности в современных условиях;
- формирования мировоззрения и воспитания у учащихся социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки 70 часов, в том числе: 23часа – Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; 17 часов – Государственная система обеспечения безопасности населения; 30 часов – Основы обороны государства и воинская обязанность (Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (для девушек))
2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | |||
Юноши | Девушки | |||
Всего | В том числе практич. | Всего | В том числе практич. | |
1 Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья | 23 4 | 23 4 | ||
2 Государственная система обеспечения безопасности населения | 17 2 | 17 2 | ||
3 Основы обороны государства и воинская обязанность | 30 2 | ______ | ||
4 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | _______ | 30 2 | ||
Итого | 70 | 70 |
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Правильное рациональное питание. Вредные привычки и их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье, социальные последствия употребления алкоголя. Влияние курения на здоровье. Пассивное курение. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения, социальные последствия пристрастия к наркотикам. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Первая медицинская помощь при травмах и ранениях
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история её создания, предназначение, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Защитные сооружения гражданской обороны, виды защитных сооружений, правила поведения в защитных сооружениях. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника.
3 ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ
Структура и предназначение Вооружённых Сил Российской Федерации. Виды Вооружённых Сил, рода войск. Функции и основные задачи современных Вооружённых Сил России. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учёт и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт, обязанности граждан. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учёт. Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, размещение военнослужащих. Прохождение военной службы по контракту. Требования , предъявляемые к гражданам поступающим на военную службу по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба, основные условия прохождения, требования предъявляемые гражданам. Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих. Соблюдение норм международного гуманитарного права. Воинская дисциплина, её сущность и значение.
- ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие. Здоровье родителей и здоровье будущего ребёнка. Профилактика вредных привычек и злоупотребления наркотическими веществами. Инфекции, передаваемые половым путём, и их профилактика. Здоровый образ жизни, режим дня, труда и отдыха, рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание, правила личной гигиены и здоровье человека. Правовые аспекты взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений, основные функции семьи, основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребёнка».
3 РАБОЧИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Модуль 1 Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья 23час | ||
Тема урока | кол-во часов | из них практ. |
Введение. Здоровье - основные понятия. | 2 | |
Основные составляющие здорового образа жизни | 2 | |
Факторы, способствующие укреплению здоровья. | 2 | |
Двигательная активность и закаливание их влияние на здоровье. | 3 | 1 |
Понятия о личной гигиене. Влияние на здоровье. | 2 | |
Влияние вредных привычек на здоровье. | 2 | |
Влияние питания на здоровье. Принципы рационального питания. | 2 | 1 |
Основные инфекционные болезни их классификация и профилактика. | 2 | |
Нравственность и здоровье. Заболевания, передающиеся половым путём. | 2 | |
Правила оказания первой медицинской помощи. | 4 | 2 |
Модуль 2 Государственная система обеспечения безопасности населения 17 час | ||
Тема урока | кол-во часов | из них практ |
Единая государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона – предназначение, структура, задачи | 2 | |
Современные средства поражения, поражающие факторы, мероприятия по защите | 2 |
|
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 2 | |
Средства индивидуальной защиты населения | 3 | 1 |
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера | 3 | |
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 3 | 1 |
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. Терроризм и его виды. | 2 |
Модуль 3 Основы обороны государства и воинская обязанность 30 час (юноши) | ||
Тема урока | кол-во часов | из них практ |
История создания Вооружённых Сил Российской Федерации, предназначение и задачи ВС РФ | 2 | |
Организационная структура Вооружённых Сил. Виды и рода войск их предназначение и задачи | 4 | |
Воинская обязанность. Основные понятия. | 2 | |
Первоначальная постановка на воинский учёт. Обязанности граждан | 2 | |
Организация медицинского освидетельствования, освобождения и отсрочки | 2 | |
Военная служба и порядок её прохождения | 2 | |
Организация обороны РФ | 2 | |
Воинские звания военнослужащих | 2 | |
Уставы Вооружённых Сил Российской Федерации | 2 | |
Правовые основы военной службы. Виды ответственности установленной для военнослужащих | 2 | |
Альтернативная гражданская служба. Основные условия для прохождения | 2 | |
Безопасность военной службы | 2 | |
Традиции и ритуалы ВС РФ | 2 | |
Строевая подготовка | 2 | 2 |
Модуль 3 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 30 час (девушки) | ||
Тема урока | кол-во часов | из них практ |
Общие правила оказания первой помощи. Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях | 2 | |
Оказание первой медицинской помощи при ранениях | 2 | |
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата | 2 | |
Первая помощь при поражении электричеством. Травматический шок – первая помощь | 2 | |
Травмы лицевой части головы, оказание первой помощи | 2 | |
Виды ожогов, первая помощь | 2 | |
Общие правила оказания первой помощи при различных отравлениях | 2 |
|
Первая помощь при переохлаждении, тепловом ударе, обмороке | 2 | |
Оказание первой помощи при попадании инородных тел в нос, ухо, дыхательные пути | 2 | |
Асептика и антисептика. Правила обработки ран и наложения стерильных повязок | 4 | 2 |
Транспортировка пострадавших. Общие правила транспортировки. | 2 | |
Правовые аспекты взаимоотношения полов | 4 | |
Репродуктивное здоровье женщины и факторы на него влияющие | 2 |
4. условия реализации программы дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасности жизнедеятельности»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя;
- комплект учебных пособий по «Основам безопасности жизнедеятельности», «Основам медицинских знаний», «Основам военной службы»;
- средства индивидуальной защиты;
- приборы радиационной и химической разведки;
- медицинские средства для оказания первой помощи;
- макет массово габаритный ММГ АК-74;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. под ред. Воробьёва Ю.Л. – М.,2005
- Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. под ред. Воробьёва Ю.Л. – М.,2005
- Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. в 2ч. Ч. 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский; под общ. ред. А.Т. Смирнова; - М.: Просвещение, 2010
- Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М.: Издательский центр «Академия»,2011
Дополнительные источники:
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1993—2007.
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Уголовный кодекс Российской Федерации.
Интернет-ресурсы:
- www.uchportal.ru «Учительский портал».
- www.alleng.ru «Всем, кто учиться».
- www.armyrus.ru «Военно-информационный портал».
- Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ, а также выполнения, обучающимися, индивидуальных заданий, докладов, рефератов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов в МОУ СОШ №16 на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу ОБЖ в МОУ СОШ №16 г. Серпухова составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-А класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов - разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-Б,В,Д класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов - разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-г класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов - разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-А класс 2020 - 2021 учебный год
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-Б,В,Д класс 2020 - 2021 учебный год
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработана на базе федерального компонента государственного стандарта, руков...
Рабочая программа (АООП ООО для учащихся с ЗПР) по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса составлена в соответствии с комплексной программой для общеобразовательного учреждения «Основы безопасности жизнедеятельности », А.Т. Смирнов,...