Рабочая программа по ОБЖ 5 класс
рабочая программа по обж (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основам Безопасности жизнедеятельности» 5 класс.
Программа рассчитана на 17 часов(0.5 часа в неделю).
Характеристика особенностей программы:
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной А.Т Смирновым (руководитель), Б.О.Хренниковым и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.
Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде», «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».
Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний» и «Основы здорового образа жизни».
Цели и задачи курса:
- Изучение правил обеспечения безопасности на транспорте;
- Продолжение изучения правил пожарной безопасности, действий учащихся при пожаре;
- Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях социального и техногенного характера;
- Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи;
- Иметь представление об основных видах здорового образа жизни;
- Знать основные понятия и основные термины правил дорожного движения.
Главная задача курса
дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях.
Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
3.Содержание программы
Безопасность и защита человека в среде обитания (8 ч)
Город как источник опасности(1ч)
Особенности города как среды обитания человека. Источники опасности в современном городе. Зоны повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей, улицы, парки, скверы). Системы обеспечения безопасности города (милиция, пожарная охрана, скорая помощь, служба спасения, коммунальные и другие службы).
Опасные ситуации в доме (в квартире) (3ч)
Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водо- и электроснабжение, отопление, канализация). Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище. Опасные вещества и средства бытовой химии. Последствия, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Взрывы в жилищах и их причины. Обрушение конструкций, правила безопасного поведения при взрывах и обрушениях конструкций.
Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Последствия пожаров. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале), а также в многоэтажном здании. Как действовать, если на человеке загорелась одежда или в комнате - электроприбор (телевизор, приемник, магнитофон, компьютер), елка. Способы эвакуации из горящего здания.
Затопление жилища. Причины и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению.
Опасности, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Основные виды электрических и электронных приборов, используемых в быту. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов.
Опасные ситуации на улице (1ч)
Тонкий лед и опасность передвижения по нему. Меры предосторожности при движении по льду. Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.
Чрезвычайные ситуации на транспорте (2ч)
Современный транспорт - зона повышенной опасности. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Краткая характеристика современных видов транспорта - общественного (автобус, трамвай, троллейбус, метро), железнодорожного, авиационного, водного. Правила поведения пассажира во время следования железнодорожным, водным и авиационным транспортом. Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях. Краткая характеристика пожарной опасности современного транспорта: общественного (автобус, трамвай, троллейбус, метро), железнодорожного, водного, авиационного. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара в транспорте.
Ситуации криминогенного характера (1ч)
Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника.
Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. Внешние признаки людей, способных совершить насильственные действия.
Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты.
Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде, лифте. Правила общения с незнакомым человеком по телефону.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (4ч)
Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при повреждениях раз-
личных видов. Характеристика различных видов кровотечении и их причины.
Способы остановки кровотечений (давящая повязка, наложение жгута, пережатие артерии, сгибание конечности).
Основы здорового образа жизни (4ч)
Движение - естественная потребность организма как высокоорганизованной биологической системы. Избыток и недостаток движения - причина заболеваний человека.
Правила безопасного использования электронных приборов. Компьютер и здоровье. Половое просвещение учащихся и его роль в формировании здоровья. Изменения в организме, происходящие при половом созревании, и половые различия опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и психики.
Факторы, формирующие репродуктивное здоровье.
Закрепление практических навыков по пройденным темам и подготовка (1ч)
Тематическое планирование курса
«Основы безопасности жизнедеятельности»
в 5 классе
№ | Наименование раздела, темы | Кол-тво часов | Форма контроля | Дата план | Дата факт |
I | Безопасность и защита человека в опасных ситуациях | 9 | |||
1 | Город как среда обитания | 1 | |||
2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища Особенности природных условий в городе | 1 | |||
3 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе Основы безопасности жизнедеятельности человека | 1 | |||
4 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения Пешеход. Безопасность пешехода | 1 | |||
5 | Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель | 1 | |||
6 | Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 | Тестовые задания | ||
7 | Погодные условия и безопасность человека Безопасность на водоемах | 1 | |||
8 | Криминогенные ситуации и личная безопасность | 1 | |||
9 | Обеспечение личной безопасности дома Обеспечение личной безопасности на улице | 1 | Тестовые задания | ||
II | Чрезвычайные ситуации | 1 | |||
10 ___ III | ЧС природного характера. ЧС техногенного характера ________________________ Основы здорового образа жизни | 1 __________7 | |||
11 | О здоровом образе жизни | 1 | |||
12 ___ 13 | Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья ________________________ Рациональное питание. Гигиена питания | 1 __________ 1 | Тестовые задания | ||
14 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек | 1 | |||
15 | ПМП при различных видах повреждений | 1 | |||
16 | Оказание ПМП при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении | 1 | Тестовые задания | ||
17 | ПМП при отравлениях | 1 | |||
Всего часов: 17 |
5.Требования к уровню усвоения дисциплины.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Должны:
Знать/понимать:
- о возможных аварийных ситуациях в жилище (образовательном учреждении), причины их возникновения и правила поведения;
- правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;
- правила безопасного поведения на улицах;
- о различных опасных и аварийных ситуациях, возникающих в общественном транспорте и правила безопасного поведения;
- правила поведения в криминогенных ситуациях;
- правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;
- правила поведения при захвате в заложники; действия по обнаружению взрывоопасного предмета;
Уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом);
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- оказывать помощи терпящим бедствие на воде
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;
- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
6.Контроль уровня обучения.
Контроль уровня обучения проводится в виде тестирования в конце каждой темы.
7.Ресурсное обеспечение программы.
Используемая литература для учителя:
1. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс». М., «Просвещение», 2008г.
2. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин «Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», М., «Просвещение», 2001г.
3.В.Д. Зазулинский «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях», М., «Экзамен», 2006г.
4. О.В. Пахнутова «ОБЖ 5 класс. Поурочные планы по учебнику А.Т. Смирнова и др.», Волгоград, «Корифей», 2006г.
Используемая литература для учащихся:
1. В.Н. Латчук, С.К. Миронов «Тетрадь для оценки качества знаний по Основам безопасности жизнедеятельности 5 класс», М., «Дрофа», 2008г
2. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс». М., «Просвещение», 2008г.
интернет-ресурсы
1.http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
2.http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
3.http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе, имеется также архив статей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...