Внеклассное мероприятие по предмету "Брейн-ринг"
методическая разработка по обж (10 класс) по теме
1. Развивать у учащихся интерес к военному делу, к знаниям в разных отраслях науки.
2. Воспитать чувство любви к Родине, гордости за её героическое прошлое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
breyn-ring_10_klassy.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
внеклассного мероприятия по ОБЖ.
"Брейн - ринг": "Науки в военном деле"
Цель:
- Развивать у учащихся интерес к военному делу, к знаниям в разных отраслях науки.
- Воспитать чувство любви к Родине, гордости за её героическое прошлое.
Участники: учащиеся 8-9 классов. Состав команды - 6 человек.
Правила игры:
- победитель определяется по наибольшей сумме набранных баллов;
- время на обсуждение 1 минута;
- о готовности к сигнализируют нажатием кнопки настольных ламп, установленных за каждым столом, где сидит команда;
- отвечающего назначает капитан команды;
- начало и конец обсуждения вопроса определяется ударом гонга;
- если в течение минуты команды не имеют варианта ответа, вопрос с игры снимается;
- в случае неполного ответа команды, баллы не присуждаются;
- в случае неправильного ответа одной из команд, до истечения одной минуты, представляется возможность ответа другим командам;
- фальстартом является нажатие кнопки до начала минуты обсуждения, в том случае команда лишается права ответа на вопрос;
- в случае подсказки из зала, вопрос снимается с обсуждения;
- блиц - раунд – три вопроса, обсуждение 20 секунд на каждый вопрос;
- при неправильном ответе на один из трёх вопросов, блиц - раунд считается проигранным;
- та команда, которая правильно ответила на первый вопрос блиц - раунда, продолжает отвечать на последующие два вопроса и при успешных ответах получает три балла. Остальные команды из раунда блиц - раунда выбывают.
Ведущий игры: преподаватель ОБЖ.
Жюри: преподаватели – предметники.
Звучат фанфары. Ведущий объявляет правила игры и членов жюри. Открывается первая страница брейн – ринга.
- Русская древняя история.
1–й раунд – звучит удар гонга (так же в последующих раундах).
Вопрос: О каком событии в русской военной истории говорит дата 8 сентября 1380 года?
Ответ: Победа Дмитрия Донского на Куликовом поле над 150–тысячным полчищем Мамая.
2–й раунд. Показывается видеофрагмент "Ледового побоища".
Вопрос: Какая битва показана и когда она происходила?
Ответ: Разгром Ливонского ордена 5 апреля 1242 г. дружинами А. Невского.
3–й раунд.
Вопрос: Чем памятна дата 1480 г.
Ответ: Свержение татаро-монгольского ига.
4–й раунд. Блиц–раунд: Кому принадлежат эти слова?
Вопрос: "Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет."
Ответ: А. Невскому.
Вопрос: "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом".
Ответ: А. В. Суворову.
Вопрос: "Побеждать не числом, а уменьем"
Ответ: А. В. Суворову.
5–й раунд:
Вопрос: Назовите двух выдающихся флотоводцев – героев Севастопольской обороны 1854–1855 гг., которым поставлены памятники в городе русской морской славы Севастополе?
Ответ: Адмиралам П. С. Нахимову (1802–1855) и В. А. Корнилову (1806–1854).
2. История Великой Отечественной Войны.
6–й блиц–раунд:
Вопрос: Кого в годы войны немцы называли "чёрной смертью"?
Ответ: Морских пехотинцев.
Вопрос: Как назывался германский план взятия Москвы?
Ответ: Тайфун.
Вопрос: Захват каких территорий предусматривала фашистская операция "Эдельвейс"?
Ответ: Захват Кавказа.
7–й раунд:
Вопрос: Какая операция ВОВ началась ночью при свете 140 прожекторов? Укажите дату этого события?
Ответ: Берлинская операция, ночью 16 апреля 1945 г.
8–й раунд: Показывается видеофрагмент без звука "Подписание акта о капитуляции Германии".
Вопрос: Какое событие ВОВ показано в видеофрагменте? Когда это было?
Ответ: Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии 8 мая 1945 Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым.
9–й раунд:
Вопрос: Назовите Героев Советского Союза, водрузивших знамя Победы над Рейхстагом? Когда это было?
Ответ: Сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария. Это событие произошло 30 апреля 1945 г.
Музыкальная пауза
3. Литературная страница
10–й раунд:
Вопрос: Назовите произведения А. С. Пушкина, в котором дано описание исторического сражения, произошедшего 27 июня 1709 г.?
Ответ: Поэма "Полтава", в которой А. С. Пушкин описал разгром шведских захватчиков русскими воинами во главе с Петром .
11–й раунд:
Вопрос: Назовите произведение и автора:
"Переправа, переправа
Берег левый, берег правый
Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому – слава,
Кому тёмная вода, –
Ни приметы, ни следа"
Ответ: Поэма "В. Тёркин" А. Твардовского.
12–й раунд:
Вопрос: Назовите произведение и автора:
"И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем срой.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой".
Ответ: "Бородино" М. Ю. Лермонтова.
13–й раунд:
Вопрос: Эпизод какой битвы запечатлен в повести Юрия Бондарева "Горячий снег"?
Ответ: Сталинградская битва.
4. Географическая страничка.
14–й раунд:
Вопрос: Где высадился англо–американский десант, открывший второй фронт в Европе в июне 1944г.
Ответ: В Нормандии..
15–й раунд:
Вопрос: Известно, что Советская Армия в ходе II Мировой войны освободила полностью или частично 10 стран в Европе и 2 в Азии. Назовите освобождённые Азиатские страны (в прежних границах).
Ответ: Корея и Северный Китай (Манчжурия).
16–й раунд: Команды получают топографические карты У–34–37–В (Снов).
Вопрос: Выдержит ли мост через реку Андогу в квадрате 6511 современный танк? Ответ обоснуйте.
Ответ: Нет, не выдержит, так как этот мост деревянный, имеет длину 30м, ширину 6м и рассчитан на вес 10 тонн. А современный танк весит более 48 тонн.
17–й раунд:
Вопрос: Какая зависимость физической географии положена в основу принципа работы авиавысотомера?
Ответ: С поднятием вверх на каждые 10 метров давление атмосферы понижается на 1 мм ртутного столба.
18–й раунд: В бывшем СССР было 13 городов–героев.
Вопрос: Назовите 7 городов героев России.
Ответ: Ленинград, Волгоград, Москва, Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск.
Музыкальная пауза.
Просьба к участникам быть внимательными. Песня "38 узлов" А. Розенбаума.
5. Математическая страница.
19–й раунд:
Вопрос: Что означает услышанные вами в песне величины: миля, узел и кабельтов? Какая между ними зависимость?
Ответ: 1 миля 1852 метра (расстояние); 1 узел – 1852 км/час (мера скорости); скорость 38 узлов примерно равна 70 км/час; кабельтов равен 185,2 метра, т.е. десятая часть мили. Все эти величины используются на флоте.
20–й раунд:
Вопрос: Как называется основное оружие солдат и матросов периода революции и гражданской войны? Каков его калибр?
Ответ: Трехлинейная винтовка образца 1891г. конструкции капитана С. И. Мосина. Её калибр – 7,62 мм, т.е. три линии. Старинная русская мера длины 1 линия = 2,54 мм (десятая часть дюйма).
21–й раунд
Вопрос: Как называется прославленная полевая пушка этого периода? Каков её калибр?
Ответ: Пушка называлась "трёхдюймовка" из–за своего калибра. 1 дюйм = 25,4 мм. 3 дюйма = 76 мм.
6. Физическая страничка.
22–й раунд:
Вопрос: Может ли свист пули служить сигналом о её приближении?
Ответ: Нет, так как в большинстве случаев, т.е. при стрельбе до 1000 м, скорость пули больше скорости звука.
23–й блиц–раунд: В период ВОВ для борьбы с танками использовали ПТРС и ПТРД. Почему у них такой длинный ствол?
Ответ: Для увеличения начальной скорости снаряда, дальности, стрельбы и пробивной способности снаряда.
Вопрос: О чём говорит наличие газовой камеры у ПТРС?
Ответ: Об автоматической перезарядке.
Вопрос: Для чего нужен дульный тормоз?
Ответ: Для уменьшения отдачи.
24–й раунд
Вопрос: При каком угле возвышения ствола орудий достигается наибольшая дальность стрельбы?
Ответ: При угле 45.
25–й раунд:
Вопрос: Температура пороховых газов в канале ствола при выстреле достигает 3000°С. Температура плавления стали 1500°С.Почему же ствол не расплавляется?
Ответ: Взрыв пороха длится всего несколько тысячных долей секунды, поэтому ствол не успевает расплавиться.
7. Химическая страничка.
26–й раунд:
Вопрос: С какой целью в зажигательных авиабомбах используют натрий?
Ответ: С целью затруднить тушение пожара водой, так как натрий энергично реагирует с ней, выделяется водород, который при этом загорается.
27–й раунд: Внимание, чёрный ящик.
Вопрос: Шла 1–я мировая война. Одна из сторон впервые применила новое оружие. Изобретение, которое находится в этом ящике, спасло жизни многих людей. Назовите, что находится в этом ящике, кем и когда оно было изобретено?
Ответ: Н. Д. Зелинский в 1915 г. изобрёл противогаз.
28–й блиц–раунд:
Вопрос: Что такое угарный газ?
Ответ: Окись углерода (СО).
Вопрос: Каково общеизвестное название цианистого водорода?
Ответ: Синильная кислота (НСN)
Вопрос: При поражении каким ОВ нельзя делать пострадавшему искусственное дыхание?
Ответ: При поражении фосгеном (СОСL).
8. Лингвистическая страница.
29–й раунд: Во Второй Мировой войне все воюющие стороны пользовались в основном радиосвязью и, естественно, переговоры противников перехватывались. Приходилось переговоры шифровать. Но и к шифрам подбирались ключи. Не поддавались расшифровке только переговоры американской армии, хотя велись, как правило, открытым текстом, без всяких шифров.
Вопрос: Как это американцам удавалось?
Ответ: Просто текст был не на английском, а на одном из индейских языков. В армию США в связисты были мобилизованы практически полностью мужчины одного из малоизученных индейских племён.
30–й раунд: В старину на Руси пользовались так называемой тарабарской грамотой.
Вопрос: Расшифруйте при помощи тарабарской грамоты слово ЯЮСХФШВХЫМ.
Ответ: В тарабарской грамоте шифром являлся алфавит, буквы которого записывались в две строчки, одна за другой, и взаимозаменялись.
Шифр:
АБВГДЕЖЗ И Й КЛМНОП
РСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
Заменяя буквы верхнего ряда на нижние и наоборот, расшифруем слово: ПОБЕДИТЕЛЬ.
Музыкальная пауза.
Подведение итогов брейн–ринга.
1. Русская древняя история.
1–й раунд – звучит удар гонга (так же в последующих раундах).
Вопрос: О каком событии в русской военной истории говорит дата 8 сентября 1380 года?
Ответ: Победа Дмитрия Донского на Куликовом поле над 150–тысячным полчищем Мамая.
2–й раунд. Показывается видеофрагмент "Ледового побоища".
Вопрос: Какая битва показана и когда она происходила?
Ответ: Разгром Ливонского ордена 5 апреля 1242 г. дружинами А. Невского.
3–й раунд.
Вопрос: Чем памятна дата 1480 г.
Ответ: Свержение татаро-монгольского ига.
4–й раунд. Блиц–раунд: Кому принадлежат эти слова?
Вопрос: "Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет."
Ответ: А. Невскому.
Вопрос: "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом".
Ответ: А. В. Суворову.
Вопрос: "Побеждать не числом, а уменьем"
Ответ: А. В. Суворову.
5–й раунд:
Вопрос: Назовите двух выдающихся флотоводцев – героев Севастопольской обороны 1854–1855 гг., которым поставлены памятники в городе русской морской славы Севастополе?
Ответ: Адмиралам П. С. Нахимову (1802–1855) и В. А. Корнилову (1806–1854).
2. История Великой Отечественной Войны.
6–й блиц–раунд:
Вопрос: Кого в годы войны немцы называли "чёрной смертью"?
Ответ: Морских пехотинцев.
Вопрос: Как назывался германский план взятия Москвы?
Ответ: Тайфун.
Вопрос: Захват каких территорий предусматривала фашистская операция "Эдельвейс"?
Ответ: Захват Кавказа.
7–й раунд:
Вопрос: Какая операция ВОВ началась ночью при свете 140 прожекторов? Укажите дату этого события?
Ответ: Берлинская операция, ночью 16 апреля 1945 г.
8–й раунд: Показывается видеофрагмент без звука "Подписание акта о капитуляции Германии".
Вопрос: Какое событие ВОВ показано в видеофрагменте? Когда это было?
Ответ: Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии 8 мая 1945 Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым.
9–й раунд:
Вопрос: Назовите Героев Советского Союза, водрузивших знамя Победы над Рейхстагом? Когда это было?
Ответ: Сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария. Это событие произошло 30 апреля 1945 г.
Музыкальная пауза
3. Литературная страница
10–й раунд:
Вопрос: Назовите произведения А. С. Пушкина, в котором дано описание исторического сражения, произошедшего 27 июня 1709 г.?
Ответ: Поэма "Полтава", в которой А. С. Пушкин описал разгром шведских захватчиков русскими воинами во главе с Петром .
11–й раунд:
Вопрос: Назовите произведение и автора:
"Переправа, переправа
Берег левый, берег правый
Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому – слава,
Кому тёмная вода, –
Ни приметы, ни следа"
Ответ: Поэма "В. Тёркин" А. Твардовского.
12–й раунд:
Вопрос: Назовите произведение и автора:
"И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем срой.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой".
Ответ: "Бородино" М. Ю. Лермонтова.
13–й раунд:
Вопрос: Эпизод какой битвы запечатлен в повести Юрия Бондарева "Горячий снег"?
Ответ: Сталинградская битва.
4. Географическая страничка.
14–й раунд:
Вопрос: Где высадился англо–американский десант, открывший второй фронт в Европе в июне 1944г.
Ответ: В Нормандии..
15–й раунд:
Вопрос: Известно, что Советская Армия в ходе II Мировой войны освободила полностью или частично 10 стран в Европе и 2 в Азии. Назовите освобождённые Азиатские страны (в прежних границах).
Ответ: Корея и Северный Китай (Манчжурия).
16–й раунд: Команды получают топографические карты У–34–37–В (Снов).
Вопрос: Выдержит ли мост через реку Андогу в квадрате 6511 современный танк? Ответ обоснуйте.
Ответ: Нет, не выдержит, так как этот мост деревянный, имеет длину 30м, ширину 6м и рассчитан на вес 10 тонн. А современный танк весит более 48 тонн.
17–й раунд:
Вопрос: Какая зависимость физической географии положена в основу принципа работы авиавысотомера?
Ответ: С поднятием вверх на каждые 10 метров давление атмосферы понижается на 1 мм ртутного столба.
18–й раунд: В бывшем СССР было 13 городов–героев.
Вопрос: Назовите 7 городов героев России.
Ответ: Ленинград, Волгоград, Москва, Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск.
Музыкальная пауза.
Просьба к участникам быть внимательными. Песня "38 узлов" А. Розенбаума.
5. Математическая страница.
19–й раунд:
Вопрос: Что означает услышанные вами в песне величины: миля, узел и кабельтов? Какая между ними зависимость?
Ответ: 1 миля 1852 метра (расстояние); 1 узел – 1852 км/час (мера скорости); скорость 38 узлов примерно равна 70 км/час; кабельтов равен 185,2 метра, т.е. десятая часть мили. Все эти величины используются на флоте.
20–й раунд:
Вопрос: Как называется основное оружие солдат и матросов периода революции и гражданской войны? Каков его калибр?
Ответ: Трехлинейная винтовка образца 1891г. конструкции капитана С. И. Мосина. Её калибр – 7,62 мм, т.е. три линии. Старинная русская мера длины 1 линия = 2,54 мм (десятая часть дюйма).
21–й раунд
Вопрос: Как называется прославленная полевая пушка в период революции и гражданской войны? Каков ее калибр?
Ответ: Пушка называлась "трёхдюймовка" из–за своего калибра. 1 дюйм = 25,4 мм. 3 дюйма = 76 мм.
6. Физическая страничка.
22–й раунд:
Вопрос: Может ли свист пули служить сигналом о её приближении?
Ответ: Нет, так как в большинстве случаев, т.е. при стрельбе до 1000 м, скорость пули больше скорости звука.
23–й блиц–раунд:
Вопрос: В период ВОВ для борьбы с танками использовали ПТРС и ПТРД. Почему у них такой длинный ствол?
Ответ: Для увеличения начальной скорости снаряда, дальности, стрельбы и пробивной способности снаряда.
Вопрос: О чём говорит наличие газовой камеры у ПТРС?
Ответ: Об автоматической перезарядке.
Вопрос: Для чего нужен дульный тормоз?
Ответ: Для уменьшения отдачи.
24–й раунд
Вопрос: При каком угле возвышения ствола орудий достигается наибольшая дальность стрельбы?
Ответ: При угле 45.
25–й раунд:
Вопрос: Температура пороховых газов в канале ствола при выстреле достигает 3000°С. Температура плавления стали 1500°С.Почему же ствол не расплавляется?
Ответ: Взрыв пороха длится всего несколько тысячных долей секунды, поэтому ствол не успевает расплавиться.
7. Химическая страничка.
26–й раунд:
Вопрос: С какой целью в зажигательных авиабомбах используют натрий?
Ответ: С целью затруднить тушение пожара водой, так как натрий энергично реагирует с ней, выделяется водород, который при этом загорается.
27–й раунд: Внимание, чёрный ящик.
Вопрос: Шла 1–я мировая война. Одна из сторон впервые применила новое оружие. Изобретение, которое находится в этом ящике, спасло жизни многих людей. Назовите, что находится в этом ящике, кем и когда оно было изобретено?
Ответ: Н. Д. Зелинский в 1915 г. изобрёл противогаз.
28–й блиц–раунд:
Вопрос: Что такое угарный газ?
Ответ: Окись углерода (СО).
Вопрос: Каково общеизвестное название цианистого водорода?
Ответ: Синильная кислота (НСN)
Вопрос: При поражении каким ОВ нельзя делать пострадавшему искусственное дыхание?
Ответ: При поражении фосгеном (СОСL).
8. Лингвистическая страница.
29–й раунд: Во Второй Мировой войне все воюющие стороны пользовались в основном радиосвязью и, естественно, переговоры противников перехватывались. Приходилось переговоры шифровать. Но и к шифрам подбирались ключи. Не поддавались расшифровке только переговоры американской армии, хотя велись, как правило, открытым текстом, без всяких шифров.
Вопрос: Как это американцам удавалось?
Ответ: Просто текст был не на английском, а на одном из индейских языков. В армию США в связисты были мобилизованы практически полностью мужчины одного из малоизученных индейских племён.
30–й раунд: В старину на Руси пользовались так называемой тарабарской грамотой.
Вопрос: Расшифруйте при помощи тарабарской грамоты слово ЯЮСХФШВХЫМ.
Ответ: В тарабарской грамоте шифром являлся алфавит, буквы которого записывались в две строчки, одна за другой, и взаимозаменялись.
Шифр:
АБВГДЕЖЗ И Й КЛМНОП
РСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
Заменяя буквы верхнего ряда на нижние и наоборот, расшифруем слово: ПОБЕДИТЕЛЬ.
Музыкальная пауза.
Подведение итогов брейн–ринга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...