Внеклассное мероприятие по предмету "Брейн-ринг"
методическая разработка по обж (10 класс) по теме

Леухин Владимир Александрович

 

1.     Развивать у учащихся интерес к военному делу, к знаниям в разных отраслях науки.

2.      Воспитать чувство любви к Родине, гордости за её героическое прошлое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn-ring_10_klassy.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

 внеклассного мероприятия по ОБЖ.

"Брейн - ринг": "Науки в военном деле"

Цель: 

  1. Развивать у учащихся интерес к военному делу, к знаниям в разных отраслях науки.
  2.  Воспитать чувство любви к Родине, гордости за её героическое прошлое.

Участники: учащиеся 8-9 классов. Состав команды - 6 человек.

Правила игры:

  1. победитель определяется по наибольшей сумме набранных баллов;
  2. время на обсуждение 1 минута;
  3. о готовности к сигнализируют нажатием кнопки настольных ламп, установленных за каждым столом, где сидит команда;
  4. отвечающего назначает капитан команды;
  5. начало и конец обсуждения вопроса определяется ударом гонга;
  6. если в течение минуты команды не имеют варианта ответа, вопрос с игры снимается;
  7. в случае неполного ответа команды, баллы не присуждаются;
  8. в случае неправильного ответа одной из команд, до истечения одной минуты, представляется возможность ответа другим командам;
  9. фальстартом является нажатие кнопки до начала минуты обсуждения, в том случае команда лишается права ответа на вопрос;
  10. в случае подсказки из зала, вопрос снимается с обсуждения;
  11. блиц - раунд – три вопроса, обсуждение 20 секунд на каждый вопрос;
  12. при неправильном ответе на один из трёх вопросов, блиц - раунд считается проигранным;
  13. та команда, которая правильно ответила на первый вопрос блиц - раунда, продолжает отвечать на последующие два вопроса и при успешных ответах получает три балла. Остальные команды из раунда блиц - раунда выбывают.

Ведущий игры: преподаватель ОБЖ.

Жюри: преподаватели – предметники.

Звучат фанфары. Ведущий объявляет правила игры и членов жюри. Открывается первая страница брейн – ринга.

  1. Русская древняя история.

1–й раунд – звучит удар гонга (так же в последующих раундах).

Вопрос: О каком событии в русской военной истории говорит дата 8 сентября 1380 года?

Ответ: Победа Дмитрия Донского на Куликовом поле над 150–тысячным полчищем Мамая.

2–й раунд. Показывается видеофрагмент "Ледового побоища".

Вопрос: Какая битва показана и когда она происходила?

Ответ: Разгром Ливонского ордена 5 апреля 1242 г. дружинами А. Невского.

 

3–й раунд. 

Вопрос: Чем памятна дата 1480 г.

Ответ: Свержение татаро-монгольского ига.

 

4–й раунд. Блиц–раунд: Кому принадлежат эти слова?

Вопрос: "Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет." 

Ответ: А. Невскому. 

Вопрос: "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом". 
Ответ: А. В. Суворову.

Вопрос: "Побеждать не числом, а уменьем" 
Ответ: А. В. Суворову.

 

5–й раунд:

Вопрос: Назовите двух выдающихся флотоводцев – героев Севастопольской обороны 1854–1855 гг., которым поставлены памятники в городе русской морской славы Севастополе?

Ответ: Адмиралам П. С. Нахимову (1802–1855) и В. А. Корнилову (1806–1854).

2. История Великой Отечественной Войны.

6–й блиц–раунд:

Вопрос: Кого в годы войны немцы называли "чёрной смертью"?
Ответ: Морских пехотинцев. 

Вопрос: Как назывался германский план взятия Москвы? 
Ответ: Тайфун.

Вопрос: Захват каких территорий предусматривала фашистская операция "Эдельвейс"?
Ответ: Захват Кавказа.

7–й раунд: 

Вопрос: Какая операция ВОВ началась ночью при свете 140 прожекторов? Укажите дату этого события?

Ответ: Берлинская операция,  ночью 16 апреля 1945 г.

8–й раунд: Показывается видеофрагмент без звука "Подписание акта о капитуляции Германии".

Вопрос: Какое событие ВОВ показано в видеофрагменте? Когда это было?

Ответ: Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии 8 мая 1945 Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым.

9–й раунд: 

Вопрос: Назовите Героев Советского Союза, водрузивших знамя Победы над Рейхстагом? Когда это было?

Ответ: Сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария. Это событие произошло 30 апреля 1945 г.

Музыкальная пауза

3. Литературная страница

10–й раунд: 

Вопрос: Назовите произведения А. С. Пушкина, в котором дано описание исторического сражения, произошедшего 27 июня 1709 г.?

Ответ: Поэма "Полтава", в которой А. С. Пушкин описал разгром шведских захватчиков русскими воинами во главе с Петром .

11–й раунд: 

Вопрос: Назовите произведение и автора:

"Переправа, переправа
 Берег левый, берег правый
 Снег шершавый, кромка льда...
 Кому память, кому – слава,
 Кому тёмная вода, –
 Ни приметы, ни следа"

Ответ: Поэма "В. Тёркин" А. Твардовского.

12–й раунд:

Вопрос: Назовите произведение и автора:

"И только небо засветилось,
 Всё шумно вдруг зашевелилось,
 Сверкнул за строем срой.
 Полковник наш рождён был хватом:
 Слуга царю, отец солдатам...
 Да, жаль его: сражён булатом,
 Он спит в земле сырой".

Ответ: "Бородино" М. Ю. Лермонтова.

13–й раунд:

Вопрос: Эпизод какой битвы запечатлен в повести Юрия Бондарева "Горячий снег"?
Ответ: Сталинградская битва.

4. Географическая страничка.

14–й раунд:

Вопрос: Где высадился англо–американский десант, открывший второй фронт в Европе в июне 1944г.
Ответ: В Нормандии..

15–й раунд: 

Вопрос: Известно, что Советская Армия в ходе II Мировой войны освободила полностью или частично 10 стран в Европе и 2 в Азии. Назовите освобождённые Азиатские страны (в прежних границах).
Ответ: Корея и Северный Китай (Манчжурия).

16–й раунд: Команды получают топографические карты У–34–37–В (Снов).

Вопрос: Выдержит ли мост через реку Андогу в квадрате 6511 современный танк? Ответ обоснуйте.
Ответ: Нет, не выдержит, так как этот мост деревянный, имеет длину 30м, ширину 6м и рассчитан на вес 10 тонн. А современный танк весит более 48 тонн.

17–й раунд: 

Вопрос: Какая зависимость физической географии положена в основу принципа работы авиавысотомера?

Ответ: С поднятием вверх на каждые 10 метров давление атмосферы понижается на 1 мм ртутного столба.

18–й раунд: В бывшем СССР было 13 городов–героев.

Вопрос: Назовите 7 городов героев России.
Ответ: Ленинград, Волгоград, Москва, Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск.

Музыкальная пауза.

Просьба к участникам быть внимательными. Песня "38 узлов" А. Розенбаума.

5. Математическая страница.

19–й раунд:

Вопрос: Что означает услышанные вами в песне величины: миля, узел и кабельтов? Какая между ними зависимость?

Ответ: 1 миля 1852 метра (расстояние); 1 узел – 1852 км/час (мера скорости); скорость 38 узлов примерно равна 70 км/час; кабельтов равен 185,2 метра, т.е. десятая часть мили. Все эти величины используются на флоте.

20–й раунд: 

Вопрос: Как называется основное оружие солдат и матросов периода революции и гражданской войны? Каков его калибр?

Ответ: Трехлинейная винтовка образца 1891г. конструкции капитана С. И. Мосина. Её калибр – 7,62 мм, т.е. три линии. Старинная русская мера длины 1 линия = 2,54 мм (десятая часть дюйма).

21–й раунд 

Вопрос: Как называется прославленная полевая пушка этого периода? Каков её калибр?
Ответ: Пушка называлась "трёхдюймовка" из–за своего калибра. 1 дюйм = 25,4 мм. 3 дюйма = 76 мм.

6. Физическая страничка.

22–й раунд:

Вопрос: Может ли свист пули служить сигналом о её приближении?

Ответ: Нет, так как в большинстве случаев, т.е. при стрельбе до 1000 м, скорость пули больше скорости звука.

23–й блиц–раунд: В период ВОВ для борьбы с танками использовали ПТРС и ПТРД. Почему у них такой длинный ствол?

Ответ: Для увеличения начальной скорости снаряда, дальности, стрельбы и пробивной способности снаряда.

Вопрос: О чём говорит наличие газовой камеры у ПТРС?
Ответ: Об автоматической перезарядке.

Вопрос: Для чего нужен дульный тормоз?
Ответ: Для уменьшения отдачи.

24–й раунд 

Вопрос: При каком угле возвышения ствола орудий достигается наибольшая дальность стрельбы?

Ответ: При угле 45.

25–й раунд:

Вопрос: Температура пороховых газов в канале ствола при выстреле достигает 3000°С. Температура плавления стали 1500°С.Почему же ствол не расплавляется?

Ответ: Взрыв пороха длится всего несколько тысячных долей секунды, поэтому ствол не успевает расплавиться.

7. Химическая страничка.

26–й раунд: 

Вопрос: С какой целью в зажигательных авиабомбах используют натрий?

Ответ: С целью затруднить тушение пожара водой, так как натрий энергично реагирует с ней, выделяется водород, который при этом загорается.

27–й раунд: Внимание, чёрный ящик.

Вопрос: Шла 1–я мировая война. Одна из сторон впервые применила новое оружие. Изобретение, которое находится в этом ящике, спасло жизни многих людей. Назовите, что находится в этом ящике, кем и когда оно было изобретено?

Ответ: Н. Д. Зелинский в 1915 г. изобрёл противогаз.

28–й блиц–раунд: 

Вопрос: Что такое угарный газ?
Ответ: Окись углерода (СО).

Вопрос: Каково общеизвестное название цианистого водорода?
Ответ: Синильная кислота (НСN)

Вопрос: При поражении каким ОВ нельзя делать пострадавшему искусственное дыхание?
Ответ: При поражении фосгеном (СОСL).

8. Лингвистическая страница.

29–й раунд: Во Второй Мировой войне все воюющие стороны пользовались в основном радиосвязью и, естественно, переговоры противников перехватывались. Приходилось переговоры шифровать. Но и к шифрам подбирались ключи. Не поддавались расшифровке только переговоры американской армии, хотя велись, как правило, открытым текстом, без всяких шифров. 

Вопрос: Как это американцам удавалось?

Ответ: Просто текст был не на английском, а на одном из индейских языков. В армию США в связисты были мобилизованы практически полностью мужчины одного из малоизученных индейских племён.

 

30–й раунд: В старину на Руси пользовались так называемой тарабарской грамотой.

Вопрос: Расшифруйте при помощи тарабарской грамоты слово ЯЮСХФШВХЫМ.
Ответ: В тарабарской грамоте шифром являлся алфавит, буквы которого записывались в две строчки, одна за другой, и взаимозаменялись.

Шифр:

АБВГДЕЖЗ И Й КЛМНОП
РСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ

Заменяя буквы верхнего ряда на нижние и наоборот, расшифруем слово: ПОБЕДИТЕЛЬ.

Музыкальная пауза.

Подведение итогов брейн–ринга.

1. Русская древняя история.

1–й раунд – звучит удар гонга (так же в последующих раундах).

Вопрос: О каком событии в русской военной истории говорит дата 8 сентября 1380 года?

Ответ: Победа Дмитрия Донского на Куликовом поле над 150–тысячным полчищем Мамая.

2–й раунд. Показывается видеофрагмент "Ледового побоища".

Вопрос: Какая битва показана и когда она происходила?

Ответ: Разгром Ливонского ордена 5 апреля 1242 г. дружинами А. Невского.

 

3–й раунд. 

Вопрос: Чем памятна дата 1480 г.

Ответ: Свержение татаро-монгольского ига.

 

4–й раунд. Блиц–раунд: Кому принадлежат эти слова?

Вопрос: "Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет." 

Ответ: А. Невскому. 

Вопрос: "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом". 
Ответ: А. В. Суворову.

Вопрос: "Побеждать не числом, а уменьем" 
Ответ: А. В. Суворову.

 

5–й раунд:

Вопрос: Назовите двух выдающихся флотоводцев – героев Севастопольской обороны 1854–1855 гг., которым поставлены памятники в городе русской морской славы Севастополе?

Ответ: Адмиралам П. С. Нахимову (1802–1855) и В. А. Корнилову (1806–1854).

2. История Великой Отечественной Войны.

6–й блиц–раунд:

Вопрос: Кого в годы войны немцы называли "чёрной смертью"?

Ответ: Морских пехотинцев. 

Вопрос: Как назывался германский план взятия Москвы? 

Ответ: Тайфун.

Вопрос: Захват каких территорий предусматривала фашистская операция  "Эдельвейс"?
Ответ: Захват Кавказа.

7–й раунд: 

Вопрос: Какая операция ВОВ началась ночью при свете 140 прожекторов? Укажите дату этого события?

Ответ: Берлинская операция,  ночью 16 апреля 1945 г.

8–й раунд: Показывается видеофрагмент без звука "Подписание акта о капитуляции Германии".

Вопрос: Какое событие ВОВ показано в видеофрагменте? Когда это было?

Ответ: Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии 8 мая 1945 Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым.

9–й раунд: 

Вопрос: Назовите Героев Советского Союза, водрузивших знамя Победы над Рейхстагом? Когда это было?

Ответ: Сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария. Это событие произошло 30 апреля 1945 г.

Музыкальная пауза

3. Литературная страница

10–й раунд: 

Вопрос: Назовите произведения А. С. Пушкина, в котором дано описание исторического сражения, произошедшего 27 июня 1709 г.?

Ответ: Поэма "Полтава", в которой А. С. Пушкин описал разгром шведских захватчиков русскими воинами во главе с Петром .

11–й раунд: 

Вопрос: Назовите произведение и автора:

"Переправа, переправа
 Берег левый, берег правый
 Снег шершавый, кромка льда...
 Кому память, кому – слава,
 Кому тёмная вода, –
 Ни приметы, ни следа"

Ответ: Поэма "В. Тёркин" А. Твардовского.

12–й раунд:

Вопрос: Назовите произведение и автора:

"И только небо засветилось,
 Всё шумно вдруг зашевелилось,
 Сверкнул за строем срой.
 Полковник наш рождён был хватом:
 Слуга царю, отец солдатам...
 Да, жаль его: сражён булатом,
 Он спит в земле сырой".

Ответ: "Бородино" М. Ю. Лермонтова.

13–й раунд:

Вопрос: Эпизод какой битвы запечатлен в повести Юрия Бондарева "Горячий снег"?

Ответ: Сталинградская битва.

4. Географическая страничка.

14–й раунд:

Вопрос: Где высадился англо–американский десант, открывший второй фронт в Европе в июне 1944г.

Ответ: В Нормандии..

15–й раунд: 

Вопрос: Известно, что Советская Армия в ходе II Мировой войны освободила полностью или частично 10 стран в Европе и 2 в Азии. Назовите освобождённые Азиатские страны (в прежних границах).

Ответ: Корея и Северный Китай (Манчжурия).

16–й раунд: Команды получают топографические карты У–34–37–В (Снов).

Вопрос: Выдержит ли мост через реку Андогу в квадрате 6511 современный танк? Ответ обоснуйте.

Ответ: Нет, не выдержит, так как этот мост деревянный, имеет длину 30м, ширину 6м и рассчитан на вес 10 тонн. А современный танк весит более 48 тонн.

17–й раунд: 

Вопрос: Какая зависимость физической географии положена в основу принципа работы авиавысотомера?

Ответ: С поднятием вверх на каждые 10 метров давление атмосферы понижается на 1 мм ртутного столба.

18–й раунд: В бывшем СССР было 13 городов–героев.

Вопрос: Назовите 7 городов героев России.

Ответ: Ленинград, Волгоград, Москва, Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск.

Музыкальная пауза.

Просьба к участникам быть внимательными. Песня "38 узлов" А. Розенбаума.

5. Математическая страница.

19–й раунд:

Вопрос: Что означает услышанные вами в песне величины: миля, узел и кабельтов? Какая между ними зависимость?

Ответ: 1 миля 1852 метра (расстояние); 1 узел – 1852 км/час (мера скорости); скорость 38 узлов примерно равна 70 км/час; кабельтов равен 185,2 метра, т.е. десятая часть мили. Все эти величины используются на флоте.

20–й раунд: 

Вопрос: Как называется основное оружие солдат и матросов периода революции и гражданской войны? Каков его калибр?

Ответ: Трехлинейная винтовка образца 1891г. конструкции капитана С. И. Мосина. Её калибр – 7,62 мм, т.е. три линии. Старинная русская мера длины 1 линия = 2,54 мм (десятая часть дюйма).

21–й раунд 

Вопрос: Как называется прославленная полевая пушка в период революции и гражданской войны? Каков ее калибр?

Ответ: Пушка называлась "трёхдюймовка" из–за своего калибра. 1 дюйм = 25,4 мм. 3 дюйма = 76 мм.

6. Физическая страничка.

22–й раунд:

Вопрос: Может ли свист пули служить сигналом о её приближении?

Ответ: Нет, так как в большинстве случаев, т.е. при стрельбе до 1000 м, скорость пули больше скорости звука.

23–й блиц–раунд: 

Вопрос: В период ВОВ для борьбы с танками использовали ПТРС и ПТРД. Почему у них такой длинный ствол?

Ответ: Для увеличения начальной скорости снаряда, дальности, стрельбы и пробивной способности снаряда.

Вопрос: О чём говорит наличие газовой камеры у ПТРС?
Ответ: Об автоматической перезарядке.

Вопрос: Для чего нужен дульный тормоз?
Ответ: Для уменьшения отдачи.

24–й раунд 

Вопрос: При каком угле возвышения ствола орудий достигается наибольшая дальность стрельбы?

Ответ: При угле 45.

25–й раунд:

Вопрос: Температура пороховых газов в канале ствола при выстреле достигает 3000°С. Температура плавления стали 1500°С.Почему же ствол не расплавляется?

Ответ: Взрыв пороха длится всего несколько тысячных долей секунды, поэтому ствол не успевает расплавиться.

7. Химическая страничка.

26–й раунд: 

Вопрос: С какой целью в зажигательных авиабомбах используют натрий?

Ответ: С целью затруднить тушение пожара водой, так как натрий энергично реагирует с ней, выделяется водород, который при этом загорается.

27–й раунд: Внимание, чёрный ящик.

Вопрос: Шла 1–я мировая война. Одна из сторон впервые применила новое оружие. Изобретение, которое находится в этом ящике, спасло жизни многих людей. Назовите, что находится в этом ящике, кем и когда оно было изобретено?

Ответ: Н. Д. Зелинский в 1915 г. изобрёл противогаз.

28–й блиц–раунд: 

Вопрос: Что такое угарный газ?
Ответ: Окись углерода (СО).

Вопрос: Каково общеизвестное название цианистого водорода?
Ответ: Синильная кислота (НСN)

Вопрос: При поражении каким ОВ нельзя делать пострадавшему искусственное дыхание?
Ответ: При поражении фосгеном (СОСL).

8. Лингвистическая страница.

29–й раунд: Во Второй Мировой войне все воюющие стороны пользовались в основном радиосвязью и, естественно, переговоры противников перехватывались. Приходилось переговоры шифровать. Но и к шифрам подбирались ключи. Не поддавались расшифровке только переговоры американской армии, хотя велись, как правило, открытым текстом, без всяких шифров. 

Вопрос: Как это американцам удавалось?

Ответ: Просто текст был не на английском, а на одном из индейских языков. В армию США в связисты были мобилизованы практически полностью мужчины одного из малоизученных индейских племён.

 

30–й раунд: В старину на Руси пользовались так называемой тарабарской грамотой.

Вопрос: Расшифруйте при помощи тарабарской грамоты слово ЯЮСХФШВХЫМ.

Ответ: В тарабарской грамоте шифром являлся алфавит, буквы которого записывались в две строчки, одна за другой, и взаимозаменялись.

Шифр:

АБВГДЕЖЗ И Й КЛМНОП
РСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ

Заменяя буквы верхнего ряда на нижние и наоборот, расшифруем слово: ПОБЕДИТЕЛЬ.

Музыкальная пауза.

Подведение итогов брейн–ринга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...