Классный час «ЗДОРОВ БУДЕШЬ - ВСЕ ДОБУДЕШЬ»
классный час по обж (10 класс) по теме
Здоровье человека - это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на созидание, на выполнение жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире
7 апреля является Всемирным днем здоровья.
Здоровье - это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал. «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.doc | 205 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровье - это вершина, на которую человек должен подняться сам». (И. Брехман, основатель валеологии)
Классный час «ЗДОРОВ БУДЕШЬ - ВСЕ ДОБУДЕШЬ»
Цель: обеспечение учащихся информацией в области сохранения и
укрепления здоровья.
Задачи:
• Сформировать понятие здорового образа жизни.
• Познакомить учащихся с составляющими здорового образа жизни
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор.
презентация, выполненная в программе PowerPoint.
План.
1. Здоровье человека - это главная ценность в жизни.
2. Тест «Твое здоровье».
3. Определение понятия "Здоровый образ жизни".Презентация .
4.Девиз.
5. Проблема здорового питания.
6. Увлечение подростков диетами.
7.За обеденным столом (конкурс).
8.Блиц- турнир.
9. Гиподинамия - проблема современных подростков
10.Частокол.
11. Стресс и его влияние на подростка.
12.Сила духа.
13. Вредные привычки.
14."Фортуна".
15. Режим дня подростка.
16."Великолепная семёрка"
17.Дерево жизни.
.18.Конкурс болельщиков: «Назови пословицы о здоровом образе жизни».
19. Заключительное слово.
20Литература.
21.Примечания.
22.Приложения.
Ход занятия
1.Здоровье человека - это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на созидание, на выполнение жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире
7 апреля является Всемирным днем здоровья.
Здоровье - это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал. «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье».
Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И ceбе отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Hо почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства
Поэтому девизом сегодняшней встречи мы взяли народную поговорку «Здоров будешь - все добудешь». А добывать вы будете спецвалюту «здоровянки» с помощью своих знаний, смекалки, находчивости, юмора.
В игре принимают участие три команды: «Крепыши», «Витаминки», «Диролики» .
Оценивать участников будет жюри. В конце игры члены жюри подсчитают количество «здоровянок», заработанных каждой командой, и подведут окончательный итог игры.
2.Сейчас вам предлагается тест «Твоё здоровье».
Обсуждение результатов (5 мин).
Вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам,
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
7.У меня часто кружится голова.
8.В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения. За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму. Результаты.
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в. хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе...
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни.
Классный руководитель: Дорогие друзья, я хочу рассказать вам одну притчу.
В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, его престарелая больная мать и его дочь - уже взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все домочадцы уже легли спать, в дверь дома кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. «Как вас зовут?» - спросил мужчина. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь. Пусти нас к себе в дом». Мужчина задумался. «Вы знаете, - сказал он, - у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой... Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже никого не было.
Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И Здоровье, а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище. (Думаю, все согласны, что эти составляющие человеческого счастья нужно расставить именно в таком порядке.)
3.Определение понятия "Здоровый образ жизни".Презентация .
4.Девиз.
Девиз - это краткое изречение, в котором в лаконичной форме обычно формулируется какой-то жизненный принцип человека. Девизы бывают не только у людей, существуют девизы фирм, банков, политических партий. А сейчас вам предстоит сочинить девиз своей команды, и в нем обязательно должно присутствовать слово, которое сейчас вытянет ваш капитан.
Проходит жеребьевка: капитаны вытягивают карточки со словами: чистота; спорт;режим;отдых;витамины,закаливание,гигиена,правильноепитание,свеж-ий воздух и т.д . Пример девиза:
Ешьте больше витаминов
-Яблок и апельсинов!
И не будете болеть,
Будете лишь здороветь!
Всем режим необходим,
Хотя детьми он не очень любим.
Ребята ,вы сейчас находитесь в подростковом возрасте.
Подростковый период - сложнейший и важнейший в жизни человека.
Какие проблемы, связанные со здоровьем подростка, наиболее актуальны?
5. Проблема здорового питания.
Результаты специальных исследований показывают, что при высокой осведомленности подростков о влиянии рационального питания на их здоровье, питаются рационально и полноценно только 57 % подростков, а у остальных 43 % опрошенных питание не является приоритетом в шкале жизненных ценностей, и большинство именно этих подростков имеют дисгармоничное физическое развитие
Подростковый возраст считается переломным в жизни человека. Организм подростка расходует много энергии, которая необходима для работы сердца, желудка, печени и других органов, для поддержании постоянной температуры тела. Учебные занятия, чтение, просмотр телевизионных передач, также требуют расхода энергии. Особенно с большими энергетическими затратами связаны подвижные игры, занятии физкультурой и спортом.
Чтобы всегда пополнять энергию, необходимую для работы, дли жизни, человек должен регулярно питаться. Какие же основные ошибки в питании допускаете вы, ребята? Во-первых, полезным пищевым продуктам вы предпочитаете менее полезные, но наиболее вами любимые, такие как мороженое, конфеты, пирожные, пончики, чипсы, кока-колу и прочие сладости. Во-вторых, многие уходят в школу, не покушав, вообще без завтрака. ограничиваясь лишь стаканом чая. Это вредно отражается на общем состоянии и учебе. Бывает и так, что весь день ходите полуголодные, а на ночь наедаетесь до отвала.
В-третьих, если школьники предоставлены сами себе, не контролируются взрослыми, то едят всухомятку, не соблюдают определенного режима питания.
Любители поесть всухомятку должны помнить, что это может привести к серьезным заболеваниям.
Некоторые перед едой жуют конфеты. Конфетами сыт не будешь, а вот аппетит обязательно испортишь. Некоторые школьники любят читать интересную книгу за едой. А ведь очень важно, чтобы человек во время еды ничем не отвлекался. Тогда пища хорошо переваривается и принесет больше пользы. А вот чтобы вы, мальчики и девочки, правильно развивались, чтобы не снижалась ваша работоспособность и выносливость, мы хотим еще pаз напомнить известные истины о рациональном питании. Это значит, что и меню должны присутствовать в определенном соотношении белки, жиры. углеводы, минеральные соли, витамины, вода.
Белок по праву относится к главному строительному материалу, обеспечивающему процесс роста и формирования всех органов и систем. Наибольшую ценность представляют белки животного происхождения. Содержатся в мясе, рыбе, яйцах, молочных продуктах. Однако в пищу необходимо включать и белки растительного происхождения. Например. горох, фасоль, картофель и др.
Жиры способствуют выработке энергии, принимают участие в важных процессах жизнедеятельности организма, являются носителями витаминов.
Растительное масло содержит большое количество полиненасыщенных жирных кислот, принимающих участие в обмене веществ, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, что особенно важно для детей и подростков.
Углеводы в основном восполняют затраты энергии. Кроме того, с углеводами в организм поступают витамины. Однако перегрузка пищи углеводами, особенно мучными и сладкими, ведет к ожирению и сахарному диабету. Так что меньше ешьте пирожных, конфет, пирожков.
Но это еще не все. В пищу для правильного развития следует включать и витамины. Запомните, ребята, витамины почти не образуются в организме, они поступают в основном с пищей. Значит, ешьте побольше овощей и фруктов. Фрукты и овощи можно есть в любое время, но в неболыших количествах (одно яблоко или апельсин, один банан, киви и лучше за 20-30 минут до приема пищи). Фрукты повышают аппетит и способствуют пищеварению. Если человек получает с пищей мало витаминов,. то oн становится слабым и вялым; чаще болеет.
Не менее ценный компонент рациона - минеральные соли. Они, как и белок, служат пластическим материалом, принимают участие в формировании скелета, тканей зубов. Поэтому, чтобы организм получал вес необходимое для своего роста и правильного развития, надо питаться разнообразной пищей и в достаточном количестве.
Не забывайте, очень важна правильная организация режима питания. И его следует придерживаться. Учеными доказано, что школьник независимо от того, где он находится - дома или в школе, должен получать питание -1 раза в день. Важно есть в определенные часы. К этому времени в желудке скапливается желудочный сок, который готов принять пищу и начать ее переваривать. А соблюдению правил личной гигиены нужно уделять ни меньше внимания, чем качеству приготовления пищи.
В заключении хочу напомнить, что очень важно как вы едите.Если очень быстро, большими кусками, не пережевывая пищу это равносильно тому, что вы не ели.
Правила рационального питания школьников.
1. Есть регулярно, а лучше 5 раз в день. Если следовать этому правилу, чувство голода не возникнет, и садясь за стол, вы вполне удовлетворите с ь небольшой порцией.
2. Тщательно пережевывать пищу. Ешьте не спеша. Это предохранит желудок от заболеваний.
3. 3.Не злоупотребляйте солеными и перчеными блюдами.
4.Пища должна быть разнообразной. Обязательно включать в рацио и фрукты, молоко, кисломолочные продукты, рыбу, растительное масло. салаты из овощей. Меньше употреблять мучного и сладкого.
5.Питание должно быть сбалансированным и энергетически оправданным.
6. Не ужинать позже, чем за 1,5-2 часа до сна.
6. Увлечение подростков диетами.
Согласно данным исследований, 73 % девочек заявляют, что сидели на диете на протяжении последних 12 месяцев. При этом большинство этих девушек не страдают излишним весом. Вес 26 % подростков из числа сидящих на диете - нормальный, в то время как у 8 % - ниже нормы.
Если в 11-летнем возрасте только 44 % девочек ограничивали себя в еде и придерживались диет, то к 16-летнему возрасту число подростков, сидящих на диете, составляет уже 70 %. Между тем диеты опасны для подростков.
7. ЗА ОБЕДЕННЫМ СТОЛОМ(в тексте «спрятаны»6 разных напитков ,найдите их за 1 минуту.)Приглашаются 3 представителя от команд.
Мой старший брат Федя — ужасный обжора. Вот, например, как он пообедал сегодня. Вначале он съел соленую рыбу: кильКИ, СЕЛЬдь и горбушу. Потом довольно легКО ФЕдя управился с целой кастрюлей лапши. Вслед за тем он даже не заметил, как умял круг ливерной колбасы. Мама говорит: "Кажется, я положила на стол ливерную?" Федя лишь пожал плечами: я, МОЛ, ОКОло себя никакой колбасы не видел. А у меня от хохота в горле словно застрял КОМ. ПОТ на лбу выступил. Пока я смеялся, брат как бы невзнаЧАИ отправил себе в рот изрядный куСОК пирога. Закончив есть, он достал свою большую кружку и попросил маму, чтобы она налила в нее до самых краев. (Кисель, кофе, молоко, компот, чай, сок.)
8.БЛИЦ-ТУРНИР
1. Как называется повышение устойчивости своего организма к воздействию неблагоприятных метеорологических и других факторов внешней среды? (Закаливание.)
2. Если не выросли зубы мудрости, значит, человек глуп. Так ли это? (Нет.)
3. Кто первым заявил о том, что микробы способны вызвать болезнь? (Л. Пастер[1].)
4. "Съешь завтрак сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу".
Кому принадлежит это высказывание? (А. Суворову [2].)
5. Как называют любителей купания зимой в ледяной воде? (Моржами.)
6. Что означает в переводе с латинского слово "витамин"? (Жизнь.)
7. Кто является основателем Олимпийских игр современности? (П. де Кубертен [3].)
8. "Выходите по порядку, становитесь на зарядку.
Начинай с зарядки день, разгоняй движеньем лень".
Кто сочинил эти стихи? (Поэт Цветик. Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей".)
9. К какой науке относятся законы Г. И. Менделя [4]? (Генетика.)
I0. Что опаснее: ожог паром или ожог кипятком? (Паром — 1374°С, кипятка —1100 °С.)
11. Что в переводе с греческого означает слово "психология"? (Наука о душе.)
12. О чем предупреждает Минздрав? (Курение опасно для вашего здоровья.)
13. Без чего невозможен хороший обед? (Без аппетита.)
14. Что измеряют новорожденному младенцу? (Вес и рост.)
15. Когда руки становятся местоимениями? (Когда они вы-мы-ты.)
16. Назовите вид спорта, который в переводе с персидского означает "Король мертв". (Шахматы.)
17. Какое растение за его способность очищать воздух в помеще-
ниях часто называют "зеленым кондиционером"? (Хлорофитум);
18. Назовите одну из причин упадка Римской империи, а точнее, упадка здоровья римлян. (Водопроводные трубы, посуда из свинца.)
19. Кто придумал доктора Пилюлькина? (Н. Носов.)
20. Раньше ее называли "вода из Кельна", а как сейчас мы называем эту жидкость? (Одеколон.)
21. Какой вирус вызывает синдром приобретенного иммунодефицита? (VIH- ВИЧ.)
22. На изготовление какого продукта пошли остатки пшеничной, ячневой, ржаной муки, подметенные и собранные в местах ее хранения? (Колобока.)
23. Как называется река, на берегах которой жили пациенты доктора Айболита? (Лимпопо.)
24. Как сокращенно называется "коэффициент интеллекта"? (IQ.)
(Жюри и счетная комиссия объявляют итоги тура.)
9. Гиподинамия - проблема современных подростков.
Недостаток физической активности и чрезмерная калорийность рациона привели к тому, что вес среднего современного ребенка заметно больше, чем несколько поколений назад. Гиподинамия -еще один бич растущего сердца. Если сердце не нагружать, оно выносливым не станет. Сердечная мышца, как и любая другая, требует тренировки. Природа создала этот орган для человека, который весь день проводит в движении: охотится, добывает пищу, преследует врага... а не сидит днями напролет по утрам за школьной партой, а по вечерам за компьютером или у телевизора. Сегодня в детской кардиологии есть точка зрения, что даже детям с пороками сердца надо заниматься спортом. Умеренные, дозированные, но физические нагрузки нужны даже им. А что уж говорить о детях здоровых - им тем более необходима жизнь в движении. Сидячий образ жизни и скудное питание в подростковом возрасте может привести к возникновению ранней ишемической болезни сердца. Когда-то считалось, что ишемическая болезнь в 45 лет -редкость. А сейчас уже и в 30, и даже в 25 лет человек может ощущать все ее признаки: и стенокардию, и боль или чувство давления за грудиной, особенно во время бега или быстрого подъема в гору, и тягостное состояние...
Специалисты пришли к заключению, что если ребенок хотя бы 15 минут в день посвящает подвижным играм, это снижает риск развития ожирения на 50 %. Даже прогулка быстрым шагом и то дает положительный эффект.
15 минут физической активности в день - это минимальный уровень, который доступен практически всем.
10.Частокол
В следующем конкурсе, который называется «Частокол», побеждает та команда, которая сумеет быстрее остальных расшифровать совет доктора Неболита. Для этого надо по порядку «собрать» буквы от самой большой до самой маленькой. Капитаны, получите шифровки. Итак, начали.
ПИОПСОРСОРОТУСДЖЬМ
(Шифровка.) ПОДРУЖИСЬ СО СПОРТОМ
11. Стресс и его влияние на подростка.
Стресс - это универсальное явление в жизни современных подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие.
Стресс - это нервное напряжение, вызванное каким-то событием. Стрессы подстерегают вас на каждом шагу. Уроки - стресс. Дорога - стресс. Родители ругают... С друзьями поссорился... И так далее... Стрессы вредят вашему психическому здоровью.
Стресс можно определить как требование адаптации и преодоление трудностей в ответ на изменение условий жизни. Если требование изменений превосходит способности и ресурсы, то проявляются негативные эффекты стресса, такие как соматические симптомы: головные боли, боль в груди, мышечно-скелетная боль (встречается у 20 % детей и подростков), хроническая усталость.
Многие родители оказывают большое, как прямое, так и непрямое давление на своих детей, как в отношении физического развития, так и академической успеваемости. В некоторых случаях подростковые симптомы стресса могут явиться реакцией на родительское давление. Подросток-атлет, участвующий с ранних лет в соревнованиях, может устать от соревнования, но не может это высказать своим амбициозным родителям. Подросток может испытывать страх, что родители будут разочарованы. Снижение академического давления (например, в виде уменьшения количества престижных занятий) может оказаться желаемым освобождением для некоторых преуспевающих подростков-школьников.
Чрезвычайно важна в этот период поддержка сверстников. Подростки, которые чувствуют себя социально изолированными или у которых имеются трудности в отношении со сверстниками, оказываются более ранимыми в отношении связанных со стрессом психосоматических проблем.
Семейная поддержка также может изменять влияние стресса на здоровье подростка.
Как можно снять стресс? Для этого существует много способов: пение, общение с домашними животными, уход за растениями, прогулка. А есть еще один способ быстрого снятия стресса - сильно потереть ладони (показывает). А самое хорошее средство уберечься от стресса - улыбка, хорошее настроение.
12.Сила духа.
А сейчас мы проверим капитанов на силу духа. У кого быстрее надуется и лопнет воздушный шарик? В здоровом теле - здоровый дух!
13. Вредные привычки.
Тревожные факты:
- В настоящее время средний возраст начала потребления алкогольных напитков в России составляет 12-13 лет. В возрастной группе 11-24 года потребляют алкоголь более 70 % молодежи. При этом девушки потребляют алкогольные напитки практически наравне с юношами,
- В среднем по России курят 35,6 % мальчиков до 15 лет и 25 % девочек. А в возрасте 16-17 лет это соотношение выглядит как 45% к 18%.
- Более четверти девочек и более половины мальчиков к 16 годам хотя бы раз пробовали наркотики.
Ученые выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков -в половине пачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух-трех сигарет из-за резкою отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца и прекращалось дыхание.
В табачном дыме кроме никотина содержится еще около 80 веществ, которые считаются опасными для организма: бензопирен, синильная кислота, радиоактивный полоний (Ро210), сажа, сероводород, аммиак, окись углерода и др. При сгорании 1 кг табака образуется 40-70 г табачного дегтя. Человек, который выкуривает ежедневно пачку сигарет, за год пропускает через легкие 800 г дегтя. В состав табачного дегтя входят различные вещества и смолы, способные вызвать злокачественные опухоли. Два мг бензопирена вызывают рак. Если ухо кролика несколько раз смазать табачным дегтем, то на этом месте возникает раковая опухоль.
Окись углерода (по-другому ее еще называют угарным газом) обладает свойством связывать дыхательный пигмент крови - гемоглобин, в результате нарушаются процессы тканевого дыхания. Выкуривая лачку сигарет, человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа, в результате все органы и системы курильщика постоянно сидят на голодном кислородном пайке.
Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражение и воспаление слизистых оболочек - зева, носоглотки, бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей - хронический бронхит, который сопровождается изнуряющим кашлем. Установлена также связь между курением и частотой заболеваний раком губы, языка, гортани, трахеи.
Сердце курящего человека делает за сутки на 12-15 тысяч, сокращений больше, чем сердце некурящего.
Никотин и другие компоненты табака поражают также органы пищеварения.
Многолетнее курение способствует возникновению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.
Курение плохо сказывается и на слуховом аппарате человека. Даже 20 выкуренных за день сигарет ослабляют восприятие разговорной речи.
Курение отрицательно влияет на умственную деятельность. Две выкуренные сигареты снижают скорость заучивания и объем запоминаемого материала на 5-6 %.
В течение нескольких лет ученые проводили наблюдения над 200 курящими и 200 некурящими школьниками. А теперь посмотрим, какими оказались сравнительные результаты.
Болезни | Курящие | Некуряшие |
1. Нервные | 14% | 1% |
2. Понижение слуха | 13% | 1% |
3, Плохая память | 12% | 1% ; |
4. Плохое физическое состояние | 12% | 2% |
5. Плохое умственное состояние | 18% | 1% |
6. Нечистоплотны | 12% | 1% |
7. Плохие отметки | 18% | 3% |
8. Медленно соображают | 19% | 3% j |
Доводы для девочек
- Ученые установили, что курение на внешности женщины сказывается отрицательнее, чем на внешности мужчины. У представительниц прекрасного пола кожа на лице быстро стареет, теряет эластичность, а в уголках рта и глаз появляются глубокие морщины.
- У курящих женщин чаще, чем у некурящих, рождаются дети с пороками сердца и дефектами развития.
- Дети, родившиеся у курящих матерей, отстают в развитии, в 7 лет - плохо читают, в 10 лет - плохо понимают текст и математические задания.
- Из многочисленных опросов следует: нет ни одного мальчика, который бы хотел иметь курящую жену.
Доводы для мальчиков
- Шансов стать импотентом у курильщика в 2 раза больше, чем у некурящего мужчины, потому что при курении сужаются кровеносные сосуды в половых органах, А еще курение повреждает мужскую сперму.
- У детей некурящих родителей в полтора раза больше шансов остаться некурящими, чем у тех. детей, чьи родители курят.
За последние десятилетия ученые выяснили, что у людей некурящих стали обнаруживаться болезни, присущие курильщикам. Причина? Некурящие люди длительное время находились в помещении вместе с курильщиками. При курении в организм человека проникает 20-25% ядовитых веществ, а 50% вместе с выдыхаемым дымом поступают в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие «курят». Появился даже специальный термин - «пассивное» курение.
Даже в США, при засилье табачной рекламы, десятки миллионов американцев бросили курить. Тоже происходит и в Англии, Швеции и Финляндии. Норвегия твердо решила стать некурящей нацией в XXI веке. Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить.
В нашей стране нельзя курить во Дворцах спорта, бассейнах, спортзалах, учебных и медицинских заведениях, санаториях и курортах, на транспорте.
Почему же все-таки продают сигареты в киосках?
Да потому что категорическим запретом не всегда повлияешь на заядлого
курильщика. Всякого рода самоделки, суррогаты куда вреднее, чем табак, приготовленный в фабричных условиях. Просто запретить людям курить, наверное, еще невозможно, а вот убедить бросить курить можно.
Вред табака доказан, многие люди бросили курить, идет борьба против «пассивного курения»... Сторонники же табака часто ссылаются на то, что многие выдающиеся люди, например, Дарвин, Ньютон, A.M. Горький, композитор СВ. Рахманинов и даже ученый-терапевт СП. Боткин, курили. Значит, курение не мешало им достичь успехов?
Хочу привести здесь некоторые высказывания известных деятелей культуры и науки.
Писатель А. Дюма-младший: «Я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу также определенно, как и алкоголь». Л.Н. Толстой, бросив курить, сказал так: «Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружения, тошноту, туман в голове ...»
Великий врач СП. Боткин был заядлым курильщиком. Умирая, еще сравнительно нестарым (57 лет), он сказал: «Если бы я не курил, то прожил бы еще 10-15 лет».
Шахматист А. Алехин: «Никотин ослабляюще действует на память, разрушает нервную систему и ослабляет силу воли - способность, столь необходимую для шахматного мастера. Я могу сказать, что сам получил уверенность, выигравши матч за мировое первенство лишь тогда, когда отучился от страсти к табаку».
Спиртные напитки также обладают ядовитыми и наркотическими свойствами. Мозг задерживает до 30% поступающего в организм алкоголя. Спирт губительно воздействует на иммунную и генетическую системы. Употребление пива ведет к быстрому развитию алкоголизма.
Спирт - прекрасный растворитель никотина и других веществ, со многими лекарственными веществами он вступает в реакцию, и это пагубно влияет на неокрепший организм. То же можно сказать и о наркотиках, только привыкание к ним происходит значительно быстрее, и реакция организма более активная.
По данным мировой статистики, от 40 до 60% случаев умственной отсталости детей - это результат злоупотребления родителей алкоголем. Было проведено обследование состояния здоровья 114 детей в семьях, где родители употребляли алкоголь. У 63 детей выявлены нервно-психические нарушения, у 15 — умственная отсталость, у 7 -эпилепсия, у 33 - неврозы и отклонения в поведении. Дети родителей, употребляющих алкоголь, раздражительны, беспокойно спят, быстро утомляются, у них развивается малокровие и другие заболевания.
Алкоголизм у подростков формируется в 3—4 раза быстрее, чем у взрослых, носит тяжелый, злокачественный характер, быстро приводит к деградации личности. Алкогольная интоксикация снижает у них защитные свойства организма.
С состоянием алкогольного опьянения связано около 20% бытовых и 40-60% уличных травм, до 50% всех телесных повреждений.
14."ФОРТУНА"
Классный руководитель: Тур, в котором иногда фортуна делает самые неожиданные виражи. Каждому из капитанов я задам по 25 вопросов. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Первым отвечает игрок, набравший меньшее количество баллов.
Вопросы для первого игрока
1. Наука о здоровье и профилактике заболеваний. (Валеология.)
2. Арматура для человеческого тела. (Скелет.)
3. Кто "изобрел" сэндвич? (Граф Сэндвич.)
4. Кислотный дождь — это природное явление? (Нет, техногенное.)
5. Какой продукт употребляют, все современные народы? (Хлеб.)
6. Люди, питающиеся только растительно-молочной пищей. (Вегетарианцы.)
7. Лечение болезней травами называется... (Фитотерапия)
8. Растение, заменитель бинта, ваты. йода. (Белый мох. Сфагнум [8].)
9. Чахнущий царь-долгожитель сказе к. (Кощей.)
10. Русское название растения от казахского "джерабай". (Зверобой.)
11. Самое распространенное инфекционное заболевание. (Насморк.)
12. Что мешает ядам причинить вред организму? (Иммунитет.)
13. Страна, родоначальница футбола. (Англия.)
14. Сказка о пользе коллективного труда. (Репка.)
15. Что в переводе с итальянского означает слово "ария"? (Дыхание.)
16. Ею бьют по мячу в футболе. (Нога.)
17. Убийца, маскирующаяся под сыроежку. (Поганка.)
18. Что вы сделаете, если напишите слово "жир" через "ы"? (Ошибку.)
19. Сплошной слой растений на поверхности стоячей воды. (Ряска.)
20. Лягушачий стиль плавания. (Брас.)
21. В чем больше всего витаминов? (В водорослях.)
22. Учреждение, осуществляющее изготовление и отпуск лекарств. (Аптека.)
23. Явление ускоренного физического развития называется... (Акселерация.)
24. Как называется "витамин роста"? (Каротин — витамин "А".)
25. Так называется и гимнастический снаряд, и шахматная фигура. (Конь.)
Вопросы для второго игрока
1.Техногенная причина заболеваний органов дыхания, кровообращения, гибели растений. (Смог.)
2. Орех, имеющий "импортное" название. (Грецкий.)
3. Как называется витамин, защищающий нас от простуды? (Аскорбиновая кислота — витамин "С".)
4. "Что это мы все без молока и без молока?" Чьи это слова? (Кота Матроскина. Э. Успенский "Дядя Федор, пес и кот ".)
5. В баскетболе и в футболе так в шутку называют спортсмена, приставленного персонально к противнику и не дающего тому играть в полную силу. (Опекун.)
6. В каком городе возродились ~f Олимпийские игры современности? (В Афинах.)
7. Вспомните, как звали доктора Ватсона. (Джон.)
8. Когда баба его сеяла, обвалился потолок. (Горох.)
9. Говорят, у каждого человека свой атлант. А где он находится? (Самый верхний позвонок человека.)
10. Растение, которым сводят бородавки. (Чистотел.)
11. Отверстие в радужной оболочке глаза, через которое в глаз проникает свет. (Зрачок.)
12. Очень большая зеленая или, зелено-полосатая ягода. (Арбуз.)
13. Газ, модификация кислорода, защищающий все живое на Земле от излучения Солнца. (Озон.)
14. Без этого порошка киселя не сваришь. (Крахмал.)
15. Научное наименование людоеда. (Каннибал.)
16. Главная фигура в шахматной игре. (Король.)
17. Наука, изучающая форму и строение отдельных человеческих органов и человеческого организма в целом. (Анатомия.)
18. Какое лекарство является самым древним? (Касторка.)
19. Кто изобрел рентген? (Вильгельм Конрад Рентген [9].)
20. Лечение болезней продуктами питания называется... (Диетотерапия.)
21. Как по-простому называется результат усиленного образования фермента меланина под действием солнечного света? (Загар.)
22. Драчун в перчатках называется... (Боксер.)
23. Из чего, согласно Гиппократу, образуются первые зубы человека? (Из материнского молока. Молочные зубы.)
24. Как называют ребенка, у которого интеллектуальное развитие опережает физиологическое? (Вундеркинд — чудо-ребенок.)
25. Человек неестественно маленького роста. (Карлик.)
(Если игроки набрали одинаковое количество баллов, то Ведущий предлагает дополнительные вопросы.)
15. Режим дня подростка.
В период важных и глобальных изменений в организме особенно пристальным должно стать внимание к режиму дня подростка.
Важнейший фактор здоровья - соблюдение режима сна. Проведенное в последние годы изучение этого вопроса показало, что значительная часть детей недосыпает. В большинстве случаев причиной является неправильная организация проведения свободного времени и выполнения домашнего задания. Частой причиной нарушения сна у школьников является просмотр поздних телевизионных передач. (Кстати, дети, имеющие у себя в комнате телевизор, на 20 % хуже успевают по математике и литературе, чем их сверстники, не имеющие телевизора в комнате.)
Потребность в сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет-9-9,5 часов; в 15-17 лет -8,5-9 часов. Недостаток сна может сделать ребенка тучным. Британские ученые установили, что в результате сокращения часов сна в детском организме происходят метаболические изменения, которые могут привести к тучности, снижению уровня инсулина, диабету и болезням сердца.
Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на «сов», «жаворонков», «голубей». В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется.
Тип человека | Особенности режима | Пик работоспособности |
«Жаворонок» | Рано просыпается, рано ложится спать | 9-10 часов утра, 16-17 часов вечера |
«Сова» | Встает позже, очень активен вечером | 11-12 часов утра, 18-20 часов вечера |
«Голубь» | Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не очень поздно | 10-12 часов утра, 15-18 часов вечера |
Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а системное недосыпание даже опасно - это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует иа замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только слал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным.
Работоспособность школьника меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, года, К концу недели снижается умственная и физическая работоспособность. Во вторник и среду, как правило, школьники работают наиболее продуктивно. В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются (третья четверть самая трудная), а с апреля до июня возрастают. С возрастом общий уровень работоспособности нарастает.
Если работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно, он заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, то есть общую работоспособность, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета и, конечно, понимание взрослых.
16."ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА"
1.Кухня.
la. При словах "богатое, застолье" сразу представляется искрис-
тое вино, ароматный шашлык или плов, гора пельменей или мантов, разнообразные салаты. Но не шашлык, не пельмени и не вино с незапамятных времен считаются символом достатка в доме. Мяса может и не быть, но это обязано быть на столе даже в самой бедной семье. Что это? (Соль.)
1б. В Средние века были изобретены специальные наперстники, сделанные из очень тонкой кожи. Их натягивали на пальцы только перед едой. А зачем? (Чтобы не обжечься.)
!в. Этот всем ныне известный пицевой продукт в XIII веке в Западной Европе впервые вошел в упоребление в качестве губной помады для знатных дам. Через 200 лет ему нашли новое применение — стали использовать для осветительных ламп. И только примерно с XVI века стали употреблять в пищу. Назовите этот продукт. (Сливочное масло.)
1 г. Скир, чал, сузьма, иремшик, пишлок, хурунга, телеме, сукман, кумыс, йогурт и еше десятки, а то и сотки названий — все это бесконечное разнообразие продуктов получается из одного исходного сырья. Какого? (Из молока. Все это названия молочных продуктов на разных языках народов СНГ.)
1д. Китайцы говорят, что для жизни необходимы всего семь вещей: дрова, соль, уксус, масло и три пицгевых продукта растительного происхождения. Назовите их. (Рис, чай. соя.)
2. Литература.
2а. Эта молодая особа из романа И. Ильфа и Е. Петрова"12стульев", устоявшая даже перед предводителем дворянства, протестовала против навязанного ей образа жизни и приводила в пример Льва Толстого, который «ел, ел, когда писал "Войну v мир", и лопал, лопал, когда писал "Анну Каренину"». Какой же образ жизни довел до истерики эту стойкую особу? (Вегетарианский.)
2б. Английская пословица говорит: "Когда много поваров, то плох и бульон". А какая аналогичная пословица есть в русском языке? (Усеми нянек дитя без глазу.)
2в. Путем нехитрой операции Матроскин из повести Э. Успенского "Дядя Федор, пес и кот" доказал Печкину, что у него сильный жар, хотя температура у Печкина была всего лишь 36,6°.Воспроизведите это доказательство. ( 36 и 6 — 42.)
2г. Назовите два известных рассказа А. Чехова, где действие разворачивается вокруг полости рта, причем в крайне запушенном состоянии. ("Хирургия", "Лошадиная фамилия".)
2д. "— Имя я себе совершенно спокойно могу избрать. Пропечатал в газете — и шабаш!
— Как вам угодно именоваться?..
— Полиграф Полиграфович.
— Где вы, интересно знать, откопали такое?
— Домком посоветовал. По календарю искали.
— Фамилию позвольте узнать.
— Фамилию я согласен наследственную принять.
Как-с? Наследственную? Именно?"
Какую же фамилию решил взять этот герой, которого вы, наверное, без труда узнали? (Шариков. М. Булгаков "Собачье сердце".)
3. Cnорт.
За. Недавно появился новый вид аэробики, которым могут заниматься даже люди, перенесшие травму позвоночника. Иногда, чтобы увеличить нагрузку, занимающимся дают в руки гантели, правда сделанные из сверхлегких материалов. Почему же выполнять упражнения с ними труднее? (Речь идет об аквааэробике. Занимающиеся стоят по шею в воде, и им трудно удерживать постоянно всплывающие гантели.)
3б. Самолетный, вертолетный, планерный... Назовите четвертый вид авиационного спорта. (Парашютный.)
3в. Есть только один вид спорта, в котором к победе надо пятиться задом. Когда-то он даже входил в программу Олимпийских игр. Как называется этот вид спорта? (Перетягивание каната.)
Зг. В спецвыпуске журнала "Матч", посвященном чемпионату Европы по футболу 1996 года, можно было увидеть дружеские шаржи на футболистов, выступающих в чемпионате.
Россиянин изображен там в шапке-ушанке, датчанин — в норманнском шлеме, на голове турка — феска. А что держит в руках швейцарец? (Часы.)
3д. Эту когда-то популярнейшую игру в Российской империи совсем забыли в Советском Союзе. . Еще известный русский историк Н. Костомаров [5] в своих сочинениях упоминал, что при дворе Екатерины II [6] любили игру в леток, или волан. Возрождение этой игры началосьв 50-е годы XX века, при этом она получила совсем другое название. Какое? (Бадминтон.)
4.История
4а. Когда враги-византийцы преподнесли этому знатному русичу отравленную пищу, он догадался, что в ней яд, и отказался есть. После этого в знак способности к предвидению он получил прозвище, которое вы знаете благодаря поэме А. Пушкина. Какое? (Вещий Олег.)
4б. Легенда гласит: однажды Афина и Посейдон поспорили, кто из них более достоин того, чтобы его именем греки назвали свою столицу. Решили: чей подарок окажется более по душе горожанам, тот и выиграет спор. Афина ударила о землю посохом, и появилось оливковое дерево; Посейдон шваркнул трезубцем о скалу, и из скалы забил источник. Вода в жаркой Элладе — величайшая ценность. Почему же греки все-таки предпочли подарок Афины? (Вода была соленая: Посейдон — бог морей.)
4в. Как назывались в Древней Греции празднества и состязания, которые устраивались в честь бога Зевса с 776 до н. э. в Олимпии раз в 4 года? (Олимпийские игры.)
4г. В стрессовом состоянии в организме вырабатываются опасные токсины. Каким способом, чаше всего не зависящим от человеческой | воли, особенно у женщин, как отмечал Гиппократ [7], эти токсины выводятся из организма? (Со слезами.)
4д. В середине IX века викинги впервые вышли к знойным берегам Средиземного моря. Не встретив серьезного сопротивления со стороны богатых приморских городов, они тем не менее вскоре были вынуждены убраться восвояси. Викингов напугала внезапно поразившая их «кожная болезнь». Что было её причиной? (Южное солнце, загар. Викинги, никогда не знавшие жаркого южного климата, получили солнечные ожоги.)
5. Meдицина
5а "Пожилой возраст" — от 60 до 70гет. "Старческий возраст'' — от 75 до 0 лет. А как геронтологи называют людей старше 90 лет? (Долгожители.)
5б. От этого грибка, по данным статистики, хоть раз в жизни страдало около 50% жителей Европы. О чем идёт речь? (О перхоти.)
5в. Психологи считают, что в современном обществе, состоящем из одиноких, издерганных, измученных, во всем разуверившихся людей, именно этот предмет одежды стал главным дефицитом. Что это? (Жилетка.)
5г. Название этой болезни происходит от греческого слова "narke", что в переводе означает "оцепенение и мания". О чем идет речь? (О наркомании.)
5д. Средневековая алхимия со временем превратилась в современную химию, а как сейчас называется наука, которая в Средние века называлась "ятрохимией"? (Медицина.)
"Ятрос" по-гречески — врач.)
6. География
6а. Эти небогатые республики получили свое название благодаря большой траве, растущей на многих южных материках; их плоды очень любят обезьяны. Как называются эти республики? (Банановые.)
6б. В переводе с удмуртского это лекарственное растение называется "мышиный хвост", так его назвали по форме одной из частей растения. По форме другой части этого растения казахи назвали его "ат ула" — "лошадиное ухо". Русские же называют это растение по характерным местам его произрастания. О каком растении идет речь? (Подорожник.)
6в. На Новый год в Японии кушанья, поданные на стол, имеют особое значение. Так, рисовое печенье символизирует изобилие, горох — здоровье, а что символизируют длинные тонкие макароны? (Долголетие.)
6г. Ученые выделяют два типа этого явления. Один, лос-анджелесский, возникает в результате фотохимических реакций под действием солнца; второй, лондонский, появляется при взаимодействии с атмосферной влагой. Что это за явление? (Смог.)
6д. На ежегодных народных празднествах старейшины адыгейских селений избирают королеву красоты. Каждая из претенденток должна доказать, что ее красота неподдельна. Что она для этого делает? (Умывается.)
7. Z , или «Точное попадание»
Классный руководитель: Я буду задавать вопросы и читать варианты ответов. Ваша задача выбрать правильный ответ
7а. В арабской сказке "Али-баба и 40 разбойников" главарь шайки проник в дом Али-бабы для того, чтобы его убить. Хозяин радушно принял гостя, пригласил за стол. Но атаман упорно отказывался от пищи из-за одной особенности ее приготовления. В чем заключалась эта особенность?
• Пищу готовили не в казане, а на углях;
• пищу посолили.
По мусульманским законам, если отведать посоленную пищу в доме врага, то враг перестает быть врагом.
• внешний вид пищи не вызывал аппетита;
• пищу готовила женщина.
76. Закончите мудрую китайскую пословицу: "Нужно умереть молодым, но постараться..."
• ...дожить до старости;
• ...нажить как можно больше;
• ...сделать это как можно позже;
• ...завести как можно больше друзей.
7в. В XVIII веке Петр I утвердил орден. Это была чугунная восьмиугольная пластина с ошейником и зесом 6 кг 600 г. Ношение этого ордена было обязательно. Как назывался этот орден? «s
• «За богатырскую силу»;
• «За здоровый образ жизни»;
• «За добычу лечебного металла»;
• «За пьянство».
7г. Есть такая притча. В Древнем Риме холодную погоду тепло одетый юноша встретил старика-скифа. На старике была только набедренная повязка.
— Как ты, старик, не мерзнешь в такой холод? — спросил юноша. — Но ты же не закрываешь свое лицо! — вместо ответа заметил старик. — Но ведь это лицо, оно привыкло! — воскликнул юноша. — Так представь себе, что...
• ...я тоже привык;
• ...я весь лицо;
• ...я с детства закален;
• ...я не такой, как все.
7д. Послушайте стихотворение Джорджа Герберта:
«Творец, Ты человеку клад вручил,
Но он, глупец, богатства
те напрасно расточил…»
Какие богатства имел в виду поэт?
• Знания;
• красоту:
• жизнь;
• здоровье.
17.Справочная информация
Валеология - наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни.
Классный руководитель. Итак, здоровье - это великая ценность, но многие начинают это понимать, когда заболеют. Ученые утверждают, что организм человека рассчитан на 150-200 лет жизни. А у нас сейчас люди живут в 2-3 раза меньше. Как вы думаете, почему? Что мешает людям жить долго?
Примерные ответы детей:
- Экология.
- Вредные привычки.
- Питание.
- Стрессы.
- Тяжелая работа.
- Отсутствие движения.
- Маленькие зарплаты и т. п.
Классный руководитель. Да, безусловно, все, что вы назвали, влияет на здоровье человека, но медики утверждают, что самое главное для здоровья - это умение человека работать над собой, над своим здоровьем. Все ученые сходятся в одном: чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый образ жизни.
Возможность вести здоровый образ жизни зависит от:
- пола, возраста, состояния здоровья;
- условий обитания (климат, жилище);
- экономических условий (питание, одежда, работа, отдых);
- наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание);
- отсутствия вредных привычек (курение, пьянство, наркомания, малоподвижный образ жизни и др.).
В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:
- отказ от вредных привычек;
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции;
- высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.
Свои представления о счастливой полноценной жизни можно выразить
в виде Дерева жизни
Листья этого дерева - дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону, будут равноценные ветви: «Я могу», «Я хочу», «Я должен». Это ведь замечательно, когда человек делает в жизни то, что он может, и это не противоречит тому, что он должен, не противоречит интересам других людей; когда то, что человек должен делать, он и может, и хочет. Эти ветви поддерживает ствол «здоровый образ жизни», питаемый корнями - составляющими здорового образа жизни.
18.Конкурс болельщиков: «Назови пословицы о здоровом образе жизни»
1. Русские народные пословицы.
1) Жизнь дана на добрые дела.
2) Какую дружбу заведешь - такую и жизнь поведешь.
3)Живи - век трудись, а трудясь - век учись.
4) Любой жует, да не любой живет.
5) Здоровье - всему голова.
6) Здоровая душа в здоровом теле.
7) Здоровье дороже денег.
8) Здоровье не купишь.
9) Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - много потерял, здоровье потерял - все потерял.
10) Наше счастье в наших руках.
11) Счастье не ищут, а делают.
12) Человек без друзей - что дерево без корней.
13) Согласную семью горе не берет.
ятель)
19. Заключительное слово
Классный руководитель. Ребята, сегодня мы говорили о том, что здоровье - это самая большая ценность для человека. На наше здоровье влияет множество факторов: и климат, и политика, и экономика и много чего еще. Что-то мы не в силах изменить. Но очень много зависит и от нас. Чтобы быть здоровым, чтобы жить долго и счастливо, нужно вести здоровый образ жизни. И это под силу каждому человеку.
Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Что интересного вы узнали сегодня? Что обязательно возьмете на вооружение? Примерные ответы детей:
- Узнал о вредных продуктах, больше не буду их покупать так часто.
- Узнал о «совах» и «жаворонках», по-моему, я «сова».
- Узнал о том, что человек может жить 200 лет.
- Буду стараться вести здоровый образ жизни.
- Постараюсь не обзаводиться вредными привычками.
ЛИТЕРАТУРА
Гурвич М. М. Диетология для всех. — М.: Медицина,1992.
Корхтелев Н. Б.50уроков здоровья. — М.: Дет. лит., 1991.
Коротеева Л. А. Золушка становится принцессой: Книга для девочек. — 1: Педагогика, 1992.
Русские пословицы и поговорки. — N.: Худож. лит.; 1998.
Селиванов Ф. М„ Хрестоматия по фольклору. — М.: Просвещение, 1972.
Семенова И. И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой. — М.: Педагогика, 1989.
Что? Где? Когда? Вопросы турниров.— М.: Рольф,2000.
Чудо-книга: Универсальная энциклопедия для. детей. Т. 2. — М.,
1996.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] ПАСТЕР Луи (1822—1895), французский ученый, основоположник современной микробиологии и иммунологии, иностранный член-корреспондент (1884) и почетный член (1893) Петербургской АН.
[2] СУВОРОВ Александр Васильевич (1730—1800), граф Рымникский
(1789), князь Италийский (1799), российский полководец, генералиссимус (1799).
[3] КУБЕРТЕН Пьер де (1863—1937), барон, французский общественный деятель, педагог. Основатель современного олимпийского движения. В 1896—1916, 1919—1925 президент, в 1925—1937 почетный президент Международного олимпийского комитета.
[4] МЕНДЕЛЬ Грегор Иоганн (1822— 1884), австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм). Применив статистические методы для анализа результатов по гибридизации сортов гороха (1856—1863), сформулировал закономерности наследственности.
[5] КОСТОМАРОВ Николай Иванович (1817—1885), российский историк, писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1876).
[6] ЕКАТЕРИНА II Великая (1729— 1796), российская императрица (с 1762).
[7] ГИППОКРАТ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.), древнегреческий врач, реформатор античной медицины, материалист. Труды Гиппократа стали основой дальнейшего развития клинической медицины.
[8] Сфагнум (сфагн), единственный род листостебельных сфагновых мхов. Обладают бактерицидными свойствами.
[9] РЕНТГЕН Вильгельм Конрад
(1845—1923), немецкий физик. Открыл (1895) рентгеновские лучи, исследовал их
Приложение 1.
Девять аксиом здоровья
Человек - храм здоровья, любви и красоты. Если хочешь прожить счастливо, сотвори его в своем теле и душе. Это просто, если помнить девять аксиом здоровья:
1. Желай себе и всем людям Добра, Красоты, Здоровья. Пусть Вера, Надежда, Любовь тебе помогут в этом.
2. Люби отца и мать. Радуйся своей жизни и жизни своих родных, близких и друзей.
3. Во всем знай меру: в труде, отдыхе, питании, любви. Здоровье - это мудрость меры во всем.
4. Помоги себе и своим близким отказаться от алкоголя, табака и наркотиков - они губят тело и душу. Освободи мозг от психических ядов: зла, зависти, жадности.
5. Улыбайся! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Улыбка - дневной свег для тех, кто пал духом, лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей и стрессов.
6.Научись сдерживать свои эмоции, страсти, гнев. Не кичись знаниями, гордись умением и волей.
7. Здоровье = Я МОГУ (физическое) + Я ХОЧУ (психическое) + Я ДОЛЖЕН (социальная ответственность).
Говори себе постоянно: я могу, я хочу, я должен жить по-человечески.
8.Запомни! Посеешь поступок - пожнешь привычку; посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу!
9. Помни! Здоровье не все, но все без здоровья ничто! Здоровье -не только физическая сила, но и душевное милосердие.
Приложение 2
ЗА ОБЕДЕННЫМ СТОЛОМ
Мой старший брат Федя — ужасный обжора. Вот, например, как он пообедал сегодня. Вначале он съел соленую рыбу: кильКИ, СЕЛЬдь и горбушу. Потом довольно легКО ФЕдя управился с целой кастрюлей лапши. Вслед за тем он даже не заметил, как умял круг ливерной колбасы. Мама говорит: "Кажется, я положила на стол ливерную?" Федя лишь пожал плечами: я, МОЛ, ОКОло себя никакой колбасы не видел. А у меня от хохота в горле словно застрял КОМ. ПОТ на лбу выступил. Пока я смеялся, брат как бы невзнаЧАИ отправил себе в рот изрядный куСОК пирога. Закончив есть, он достал свою большую кружку и попросил маму, чтобы она налила в нее до самых краев. (Кисель, кофе, молоко, компот, чай, сок.)
Приложение 3
ЗА ОБЕДЕННЫМ СТОЛОМ
Мой старший брат Федя — ужасный обжора. Вот, например, как он пообедал сегодня. Вначале он съел соленую рыбу: кильки, сельдь и горбушу. Потом довольно легко Федя управился с целой кастрюлей лапши. Вслед за тем он даже не заметил, как умял круг ливерной колбасы. Мама говорит: "Кажется, я положила на стол ливерную?" Федя лишь пожал плечами: я, мол, около себя никакой колбасы не видел. А у меня от хохота в горле словно застрял ком. Пот на лбу выступил. Пока я смеялся, брат как бы невзначай отправил себе в рот изрядный кусок пирога. Закончив есть, он достал свою большую кружку и попросил маму, чтобы она налила в нее до самых краев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Здоров будешь-всё добудешь".
Цели: 1. Пропагандировать здоровый образ жизни. 2. Расширять кругозор и словарный запас учащихся....
Классный час "Здоров будешь - все добудешь!"
Классный час посвящен формированию зорового образа жизни, проводится в форме викторины-игры....
Классный час "Здоров будешь - всё добудешь"
"Здоров будешь - всё добудешь". Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 6 класса. Цели: воспитание ценностного отношения к своему здоровью, развитие здоровьесберегающих умений и навыков, форм...
Классный час "Здоров будешь - всё добудешь!"
Классный час направлен на правильное питание, гигиену, знание лекарственных растений .....
Классный час "Здоров будешь - всё добудешь!"
Классный час направлен на правильное питание, гигиену, знание лекарственных растений .....
Классный час "Здоров будешь-все добудешь"
Данный материал можно использовать для проведения классных часов как в начальной так и в средней школе....
Классный час на тему: «ЗДОРОВ БУДЕШЬ - ВСЕ ДОБУДЕШЬ!»»
(викторина-игра) Цель: способствовать формированию здорового образа жизни ...