ОБЖ, рабочая программа 5-9 класс.
рабочая программа по обж по теме
Программа соответствующая ФГОС нового поколения, которую можно использовать без серьезных дароботок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5-9_kl.docx | 74.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр образования «Каразей»
Рассмотрено Руководитель ШМО ___________________ От « » 2012 Протокол № | Согласовано Зам.директора по УВР МБОУ ЦО «Каразей» _______________ « » 2012 | Утверждаю Директор МБОУ ЦО «Каразей» __________________И.В. Куликова Приказ № от « » 2012 . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Основам безопасности жизнедеятельности»
Ступень обучения 2. 5-9 общеобразовательные классы.
Количество часов 170 Уровень базовый
Учитель Щеколков Андрей Викторович.
Программа разработана на основе
примерной программы основного общего образования по основам безопасности
жизнедеятельности и авторской комплексной программы по
«Основам безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов
по общей редакцией А.Т.Смирнова, Москва, «Просвещение»,2009г
с. Каразей, 2012
Пояснительная записка
к рабочей программе для 5-9 классов.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы («Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы.» Под общей редакцией А.Т.Смирнова Москва. «Просвещение» 2009 г».)
Программа рассчитана на 169 часов в год (1 час в неделю в каждом классе). 5кл.-34 часов; 6кл.-34 часов; 7кл.-34 часов; 8кл.-34 часов; 9кл.-33 часа.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения ОБЖ на II ступени образования, изложенные в пояснительной записке к рабочей программе по ОБЖ.
Настоящая рабочая программа определяет объем содержания образования по предмету ОБЖ в 5-9 классах, дает примерное распределение учебных часов по учебным модулям, разделам и темам курса .
Структурные компоненты курса ОБЖ в рабочей программе для 5—9 классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 5—9 классах с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем.
Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Модуль включает в себя два раздела.
Раздел I (Р-I). Основы комплексной безопасности (изучается с 5 по 9 классы).
Раздел II (Р-II). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (изучается с 7 по 9 классы).
Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль включает в себя два раздела.
Раздел III (Р-III). Основы здорового образа жизни.
Раздел IV (Р-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т.д.
Для реализации программы на ее изучение необходимо предусмотреть по 1 ч учебного времени в неделю во всех классах (с 5 по 9).
Примерная программа выполняет две основные функции.
1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.
Цели основного общего образования:
1) формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
2) приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
3) подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:
• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в базисном учебном плане:
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с базисным учебным планом основного общего образования изучается с 7 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю для каждой параллели (всего 105 ч).
Оценка знаний
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов
Особенности содержания примерной программы
Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.
За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Модульный принцип позволяет:
• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
• структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 9 классах.
Календарно-тематическое планирование
учебной программы по ОБЖ в 5 классе
2012-2013 уч.г.
№ раздела, темы и урока | Наименование раздела, темы и урока | Количество часов | Дата проведения | |||
Раздел | Тема | План | Факт | |||
Р1 | Основы комплексной безопасности. | 27 | ||||
Тема 1 | Человек, среда его обитания, безопасность человека. | 12 | ||||
1 | 1.1 | Урок безопасности. Основные понятия и определения. | 1 | |||
2 | 1.2 | Службы защиты населения. Сигналы оповещения. | 1 | |||
3 | 1.3 | Опасные ситуации в жилище. | 1 | |||
4 | 1.4 | Характеристика пожаров, причины возникновения пожаров. | 1 | |||
5 | 1.5 | Действия при возникновении пожаров. | 1 | |||
6 | 1.6 | Первичные средства пожаротушения. | 1 | |||
7 8 | 1.7 | Затопление квартиры. Электричество. | 1 | |||
1.8 | Опасные вещества. | 1 | ||||
9 | 1.9 | Взрыв и обрушение дома. | 1 | |||
10 | 1.10 | Гололед, правила поведения на льду. | 1 | |||
11 | 1.11 | Правила поведения в толпе. | 1 | |||
12 | 1.12 | Собака бывает кусачей. | 1 | |||
Тема 2 | Опасные ситуации техногенного характера. | 5 | ||||
13 | 2.1 | Транспорт--зона повышенной опасности. | 1 | |||
14 15 | 2.2 | Общественный и городской транспорт. | 1 | |||
2.3 | Железнодорожный транспорт. | 1 | ||||
16 17 | 2.4 | Авиационный транспорт. | 1 | |||
2.5 | Морской и речной транспорт. | 1 | ||||
Тема 3 | Опасные ситуации социального характера. | 4 | ||||
18 | 3.1 | Психологические основы самозащиты. | 1 | |||
19 | 3.2 | Ситуации криминогенного характера в доме. | 1 | |||
20 | 3.3 | Криминогенные ситуации на улице. | 1 | |||
21 | 3.4 | Криминогенные ситуации в подьезде. | 1 | |||
4 |
| |||||
Тема 4 | Человек, среда его обитания, безопасность человека. | 6 | ||||
22 | 4.1 | Загрязнение воды. | 1 | |||
23 | 4.2 | Загрязнение воздуха. | 1 | |||
24 | 4.3 | Загрязнение почвы. | 1 | |||
25 | 4.4 | Продукты под контролем. | 1 | |||
26 | 4.5 | Фильтрующие гражданские противогазы. | 1 | |||
27 | 4.6 | Правила пользования противогазом. | 1 | |||
Р2 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | 7 | ||||
Тема 5 | Первая медицинская помощь и правила ее оказания. | 4 | ||||
28 | 5.1 | Различные виды ранений и их причины. | 1 | |||
29 | 5.2 | Оказание первой помощи при повреждениях некоторых видов. | 1 | |||
30 | 5.3 | Общая характеристика кровотечений. | 1 | |||
31 | 5.4 | Оказание помощи при различных кровотечениях. | 1 | |||
Тема 6 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни. | 3 | ||||
32 | 6.1 | Движенье и здоровье. | 1 | |||
33 | 6.2 | Различные виды нарушения осанки и причины их возникновения. | 1 | |||
34 | 6.3 | Физическое и нравственное взросление человека. | 1 | |||
34ч. |
Контрольных работ --2.
Практических работ—2.
Календарно-тематическое планирование
учебной программы по ОБЖ в 7 классе
2012-2013 уч.г.
№ раздела, темы и урока | Наименование раздела, темы и урока | Количество часов | Дата проведения | |||
Раздел | Тема | План | Факт | |||
РI | Основы комплексной безопасности. | 22 | ||||
Тема 1 | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. | 2 | ||||
1 | 1.1. | Урок безопасности. Чрезвычайные ситуации природного характера и их причины. | 1 | |||
2 | 1.2. | Чрезвычайные ситуации природного характера, классификация. | 1 | |||
Тема 2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения , их причины и последствия. | 7 | ||||
3 | 2.1 | Землетрясения. Причины. Классификация. | 1 | |||
4 | 2.2 | Основные характеристики и последствия землетрясений. | 1 | |||
5 | 2.3 | Безопасное поведение во время землетрясения. | 1 | |||
6 7 | 2.4 | Вулканы. | 1 | |||
2.5 | Характеристика обвалов, оползней, селей, снежных лавин. | 1 | ||||
8 | 2.6 | Поражающие факторы обвалов, оползней, селей, снежных лавин. | 1 | |||
9 | 2.7 | Правила поведения при возникновении обвалов селей оползней снежных лавин. | 1 | |||
Тема 3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины, последствия. | 3 | ||||
10 | 3.1 | Ураганы, бури, смерчи. Основные понятия. | 1 | |||
11 | 3.2 | Причины возникновения, поражающие факторы, последствия ветровых явлений. | 1 | |||
12 | 3.3 | Меры по защите населения при возникновении ветровых явлений. | 1 | |||
13 | Тема 4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины, последствия. | 5 | |||
4.1 | Наводнение, поражающие факторы. | 1 | ||||
14 15 | 4.2 | Классификация наводнений. | 1 | |||
4.3 | Мероприятия по защите от наводнений. | 1 | ||||
16 | 4.4 | Цунами, общая характеристика. | 1 | |||
17 | 4.5 | Меры по снижению последствий от воздействия цунами. Правила безопасного поведения. | 1 | |||
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины, последствия. | 3 | ||||
18 | 5.1 | Лесные и торфяные пожары. Классификация пожаров. | 1 | |||
19 | 5.2 | Причины возникновения, последствия, предупреждение лесных и торфяных пожаров. | 1 | |||
20 | 5.3 | Правила безопасного поведения в зоне лесного и торфяного пожара. | 1 | |||
Тема 6. | Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения. | 2 | ||||
21 | 6.1 | Общие рекомендации по поведению при опасных явлениях природы. | 1 | |||
22 | 6.2 | КР. по теме «Правила безопасного поведения при ЧС природного характера». | 1 | |||
Р3 | Основы здорового образа жизни. | 6 | ||||
Тема 7 | Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека. | 6 | ||||
23 | 7.1 | Характер и темперамент человека. | 1 | |||
24 | 7.2 | Особенности поведения человека с различным темпераментом. | 1 | |||
25 | 7.3 | Режим—условие ЗОЖ. Умственная и физическая работоспособность. | 1 | |||
26 | 7.4 | Профилактика переутомления. Содержание режима дня. | 1 | |||
27 | 7.5 | Влюбленность и эротика. | 1 | |||
28 | 7.6 | Беременность и подросток. | 1 | |||
Р4 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | 6 | ||||
Тема 8 | Правила наложения повязок. | 2 | ||||
29 | 8.1 | Повязка, общая характеристика. | 1 | |||
30 | 8.2 | Отработка навыков наложения повязок на руку, на ногу. | 1 | |||
Тема 9 | Оказание помощи пострадавшим при переломах и их эвакуация. | 3 | ||||
31 | 9.1 | Правила оказания помощи при переломах конечностей. | 1 | |||
32 | 9.2 | Способы эвакуации пострадавших. | 1 | |||
33 | 9.3 | Обобщающий урок по разделу «Оказание доврачебной помощи» | 1 | |||
34 | 9.4 | Резервный урок. | 1 | 1 | ||
34ч |
Практических работ—6. Контрольных работ --1. Тестовая контрольная работа—1.
Календарно-тематическое планирование
учебной программы по ОБЖ в 6 классе
2012-2013 уч.г.
№ раздела, темы и урока | Наименование раздела, темы и урока | Количество часов | Дата проведения | |||
Раздел | Тема | План | Факт | |||
РI | Основы комплексной безопасности. | 18 | ||||
Тема 1 | Чрезвычайные и экстремальные ситуации в природе. | 2 | ||||
1 | 1.1. | Урок безопасности. Экстремальные ситуации в природе. | 1 | |||
2 | 1.2. | Стрессоры выживания. | 1 | |||
Тема 2 | Психологические основы выживания в природных условиях. | 2 | ||||
3 | 2.1 | Факторы, помогающие выжить: страх, внимание, ощущение и восприятие. | 1 | |||
4 | 2.2 | Факторы помогающие выжить: память и мышление | 1 | |||
Тема 3 | Как избежать попадания в экстремальную ситуацию | 2 | ||||
5 6 | Подготовка к походу. Пр. | 1 | ||||
Правила выбора одежды и обуви для похода. | 1 | |||||
Тема 4 | Автономное существование человека в экстремальной ситуации. | 10 | ||||
7 | Правила поведения в экстремальной ситуации. | 1 | ||||
8 | Определение направления выхода. | 1 | ||||
9-10 | Ориентирование. Пр. | 2 | ||||
11 | Выход к населенному пункту. | 1 | ||||
12 | Сооружение временного укрытия. | 1 | ||||
13 14 | Способы добывания огня. | 1 | ||||
Обеспечение питанием и водой. | 1 | |||||
15 16 | Поиск и приготовление пищи. | 1 | ||||
Сигналы бедствия. | 1 | |||||
Тема 5 | Смена климатогеографических условий. | 2 | ||||
17 | Смена часовых поясов и климата. | 1 | ||||
18 | Акклиматизация в горах. | 1 | ||||
Р2 | Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций. | 3 | ||||
Тема 6 | Защита населения от последствий ЧС мирного и военного времени. | 3 | ||||
19 20 | Устройство убежища. | 1 | ||||
Действия по сигналу «Воздушная опасность». | 1 | |||||
21 | Правила пользования поврежденным противогазом в непригодной для дыхания среде. Пр. | 1 | ||||
Р3 | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. | 7 | ||||
Тема 6 | Правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях. | 5 | ||||
22 | Средства оказания первой медицинской помощи. | 1 | ||||
23 | Укусы насекомых, змей. | 1 | ||||
24 | Ожоги солнечные, термические, кислотные. | 1 | ||||
25 | Отморожение и охлаждение организма. | 1 | ||||
26 | Беда на воде. | 1 | ||||
Тема 7 | Различные виды повреждений(травм) организма человека и причины их вызывающие. | 2 | ||||
27 | Виды повреждений организма человека. | 1 | ||||
28 | Способы переноски пострадавших. Пр. | 1 | ||||
Р4 | Основы здорового образа жизни. | |||||
Тема 8 | Правильное питание—основа здорового образа жизни и профилактика многих заболеваний человека. | 1 | ||||
29 | Значение питания для детей и подростков. | 1 | ||||
Тема 9 | Значение белков, жиров и углеводов в питании человека. | 1 | ||||
30 | Значение белков, жиров и углеводов в питании человека. | 1 | ||||
Тема 10 | Гигиена и культура питания. | 1 | ||||
31 | Гигиена и культура питания. | 1 | ||||
Тема 11 | Особенности подросткового возраста. | 2 | ||||
32 | Изменения в поведения в подростковом возрасте. | 1 | ||||
33 | Изменения организма в подростковом возрасте. | 1 | ||||
34 | Итоговый урок. Подготовка к школьному туристическому слету. | 1 |
Итого 34 ч.
Контрольных работ --1.
Практических работ—4.
Календарно-тематическое планирование
учебной программы по ОБЖ в 8 классе
2012-2013 уч.г.
№ раздела, темы и урока | Наименование раздела, темы и урока | Количество часов | Дата проведения | |||
Раздел | Тема | План | Факт | |||
Р1 | Основы комплексной безопасности. | 27 | ||||
Тема 1 | Производственные аварии и катастрофы. | 3 | ||||
1 | Урок безопасности. ЧС производственного характера и их характеристика. | 1 | ||||
2 | Классификация, причины возникновения ЧС техногенного характера. | 1 | ||||
3 | Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях. | 1 | ||||
Тема 2 | Взрывы и пожары. | 5 | ||||
4 | Общие сведения о взрыве. | 1 | ||||
5 | Общие сведения о пожаре. | 1 | ||||
6 7 | Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия. | 1 | ||||
Основные поражающие факторы пожара и взрыва. | 1 | |||||
8 | Правила безопасного поведения при взрывах и пожарах. | 1 | ||||
Тема 3 | Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ. | 7 | ||||
9 | Опасные химические вещества и объекты. | 1 | ||||
10 | Воздействие химических веществ на человека. | 1 | ||||
11 | Причины и последствия аварий на ХОО. | 1 | ||||
12 | Защита населения от аварийно химически опасных веществ. | 1 | ||||
13 14 | Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ. | 1 | ||||
Первая помощь пострадавшим от АХОВ. | 1 | |||||
15 | КР Пожары, взрывы, аварии с выбросом АХОВ. | 1 | ||||
Тема 4 | Аварии с выбросом радиоактивных веществ. | 4 | ||||
16 | Виды аварий на радиационно опасных объектах. | 1 | ||||
17 | Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Последствия аварий. | 1 | ||||
18 | Характер поражения людей и животных. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. | 1 | ||||
19 | Защита населения при радиационных авариях. | 1 | ||||
Тема 5 | Гидродинамические аварии. | 2 | ||||
20 21 | Виды аварий на гидродинамических объектах. Причины и последствия. | 1 | ||||
Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях. | 1 | |||||
Тема 6 | Нарушение экологического равновесия. | 6 | ||||
22 | Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. | 1 | ||||
23 | Изменение состояния атмосферы. | 1 | ||||
24 | Изменение состояния суши. | 1 | ||||
25 | Изменение состояния гидросферы. | 1 | ||||
26 | Показатели предельно допустимых воздействий на природу. | 1 | ||||
27 | Нарушение экологического равновесия. | 1 | ||||
Р3 | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. | 3 | ||||
Тема 7 | Первая медицинская помощь при поражении химически опасными веществами. | 3 | ||||
28 | Первая медицинская помощь при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка. | 1 | ||||
29 | Первая помощь при химических ожогах. | 1 | ||||
30 | Первая помощь при отравлении бытовыми химикатами, минеральными удобрениями. | 1 | ||||
Р4 | Основы здорового образа жизни. | 3 | ||||
Тема 8 | Физическая культура и закаливание. | 2 | ||||
31 | Занятия физической культурой и спортом. | 1 | ||||
32 | Закаливание организма. | 1 | ||||
Тема 9 | Основы репродуктивного здоровья подростков. | 2 | ||||
33 | Признаки беременности. Уход за новорожденным. | 1 | ||||
34 | Обобщающий урок по курсу 8 класса. | 1 | ||||
34ч. |
Контрольных работ --1.
Практических работ—4.
Тестовая контрольная работа—1.
Календарно-тематическое планирование
учебной программы по ОБЖ в 9 классе
2012-2013 уч.г.
№ раздела, темы и урока | Наименование раздела, темы и урока | Количество часов | Дата проведения | |||
Раздел | Тема | План | Факт | |||
РI | Защита населения РФ от ЧС. | 14 | ||||
Тема 1 | Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций( РСЧС ) | 2 | ||||
1 | Урок безопасности. Цели и задачи. Структура. | 1 | ||||
2 | Режимы функционирования, силы и средства РСЧС. | 1 | ||||
Тема 2 | Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов. | 4 | ||||
3 | История создания международного гуманитарного права. | 1 | ||||
4 | Определение международного гуманитарного права. | 1 | ||||
5 | Правовая защита участников вооруженных конфликтов. | 1 | ||||
6 | Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права. | 1 | ||||
Тема 3 | Безопасное поведение в криминогенных ситуациях. | 4 | ||||
7 | Преступление. Виды и категории преступлений. | 1 | ||||
8 | Ответственность за некоторые виды преступлений( грабеж, вандализм, угон транспорта ) | 1 | ||||
9 | Защита от мошенников. | 1 | ||||
10 | Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. | 1 | ||||
Тема 4 | Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. | 4 | ||||
11 | Терроризм. Виды и формы террористической деятельности. | 1 | ||||
12 13 | Террористические организации. | 1 | ||||
Признаки возможного проведения террористического акта. | 1 | |||||
14 | Ответственность за террористическую деятельность. | 1 | ||||
Р2 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | 8 | ||||
Тема 5 | Профилактика травм в школьном возрасте. | 3 | ||||
15 | Причины травматизма в школьном возрасте и пути их предотвращения. | 1 | ||||
16 | Безопасное поведение дома и школе. | 1 | ||||
17 | Безопасное поведение на улице и при занятиях спортом. | 1 | ||||
Тема 6 | Первая медицинская помощь при травмах. | 2 | ||||
18 19 | Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика. | 1 | ||||
Травмы головы , позвоночника, спины. | 1 | |||||
Тема 7 | Экстренная реанимационная помощь. | 3 | ||||
20 | Признаки жизни и смерти. Прекардинальный удар в область грудины. | 1 | ||||
21 | Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких. | 1 | ||||
22 | Остановка сердца и прекращение дыхания. | 1 | ||||
Р3 | Основы здорового образа жизни. | 11 | ||||
Тема 8 | Здоровый образ жизни. | 3 | ||||
23 | Здоровье человека. | 1 | ||||
24 | Здоровый образ жизни. Современные методы оздоровления. | 1 | ||||
25 | Факторы риса. Их влияние на здоровье человека. | 1 | ||||
Тема 9 | Личная гигиена. | 2 | ||||
26 | Гигиена кожи питания воды. | 1 | ||||
27 | Гигиена одежды, жилища, индивидуального строительства. | 1 | ||||
Тема 10 | Физиологическое и психическое развитие подростка. | 3 | ||||
28 | Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях | 1 | ||||
29 | Суицид и подросток. | 1 | ||||
30 | Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции. | |||||
Тема 11 | Факторы , разрушающие здоровье. | 3 | ||||
31 | Влияние табака на здоровье человека. | 1 | ||||
32 | Алкоголь, его влияние на организм человека. | 1 | ||||
33 | Наркомания и токсикомания как антисоциальные явления. | 1 | ||||
34 | Обобщающий урок по курсу ОБЖ за 9 кл. | 1 | ||||
Итог 40ч. |
Контрольных работ --1.
Практических работ—3.
Содержание учебной программы для 5—9 классов
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
1.1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной без- опасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
1.2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
1.3. Безопасность в быту
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.
1.4. Безопасность на водоемах Водоемы.
Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.
1.5. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
1.6. Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.
Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях
2.1. Подготовка к активному отдыху на природе
Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.
2.2. Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.
2.3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.
2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде
Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
2.5. Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Тема 3. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
3.1. Наиболее опасные террористические акты
Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.
3.2. Правила поведения при возможной опасности взрыва
Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас завалило обломками стен.
3.3. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищении
Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.
Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера
4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины). Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами). Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населения по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия. Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
4.3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России. Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 5. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
5.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных
ситуаций
Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.
5.2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны.
5.3. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Тема 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации
6.1. Система борьбы с терроризмом
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы противодействия терроризму. Контртеррористическая операция. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
6.2. Государственная политика противодействия наркотизму
Основные понятия о наркотизме, наркомании, причинах их распространения. Последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России. Нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом. Профилактика наркомании.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III. Основы здорового образа жизни
Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие
7.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная
сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического развития человека; особенности психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками. Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.
7.2. Здоровый образ жизни и его составляющие. Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека,
обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье
8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье
Основные понятия вредных привычек. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.
8.2. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека. Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. СПИД — угроза здоровью личности и общества. Профилактика инфекций, передаваемых половым путем и ВИЧ-инфекции.
Тема 9. Правовые аспекты взаимоотношения полов
9.1. Семья в современном обществе. Законодательство и семья. Основы семейного права в РФ. Брак и семья, основные понятия и определения. Семья и здоровый образ жизни, основные функции семьи. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 10. Основы медицинских знаний
10.1. Основы медицинских знаний Общая характеристика различных повреждений и их последствиядля здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.
Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка. Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства. Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний. Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их
возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.
Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
11.1. Правила оказания первой медицинской помощи Первая медицинская помощь при отравлении. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и
способы транспортировки пострадавшего. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения. Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном
ударах, при отморожении.
Тема 12. Первая медицинская помощь при массовых поражениях
12.1. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера.
Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавшего из-под завала; введение
обезболивающих средств; освобождение верхних дыхательных путей и др.).
Учебно-методическое обеспечение
учебного процесса на 2012-2013 уч.год.
Методические и учебные пособия:
Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности, М. Просвещение, под редакцией А.Т.Смирнова.2009г.
Учебно – наглядные пособия (плакаты: «Воинские звания и знаки различия», «Военная форма одежды», «Устройство автомата Калашникова», «Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия, «Правила поведения во время пожара», чрезвычайные ситуации природного характера, чрезвычайные ситуации техногенного характера, правила ориентирования, терроризм; средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно – марлевые повязки, аптечка;);
Комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности»
1 Поляков В.В., Кузнецов М.И., Марков В.В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс изд. Дрофа
2 Маслов А.Г.,Марков В.В., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс изд. Дрофа
3 Вангородский С.Н., Кузнецов М.И, Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс изд. Дрофа
4 Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс изд. Дрофа
5 Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс изд. Дрофа
6 Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс изд. Просвещение
7 Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 6 клсс изд. Просвещение
8 Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс изд. Просвещение
9 Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс изд. Просвещение
10 Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс изд. Просвещение
11. А.Т.Смирнов «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс. 11 класс. Москва, «Просвещение» 2007 г.,
12. В.Н.Латчук «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс. 11 класс. Москва, «Дрофа» 2007 г.
13. В.П.Ситников «Основы безопасности жизнедеятельности». Справочник школьника. Москва, «АСТ» 1997 г.
14. В.Г.Бубнов «Основы медицинских знаний» учебное пособие. Москва, «АСТ» 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...