Обобщающий урок обж "ЧС природного характера" в 7 классе
методическая разработка по обж (7 класс) по теме
Урок-ОБОБЩЕНИЕ по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». ОБЖ 7 класс.
Цель урока: обобщить и проверить знания учащихся по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»
Задачи:
1.Образовательные: Проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме «ЧС природного характера», изученных на предыдущих уроках.
2. Развивающие: Развивать личные духовные качества, обеспечивающие безопасное поведение в различных чрезвычайных ситуациях природного характера;
3. Воспитательные: Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.
Тип урока: урок-соревнование
Форма урока: игра
Методы:
- Наглядные
- Репродуктивные, частично-поисковый
- Словесные
- Самостоятельные.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация (Приложение № 1).
Раздаточный материал: 6 наборов карточек с числами: 1,2, 3, 4, 5 и с числами 10, 20, 30, 40, 50 на листах разного цвета (Приложение № 2), кроссворды (приложение № 3), грамоты (Приложение № 4).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 19.8 КБ |
konspekt_obobshch._uroka_peremechevoy_n._m.doc | 126 КБ |
prilozhenie_no_3_gramota.docx | 13.19 КБ |
prilozhenie_no1.rar | 795.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЛАВА I ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЖ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ» НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭОР. | ||
Учитель, школа | Наталья Михайловна Перемечева, учитель ОБЖ МКОУ СОШ с. Рожки Малмыжского района Кировской области | |
Предмет, класс | Основы безопасности жизнедеятельности, 7 класс | |
Тема урока, № урока по теме | Обобщение знаний по теме «ЧС природного характера", последний урок в теме. | |
Тип урока | Обобщение, систематизация, коррекция и проверка знаний с использованием элементов игры и элементов соревнования. | |
Цель урока | Обобщить и проверить знания по теме «ЧС природного характера» | |
Задачи урока
| Обучающие | Проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме «ЧС природного характера», изученных на предыдущих уроках. |
Развивающие
| Развивать личные духовные качества, обеспечивающие безопасное поведение в различных чрезвычайных ситуациях природного характера | |
Воспитательные
| Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива. | |
Формы организации учебной деятельности | Групповая, индивидуальная, фронтальная | |
Образовательные технологии | Игровая технология – «соревнование»; использование ИКТ. | |
Методы обучения | Частично – поисковый, занимательный методы | |
Оборудование, средства обучения | Презентация учителя, компьютер, мультимедийный проектор; раздаточный материал группам, проекты, буклеты. | |
Ход урока | ||
Структурные элементы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
| Вступительное слово учителя о предстоящем соревновании. Назначение экспертов (жюри) Ознакомление учащихся с критериями оценивания знаний. | Эмоциональный настрой на соревнование. Представление групп. |
| Объяснение, в какой форме и как будет проходить работа на уроке. Формулирование целей и задач урока. Озвучивание девиза урока. | Формулируют цели и задачи урока. |
Фронтальный опрос
Задание 1. Словарь
Задание 2. Тест
Задание 3. Вопрос
Задание 4. Величины измерения
Задание 5. Действия людей при ЧС природного характера Задание 6. Буклет (домашнее задание командам) Задание 7. Разгадай кроссворд | Учитель предлагает вопросы для актуализации знаний и умений Разъяснение работы по игровому полю (таблица) Жеребьёвка команд (перед каждым этапом). Разъяснение данного задания игры. Выдает жетоны с баллами за правильный ответ. Жеребьёвка команд Выдает жетоны с баллами за правильный ответ. Жеребьёвка команд Выдает жетоны с баллами за правильный ответ. Жеребьёвка команд Выдает жетоны с баллами за правильный ответ. Жеребьёвка команд Выдает жетоны с баллами за правильный ответ. Жеребьёвка команд.
Раздаёт каждой команде кроссворды на листочках. | Учащиеся коллективно отвечают на вопросы Ознакомление с заданиями игрового поля. Жеребьёвка. Поочерёдно команды определяют термины. Получают баллы за правильный ответ. Выбирают игровое поле с тестом, выбирают правильный вариант, получают баллы. Учащиеся выбирают игровое поле с вопросом, дают развернутый ответ на поставленный вопрос, получают баллы. Участники команд выбирают игровое поле, определяют величины, получают баллы. Выбирают игровое поле с тестом, выбирают правильный ответ, получают баллы. Учащиеся представляют (демонстрируют) свои буклеты. Отдают их жюри. Пока жюри оценивает буклеты, разгадывают командами кроссворды, сдают. |
Заключительный этап (4 минуты) | Просит несколько учащихся рассказать о работе над проектом «Энциклопедия ЧС природного характера», пока жюри подводит итоги соревнования. Оценка степени успеха каждой команды по количеству набранных баллов. Выявление групп, которые заняли I, I I и I I I место по количеству баллов. Награждение. | Несколько учащихся знакомят со своими проектными работами Учащиеся отслеживают и анализируют результаты деятельности своей команды, оценивают свои успехи и сравнивают их с успехами одноклассников. |
Рефлексия (1 минута) | Учитель предлагает вспомнить цель урока и ответить, достигнута ли она. | Отвечают на вопрос. |
Домашнее задание (1 минута) | Разъясняет задание: составить тест по теме «ЧС природного характера» (5-7 вопросов). | Записывают д/з в дневники. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Рожки Малмыжского района Кировской области
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера
УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 7 КЛАССЕ
Составила:
Перемечева Наталья Михайловна,
учитель ОБЖ I категории
с. Рожки
2013 г.
Урок-ОБОБЩЕНИЕ по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». ОБЖ 7 класс.
Цель урока: обобщить и проверить знания учащихся по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»
Задачи:
1.Образовательные: Проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме «ЧС природного характера», изученных на предыдущих уроках.
2. Развивающие: Развивать личные духовные качества, обеспечивающие безопасное поведение в различных чрезвычайных ситуациях природного характера;
3. Воспитательные: Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.
Тип урока: урок-соревнование
Форма урока: игра
Методы:
- Наглядные
- Репродуктивные, частично-поисковый
- Словесные
- Самостоятельные.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация (Приложение № 1).
Раздаточный материал: 6 наборов карточек с числами: 1,2, 3, 4, 5 и с числами 10, 20, 30, 40, 50 на листах разного цвета (Приложение № 2), кроссворды (приложение № 3), грамоты (Приложение № 4).
Ход урока
- Орг. момент
Здравствуйте, ребята. Сегодня вы примете участие в телепередаче «Своя игра» (слайд 1). Оценивать вашу работу будет компетентное жюри.
- Целеполагание и мотивация
Тема нашей игры: «ЧС природного характера». Всё первое полугодие вы узнавали, какие существуют чрезвычайные ситуации природного характера, каковы их особенности, действия людей при той или иной ситуации, а сегодня вы продемонстрируете свои знания. Постарайтесь определить цель и задачи нашего урока. (Слайд 2).
Жизнь — великий дар! За жизнь необходимо бороться! Жизнь необходимо ценить! Если не знать, как себя вести в ЧС природного характера, разве шансы на выживание увеличиваются?
Наш урок проводим под девизом (Слайд 3):
“Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как её преодолеть”.
- Основной этап – обобщение, систематизация и контроль знаний
- Вопросы для актуализации (фронтальный опрос)
Прежде чем начать игру, давайте вместе вспомним:
- Что же такое чрезвычайная ситуация?
(Ситуация опасная для здоровья и жизни. ЧС — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.)
- Какая организация занимается ЧС? МЧС.
- Как расшифровывается МЧС?
Министерство по чрезвычайным ситуациям, министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Кто возглавляет МЧС?
Владимир Пучков – министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Назначен на пост 21 мая 2012 г.
На начальном этапе развития человеческого общества ЧС были в основном природного происхождения, связанные со стихийными бедствиями, которые наводили ужас на человека.
Природная чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Источник природной ЧC (стихийное бедствие) – опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
- Что называется опасным природным явлением?
Опасное природное явление – стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения или продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.
Опасное природное явление – событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.
Под стихийными бедствиями понимают природные явления (землетрясения, наводнения, оползни, снежные лавины, сели, ураганы, пожары и др.), носящие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей.
Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимодействии: одно из них может повлечь за собой другое. Некоторые из них часто возникают в результате не всегда разумной деятельности человека (например, лесные и торфяные пожары).
- Подготовительный этап игры-соревнования
Мы начинаем игру. Вы разделились на пять команд, выбрали капитана команды и придумали название. Я попрошу капитанов представить команды.
Инструктаж: Игра будет проходить в 7 этапов. Первые пять по игровому полю (таблица), где вы будете выбирать и выполнять задания (слайд 8):
«Словарь» – дано определение, надо сказать к какому понятию (термину) оно относится;
«Тест» – задан вопрос, надо выбрать правильный вариант ответа;
«Вопрос» – дать развёрнутый ответ на заданный вопрос;
«Величины измерения» – этот блок посвящен опасным природным явлениям, у которых определяется сила, выставляются баллы, созданы шкалы;
«Действия людей при ЧС природного характера» – как нужно себя вести и что делать при той или иной чрезвычайной ситуации (повторение алгоритмов действий).
Каждый этап будет начинаться с жеребьёвки, которая определит очередность участия команд. Вопросы разной степени трудности (от 10 до 50). Выбираете вопрос, отвечаете на него и получаете карточку с соответствующим количеством баллов. Если команда неправильно отвечает на вопрос, то вопрос передаётся другой команде (по желанию).
6-й этап – презентация ваших буклетов (домашнее задание). На 7-м этапе нужно будет разгадать кроссворды.
В конце игры определяется победитель.
- Игровой этап
Все команды готовы. Прошу капитанов подойти ко мне и выбрать карточку с цифрой (жеребьёвка). Очерёдность определена, начинаем игру.
Этап 1. «Словарь»
10. Значительное затопление местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде – это… (наводнение)
20. Природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли – это … (землетрясение)
30. Отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах – это … (обвал)
40. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории – это… (лесной пожар)
50. Выход на поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, которое называется магмой – это … (извержение вулкана).
Этап 2. «Тест»
10. Бывают низовые и верховые, сильные, средние и слабые:
а) ураганы б) лесные пожары в) землетрясения
20. Одним из признаков о приближении цунами является:
а) поведение животных, которые торопливо уходят на склоны гор;
б) неожиданный ураган с выпадением обильных осадков;
в) резкое повышение или понижение температуры воздуха, обильное таяние ледников, сход лавин.
30. Наибольшую опасность при извержении вулкана представляют:
а) взрывная волна и разброс обломков;
б) водяные и грязекаменные потоки;
в) резкие колебания температуры;
г) тучи пепла и газов («палящая туча»).
40. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 120 м/с, - это:
а) тайфун; б) шторм; в) торнадо; г) ураган.
50. Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин:
а) лесные пожары, изменение климата и погодных условий, гибель людей и животных;
б) извержение вулканов, усиление сейсмической активности, повышение уровня воды в реках и водоемах;
в) перекрытие русел рек, изменение ландшафта, гибель людей и животных, разрушение зданий и сооружений, сокрытие их толщами пород.
Этап 3. «Вопрос»
10. Как называется организованный вывоз населения из зоны ЧС? (Эвакуация).
20. При каком стихийном бедствии возможна эвакуация даже с животными? (При наводнении).
30. В каких районах на территории России часто происходят извержение вулканов? (На Камчатке и Курильских островах).
40. Где действие цунами не опасно? (В открытом океане).
50. Чем отличаются низовые пожары от верховых, и какие опаснее? (Низовой пожар распространяется по нижним ярусам лесной растительности, а верховой охватывает весь полог леса, поэтому более опасен)
Этап 4 «Величины измерения»
10. Ветер со скоростью до 20 м/с называется:
а) ураган б) бриз в) буря г) циклон
20. Известно, что сила ветра измеряется его скоростью. Кто из учёных создал шкалу силы ветра:
а) Рихтер б) Бофорт в) Ломоносов г) Менделеев
30. По какой шкале измеряется интенсивность землетрясения? (по шкале Меркали)
40. Землетрясения, какой силы начинают ощущать люди? (3-4 балла)
50. При землетрясениях какой силы наблюдаются тотальные разрушения, происходит сильное изменение рельефа местности; образуются многочисленные трещины, вертикальные и горизонтальные перемещения по ним; огромные обвалы и оползни; изменяются русла рек, образуются водопады и озёра; характерно разрушение всех зданий и сооружений. ( При землетрясении в 12 баллов).
Этап 5. «Действия людей при ЧС ситуации природного характера»
10. В горных районах после сильных снегопадов возрастает опасность схода снежных лавин. Представим, что человека завалило снегом. Ему необходимо попытаться выбраться из-под снега. Каким образом человек может определить, где верх, а где низ?
(Набрать слюну и дать ей вытечь изо рта).
20. При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:
а) открыть окна и двери на нижнем этаже;
б) включить телевизор и радио, выслушать сообщения и рекомендации;
в) перенести на нижние этажи ценные вещи.
30. В какой последовательности вы постараетесь действовать, если, находясь дома, неожиданно почувствовали толчки, дребезжание стекла, посуды, а времени, чтобы выбежать из здания, нет:
а) отключить электричество, газ, воду, отойти от окон и предметов мебели, которые могут упасть, занять безопасное место в дверном проеме;
б) позвонить в аварийную службу, отключить электричество, газ, воду, занять место у окна;
в) закрыть окна и двери и занять безопасное место в шкафу.
40. При извержении вулкана, находясь в непосредственной близости от него, необходимо:
а) убегать перпендикулярно от направления движения лавовых потоков;
б) защитить органы дыхания, следовать в укрытие;
в) укрыться за большим камнем.
50. Что необходимо сделать при внезапном возникновении бури, урагана, смерча, если вы находитесь на улице?
(Отойти подальше от зданий и сооружений, найти естественное укрытие (овраг, яма, ров, канава), лечь на дно и плотно прижаться к земле, закрыв голову руками).
Этап 6. Буклет
После жеребьёвки каждая команда представляет (демонстрирует) свой буклет об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера и отдаёт жюри для оценивания (от 10 до 50 баллов).
Этап 7. Разгадай кроссворд
За каждое угаданное слово – 10 баллов.
По горизонтали: 1. Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести (оползень).
2. Воздушная оболочка Земли (атмосфера).
3. Обвал массы снега на горных склонах (лавина).
4. Значительное затопление местности в результате подъёма воды в реке, озере или море (наводнение).
По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС (спасение).
2.
По горизонтали: 1. Как называется каменная оболочка Земли (литосфера). 2. Ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость более 30 м/сек (ураган). 3. Процесс выделения из недр жидких, твёрдых и газообразных продуктов (извержение). 4. Область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре (циклон).
По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС (спасение).
- Заключительный этап
А сейчас давайте подсчитаем баллы каждой команды. Пока жюри подводит итоги нашей игры, кто желает рассказать о работе над проектом «Энциклопедия ЧС природного характера»?
Слово жюри. Выявляется команда победитель. Награждение (вручение грамот).
- Рефлексия
Давайте вспомним, какова была цель нашего урока: обобщить и проверить знания по теме «ЧС природного характера». Достигнута ли она?
Помните:
- Ваши знания, умения и навыки залог уверенности и эффективности действий в опасных ситуациях!
- Твердые практические навыки, умение предвидеть опасность, оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях сохранит здоровье и жизнь вам и вашим близким, предотвратит трагедию!
- Домашнее задание
Для тех, кто не совсем доволен результатами игры, составить тест по теме «ЧС природного характера» из 5-7 вопросов.
Благодарю за урок!
Используемая литература
- Карпова Е.В., Малегон А.В. Игровые классные часы: Основы Безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 128 с.
- Основы безопасности жизнедеятельности: справ. Для учащихся / под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2007. – 224.: (Академический школьный учебник.)
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 189 с.: ил.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008. – 271 с. – (Академический школьный учебник).
Приложение № 2
10 | 1 |
20 | 2 |
30 | 3 |
40 | 4 |
50 | 5 |
Приложение № 3
Разгадай кроссворд 1
По горизонтали:
1. Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести. 2. Воздушная оболочка Земли. 3. Обвал массы снега на горных склонах. 4. Значительное затопление местности в результате подъёма воды в реке, озере или море.
По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС.
Разгадай кроссворд 2
По горизонтали: 1. Как называется каменная оболочка Земли. 2. Ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость более 30 м/сек. 3. Процесс выделения из недр жидких, твёрдых и газообразных продуктов. 4. Область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре.
По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС.
Предварительный просмотр:
КОМАНДА
___________________________________
___________________________________
набравшая ________ баллов в игре
«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»
по основам безопасности жизнедеятельности
Жюри: __________________ / _________________________
__________________ / _________________________
__________________ / _________________________
МКОУ СОШ с. Рожки 01.02.2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок "ЧС природного характера" ОБЖ 7 класс
Урок систематизации и обобщения знаний учащихся в 7 классе по 1-й главе "Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий" на основе применения ЭОР. Цель:...
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...
Обобщающий урок по чтению (8 класс). Тема урока: И.С. Тургенев «Муму».
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Оборудование: книга для чтения 8 класс под ред. Малышевой З.Ф., М., «Просвещение», 2006.Выставка детских рисунков к произведению Тургенева И.С. « Муму...
Обобщающий урок географии в 8 классе по теме «Крупные природные районы России»
урок с применением ИКТ...
Обобщающий урок географии в 8 классе по теме «Крупные природные районы России»
урок с применением ИКТ...
Презентация к обобщающем уроку географии Природные зоны России для учащихся с ОВЗ
Презентация педставляет собой пример заданий для интерактивной доски для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Также можно использовать и на компьютере....
Обобщающий урок географии в 8 классе по теме "Природные зоны России"
Урок обобщения и повторения знаний по теме "Природные зоны России" 8 класс...