Обобщающий урок географии в 8 классе по теме "Природные зоны России"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Постнова Наталья Александровна

Урок обобщения и повторения знаний по теме "Природные зоны России" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Природные зоны России23.68 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ  РОССИИ (обобщение) 8 класс

Ф-1

С-1

Фонограмма «От Волги до Енисея»

Цели и задачи урока.

Образовательная.

  • Дать знание о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах России.

Развивающая.

  • Формировать представление о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах - широтной зональности.

Воспитательная. Совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации.

Оборудование: Карта "Природные зоны России", атлас (стр4-5,14-15,18-19,20-21,22-23),фотографии животных и растений этих зон. Презентация к уроку.

Тип урока. Обобщающее повторение.

Метод. Репродуктивный и частично - поисковый.

План урока.

1. Актуализация. Проверка знаний.

2. Работа с картами атласа.

3. Закрепление (вывод).

4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание.

Ход урока

1 раунд. Актуализация.  (индивидуально, 2 жетона)

  1. Что такое природная зона?
  2. От каких факторов зависит размещение природных зон по поверхности планеты?
  3. Какие природные зоны можно встретить на территории России?

2 раунд. Слайд-вопросы:  Кто лишний? (команда, 1 жет)

  1. Бел медведь,  морж, пингвин, гагарка (арктика)
  2. Росомаха, лемминг, полярный волк, уссурийский тигр (лесотундра)
  3. Верблюд, кабан, кедровка, бур медведь (тайга)
  4. Дрофа, дятел, суслик, корсак  (степь)
  5. Ушастый ёж, скорпион, белка, тушканчик (пустыни, полупустыни)

3 раунд  «Подбери пару». (ком по карточкам и у доски) 1 жет

(В команде, посовещавшись, используя карту атласа и таблицу, определить пары. Из команды приглашаются по одному человеку к доске и крепит ответ на доску.) МАГНИТЫ!!!

Необходимо подобрать соответствие природная зона – почва.

  1. Тайга – дерново-подзолистая
  2. Степи – черноземы
  3. Тундра – глеевая
  4. Лесостепи – серые лесные
  5. ----    красноземы;  каштановые.

4 раунд  ВИДЕРАУНД  «Угадай природную зону!»  (1 жетон за 4 верных ответа, 2 за все правильные  ответы  из пяти зон)

ОТВЕТЫ в картах взаимопроверки !!! ПРОВЕРЯЮТ СОПЕРНИКИ

  1. Тайга
  2. Тундра
  3. Широколиственные  леса
  4. Субтропики
  5. Лесостепь

5 раунд  ПРИВЕТ от Федора Конюхова!  (4 жетона) (КАРТОЧКИ)

Каждой команде пришло письмо от путешественника. Определите природную зону по его рассказу.

  1. Наблюдается недостаточное увлажнение. Периодически случаются засухи, суховеи, пыльные бури. Эта природная зона сильно изменена хозяйственной деятельностью человека. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие важные культуры. Много грызунов. (Степи)
  2. Увлажнение избыточное. Почти повсеместно распространена многолетняя мерзлота. Много неглубоких и небольших озёр. Сильные ветры. «Лес» высотой до колена, даже по щиколотку. «Деревья» чуть выше гриба. Карликовые деревца и кустарнички прижимаются к земле.
  3. Растительность хорошо приспособлена к сухому климату: у растений длинные и разветвлённые корни, вместо листьев - колючки. Животные днём обитают в порах или зарываются в песок, могут длительное время обходиться без воды. 
  4. Самая большая по площади из всех зон. Кроны могучих хвойных деревьев плотно сомкнуты, под ними всегда пасмурно даже в солнечный день. По земле  растелился ковёр с густым ворсом из мха, покрытый хвойным опадом. Много грибов и богатая фауна.

 

6 раунд САМЫЙ УМНЫЙ    ( устно)

(Вопросы на закрепление) 2 жет за вопрос

1. Почему лето в арктической пустыне холодное? (Потому что она расположена на островах Северного Ледовитого океана и на крайнем севере полуострова Таймыр).

2. Почему в тундре не растут большие деревья? (Вечная мерзлота, холодное короткое лето, большая часть территории покрыта льдом, угол падения солнечных лучей не велик, даже в полярный день, преобладающие территории имеют белый цвет, который отражает 70-80 процентов солнечной суммарной радиации).

3. Почему белые медведи впадают в спячку зимой? (Зимой лед становится более мощным, труднее добывать пищу).

4. Почему в арктической пустыне преобладают хищники? (Растительный покров скуден, пища только в море).

5. В чем сходство пустынь юга и севера? (Скудные почвы и растит, минимальное видовое разнообразие)

6. Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега? (Любое темное пятно уменьшает отражающую способность снега, и он быстрее начинает таять).

7. Назовите самую распространенную породу дерева и ботанический символ  России? (Лиственница).

8.Почему почвы тайги, несмотря на большую растительную массу зоны, не плодородны? (Деревья многолетние,хвоя - неблагоприятный опад, образует кислоты, промыв почв при избыточном увлажнении не способствует накоплению гумуса).

9.Как животные приспособились к условиям северных зон? (Мех, жир, масса тела, хищничество)

10.Почему лиственницу называют лиственницей? (Сбрасывает хвою на зиму, корни в поверхностном слое почвы).

11.Как животные приспособились к условиям тайги? (Спячка, линька, запас жира).

12.Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса? (Более теплое и продолжительное лето и более мягкая зима).

13. Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы хвойных лесов? (Более благоприятный растительный опад листопадных деревьев. Длинное и теплое лето увеличивает продолжительность процесса почвообразования.)

14.В чем сходство и различия южных и северных безлесных зон? (север – влажно, но холодно, юг -  тепло, но сухо)

15.Почему дикие животные открытых пространств и степей, как правило, живут стаями, а лесные животные - в одиночку? (Копытные животные тайги (лоси, олени) живут парами или семьями. Большое стадо не может укрыться в лесу и не может заметить хищников среди деревьев.)

16. Как растения и животные приспособились к условиям пустыни?

ВЫВОД ПО ТЕМЕ:

4. Подведение итогов. Молодцы ребята вы сегодня хорошо поработали, я очень довольна результатами нашего сегодняшнего урока. Выставление оценок за урок.

5. Домашнее задание. Изучить параграфы 23, 24, 25, ответить на вопросы с.144, подготовиться к контрольной работе по теме :" Природные зоны России".

ПОДСЧЕТ ЖЕТОНОВ. Победителям – приз (ФОТОСЕССИЯ!)

Выставление оценок за урок.

  1. Наблюдается недостаточное увлажнение. Периодически случаются засухи, суховеи, пыльные бури. Эта природная зона сильно изменена хозяйственной деятельностью человека. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие важные культуры. Много грызунов.

  1. Увлажнение избыточное. Почти повсеместно распространена многолетняя мерзлота. Много неглубоких и небольших озёр. Сильные ветры. «Лес» высотой до колена, даже по щиколотку. «Деревья» чуть выше гриба. Карликовые деревца и кустарнички прижимаются к земле.

  1. Растительность хорошо приспособлена к сухому климату: у растений длинные и разветвлённые корни, вместо листьев - колючки. Животные днём обитают в порах или зарываются в песок, могут длительное время обходиться без воды. 

  1. Самая большая по площади из всех зон. Кроны могучих хвойных деревьев плотно сомкнуты, под ними всегда пасмурно даже в солнечный день. По земле  растелился ковёр с густым ворсом из мха, покрытый хвойным опадом. Много грибов и богатая фауна.

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок географии в 7 классе "Пустыни и полупустыни России"

Данный конспект урока географии «Пустыни полупустыни России» по программе коррекционной школы VIII вида под ред. В.В.Воронковой, по учебнику  для 7 класса  специальных   (коррекцио...

Урок географии 8 класс по теме "Рельеф России"

Приемы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) как средство формирования  универсальных учебных действий на уроках географии...

Конспект урока География, 9 класс, VIII вид, тема: "Россия -крупнейшее государство Евразии"

На этом уроке ,учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют имеющиеся у них знания, используя такой методический приём, как "Корзина".Применяются различные приёмы работы с картой.Учащиеся сами став...

Презентация к уроку географии на тему "Безлесные природные зоны России".

Презентация к уроку географии на тему "Безлесные природные зоны России" (иллюстративный материал)....

Презентация к обобщающем уроку географии Природные зоны России для учащихся с ОВЗ

Презентация педставляет собой пример заданий для интерактивной доски для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Также можно использовать и на компьютере....

Технологическая карта урока географии 9 класс "Народные промыслы Центральной России"

Тема урока:  Народные промыслы Центральной России.Тип урока:  Открытие нового знания.Цель урока:  Создание условий для формирования целостного представления учащихся о народных промысла...