План – конспект урока по ОБЖ 10 класс
план-конспект урока по обж (10 класс) по теме

Казанцев Олег Геннадьевич

План – конспект урока по ОБЖ 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока

Аттестуемый педагог  Казанцев Олег Геннадьевич

Предмет основы безопасности жизнедеятельности    класс 10 «Б»

Тема урока: Алкоголизм и курение, их профилактика.

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

2.

Вступительная  часть урока

5 минут.

Организационный момент, включающий:

  1. постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке  была эффективна)
  2. определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока

Основная часть урока

30 минут.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу(5минут), включающий:

  1. определение целей, которые учитель ставит  перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  1. определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока
  1. определение методов способствующих решению поставленных целей и задач;
  2. описание критериев  достижения целей и задач на данном этапе урока;
  3. определение возможных действий педагога  в случае, если ему или учащимся не удаётся достичь поставленных целей
  4. описание методов организации методов совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которыми работает педагог;

Приветствие, проверка наличия обучающихся в классе.

 Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

 Доведения темы, постановка цели, задач урока до обучающихся.

Цели урока. Изучить причины возникновения никотиновой зависимости и влияние табакокурения на организм подростка;

методы борьбы с вредной привычкой. Познакомить учащихся с физиологическими и социальными последствиями употребления алкоголя.

Задачи: изучить влияние табака и алкоголя на органы человека; изучить влияние их на основные системы жизнеобеспечения организма человека; рассказать о профилактики вредных привычек.

Методы проведения: рассказ, беседа, объяснение.

Место проведения: кабинет ОБЖ.

Время проведения урока: 40 мин.

Опрос обучающихся по заданному на дом материалу(5минут)

Изучение нового учебного материала(15 минут).

Закрепление учебного материала (10 минут).

Проверка домашнего задания.

               Ответьте на вопросы:

  1. Дайте определение понятия «вредная привычка».

  1. Назовите вредные привычки и дайте каждой из них краткую характеристику.

  1. В чем состоит социальная опасность вредных привычек?

  1. В чем состоят социальные причины и последствия пьянства и алкоголизма?

  1. В чем состоят социальные причины и последствия табакокурения?

  1. В чем состоят социальные причины и последствия наркомании?

  1. На какие стороны жизни и деятельности человека влияют вредные привычки?

  1. Что ты знаешь о политике государства по профилактике вредных привычек?

  1. Почему курение, пьянство и употребление наркотиков особенно опасны в подростковом возрасте?

Изучение нового учебного материала(15минут). Данный этап предполагает:

  1. Постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  1. определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  1. изложение основных положений нового учебного материала; который должен быть освоены учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
  2. описание форм  и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  1. описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которыми работает педагог;
  1. описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Среди всех вредных привычек табакокурение — самая распространенная. Очень часто к ней относятся терпимее и снисходительнее,

 чем к прочим. По мнению экспертов, это вызвано тем, что антисоциальные последствия этой вредной привычки наименее очевидны.

 В то же время известно, что вред от курения orpoмен. Человечество ежегодно теряет огромное количество материальных и

финансовых ресурсов по вине людей, приверженных этой вредной привычке и еще столько же затрачивает на борьбу с курением.

Самое страшное же состоит в том, что курение табака уносит человеческие жизни, и эти потери исчисляются миллионами.

Табакокурение и будет темой нашего урока.

Вопросы для активизации знаний.

  1. В чем состоит сущность табакокурения?
  2. В чем проявляется влияние курения табака на организм человека?
  3. В чем особенность влияния курения на организм подростка?
  4. Как возникает механизм никотиновой зависимости?
  5. На чем основано его действие?
  6. Как можно преодолеть никотиновую зависимость?

Лекция-беседа. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в России такая низкая продолжительность жизни и почему

 в последние годы россиян умирает значительно больше, чем рождается? Низкий жизненный уровень, скверная экология,

некачественное питание, высокий уровень всевозможных стрессов, естественно, никак не способствуют нашему долголетию.

Но все же основной ущерб мы наносим себе сами и причем добровольно.

Примерно пятая часть смертей обусловлена табакокурением. По разным данным табачный дым уносит ежегодно от 100 до 300 тысяч

наших сограждан.

В подавляющем большинстве курильщики убеждены, что курение не наносит большого вреда организму.

Табачный дым содержит более трех тысяч вредных веществ. Все их запомнить невозможно. Но три основные группы токсинов знать надо.

  1. Смолы. Содержат сильные канцерогены и вещества, раздражающие ткани бронхов и легких. Рак легких в 85% всех

случаев вызывается курением. Рак полости рта и гортани также в основном бывает у курильщиков. Смолы являются причиной кашля курильщиков и хронического бронхита.

  1. Никотин. Никотин является наркотическим веществом стимулирующего действия. Как любой наркотик вызывает

 привыкание, пристрастие и зависимость. Повышает частоту сердечных сокращений и артериальное давление. Вслед за стимуляцией мозга наступает значительный спад вплоть до депрессии, что вызывает желание увеличить дозу никотина. Подобный двухфазный механизм присущ всем наркотическим стимуляторам: сначала возбуждают, затем истощают. Полный отказ от курения может сопровождаться синдромом отмены продолжительностью чаще до 2—3 недель. Наиболее частые симптомы отмены никотина — раздражительность, нарушение сна, тремор, беспокойство, пониженный тонус.

  1. Токсичные газы (окись углерода, цианистый водород, окись азота и др.). Окись углерода или угарный газ — основной ядовитый компонент газов табачного дыма. Он повреждает гемоглобин, после чего гемоглобин теряет способность переносить кислород. Поэтому курильщики страдают хроническим кислородным голоданием, что отчетливо проявляется при физических нагрузках. Постарайтесь запомнить хотя бы одну цифру: табачный дым содержит 384000 ПДК токсичных веществ, что в четыре раза больше, чем в выхлопе автомашины.

Курение способствует атеросклерозу сосудов. Следствием атеросклероза являются инфаркты миокарда, инсульты,

преждевременное старение. Страдают иммунитет и эндокринная система.

Отказываясь от курения, можно вполне обойтись без медицинской помощи. Синдром никотиновой отмены никакой угрозы

здоровью не несет. Худшее, что может произойти, — 2—3 недели дискомфорта. А дальше неизбежно наступит

выздоровление. Недомогание в переходный период чаще бывает у тех, кто сохраняет двойственное отношение к курению.

А те, кто сделал для себя окончательный выбор, на удивление легко отказываются от глупой привычки, даже если до этого травили

 себя десятки лет.

А через год у вас не только зубы станут белыми, а цвет лица — здоровым, но и внутренние органы освободятся от ядов.

Легкие, сердце, сосуды, мозг начнут работать в полную силу. К вам вернется работоспособность, о которой вы давно забыли.

Табакокурение формально относится к токсикомании. Однако это единственный, не преследуемый законом вид токсикомании.

Как и при любой разновидности этого явления, выделяют две причины пристрастия к табаку: психическую и физическую зависимости.

Физическая зависимость — это состояние, при котором некоторые физиологические функции связаны с поступлением в организм

веществ, содержащихся в табаке, наркотике и т.д. Так, при наркомании сначала достигается особое состояние удовольствия,

 включая галлюцинации, связанное с действием наркотика на определенные рецепторы мозга. Но препарат действует не только

на эти рецепторы, он определенным (химическим) способом влияет и на другие системы организма. В результате в отсутствие

наркотика организм начинает вести себя не так, как он вел бы себя в обычной ситуации. Обостряется болевая

чувствительность, притуплённая наркотиком, наступает так называемая «ломка». Аналогичные проявления имеет

и никотиновая абстиненция (т.е. состояние нехватки никотина). Резко меняется настроение в сторону депрессии, падает

 работоспособность, «барахлит» сердечно-сосудистая система, привыкшая к постоянному допингу, и т.д.

Однако все эти симптомы проходят довольно быстро, это известно всем, кто бросал курить. Почему же тогда бросившие курить

начинают снова? Потому что курение почти полностью связано с психической зависимостью.

Психическая зависимость складывается из создания привычного образа действий: например, курить за рулем, после обеда, после

чашки кофе, рюмки коньяка и т.д. Многие курят только в этих ситуациях и спокойно обходятся без сигарет в другое время.

 Теоретически они могут не курить вообще. Но когда накапливается слишком много таких привычных ситуаций, когда требуется

 сигарета, получается, что человек курит практически все время. Перекур всегда был законным способом отдыхать от работы

 в рабочее время. Таким образом, психическая зависимость создается не столько химическими веществами, входящими в табак,

сколько созданием внутреннего стереотипа поведения.

Поскольку никотиновая зависимость схожа с наркотической, отказ от курения будет восприниматься организмом очень тяжело.

Вы должны быть готовы испытать неприятные ощущения — потливость, кашель, боль в горле, головную боль, расстройство желудка.

У вас может испортиться настроение, вы можете стать раздражительными, ощущать признаки депрессии и тревогу.

Поскольку женщины более подвержены стрессу, чем мужчины, то и бросить курить им труднее. Также вы можете несколько набрать вес.

Первые симптомы абстиненции вы почувствуете уже через несколько часов после последней сигареты. В первые дни они будут нарастать,

а затем постепенно проходить. Важно выдержать и не сорваться первые две недели. После первого месяца неприятные ощущения

исчезнут совсем, хотя и после этого вас время от времени будет тянуть покурить. Зато уже через два часа после того, как вы бросите

 курить, никотин станет выводится из организма, на следующий день ваша сердечно-сосудистая система начнет выздоравливать,

через две недели у вас улучшится система кровообращения и вы сможете легче ходить и бегать.

 В течение года ваш организм самоочистится, резко улучшатся самочувствие и внешний вид, качество жизни значительно повысится.

Привыкание к курению происходит из-за содержащегося в табаке никотина. Это вещество успокаивает и расслабляет,

поэтому люди прибегают к курению, чтобы отдохнуть после напряженной работьи успокоить нервы, если они испытывают тревогу

 или стресс, получить больше удовольствия от еды, просто от скуки. Через некоторое время мозг человека,

запрограммированный на получение удовольствия и борьбу с болью, начинает ассоциировать приятные ощущения с курением

 и постоянно требовать никотин. Поэтому, чтобы успешно бросить курить, нужно не только отучить свой организм от никотина,

 но и изменить свое поведение и стиль жизни. Действуя только в первом направлении, успеха добиться практически невозможно.

Что же нужно делать, чтобы добиться желанной цели? Попытайтесь получить эмоциональную поддержку от близких вам людей.

То есть вы должны выработать некую тактику поведения на начальный период отказа от курения. Правда, некоторые психологи

советуют не говорить окружающим о своих намерениях.

Когда наступит выбранный вами день, с этого момента для вас ничего не должно быть важнее намеченной цели. Теперь ваша

задача — перебороть острое желание закурить, когда оно будет возникать (обычно оно длится не более 5—10 мин.). Когда такое

желание наступит, вы должны подтвердить для себя вашу решимость бросить курить и попытаться отвлечь свое внимание

на что-либо другое.

Наиболее древняя вредная привычка — пьянство. К сожалению, употребление алкоголя давно стало элементом человеческой

 культуры и так же давно передовые представители человечества говорили о пагубности этой привычки. Достаточно вспомнить

 слова греческого ученого Аристотеля: «Пьянство есть добровольное сумасшествие». Тем не менее пьянство

 и его порождение — алкоголизм, остаются одним из страшнейших бичей нашей цивилизация. Что такое пьянство и алкоголизм,

чем они опасны для человека и общества? — эти проблемы и станут темой нашего сегодняшнего урока.

Закрепление учебного материала(10минут), предполагающее:

  1. Постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  1. определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  1. описание форм и методов достижения поставленных целей  в ходе закрепления нового учебного материала  с учетом индивидуальных особенностей учащихся с  которыми работает педагог;
  1. описание критериев, позволяющих определить  степень усвоения учащимися  нового учебного материала

Вопросы для фронтальной беседы.

  1. Что такое курение?

  1. Какие опасные вещества попадают в организм с табачным дымом?

  1. Какие болезни и расстройства организма вызывает курение?

  1. Каковы последствия курения для окружающих?

  1. На сколько в среднем сокращает жизнь курение?

  1. Что такое никотиновая зависимость?

  1. Охарактеризуйте психическую зависимость при табакокурении.

  1. Охарактеризуйте физическую зависимость при табакокурении.

  1. Насколько опасен и мучителен отказ от курения?

  1. Опишите основные способы отказа от курения.

  1. Что главное для человека, решившего отказаться от этой вредной привычки?

  1. Дайте определение пьянства.

  1. Чем пьянство отличается от алкоголизма?

  1. Как алкоголь воздействует на организм подростка?

  1. Каков механизм воздействия алкоголя на организм человека?

  1. В чем заключается социальная сторона пьянства и алкоголизма?

3.

Заключительная часть урока 5 минут.

Задание на дом, включающее:

  1. постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания)
  2. определения целей, которые хочет достичь учитель, задавая задания на дом;
  3. определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Отмечаю лучших и худших.

Даю задание на дом (что должны сделать обучающиеся  в ходе выполнения домашнего задания)

Вопросы для закрепления знаний.        

  1. Что такое курение?
  1. Какие опасные вещества попадают в организм с табачным дымом?
  1. Какие болезни и расстройства организма вызывает курение?
  2. Каковы последствия курения для окружающих?
  3. На сколько в среднем сокращает жизнь курение?
  4. Что такое никотиновая зависимость?
  5. Охарактеризуйте психическую зависимость при табакокурении.
  6. Охарактеризуйте физическую зависимость при табакокурении.
  7. Насколько опасен и мучителен отказ от курения?
  8. Опишите основные способы отказа от курения.
  9. Что главное для человека, решившего отказаться от этой вредной привычки?
  10. Дайте определение пьянства.
  11. Чем пьянство отличается от алкоголизма?
  1. Как алкоголь воздействует на организм подростка?
  2. Каков механизм воздействия алкоголя на организм человека?
  3. В чем заключается социальная сторона пьянства и алкоголизма?
  4. Назовите основные социальные проблемы личности, которые порождает алкоголизм.
  5. Какие болезни и расстройства организма являются последствием пьянства и алкоголизма?
  6. В чем особенности влияния пьянства на организм и личность женщины?
  7. В чем, по вашему мнению, состоит главный способ борьбы с пьянством?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова). Учитель английского языка Луц

Место в учебном плане: Unit 1«Reading…? Why not? » Lesson 3 «Famous British Writers»  Материал может быть использован при изучении Раздела 1 (Unit 1) на уроках разного типа:объясне...

План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова).

Пояснительная записка к уроку английского языка в 9 классе на тему «British Writers»Автор: Нестерук Елена ВикторовнаДолжность:учитель английского языкаМесто работы: МБОУ «СОШ» пгт. СиндорПредмет:...

План-конспект урока для 7 класса по немецкому языку, тема “Autos überall!” - " Автомобили повсюду!" по учебнику "Немецкий язык" 7 класс, автор учебника И. Л. Бим.

Урок позволяет проверить и систематизировать знание лексики за курс 5, 6 и 7 классов по темам "Транспорт", "Движение в большом городе", "Правила дорожного движения". В материалах к уроку имеютя: ...

План-конспект урока в 5 классе (автор учебника- Верещагина И.Н.) Тема урока - "Мир в опасности".

План- коспект урока в 5 классе (автор учебние Верещагина И.Н.) Тема урока- "Мир в опасности". Цели урока: развитие монологической речи по теме "Проблемы окружающей среды"; расширение лексического запа...

План-конспект урока в 5 классе "Планы на выходные"

Материал представляет собой план конспект урока в 5 классе "Планы на выходные " УМК  М.З Бибилетова " Английский с удовольствием"...