Общие сведения о пожаре и взрыве
план-конспект урока по обж (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа № 211
с углубленным изучением французского языка имени Пьера де Кубертена
Центрального района Санкт - Петербурга
191186, Санкт - Петербург, ул. Гороховая, 20 тел./факс tel/fax315-98-96
Урок
по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
8 класс
Тема: «Общие сведения о пожаре и взрыве»
Выполнил:
Мальцева С.М.
учитель ОБЖ
Санкт-Петербург
2012 г.
Тема: Общие сведения о пожаре и взрыве
(урок в 8–м классе)
По программе В.Н. Латчука
Цель: актуализировать знания о пожарах и взрывах.
Задачи:
- образовательные: дать понятие пожара и взрыва
- развивающие: развивать умения выделять главное, сравнивать, делать выводы; развивать культуру безопасного поведения обучающихся во время экстремальной ситуации; развивать навыки по определению потенциально опасных при пожарах и взрывах мест;
- воспитательные: развитие у учащихся чувства ответственности за свою жизнь и жизнь других людей в случае возникновения ЧС; воспитание у учащихся психологической готовности к ЧС.
Оборудование: мультимедиа, презентация ( приложение 1), тест, инструктивная карта, инструктивные карты.
План урока:
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного материала
III. Сообщение темы и цели урока
IV. Изучение нового материала
V. Первичное закрепление знаний
VI. Подведение итогов урока
VII. Домашнее задание
Ход урока
- Организационный момент – 3 мин.
Определяетcя готовность учащихся к работе: проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности. На столе учителя список отсутствующих на уроке, составленный предварительно на перемене дежурными по классу. Также в обязанности дежурного на перемене входит подготовить класс к уроку.
Обращение учителя к ученикам: Здравствуйте! Приятно вас видеть снова на уроке! Садитесь!
- Повторение пройденного материала – 10 мин.
- Какую тему мы проходили на прошлом уроке? (Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах.)
- Какие объекты экономики относятся к взрывопожароопасным?
- Какие основные факторы определяют возникновение аварии на взрывопожароопасном объекте?
- Перечислите виды аварий на пожаро и взрывоопасных объектах.
- На какие категории подразделяют пожаро и взрывоопасные производства?
- К каким последствиям может привести крупная авария на взрывопожароопасном объекте?
III.Сообщение темы и цели урока – 1 мин.
Тема сегодняшнего урока: «Общие сведения о пожаре и взрыве».
Цель урока: Получить представление о взрыве, пожаре, процессе горения
Итогом нашего урока будет проверочная тестовая работа, поэтому внимательно прослушайте материал урока, и сделайте необходимые записи в учебной карте (Приложение № 2), которая поможет справиться с тестом.
IV.Изучение нового материала – 18 мин.
(Слайд 3) Пожары и взрывы являются самыми распространенными чрезвычайными событиями в современном индустриальном обществе.
Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями происходят пожары и взрывы на пожаро- и взрывоопасных объектах.
(Слайд 4) Взрыв – это быстропротекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающихся освобождением значительного количества энергии в ограниченном объеме, в результате которого образуется и распространяется ударная волна, способная привести и приводящая к техногенной и чрезвычайной ситуации.
(Слайд 5) Характерные особенности взрыва:
- большая скорость химического превращения;
- большое количество газообразных продуктов;
- сильный звуковой эффект (грохот, громкий звук. Шум, сильный хлопок);
- мощное дробящее действие
(Слайд 6) В зависимости от среды, в которой происходит взрывы, они бывают подземными, наземными, воздушными, подводными и надводными.
Масштабы последствий взрывов зависят от их мощности и среды, в которой они происходят. Радиусы зон поражения при взрывах могут доходить до нескольких километров.
(Слайд 7) Различают три зоны действия взрыва.
Зона 1 – зона действия детонационной волны. Для нее характерно интенсивное дробящее действие, в результате которого конструкции разрушаются на отдельные фрагменты, разлетающиеся с большими скоростями от центра взрыва.
Зона 2 Зона действия продуктов взрыва. В ней происходит полное разрушение зданий и сооружений под действием расширяющихся продуктов взрыва. На внешней границе этой зоны образующаяся ударная волна отрывается от продуктов взрыва и движется самостоятельно от центра взрыва. Исчерпав свою энергию, продукты взрыва, расширившись до плотности, соответствующей атмосферному давлению, не производят больше разрушительного действия.
Зона 3 – зона действия воздушной волны – включает в себя три подзоны: а-сильных разрушений, б-средних разрушений, в- слабых разрушений. На внешней границе зоны 3 ударная волна вырождается в звуковую, слышимую еще на значительных расстояниях.
(Слайд 8) Действие взрыва на здания сооружения, оборудование.
Небольшим разрушениям продуктами взрыва и ударной волной подвергаются здания и сооружения больших размеров с легкими несущими конструкциями, значительно возвышающиеся над поверхностью земли. Подземные и заглубленные в грунт сооружения с жесткими конструкциями обладают значительной сопротивляемостью разрушению.
Разрушения различают - полные, сильные, средние и слабые.
(Слайд 9) Полные разрушения. В зданиях и сооружениях обрушены перекрытия и разрушены все основные несущие конструкции.
Восстановление не возможно.
Сильные разрушения. В зданиях и сооружениях имеются значительные деформации несущих конструкций, разрушена большая часть перекрытий и стен. Восстановление возможно, но нецелесообразно, так как практически сводится к новому строительству.
Средние разрушения. В зданиях и сооружениях разрушена часть внутренних перегородок, заполнения дверных и оконных проемов Возможны трещины в наружных стенах. Возможно восстановление.
Слабые разрушения. В зданиях и сооружениях разрушена часть внутренних перегородок, окна и двери. Оборудование имеет значительные деформации.
(Слайд10) Пожаром называют неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Сущность горения была открыта в 1756 г. великим русским ученым М. В. Ломоносовым. Своими опытами он доказал, что
(Слайд11) горение — это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха. Поэтому, чтобы протекал процесс горения, необходимы следующие условия: (Слайд12)
- наличие горючего вещества (кроме горючих веществ, применяемых в
производственных процессах, и горючих материалов, используемых в интерьере жилых и общественных зданий, значительное количество горючих веществ и горючих материалов содержится в конструкциях зданий);
- наличие окислителя (обычно окислителем при горении веществ бывает
кислород воздуха; кроме него окислителями могут быть химические соединения, содержащие кислород в составе молекул: селитры, перхлораты, азотная кислота, окислы азота и химические элементы: фтор, бром, хлор);
- наличие источника воспламенения (открытый огонь свечи, спички,
зажигалки, костра или искры).
Отсюда следует, что пожар можно прекратить, если из зоны горения исключить одно из перечисленных условий.
Возможность возникновения пожаров в зданиях и сооружениях и в особенности распространения огня в них зависит от того, из каких деталей, конструкций и материалов они выполнены, каковы их размеры и планировка
(Слайд13) Классификация веществ и материалов по группам возгораемости
Негорючее вещество (материал, конструкция) — неспособное гореть.
(Слайд14) Трудногорючее вещество (материал, конструкция) — способное гореть под воздействием источника зажигания, но неспособное самостоятельно гореть после его удаления.
Горючее вещество (материал, конструкция) — способное гореть после удаления источника зажигания:
а) трудновоспламеняющееся — способное воспламеняться только под воздействием мощного источника зажигания;
б) легковоспламеняющееся — способное воспламеняться от кратковременного воздействия источников зажигания с низкой энергией (пламени, искры).
V. Первичное закрепление знаний – 7 мин.
Чтобы закрепить полученные на уроке знания, проведем тестирование и выберем на пять вопросов правильные ответы из предложенных вариантов.
Тест
Найдите ошибку в приведенных примерах.
1. Взрыв характеризуется следующими особенностями:
а) большой скоростью химического превращения;
б) большим количеством газообразных продуктов;
в) резким повышением температуры;
г) сильным звуковым эффектом (грохот, громкий звук, шум сильный хлопок);
д) мощным дробящим действием.
2. Наибольшим разрушениям продуктами взрыва и ударной волной подвергаются здания и сооружения. Разрушения подразделяются на:
а) мелкие;
б) слабые;
в) средние;
г) крупные;
д) сильные;
е) полные.
3. Внимательно прочитайте условия задания и по описанным разрушениям определите вид разрушения:
а) в результате взрыва в одном из производственных зданий разрушены перегородки, крыша, окна и двери. В наружных стенах появились трещины, повреждены трубопроводы, электрокабель. Перекрытия здания не разрушены. Здание может быть восстановлено после капитального ремонта;
б) в результате взрыва насосной станции по перекачке нефтепродуктов, обрушено перекрытие. Произошло разрушение трубопровода и электрокабеля, другого оборудования. Оборудование восстановлению не подлежит.
4. Процесс горения протекает при следующих условиях:
а) наличие горючего вещества;
б) наличие окислителя;
в) наличие условий для теплообмена;
г) наличие источника воспламенения.
5. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:
а) бензин + кислород воздуха;
б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;
в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки;
г) дерево + кислород воздуха + факел;
д) ацетон + кислород воздуха + искра от зажигалки.
д) из окон здания идет дым, внутри здания горит мебель.
(Слайд16) (Взаимопроверка по окончанию выполнения теста).
Подведение итогов урока – 5 мин.
Сегодня вы получили общие сведения о таких грозных ЧС как пожары и взрывы. На основе изученного составьте четыре предложения.
Каждое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
“Я считаю, что пожары и взрывы”….
“Потому что …”.
“Я могу это доказать это на примере …”
“Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…”.
Кто желает зачитать свои рассуждения?
Домашнее задание: гл.2 &2.2,2.3
Опираясь на полученные знания, составить кроссворд “Пожары и взрывы”
Подобрать материал о пожарах и взрывах на объектах Санкт-Петербурга.
(Слайд17) Безопасных вам ситуаций! Спасибо за урок!
Приложение 2
Учебная карта
Общие сведения о пожарах и взрывах
- Дайте определение понятию:
Взрыв - это ….
- Дополните схему:
Характерные особенности взрыва
Рис. 1. Характерные особенности взрыва
- Заполните таблицу:
Таблица 1
Номер зоны | Наименование зоны | Характеристика зоны действия |
Интенсивное дробящее действие, конструкции разлетаются на отдельные фрагменты. | ||
Зона действия продуктов взрыва | ||
III |
- Дополните:
Разрушения подразделяют на: ………
Пожар – это ….
Горение - это …
- Заполните схему:
Условия процесса горения
Рис. 2 Условия процесса горения
- Допишите предложения:
- “Я считаю, что пожары и взрывы”….
- “Потому что …”.
- “Я могу это доказать это на примере”…..
- “Исходя из этого, я делаю вывод о том, что”….
Приложение 3
Тест
Пожары и взрывы
Найдите ошибку в приведенных примерах.
1. Взрыв характеризуется следующими особенностями:
а) большой скоростью химического превращения;
б) большим количеством газообразных продуктов;
в) резким повышением температуры;
г) сильным звуковым эффектом (грохот, громкий звук, шум сильный хлопок);
д) мощным дробящим действием.
2. Наибольшим разрушениям продуктами взрыва и ударной волной подвергаются здания и сооружения. Разрушения подразделяются на:
а) мелкие; б) слабые; в) средние; г) крупные; д) сильные; е) полные.
3. Внимательно прочитайте условия задания и по описанным разрушениям определите вид разрушения:
а) в результате взрыва в одном из производственных зданий разрушены перегородки, крыша, окна и двери. В наружных стенах появились трещины, повреждены трубопроводы, электрокабель. Перекрытия здания не разрушены. Здание может быть восстановлено после капитального ремонта;
б) в результате взрыва насосной станции по перекачке нефтепродуктов, обрушено перекрытие. Произошло разрушение трубопровода и электрокабеля, другого оборудования. Оборудование восстановлению не подлежит.
4. Процесс горения протекает при следующих условиях:
а) наличие горючего вещества;
б) наличие окислителя;
в) наличие условий для теплообмена;
г) наличие источника воспламенения.
5. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:
а) бензин + кислород воздуха;
б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;
в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки;
г) дерево + кислород воздуха + факел;
д) ацетон + кислород воздуха + искра от зажигалки.
д) из окон здания идет дым, внутри здания горит мебель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пожары и взрывы
Данная презентация включает исследование пожаров и взрывов на пожаро- взрывоопасных объектах, также общие сведения о пожарах и взрывах, причинах их возникновения и поражающих факторах....
презентация к уроку Общие сведения о пожаре и взрыве
Презентация к уроку в 8 классе Общие сведения о пожаре и взрыве...
презентация к уроку Общие сведения о пожаре и взрыве
Презентация к уроку в 8 классе Общие сведения о пожаре и взрыве...
конспекрт урока "Общие сведения о пожаре"
Этот материал можно использовать для подготовки к уроку по теме "Пожары и взрывы" в 8 классе....
Презентация - Тесты к обобщающему уроку ОБЖ в 8 классе по теме "Пожары и взрывы".
Данная презентация является хорошим методическим материалом при подготовке и проведении обобщающего урока ОБЖ в 8 классе по теме "Пожары и взрывы". Желаю успехов!...
Тест по ОБЖ для 8класса по теме "Пожары и взрывы"
Тест по ОБЖ для 8класса по теме "Пожары и взрывы"...
8 класс Общие сведения о взрыве и пожаре
Презентация "Взрывы и пожары"...