Фрагменты занятий по ОЗОЖ с учащимися 7 класса.
классный час по обж (7 класс) на тему
Тема №1 Влияние алкоголя на растущий организм ребёнка.
Цель: дать конкретное представление о вредном воздействии алкоголя на человека.
Тема№ .2 О предрассудках по поводу «полезности» алкогольных напитков.
Цель: убедить школьников в ложности этих предрассудков.
Некоторые вопросы, волнующие учащихся.
Вопрос. Большая ли нужна сила воли, чтобы самостоятельно прекратить употребление алкоголя, наркотиков?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_po_ozozh_s_uchashchimisya_7_klassa.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагменты занятий по ОЗОЖ с учащимися 7 класса.
Тема. Влияние алкоголя на растущий организм ребёнка.
Цель: дать конкретное представление о вредном воздействии алкоголя на человека.
Учитель рассказывает о несчастном случае, произошедшем из-за употребления алкоголя. (Важно, чтобы подчеркивались не пьянство или алкоголизм, а простое употребление алкоголя, приведшее к автодорожной катастрофе, травме, пожару.) Это случай из жизни. Сгорели два человека заживо, от тлеющей сигареты. Далее учитель знакомит ребят с влиянием алкоголя на нервную систему, на органы пищеварения, на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, на кровь, анализируя вместе с ними, что происходит в организме человека под воздействием алкоголя, почему происходят несчастные случаи.
Форма подачи должна быть образной, хорошо иллюстрированной картинками или слайдами, муляжами. Желательно не просто рассказывать, а вести беседу, вовлекая в «путешествие» по организму как можно большее число ребят, задавая им вопросы, комментируя и дополняя их ответы. Наглядные пособия всегда найдутся в кабинете биологии.
Ход занятия. Примерный рассказ учителя.
Расскажу случай из жизни. Полгода назад одна моя знакомая стояла на остановке в ожидании автобуса. Его долго не было, собралось много народа. Все внимательно вглядывались в сторону, откуда должен был появиться автобус. Вдали показался лишь грузовик, мчащийся на большой скорости. Приближаясь к остановке, он вдруг въехал на тротуар и в считанные секунды «смял» остановку и людей. Многие погибли. Моя знакомая осталась жива, но у нее были переломаны руки и ноги. Она до сих пор лечится. При расследовании этого трагического случая выяснилось, что водитель был пьян. (Если среди учащихся находятся желающие рассказать свой случай, надо дать им высказаться.)
Под воздействием алкоголя водитель просмотрел поворот, не заметил автобусной остановки, не успел затормозить, мчался, превышая скорость.
Почему под воздействием алкоголя люди лишаются обычных своих способностей? Из уроков биологии вам известно, что человек - это сложный живой организм, его составляют сердце, легкие, желудок, печень, почки, органы чувств. Каждый выполняет свою особую работу, слаженно взаимодействуя друг с другом, и любое токсическое вещество, как, например, алкоголь, может нарушить их слаженность.
Сравним наш организм с большой фабрикой, где имеется множество цехов. В них кипит работа, изготовляется нежная ткань. А алкоголь уподобим разбойнику, который проник на фабрику. Проникнув вместе с вином, водкой или пивом, алкоголь ведет токсическую, образно говоря, «вредительскую» деятельность.
Прежде всего он спешит в «цех» нервной системы. (Учитель подходит к изображению (схеме) нервной системы человека.) Вспомним, ребята, что относится к нервной системе человека. Правильно! Головной мозг, спинной мозг и нервы: одни, по которым бегут сигналы от наших органов чувств к мозгу, и другие, по которым возвращаются приказы мозга к мышцам, внутренним органам. Образно мозг можно представить в виде кукловода. Тот держит в своих руках нити управления куклами. А мозг управляет нашим поведением, настроением. Когда же алкоголь проникает в нервную систему, он тормозит проведение сигналов к мозгу и от мозга, как бы замедляет скорость реагирования. Вот почему он выступает главным виновником автотранспортных катастроф и аварий. Нетрезвые водители часто наезжают на людей, потому что не успевают вовремя затормозить, объехать, свернуть. Но алкоголь не только замедляет реакцию, он отрицательно воздействует на способности: человек, что называется, тупеет. В начале нашего 21 в. проводились эксперименты с участием детей, которые показали, что употребление даже небольших доз алкоголя здоровыми, способными детьми ухудшает их память. Они не могут выучить даже небольшое стихотворение, а 13 - 14-летние мальчики не в состоянии своими словами рассказать прочитанное, в арифметических действиях делают грубейшие ошибки. Таким образом, алкоголь гасит лампу разума.
Но он поражает не только нервную систему. Попав в организм, он направляется и к другим жизненно важным органам - сердцу, легким, нарушая их нормальную деятельность.
Вы помните, ребята, что наше сердце работает, не останавливаясь ни на минуту на протяжении всей жизни. Его можно сравнить с работой насоса. Сердце перекачивает кровь, заставляя ее течь в самые отдаленные уголки нашего организма (показывает на схеме). Мы можем почувствовать его работу, прощупав у себя пульс (предлагает ребятам сделать это). Но чтобы неустанно работать на протяжении всей жизни, сердце нуждается в постоянном притоке питательных веществ и кислорода. Алкоголь же, токсически воздействуя на мышцу сердца, препятствует усвоению ею этих питательных веществ и кислорода, в результате чего сердце может остановиться и наступает смерть. Ученые считают, что отравление алкоголем в 18,5 % случаев является причиной смерти. Так что авария может произойти не только из-за снижения скорости реакции нетрезвого водителя, но и от внезапной его смерти из-за остановки сердца.
Другим жизненно важным органом, работе которого мешает алкоголь, являются легкие. Они так же, как и сердце, не останавливаются ни на минуту в течение всей нашей жизни. (Учитель предлагает ребятам сосчитать, сколько вдохов и выдохов они делают за одну минуту.) Вы помните, легкие (показывает на схематичном рисунке) отдают во внешнюю среду отработанный, бедный кислородом воздух и забирают (засасьвают) свежий, богатый кислородом воздух, т. е. они, как и сердце, работают как насос, только воздушный. Алкоголь непосредственно повреждает ткань легких, делая ее проницаемой для микробов, которые вызывают различные легочные заболевания. (Учитель показывает это на рисунке, где алкоголь в виде разбойника открывает ворота для микробов в ткани легкого.)
Алкоголь вредно действует и на кровь. Вы все, конечно, знаете, что собой представляет кровь. Она красного цвета потому, что в ней содержатся красные кровяные шарики. Они способны соединяться с кислородом воздуха и доставлять его к каждой клеточке организма. (Рассказ иллюстрируется рисунками.)
Вспомните, долго ли, если вы укололи палец, течет из него кровь. Недолго, потому что в крови кроме красных кровяных шариков есть еще красные кровяные тельца, которые склеиваются друг с другом и закрывают место укола или пореза, и кровь не вытекает. И наконец, в крови есть белые кровяные тельца, которые борются и уничтожают микробов, проникших в организм. Алкоголь токсически, воздействует на все эти элементы крови, снижая их возможности. Белые кровяные тельца уже не могут успешно бороться с микробами, красные - разносить кислород и помогать останавливать кровотечение. Нарушается нормальная работа всего организма. Но он начинает бороться с алкоголем, стремится как можно скорее обезвредить и вывести его вон. И таким органом, который вступает в единоборство с алкоголем, является печень (Учитель показывает схему либо муляж с изображением печени.) Она обезвреживает алкоголь. Но для этого требуется время: час на 1 г алкоголя. Чтобы обезвредить, например, 10 г алкоголя, печени необходимо 10 ч. Не всегда в сражении с алкоголем побеждает печень. Некоторые ее клетки, пораженные алкоголем, гибнут. А иногда скорость токсического воздействия настолько превосходит скорость обезвреживания печенью, что случается смерть. В особенности это касается детей, у которых этот орган еще не совсем сформирован и легко поддается токсическим воздействиям.
Тема. О предрассудках по поводу «полезности» алкогольных напитков.
Цель: убедить школьников в ложности этих предрассудков.
Методические приемы и наглядность.
Класс делится на две команды, выбираются капитаны, и начинается дискуссия. Одна команда приводит доводы в пользу широко распространенного мнения о пользе алкогольных напитков. Другая команда с помощью научных фактов доказывает ложность и ошибочность подобных утверждений. Учитель направляет дискуссию, следит, чтобы не угасал интерес участников, подсказывая идеи, наводя на мысль обе команды. Если же команда, опровергающая предрассудки, не может убедительно доказать ложность того или иного положения, учитель приходит ей на помощь и научно обосновывает неправомочность утверждений. Для этого он сам должен быть компетентен в этих вопросах. Ниже мы приводим наиболее распространенные в обыденной среде предрассудки по поводу «полезности» алкогольных напитков.
Ход занятия.
Ребята! Начался 21 в., идет новый виток научно-технической революции, компьютеры и сложнейшие автоматические приборы входят в нашу жизнь, но, к сожалению, в сознании отдельного человека и населения в целом еще много всевозможных предрассудков, т. е. ложных понятий и представлений о тех или иных предметах или явлениях. Например, об алкогольных напитках, об их свойствах, полезности.
Для начала дискуссии учитель использует прием незаконченного рассказа, т. е. приводит какой-то жизненный эпизод, а ребят просит продолжить его.
— Представьте себе, что какой-то взрослый человек простыл. У него кашель, насморк, поднялась температура, а на работе срочные дела и болеть никак нельзя. Возвращаясь домой, он встречает соседа, которого не раз видел под хмельком, и тот ему советует... «Что он советует?» — спрашивает учитель у команды, доказывающей пользу алкогольных напитков. Как правило, ребята знают не один рецепт лечения простуды с помощью алкоголя. Удобно их все записать на доске с тем, чтобы команда, опровергающая эту пользу, по каждому из них дала исчерпывающий ответ.
Если она не может привести убедительные аргументы «против», учитель корректно, не умаляя достоинства ребят и не уличая в невежестве, поясняет классу этот вопрос. Примерно так: «Это сложный вопрос, связанный с механизмом действия алкоголя, и я вам поясню, в чём тут дело».
Алкоголь не оказывает прямого обезвреживающего действия на микробы, а тормозит защитные силы организма, препятствует в нейтрализации или уничтожении этих микробов. В крови есть специальные клетки — лейкоциты и лимфоциты, которые, окружая болезнетворные микробы, растворяют, «пожирают» их. Такой процесс называется фагоцитозом. Если же в крови имеется алкоголь, процесс замедляется или вовсе не происходит.
Таким образом, существующее мнение о том, что алкогольные напитки помогают лечить простуду, заблуждение.
Обсуждение продолжается. Команда называет другие наиболее распространенные мнения о пользе спиртных напитков, а вторая команда доказывает обратное.
В помощь учителю приводим научные данные по поводу алкогольных предрассудков.
Некоторые люди считают, что алкогольные напитки (вино) улучшают аппетит. Это неверно. Использование вина в этих целях ведет к извращению нормальной деятельности желудка и кишечника. Дело в том, что состав выделяемого под действием алкоголя желудочного сока существенно изменяется. В нем становится много хлористоводородной (соляной) кислоты и мало пепсина, который необходим для пищеварения. Выделяемая кислота обжигающе действует на слизистую оболочку желудка, что может вызвать в нем боли, способствует развитию гастрита. А регулярное употребление алкогольных напитков с целью повысить аппетит приводит к атрофии желудка и вследствие этого — к ухудшению усвояемости пищи, в особенности витаминов. Таким образом, употребление алкогольных напитков дает прямо противоположные результаты.
Другие люди с помощью алкоголя пытаются снять усталость, повысить настроение. Это не более чем иллюзия, данная веселость — эйфория — нездоровая, ибо она вызвана расстройством центральной нервной системы. Алкоголь производит токсическое торможение центральной нервной системы и в первую очередь коры головного мозга, приводя к временному возбуждению более низкие, подкорковые центры.
Таким образом, алкоголь и отдых несовместимы. Под действием алкоголя мозг не только не отдыхает, наоборот, работа его затрудняется. Даже после небольшой дозы спиртного на 8 - 20 дней теряется способность к сообразительности, творчеству, интеллектуальному труду. Не случайно знаменитый советский физик Ландау говорил, что рюмка спиртного способна вывести его на месяц из творческого состояния.
Другой академик, Е. К. Сепп, в ответ на вопрос, почему он никогда в жизни не употреблял алкоголя, отвечал: «Потому что с величайшим уважением отношусь к высочайшему творению природы — мозгу и не хочу нарушать его деятельность».
Существует мнение о питательности и пользе вин, как ценных пищевых продуктов, содержащих витамины, минеральные вещества и т. п., что вино — это дар солнца, солнечный нектар и т. д. Чтобы рассеять это мнение, достаточно сравнить данные о питательной ценности продуктов и алкоголя, в особенности пива, так как о его полезных свойствах говорят всюду, называя даже жидким хлебом. К примеру, сравним состав одного литра пива и одного литра молока.
В пиве (в граммах) воды - 915, углеводов - 43, азотистых веществ - 5, алкоголя (являющегося внутриклеточным ядом) – 37.
В молоке (в граммах) воды - 870, углеводов - 47, белков - 34, жиров - 38, витаминов - А, В, С, Д, Е, РН, РР, минеральных солей - 7; есть также микроэлементы - йод, марганец (мг).
Кроме того, в пиве, так же как и в вине, содержатся в большом количестве другие микроэлементы: кобальт, мышьяк, медь, которые неблагоприятно действуют на сердечную мышцу, т. е. на сердце.
Что же касается вина и водки, то в них концентрация алкоголя (внутриклеточного яда) еще выше: в вине - в 3-4 раза, в водке и коньяке - в 10-12 раз.
Бытует мнение, что приступ стенокардии облегчает рюмка коньяка или водки, так как якобы алкоголь в малых дозах расширяет сосуды сердца.
Многочисленные исследования давно опровергли и эту точку зрения. Под влиянием этилового спирта расширяются лишь периферические (находящиеся в коже) кровеносные сосуды. После кратковременного расширения артерий наступает их резкое сужение. Общепризнано, что алкоголь учащает сердцебиение, создавая дополнительную нагрузку на сердечную мышцу в тот момент, когда она нуждается в максимально длительных паузах отдыха.
В настоящее время установлено, что алкоголь оказывает прямое токсическое воздействие на мышцу сердца. Хроническая алкогольная интоксикация неизменно сопровождается поражением мышцы сердца. Этиловый спирт, являясь внутриклеточным ядом, тормозит обменные процессы, угнетает образование энергии и таким образом лишает мышцу сердца необходимого энергетического потенциала для перекачки крови. Поэтому у лиц, употребляющих или злоупотребляющих алкоголем «слабеет» сердце. Кроме того, к непосредственному повреждающему воздействию алкоголя на сердце подключаются еще и нарушения обмена веществ во всем организме, они неминуемы (в 100 % случаев) при злоупотреблении алкогольными напитками.
Учеными развенчан также широко распространенный миф о том, что алкоголь укрепляет сосуды. Все как раз наоборот. Обмен веществ между кровью и клетками организма осуществляется через микрососуды - капилляры. Кровь, богатая кислородом, питательными веществами через артериолы попадает в капилляры, через капилляры кислород и питательные вещества поступают в клетки организма, а углекислый газ и шлаки забираются и через венулы подаются в венозное русло крови. У лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками, очень рано по сравнению с непьющими наступают болезненные изменения именно на уровне микрососудов - повышается проницаемость и ломкость артериол, капилляров и венул, нарушается их тонус, появляется извитость. В результате кровь из артерии непосредственно поступает в венулы, минуя капилляры. Таким образом формируется «непитающий» кровоток. Кроме того, внутри сосудов выявляется слипание красных кровяных телец (эритроцитов). Образно говоря, внутри сосудов образуются как бы мелкие про-бочки, что существенно замедляет кровоток. Выраженные расстройства микроциркуляции нарушают доставку кислорода и питательных веществ к клеткам и как следствие этого приводят к их гибели, т. е. наступают так называемые дегенерационные процессы в различных органах и тканях организма.
И в заключение прокомментируем еще один очень живучий предрассудок о том, что вина марки «Кагор» улучшают кровь, помогают в лечении малокровия. Вначале о том, что такое малокровие, или анемия. Красные тельца крови — эритроциты — переносят кислород. Если в организме возникает недостаток этих телец из-за кровопотери или они болезненно изменены и не могут в нужном объеме переносить кислород, то такое состояние называется малокровие, или анемия. Алкоголь, входящий в спиртные напитки, не только не способствует «выздоровлению» эритроцитов или увеличению их числа, а тормозит эти процессы, так как он затрудняет усвоение костным мозгом (место, где образуются в организме красные кровяные тельца) железа, необходимого для построения эритроцитов. Кроме того, алкоголь ухудшает всасывание в кишечнике витамина В6/ который также необходим для формирования полноценных эритроцитов, а в тонком кишечнике - фолиевой кислоты, отчего нарушается процесс созревания в костном мозге эритроцитов. Как результат этого, в крови появляются незрелые эритроциты, которые быстро разрушаются, что приводит к тяжелой форме анемии.
Как видим, алкоголь никоим образом не способствует улучшению крови, а наоборот, вызывает тяжелые формы анемии.
Ролевые игры проводятся как с диагностической, так и с профилактической целью. Они представляют собой моделирование ситуаций, в которых ребятам или предлагают попробовать наркотическое, токсическое вещество или рассказывают о нем, убеждая в его безвредности. Участникам игры предоставляется возможность самостоятельно определить линию своего поведения. Разыгрываемые сцены наблюдают, обсуждают и оценивают другие учащиеся. В результате всё, связанное с игрой, хорошо запоминается.
Вот один из сюжетов ролевой игры. Приглашаются двое мальчиков и две девочки. Учитель поясняет им начало сюжета: «Представьте себе, что две девушки отправились в многодневный групповой туристский поход. Здесь девушки знакомятся с двумя молодыми людьми, прекрасный отдых, речка, лес, костер. Как-то за ужином ребята предлагают им попробовать вина. Девушки сначала пытаются отказаться, потом пробуют. Им очень жаль портить отношения с такими симпатичными молодыми людьми. На другой день ребята предлагают попробовать наркотик. Ребята очень понравились девушкам. Но наркотик - это страшно! Что же делать?»
Игра завершается обсуждением, цель которого - выработка определенного мнения относительно употребления наркотиков.
Некоторые вопросы, волнующие учащихся.
Вопрос. Большая ли нужна сила воли, чтобы самостоятельно прекратить употребление наркотиков?
Ответ. Краснодарский нарколог Карина Саакян попытку самостоятельно прекратить прием наркотиков считает равносильной попытке выпрыгнуть на полном ходу из курьерского поезда.
Вопрос. Не сгущаете лы вы краски о вредности наркотиков? Известно, что лекарства-наркотики дают тяжелым больным, чтобы облегчить их страдания, чтобы они не чувствовали боли. И эти больные, выздоровев, почему-то не становятся наркоманами.
Ответ. Да, но при врачебном применении дозы наркотика не превышают определенного предела. К тому же наркотические препараты чередуются с другими обезболивающими средствами, поэтому организм к ним не привыкает.
Вопрос. Почему после первых употреблений спиртного человек еще не становится алкоголиком, а после первого укола его уже называют наркоманом?
Ответ. У алкоголя и наркотиков различный механизм действия. Наркотик предельно легко и быстро включается в обмен веществ, как и желудочный сок, к примеру. Нет очередной дозы — нарушен обмен. Начинаются физические страдания. Вот почему уже первый прием наркотика зачастую оказывается роковым и безвозвратным. Стоит ли рисковать здоровьем, судьбой, жизнью?
Вопрос. Если кто-то начал употреблять наркотики, но хочет избавиться от дурной привычки, а силы воли недостаточно, стоит ли обращаться к врачу?
Ответ. Этому человеку надо как можно скорее пойти к врачу. Все равно он попадет к нему, только в более тяжелом состоянии.
Вопрос. Мы знаем, что закон жесток к распространителям наркотиков, для них предусмотрены различные наказания, вплоть до десяти лет лишения свободы. А как наказывать человека за хранение наркотиков, если, скажем, он не знал, что хранит?
Ответ. Нужно знать. Общеизвестно: незнание закона не освобождает от ответственности.
Разыграть такую ситуацию: «Ты в гостях у друга. Он показывает тебе банки пива в холодильнике и говорит: «Давай по глотку!». Вы дома одни, родителей нет. Как вы бы поступили?».
Подумать над возможными положительными и отрицательными последствиями, обосновать своё решение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОЗОЖ для 5 класса к учебному пособию М.Ю.Михайлиной,М.В.Лысогорской,М.А.Павловой"Здоровый образ жизни"
Рабочая программа по ОЗОЖ для 5 класса содержит пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематический план....
Рабочая программа по ОЗОЖ 5-9 класс
Рабочая программа по ОЗОЖ 5-9 класс. М.Ю Михайлина, М.В. Лысогорская, М.А Павлова....
Фрагмент занятия в 3 классе на тему «Подготовка проекта «День рождения»
Задачи - закрепление лексики по темам «Дата», «День рождения», «Письмо», а также активизация орфографических навыков....
Фрагмент занятия русского языка в 7 классе по теме «Категория состояния как часть речи»
Технологическая карта фрагмента занятия, проведённого в рамках участия в муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2015"...
Презентация к фрагменту занятия по русскому языку в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи"
Данная презентация сопровождает проведение фрагмента занятия по указанной теме...
Методическая разработка на тему:"Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса с использованием технологии дистанционного обучения."
Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса. Темы: "Биография А.П.Чехова" и "Рассказ "Хирургия" с использованием технологии дистанционного обучения. Использование технологии дистанц...
Методичекая разработка на тему: "Фрагменты уроков по литературе для учащихся восьмых классов с использованием технологии творческой мастерской "Средства характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»
quot;Фрагменты уроков по литературе для учащихся восьмых классов с использованием технологии творческой мастерской на тему "Средства характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль&r...