Исследовательская работа "Исследование состояние осанки учащихся 3-х классов"
творческая работа учащихся (основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс) по теме

Хафизова Людмила

Исследовательская работа " Исследование состояние осанки учащихся 3-х классов" Выполнила ученица 3 класса Пуговкина Ксения. Руководитель Хафизова Л.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skolioz.doc115 КБ
Office presentation icon skolioz.ppt106 КБ

Предварительный просмотр:

        

1. ВВЕДЕНИЕ

Будь моя воля, я бы сделал

заразным здоровье, а не болезнь.

Сенека.

Здоровье – совокупность физических и душевных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда, создание семьи, рождения и воспитания детей. Невозможно представить здорового человека без хорошей осанки. Правильная осанка- одно из составляющих здоровья. Формирование осанки, и всего опорно-двигательного аппарата особенно интенсивно идет в младшем школьном возрасте. Этот период и является  оптимальным для укрепления опорно-двигательного аппарата, совершенствования техники овладения движений.

Современный школьник мало двигается. Учебная нагрузка третьеклассника в неделю 25 часов, из которых только 2 часа физической культуры. Это ослабляет мышечную систему, нарушает нормальные соотношения между мышечными и психическими усилиями, приводит к излишнему возбуждению центральной нервной системы. В результате снижается устойчивость организма к инфекциям и психическому напряжению, падает работоспособность, ускоряется процесс старения.

Цель работы - исследовать состояние осанки учащихся 3-х классов.

Задачи исследовательской работы:

1. Изучить литературу по данной проблеме.

2. Исследовать состояние осанки 3-х классов.

3. Разработать программу мероприятий по улучшению осанки учащихся.

1.1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Опорно-двигательный аппарат, костно-мышечная система,  единый комплекс,   состоящий   из   костей,   суставов,   связок,   мышц,   их   нервных образований, обеспечивающий опору тела и передвижение человека или животного в пространстве,  а также движения отдельных частей тела и органов (головы, конечностей и др.).

Пассивной частью опорно-двигательного аппарата является скелет - прочная основа тела, осуществляющая также защиту внутренних органов от ряда механических воздействий (например, от ударов). К костям скелета прикрепляются поперечнополосатые (скелетные) мышцы, деятельность которых через нервные окончания в них управляется центральной нервной системой. Мышцы составляют активную часть опорно-двигательного аппарата. Благодаря согласованной деятельности всей мускулатуры тела осуществляются многочисленные и многообразные движения. Опора тела при стоянии или сидении, передвижение в пространстве (например, ходьба, бег, плавание, ползание, прыжки) и движения отдельных частей тела требуют активного напряжения мускулатуры. При заболеваниях и повреждениях какой-либо части опорно-двигательного аппарата нарушаются динамика и статика всего организма, страдает весь опорно-двигательный аппарат, а часто и внутренние органы. Так, при укорочении одной конечности развивается искривление позвоночника, вслед за которым деформируется грудная клетка, могут развиться заболевания органов дыхания и кровообращения.

1.2. НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ

Сколиоз - это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади - кифосколиоз.

Сколиоз встречается гораздо чаще, чем об этом думают. По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г.И.Турнера, у 40% обследованных школьников выявлено нарушение статики, требующее лечения. Название сколиоз получает по уровню изгиба: шейный, грудной или поясничный и соответственно выпуклой стороны искривления. Таким образом, можно встретить, например правосторонний грудной сколиоз.

Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным - при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной конечности. Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и торсия его, т.е. поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а осистые отростки в вогнутую. Торсия способствует деформации грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются.

Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (10-15 лет), он проявляется наиболее выражено.

Различают две группы сколиозов:

  1. Врожденные, в основе которых лежат различные деформации позвонков: (недоразвитие; клиновидная их форма; добавочные позвонки и.т.д.)
  2. Приобретенные.

К приобретенным сколиозам относятся:

1.        ревматические, возникающие обычно внезапно и обуславливающиеся мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита;

2.        рахитические, которые очень рано проявляются различными деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе, все это благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;

3.        паралитические, чаще возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях;

4.        привычные, на почве привычной плохой осанки (часто их называют "школьными", так как в этом возрасте они получают наибольшее выражение). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и.т.д.

Этим перечнем, конечно, охватываются не все виды сколиозов, а лишь основные.

Принято считать, что причиной травмы поясницы являются тренировочные перегрузки. Между тем, боли в нижнем отделе позвоночника куда чаще вызваны обычной повседневной деятельностью человека. В этом и кроется объяснение, казалось бы, странного противоречия, когда на боль в пояснице жалуются люди никогда не знавшие спорта. Самое вредное - это сидеть. Удивительно, но при сидении позвоночник нагружен сильнее, чем когда мы стоим! Впрочем, повышенная нагрузка - это еще пол дела. Помногу часов нам приходиться сидеть в самой вредной позе - наклонившись вперед. В таком положении края позвонков сближаются и защемляют межпозвоночный диск из хрящевой ткани. Вообще эта ткань отличается замечательной эластичностью, позволяющей ей успешно сопротивляться компрессии. Однако надо учитывать, что при сидении сила давления на внешний край диска возрастает в 11 раз! Да к тому же продолжается не только в течение рабочего и учебного дня, но часто и дома.

Кстати, как же тогда объяснить тот простой факт, что устав от длительного стояния мы стремимся сесть? Причина в том, что боль в пояснице не всегда бывает следствием перегрузки межпозвоночных дисков. Часто боль провоцирует мышцы низа спины, которые при стоянии оказываются в состоянии статического напряжения. Стоит сесть, как мышцы расслабляются, и боль утихает. Кстати, напряжение дисков редко бывает причиной боли. Болит травма, которая возникла давно и теперь дает себя знать. Когда человек садится, травмированная область меняет положение. Отсюда иллюзия облегчения.

Интересно разобраться, почему все-таки сидение сильнее нагружает позвоночник, чем стоячее положение. Объяснение в том, что вертикально тело поддерживает как скелет в целом, так и большой массив мускулатуры. В итоге нагрузка "распыляется" по всему телу, и позвоночнику делается "легче".

Когда человек садится, то поддерживающий мышечный корсет туловища расслабляется, и вся тяжесть тела ложится на позвоночный столб. Отсюда и травмы, возникающие при длительном сидении. Лечение зависит от возраста больного, типа сколиоза и степени деформации позвоночника.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ОСАНКИ УЧАЩИХСЯ 3-Х КЛАССОВ

 Для исследования состояние осанки учащихся 3- х классов  изучили и проанализировали медицинские карты детей по следующим параметрам:

  1. Группы здоровья,
  2. Нарушение осанки.

Также мы воспользовались анкетированием, в которое вошли следующие вопросы:

  1. Сколько ты гуляешь в день?
  2. Занимаешься ли ты в спортивной секции?
  3. Какая у тебя постель?
  4. Какая у тебя подушка?
  5. Сколько времени ты проводишь перед телевизором (компьютером)?
  6. Как ты носишь учебники в школу?

2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ

Для изучения внешних факторов, влияющих на формирование осанки, учитывалось: количество времени активного и пассивного отдыха, а также нагрузка на позвоночник при ходьбе и отдыхе.

Вопрос

Варианты ответа

%

Сколько ты гуляешь в день?

НЕ гуляю

48

1 час

30

2 часа и более

22

Занимаешься ли ты в спортивной секции?

ДА

45

НЕТ

55

Какая у тебя постель?

 Твердая

66

Мягкая

34

Какая у тебя подушка?

Большая

81

Маленькая

15

НЕТ

4

Сколько времени ты проводишь перед телевизором (компьютером)?

До 1 часа

36

2 и более часа

64

Как ты носишь учебники в школу?

Рюкзак

84

Сумка через плечо

16

В ходе анализа анкетирования учащихся было выявлено, что активно отдыхают только 22 % учащихся, а 64 % детей проводят много времени в сидячем положении, смотря телевизор и играя в компьютер, что приводит к нарушению осанки. Меньше половины учащихся (45%) занимаются в спортивных секциях.

У большей части детей постель твердая, что благоприятно сказывается на разгрузке позвоночника во время сна, но большая подушка отрицательно влияет на расслабление шейного отдела позвоночника.

Также были проанализированы медицинские карты учащихся по следующим параметрам:

  1. Группы здоровья.

Группа здоровья

Количества учащихся

% от общего количества

Первая

8

13

Вторая

28

45

Третья

25

40

Четвертая

1

2

  1. Нарушение осанки.

Класс

Количества учащихся

% от количества уч-ся в классе

        3 А        

8

36

3 Б

6

28

3 В

14

36

Проанализировав медицинские карты учащихся видно, что третья группа здоровья составляет 40% от общего количества учащихся, а также 45% учащихся 3-х классов имеют нарушение осанки (см. диаграмму)

  1. ВЫВОДЫ

Проведенные исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

  1. Нам удалось проанализировать различные факторы, которые приводят к нарушению осанки.
  2. Нарушение осанки среди детей нам удалось связать с их образом жизни.
  3. Можно дать следующие рекомендации:
  1. Классным руководителям - донести информацию до родителей и детей, а также дать советы по профилактике сколиоза (смотри приложение №1, №2),
  2. Родителям - пересмотреть распорядок дня своего ребенка.
  3. Детям – при длительном сидении необходимо соблюдать правила (смотри приложение № 3).

И в заключение: где бы вы не находились, не забывайте контролировать свою осанку. Это поможет вам избежать сколиоза.

  1. Со своими результатами нам хотелось бы выступить перед ребятами и классным руководителем во время классного часа, посвященного этой проблеме.
  2. Во время физкультурной минутки использовать упражнения корректирующих осанку.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Физическая культура: 4 класс./под ред.В.С.Каюрова, З.И.Кузнецовой.- М.:Физкультура и спорт, 1981.- с.28-33
  2. Шибкова Д.З.Наука быть здоровым/Д.З.Шибкова.- Челябинск:Юж.-урал.кн.изд-во, 1997.- с.132-136
  3. Энциклопедия для детей: Т.18.Ч.1:Человек/глав.ред.В.А.Володин.- М.:Аванта+, 2001.- с.116-121

Приложение № 1.

Следующие упражнения значительно укрепят мышцы спины и удержать тело в правильном положении:

  1. И.п. - стоя, руки за годовой. С силой отведите руки в стороны, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите 6-10раз. Дыхание произвольное.
  2. И.п. - стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний - к тазу). Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз.
  3. И.п. - лежа на животе. Операясъ на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении  на 3-5 секунд, затем вернитесь в и.п.
  4. И.п. - стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и.п. Повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела. Если вы работаете сидя периодически «вжимайтесь» спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник с усилием упирайтесь в него головой.

Приложение № 2.

Детский сколиоз при I и II степенях искривления позвоночника лечат консервативно. Важным условием успешного лечения является полноценное и богатое витаминами питание, регулярное пребывание на свежем воздухе, подвижные игры. Постель должна быть жесткой, для чего на кровать укладывают деревянный щит. Стул и стол на рабочем месте должны соответствовать росту. Нужно следить, чтобы ребенок сидел за столом прямо, а ноги его при этом достигали пола. Важна также правильная установка света, а при нарушении зрения обязательна его коррекция. Систематически проводят лечебную гимнастику и часто назначают ношение корсетов.

Приложение № 3.

Профилактика сколиоза предусматривает соблюдение правильной осанки. При длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила:

  1. сиди неподвижно не дольше 20 минут;
  1. старайся вставать как можно чаще. Минимальная продолжительность такого "перерыва" - 10 секунд;
  2. сидя, как можно чаще меняй положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи и.т.д.
  3. старайся сидеть "правильно": сядь на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрями спину и, если можно, сними часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники;
  4. периодически делай специальные компенсаторные упражнения:
  1. повисни и подтяни колени к груди. Сделай упражнение максимальное число раз.
  2. прими на полу стойку на коленях и вытянутых руках. Старайся максимально выгнуть спину вверх, и потом как можно сильнее прогнуть ее вниз.

Утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых - необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания.

Помимо упражнений общеукрепляющего, оздоровительного характера, есть и немало специальных, например, для укрепления мышц брюшного пресса, груди, улучшения осанки. Эти упражнения позволяют в какой-то степени исправлять недостатки фигуры, позволяют лучше владеть своим телом. Выполнять их можно в любое удобное время:

  1. вместе с комплексом утренней зарядки и в ходе оздоровительной тренировки;
  2. во время обеденного перерыва;
  3. во время воскресной прогулки за город.

Успех  будет зависеть от продолжительности и регулярности занятий.

Правильная осанка делает нас не только более привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех         органов и систем организма, является профилактикой сколиоза.

        -  -


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пуговкина Ксения МОУ СОШ № 124, 3 класс

Слайд 2

ТЕМА исследование состояние осанки учащихся 3-х классов.

Слайд 3

Цель работы - исследовать состояние осанки учащихся 3-х классов. Задачи исследовательской работы: 1. Изучить литературу по данной проблеме. 2. Исследовать состояние осанки 3-х классов. 3. Разработать программу мероприятий по улучшению осанки учащихся.

Слайд 4

Сколиоз - это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Различают две группы сколиозов: Врожденные, в основе которых лежат различные деформации позвонков: (недоразвитие; клиновидная их форма; добавочные позвонки и.т.д.) Приобретенные.

Слайд 5

К приобретенным сколиозам относятся: 1. ревматические, возникающие обычно внезапно и обуславли­вающиеся мышечной контрактурой; 2. рахитические, которые очень рано проявляются различными деформациями опорно-двигательного аппарата; 3. паралитические, чаще возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях; 4. привычные, на почве привычной плохой осанки.

Слайд 6

Самое вредное - это сидеть. Удивительно, но при сидении по­звоночник нагружен сильнее, чем когда мы стоим! При сидении сила давления на диска позвоночника возрастает в 11 раз! Да к тому же продолжается не только в течение учебного дня, но и дома.

Слайд 7

Для исследования состояние осанки учащихся 3- х классов изучили и проанализировали медицинские карты детей по следующим параметрам: Группы здоровья, Нарушение осанки .

Слайд 8

Анкета: Сколько ты гуляешь в день? Занимаешься ли ты в спортивной секции? Какая у тебя постель? Какая у тебя подушка? Сколько времени ты проводишь перед телевизором (компьютером)? Как ты носишь учебники в школу?

Слайд 9

Анализ проведенного анкетирования: № Вопрос Варианты ответа % 1 Сколько ты гуляешь в день? НЕ гуляю 48 1 час 30 2 часа и более 22 2 Занимаешься ли ты в спор­тивной секции? ДА 45 НЕТ 55 3 Какая у тебя постель? Твердая 66 Мягкая 34 4 Какая у тебя подушка? Большая 81 Маленькая 15 НЕТ 4 5 Сколько времени ты прово­дишь перед телевизором (компьютером)? До 1 часа 36 2 и более часа 64 6 Как ты носишь учебники в школу? Рюкзак 84 Сумка через плечо 16

Слайд 10

Анализ медицинских карт по группам здоровья: Группа здоровья Количества учащихся % от общего количества Первая 8 13 Вторая 28 45 Третья 25 40 Четвертая 1 2

Слайд 11

Анализ медицинских карт по параметру – нарушение осанки: № Класс Количества учащихся % от количества уч-ся в классе 1 3 А 8 36 2 3 Б 6 28 3 3 В 14 36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа "Состояние рынка труда г. Перми"

Научно - исследовательская работа "Состояние рынка труда г. Перми". Работа отмечена Дипломом III-степени на краевом конкурсе "Карьера. Выбор - 2011"....

Исследовательская работа «Состояние водного биоразнообразия сельского водоёма».

Исследовательская работа «Состояние водного биоразнообразия сельского водоёма»....

Курс тренинга по профилактике стрессовых состояний у учащихся 9,11 классов в период подготовки к государственным экзаменам

В период подготовки выпускников к сдачи ЕГЭ, ГИА очень важна психологическая поддержка. С помощью тренингового курса возможна отработка стратегии и тактики поведения участников прорцесса в период подг...

Приказ о проведении городского конкурса исследовательских и творческих проектов учащихся 8-11 классов 28.03.2014

Приказ о проведении городского конкурса исследовательских и творческих проектов учащихся 8-11 классов 28.03.2014...

Рецензия на исследовательский проект "Мир многогранников" учащихся 6 «Б» класса

Работа  «Мир многогранников» посвящена удивительному миру многогранников.Актуальность  данной темы не вызывает сомнения.Человек проявляет интерес к многогранникам на протяжении всей своей со...

Методический шаблон по выполнению презентаций к проектно-исследовательским работам. Рекомендован для учащихся 5-11 классов по технологии

Алгоритм действий по выполнению презентаций к проектно-исследовательским работам, выполняемым учащимися 5-11 классов по технологии....

Использование занятий ОДОД для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся 5-6 классов в области «Физика"

В работе представлены возможности использования занятий отделения дополнительного образования детей (ОДОД) для организации проектной и исследовательской работы учащихся 5-6 классов в естественнонаучно...