Исследовательская работа «Состояние водного биоразнообразия сельского водоёма».
проект по экологии (10 класс) на тему
Исследовательская работа «Состояние водного биоразнообразия сельского водоёма».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostoyanie_vodnogo_bioraznoobraziya_selskogo_vodoyoma.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся ОУ
по теме охраны и восстановления водных ресурсов
Исследовательская работа
«Состояние водного биоразнообразия сельского водоёма».
Работу выполнила: | Кадацкая Екатерина ученица 10 класса МОУ Плодородная СОШ № 16 Целинского района |
Руководитель: | Кадацкая Ольга Васильевна учитель биологии, химии МОУ Плодородной СОШ №16 адрес: индекс 347773 Ростовская область Целинский район с. Плодородное ул. Гагарина,29 тел.: 9 – 21 - 42 |
с. Плодородное
2007г
Аннотация
В последние годы слово «экология» звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасающих фактов преступной травли и убийства природы, а это значит и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьём, продукты, которыми питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Увы, ситуация в России настолько тревожна, что хочется закричать: «Опомнитесь, люди, слухи о глобальной катастрофе вовсе не преувеличены!»
Цели и задачи:
Образовательные:
- сохранение водного биоразнообразия сельских водоёмов;
- продолжить формирование познавательной деятельности учащихся;
- расширить и углубить знания учащихся о влиянии человека на гидросферу, о глобальных экологических проблемах;
- изучение природы родного края;
Воспитательные:
- воспитание ответственности и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле;
- предотвращение разрушительного антропогенного воздействия на окружающую среду;
Развивающие:
- вовлечение в практическую деятельность по сохранению и восстановлению водных ресурсов;
- развитие индивидуальных и творческих способностей ;
Содержание:
стр.
1. Введение 3
2. Основная часть 4
2.1 Край родной – Целина! 7
2.2 Задачи юных экологов 7
2.3 Результаты работы 8
3. Заключение 10
1. Введение.
«Человека называют властелином природы, но мудрость которую мы властвуем, от природы не даётся. Этому надо учиться»
Эти слова сказаны Николаем Ивановичем Лобачевским 150 лет назад. В то время мысль замечательного ученого не поняли. Не поняв - забыли. Лишь теперь, когда в руках человека оказались могучие средства воздействия на природу, стало ясно:
- надо не подчинять себе природу, а дружить с ней;
- действовать не вопреки, а согласно законам Природы;
- надо учиться бережному обращению с Природой.
Именно это имел ввиду Николай Иванович Лобачевский, предостерегая потомков от бездумного «властвования». Природа – это живая, чувствительная. Очень сложная система: даже самый тихий наш шаг для неё ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.
Тревожные мысли о неблагополучии в состоянии окружающей среды приходят со всех континентов, о них говорят на разных языках. Наш мир перерезан границами условно. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее. А потому и каждое государство – большое и малое, каждый житель планеты Земля, все несут ответственность перед всем человечеством за сохранение природы для нынешнего и будущего поколений.
Всё в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия глубокого, бездумного отношения могут быть катастрофическими. Ведь планета у нас одна. И другой не будет. Поэтому берегите её.
2. Основная часть.
Сейчас остро стоит проблема нехватки питьевой воды. Одна из причин сокращения запасов пресной воды – уменьшение водоносности рек, связанное с уменьшением количества лесов вдоль рек, строительство плотин на равнинных реках и водохранилищ при ГЭС, приводит к не пополнению запасов воды. Вода заболачивается, прилегающие к ним земли заголяются, снижается их плодородие, но главная причина дефицита воды на Земле – ее загрязнение.
Прежде всего, следует более экономно расходовать воду. Необходимо сократить непроизводственные ее расходы в сельском хозяйстве и промышленности. Дефицит пресной воды – это не только нехватка питьевой воды, но и изменение состояния пресных водоёмов, вызывающие гибель обитающих в них живых организмов. Ситуация настолько катастрофична, что любое даже самое незначительное изменение в норме, приводит к катастрофичным последствиям.
2.1 Край родной – Целина!
Целинский район, протянувшийся на 110 км с севера на юг, достигающий 25-40 км в поперечнике, расположен в юго-восточной части ростовской области. Граничит с Сальским, Песчанокопским, Зерноградским, Егорлыкскими районами Ростовской области и Белоглинским – Краснодарского края.
Общая земельная площадь его составляет 212,9 тысячи гектаров, в том числе сельхозугодий – 193,4тысячи, пашни – 172,8 тысячи гектаров.
В геоморфологическом отношении территория района расположена в северной части Кубано – Приазовской равнины, охватывающей бассейны степных рек Егорлык, реки Маныч – притока Дона. Равнинная поверхность междуречных водоразделов нарушается системой балок. Кроме того. На поверхности степи нередко встречаются бессточные лиманные понижения и мелкие степные западины, вода в которых, накапливалась талыми водами и ливневыми дождями, сохраняется порой до середины лета, препятствуя земледелию.
Климатические условия, в которых расположен район, типичен для южной части Ростовской области.
По схеме агроклиматического районирования области, район расположен в зоне недостаточного увлажнения третьего (жаркого) пояса с крайне неустойчивыми температурами в течении года. В иные январские дни здесь достигают – 35,5 градусов, а в июле жара превышает +30 градусов. По данным Целинской метеорологической станции, средняя многолетняя годовая температура составляет +8,8, минимальная – 34,1 и максимальная +40,3 градуса. Продолжительность безморозного периода – от 200 до 240 дней – вполне достаточна для нормального созревания сельскохозяйственных культур.
Резкие колебания температур, особенно зимой частые оттепели, сменяющиеся сильными морозами, сухость воздуха, потоки сильных восточных ветров, «черные» бури временами приводят к почвенной засухе и выдуванию посевов.
За год в районе в среднем осадков выпадает 411 – 468 мм, но с большими отклонениями по годам: в 1959 году их было всего 336,6 миллиметра, в 1938 году – 260,9. Но в отдельные годы (1933-1958) осадков бывает и до 650-720 миллиметров. Среднего количества осадков вполне хватает для нормального увлажнения почвы. Однако и тут большая часть их приходится на теплое время и носит ливневый характер. Малоблагоприятный климат в сочетании с плодородными черноземными почвами даёт возможность в этих степных местах широкому занятию земледелием.
Преобладающие почвы в районе – предкавказские черноземы, высококарбонатные и частично засоленные. Их разновидности: западно-предкавказские мощные, среднемощные и южные карбонатные, - плодородные почвы. Чернозёмный (гумусовый) слой западно-предкавказских мощных почв, например. Достигает130 сантиметров, с хорошо выраженной зернистой структурой.
В долинах и балках встречаются темноцветные луговые почвы, также с довольно мощным слоем гумуса. Их площади невелики – всего 2-3 процента, но они представляют большую ценность для возделывания овощей, кормовых корнеплодов и других пропашных культур.
Естественные воды района незначительны. Они представлены главным образом водами реки Средний Егорлык, да пересыхающими летом по балкам западинами. И только пришедший в эти края человек соорудил у хуторов и сёл гребли, перекрыв ими балки, - образовал большое количество полноводных прудов. Они-то и служат на большей части территории района для разведения прудовой рыбы, водопоя скота, вода их частично используется под орошение огородных и кормовых культур, смягчает микроклимат у населенных пунктов.
Теперь, можно сказать, все пруды и водоёмы зарыблены. Местные рыбные хозяйства круглогодично снабжают людей свежей рыбой.
Особой популярностью в округе пользуется рыбное хозяйство Владимира Семёновича Бахолдина.
Летом 2007 года экологический отряд МОУ Плодородная СОШ №16 обследовал состояние водоёма (пруда), принадлежавшему рыбоводу Бахолдину.
2.2 Перед юными экологами стояли задачи:
- спрогнозировать развитие экологической ситуации вокруг объекта;
- по биологическим индикаторам определить качество воды;
- по типу обрастания прибрежных предметов определить степень загрязнения воды;
- определить, какие экологические объекты (свалки, полигоны отходов, мусор и прочее) находятся поблизости;
- отметить экологические объекты на карте;
Актуальность нашей работы заключалось в том, что охрана окружающей среды, а также охрана и восстановление водных ресурсов – один из самых действенных способов сохранения живой природы.
Исследования водоёма проводились в течение лета 2007 года. Водоём (пруд) расположен в двух километрах от села Плодородное (рис 1). Долгое время пруды колхоза имени Гагарина (с. Плодородное) были ничем не примечательными. Водилась здесь рыба, ловили ее любители, на том дело кончалось. Толчком к организации рыбоводства в колхозе послужило постановление правительства « О мерах по дальнейшему развитию рыбоводства и увеличению вылова рыбы в пресноводных водоёмах страны». Правление колхоза задумалось над тем, как ввести в оборот десятикилометровую балку Мокрая Кугульта, которая в то время ни давала никакой отдачи. Было решено реконструировать пруды, протянувшиеся по этой балке, и начать в них разведение рыбы. Возглавлять это дело поручили местному киномеханику В.С. Бахолдину (рис 2-3), закончившему к этому времени курсы на областной рыбоводно-мелиораторской станции.
В результате обследования выявлено, что к настоящему времени в прудах водятся сазан, карп, белый амур, толстолобик, раки, мальки. По типу обрастания прибрежной части установлено наличие ярко – зеленых водорослей, буроватых налётов водорослей, камыша – это свидетельствует о признаках чистой воды. Но в некоторых местах обнаружены бело – сероватые хлопьевидные обрастания инфузорией, а если эти показатели сравнить с таблицей биоиндикаторов (в приложении таблица 4) чистой воды, то это говорит о том, что вода загрязнена фекально–бытовыми стоками. Также по берегам водоёмов после отдыхающих найдены остатки бытового мусора (пакеты, консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки и др.) Летом во время купания в пруду обнаружены посторонние предметы (стекло, железо, коряги и др.)
2.3 Результаты экологической работы:
Как улучшить экологическое состояние прудов?
- Ликвидация источника загрязнения
- запрет выпаса скота вблизи водоёмов (прудов)
- запрет выброса мусора и отходов
- ликвидация последствий загрязнения
- привлечение внимания администрации с. Плодородное
- собственное участие в решении проблемы
- сбор и распространение экологической информации
- проведение экологического мониторинга
- выступление в школьной газете
- обращение к жителям села
- уборка территории
- благоустройство берегов
3. Заключение.
Вода занимает 70 % поверхности земного шара. Она содержится в воздухе и в почве, образует океаны, реки и озёра. Без воды невозможно существование растений, животных, людей. Пресной воды на Земле всего около 3%.
Признавая особое значение воды в жизни человечества, Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1992 году Международный День воды.
Водоемы загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий. Широкое применение синтетических моющих средств в быту и промышленности приводит к увеличению их концентрации в сточных водах.
Опасными загрязнителями водоёмов являются соли тяжелых металлов – свинца, железа, меди, ртути. ионы тяжелых металлов вначале поглощают водные растения. Далее по цепочкам питания они поступают к растительноядным животным, а затем к хищникам. Иногда концентрация этих металлов в теле рыб в десятки и сотни раз превышает исходную концентрацию их в водоёме.
Несколько сот обитателей пресных водоёмов очень чувствительны к присутствию в воде органических веществ и поэтому служат индикаторами благополучия водных экосистем.
Природная вода обладает способностью к самоочищению под влиянием естественных факторов: солнечного света, атмосферных газов, жизнедеятельности организмов – бактерий, грибов, зеленых растений, животных.
При сильном загрязнении самоочищения воды не происходит из-за гибели организмов и нарушения естественных биологических процессов.
«Закон об охране природы» запрещает спускать в водоемы загрязненную воду, вырубать деревья вокруг водоемов, захламлять берега мусором. Кроме того, если мы будем забирать у природы очень много воды, то наши водоёмы обмелеют, и могут совсем исчезнуть. Поэтому воду надо не только беречь от загрязнения, но и экономно расходовать.
Вода – самая счастливая, самая популярная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на Земле. Поэты воспевают воду в стихах:
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.
Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами.
С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.
По твоей милости в нас вновь начинают бурлить
Высохшие родники нашего сердца.
Ты самое большое богатство на свете. Антуан де Сент-Экзюпери
Литература:
- Литвинова Л.С, Жиренко О.Е. «Нравственно-экологическое воспитание школьников». Москва 2005.-208с.(Методическая библиотека).
- Дебёлый С.К. Целина Донская. Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2003. – 416 с.
- Большой справочник школьника.- Москва: Дрофа, 2007. – 1103 с.
- Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология. – Москва: Дрофа, 2007.
- Бровкина Е.Т. Рыбы наших водоёмов. – Москва: Дрофа, 2007 – 63 с.
- Агафонова И.Б, Сивоглазов В.И. Биология. – Москва: Дрофа, 2007. – 207 с.
- Гигани О.Б. Общая биология. – Москва: Издательский центр ВЛАДОС, 2007. – 109 с.
- Ботаника с основами экологии: Учеб. пособие/Л.В. Кудряшов, М.А. Гуленкова, В.Н. Козлова, Г.Б. Родионова. - М.: Просвещение, 1979. - 320 с.
- Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С.Гиляров; Редкол.: А.А. Баева, Г.Г. Винберг, Г.А. Заварзин и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1986. - 831с.
- Дебёлый С.К. Целина Донская-2. Ростов-на-Дону. Донской издат. дом. 2005. – 160 с.
Рисунок 1
Карта села Плодородное (месторасположение пруда)
Рисунок 2
Рисунок 3
Таблица 1
Биологические индикаторы качества воды
Признаки чистой воды | Признаки грязной воды |
Наяды Сальвинии Водяной орех Водокрас обыкновенный Водокрас лягушачий Кувшинка белоснежная Аир болотный Тростник высотой до 4 метров Раки Большое разнообразие рыб | Массовое развитие роголистника Рдест плавающий Ряска Тростник высотой до 0,5 метра Наличие больных рыб |
Биоиндикаторы чистоты воды ( в зоне прибрежных обрастаний предметов)
Тип обрастания прибрежных предметов | Степень загрязнения воды |
Ярко-зеленые водоросли Буроватые налёты водорослей | Практически чистая вода |
Сине-зеленые водоросли | Загрязненная вода (избыток органических загрязнений, а в стоках избыток общей солености) |
Бело-сероватые хлопьевидные обрастания инфузорией | Фекально-бытовые стоки |
Беловато-палевые слизистые налёты нитчатых бактерий | Вода загрязнена отравляющим веществом |
Хлопьевидные серые налёты нитчатых серобактерий | В воде избыток сернистых соединений или присутствует сероводород, образовавшийся от гниения белков |
Полное отсутствие обрастаний в районе стока | Сильное (ядовитое – токсичное действие стоков) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно - исследовательская работа "Состояние рынка труда г. Перми"
Научно - исследовательская работа "Состояние рынка труда г. Перми". Работа отмечена Дипломом III-степени на краевом конкурсе "Карьера. Выбор - 2011"....
Исследовательская работа «Состояние старинной усадьбы помещика Дронова».
Исследовательская работа «Состояние старинной усадьбы помещика Дронова»....
Исследовательская работа на тему: "Коллективизация сельского хозяйства в Слободе Екатерининская"
Исследовательская работа на тему: "Коллективизация сельского хозяйства в Слободе Екатерининская"...
Научно-исследовательская работа Зерновой Н.В. на тему "Исследование водных мотивов в творчестве Иосифа Бродского"
Научно-исследовательская работа Зерновой Н.В. на тему "Исследование водных мотивов в творчестве Иосифа Бродского" была создана под руководством учителя русского языка и литературы Окуневой Е...
Исследовательская работа "Особенности водного пейзажа Тункинской долины в поэзии бурятских писателей"
Исследовательская работа "Особенности водного пейзажа Тункинской долины в поэзии бурятских писателей"...
Исследовательская работа "Состояние воды в реке Этока"
Учащимися школы было проведено иследование в речке Этока, которая протекает по территории родного посёлка. В работе описаны методы исследования и представлены выводы по экологическому состоянию ...