Рабочая программа по ОБЖ 6 класс
календарно-тематическое планирование по обж (6 класс) по теме

Сергеев Виктор Михайлович

Тематическое планирование ОБЖ 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzh_6_klass.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

 Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по курсу ОБЖ

3.1. При организации изучения учебного предмета ОБЖ, выборе учебников и учебно-методических комплексов, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:

- Стандарт начального общего образования, образовательная область «Окружающий мир»;

- Образовательный стандарт основного общего образования по ОБЖ (приказ Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089);

- Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне (приказ Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089);

- Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ оборонно-спортивный профиль (приказ Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089) Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 4-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2008;

- Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 - 11 классы, Под общей редакцией А.Т. Смирнова 3-е издание М.: «Просвещение», 2008;

- Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» комплексная программа 5 - 11 классы, Основная школа, Средняя (полная) школа, Под общей редакцией А.Т. Смирнова М.: «Просвещение», 2009;

. Содержание и организация образовательного процесса по ОБЖ

в 5-9 классе

На второй ступени общеобразовательной школы завершается формирование у обучающихся основных понятий безопасности жизнедеятельности. Обучающиеся получают знания о ЗОЖ, о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения и территорий; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Для подросткового возраста характерны значительные сдвиги в мышлении и познавательной деятельности. Подростки начинают понимать сущность изучаемого предмета и явления, причинно-следственные связи. Поэтому на данном этапе процесс обучения постепенно приобретает проблемный характер, побуждающий ученика мыслить и принимать правильные решения самостоятельно. Для активизации познавательной деятельности необходимо использовать межпредметные связи, объяснять физическую, химическую, биологическую природу опасностей, рассматривать причины тех или иных методов действий в условиях проявления опасностей, учить самостоятельно прогнозировать возможные опасности. С возрастом все большее значение приобретает практическая деятельность. Поэтому программа предполагает выполнение простейших демонстрационных и лабораторных работ, например, по измерению освещенности, уровня шума, защите от поражения электрическим током, оказанию первой помощи пострадавшим и т.д.; наблюдений, умозаключений, выводов. Такие работы резко увеличивают привлекательность предмета, способствуют развитию самостоятельного мышления и лучшему запоминанию изучаемого материала. Актуальными для изучения становятся вопросы, связанные с безопасностью работы за компьютером, обращением с электрическим током, обеспечением комфортных условий для жизни и деятельности растущего организма (климат, освещение, наличие комнатных растений, чистоты, уюта и др.).

На этой стадии обучения большое значение придается формированию у обучающихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим. Обучающиеся знакомятся с правилами безопасного поведения в образовательном процессе и в производственной деятельности.

Поэтому перед наукой сейчас стоит задача внедрить наиболее эффективные практико-ориентированные методики и информационные образовательные технологии, формы и методы мониторинга учебного процесса. Дети должны иметь общее представление о комплексе индивидуальных мер безопасности в природных, техногенных, социальных и бытовых условиях; владеть навыками рационального поведения в экстремальных условиях.

Большинство существующих методик рекомендуют определить среду, в которой предстоит действовать. Возникает вопрос: а насколько возможно заранее определить место и обстоятельства личной экстремальной ситуации? В реальном плане на овладение навыками выживания требуется очень длительное время. Невозможно обучить школьника за короткое время на должном уровне выработать тренировками все необходимые качества для безопасности жизнедеятельности.

Главное, чтобы преподавание предмета не стало догмой и набором правил поведения в экстремальных условиях, а, скорее, предстало как своеобразная система защиты в условиях индивидуального или общественного кризиса. Преподавание курса ОБЖ должно носить творческий характер, а занятия походить на увлекательные приключения. Даже самые «скучные» темы могут быть детям интересны. От мастерства педагога, знания им основополагающих задач и моментов образовательного процесса, умения правильно выбрать форму организации учебной работы зависит результат обучения.

Современная системы обучения, на наш взгляд, позволяет в процессе поурочной деятельности сочетать как традиционные, так и инновационные формы и методики обучения.

Предмет Основы безопасности жизнедеятельности изучается на базовом уровне.

Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:

Воспитание ответственного отношения к окружающей природной  среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности,общества и государства

Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в областибезопаности жизнедеятельности  

Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности

Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки своих возможностей.

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен

знать:

основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;

потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;

наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;

права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

•        приемы и правила оказания первой медицинской помощи;

уметь:

доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;

предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;

соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;

обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

безопасного  пользования  различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, дальний и выездной туризм);

проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.

Учебно-тематический план.

№ раздела, темы и урока

Наименование раздела, темы и урока

Количество часов

Раздел

Тема

I

Безопасность человека в природных условиях

25

1

Подготовка к активному отдыху на природе

4

1.1

Природа и человек, ориентирование на местности

1

1.2

Определение своего местонахождения и направления движения на местности

1

1.3

Подготовка к выходу на природу, определение необходимого снаряжения для похода

1

1.4

Определение места для бивака и организация бивачных работ

1

2

Активный отдых на природе и безопасность

6

2.1

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе, подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности

1

2.2

Подготовка и проведение лыжных походов

1

2.3

Водные походы и обеспечение безопасности на воде

2

2.4

Велосипедные походы и безопасность туристов

2

3

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

6

3.1

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме

1

3.2

Акклиматизация человека в различных климатических условиях

1

3.3

Акклиматизация человека в горной местности

1

3.4

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта

1

3.5

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом

1

3.6

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом

1

4

Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде

4

4.1

Автономное пребывание человека в природной среде

1

4.2

Добровольная автономия человека в природной среде

1

4.3

Вынужденная автономия человека в природной среде

1

4.4

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании

1

5

Опасные ситуации в природных условиях

4

5.1

Опасные погодные явления

1

5.2

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях

1

5.3

Укусы насекомых и защита от них

1

5.4

Клещевой энцефалит и его профилактика

1

II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

6

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

6.1

Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях

1

6.2

Оказание первой медицинской помощи при травмах

1

6.3

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге

1

6.4

Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых

1

7

Здоровье человека и факторы, на него влияющие

6

7.1

Здоровый образ жизни и профилактика утомления

1

7.2

Компьютер и его влияние на здоровье

1

7.3

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

1

7.4

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека

1

7.5

Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека

1

7.6

Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ

1

Всего часов

34

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (6 КЛАСС)

Раздел I. Безопасность человека в природных условиях

1.        Подготовка к активному отдыху на природе

Природа и человек. Общение с живой природой — естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра,  заготовка топлива,  приготовление пищи на костре.

Определение необходимого снаряжения для похода.

2.        Активный отдых на природе и безопасность

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.

Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов. Движение по склонам. Преодоление водных препятствий.

Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе.

Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.

Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.

3.        Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату. Акклиматизация в горной местности.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным видом транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом).

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видом транспорта.

4.        Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.

5.        Опасные ситуации в природных условиях Опасные погодные условия и способы защиты от них. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в

природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

6.        Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.

Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.

Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

7.        Здоровье человека и факторы, на него влияющие

Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.

Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила четырех «Нет!» наркотикам.

Календарно-тематическое планирование.


урока

Название

раздела.

Элементы изучаемого материала.

Кол-во

часов.

Форма

урока

Тип урока

Средства обучения

Дата проведения

По плану  Факт

1

Безопасность человека в природных условиях

Подготовка к активному отдыху на природе.

Природа и человек. Активный отдых на природе 

Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника..

1

Изучение нового материала

Урок изучения нового материала

Учебник Основы безопасности жизнедеятельности, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

2.

Способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия, добывания огня, воды и пищи, сооружения укрытия (жилища).

Определение своего местонахождения и направления движения. на местности.

1

Практическое

занятие

Урок – практика

Учебник Основы безопасности жизнедеятельности, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

компасы

3

Подготовка к выходу на природу, определение необходимого снаряжения для выхода.

1

Практическое

занятие

Урок – практика

Учебник Основы безопасности жизнедеятельности, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

4

Определение места для бивака и организация бивачных работ.

1

Практическое

занятие

Урок – практика

Учебник Основы безопасности жизнедеятельности, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

5.

Активный отдых на природе и безопасность

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе, подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.

1

Изучение нового материала

Комбинирован-

ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

6.

Подготовка и проведение лыжных походов.

1

Урок-лекция

Комбинирован-

ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

7

Водные походы и безопасность на воде. .Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.

1

Урок-лекция

Комбинирован-

ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

8

Водные походы и безопасность на воде. . Оказание помощи утопающему 

1

Комбинирован-

ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

9

Велосипедные походы и безопасность туристов.

1

Урок-лекция

Комбинирован-

-ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

10

Велосипедные походы и безопасность туристов.

1

Урок-лекция

Комбинирован-

ный урок

Карточки – задания

11

Дальний(внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.

Факторы, оказывающие влияние на безопасность в дальнем и выездном туризме.

1

Изучение нового материала

Комбинирован-

ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

12

Акклиматизация человека в различных климатических условиях.

1

Урок-лекция

Комбинирован-

ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

13

Акклиматизация человека в гонной местности.

1

Урок-лекция

Комбинирован-

ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

14

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта.

1

Урок-лекция

Комбинирован-ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

15

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным  транспортом.

1

Урок-лекция

Комбинирован-

ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

16.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом.

1

Урок-лекция

Комбинирован-ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

17

Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде.

Опасные ситуации в случае вынужденного автономного пребывания в природных условиях.

Автономное пребывание человека в природной среде.

1

Изучение нового материала

Комбинирован-ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

18

Добровольная автономия человека в природной среде.

1

Урок-лекция

Комбинирован-ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

19

Вынужденная автономия человека в природной среде.

1

Урок-лекция

Комбинирован-ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

20

Обеспечение личной безопасности человека в природной среде при автономном существовании.

1

Урок-лекция

Комбинирован-ный урок

Карточки – задания

21

Опасные ситуации в природных условиях.

Опасные погодные явления.

1

Изучение нового материала

Комбинирован-ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

22

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.

1

Урок-лекция

Комбинирован-ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

23

Укусы насекомых и защита от них.

1

Урок-лекция

Комбинирован-ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

24

Клещевой энцифалит и его профилактика.

1

Урок-лекция

Комбинирован-ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

25

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.

Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях.

1

Изучение нового материала

Комбинирован-ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

26

Оказание ПМП при травмах. Первая медицинская помощь при отравлениях, , поражениях электрическим током, ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах, кровотечениях

1

Практическое занятие

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

Средства медицинской помощи.

27

Оказание ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге.

1

Практическое занятие

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

Средства медицинской помощи.

28

Оказание ПМП при укусах змей и насекомых.

1

Урок-лекция

Комбинирован-ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

29

Здоровье человека и факторы на него влияющие.

Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Понятие о здоровом образе жизни и факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье.

1

Изучение нового материала

Комбинирован-ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

30

Компьютер и его влияние на здоровье.

1

Урок-лекция

Комбинирован-ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

31

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

1

Урок-лекция

Комбинирован-ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

32

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

1

Урок-лекция

Комбинирован-ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

33

Влияние наркотиков и психотропных веществ на здоровье человека.

1

Урок-лекция

Комбинирован-ный урок

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

34

Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.

Итоговая проверочная работа .

1

Урок-лекция

Проверочная работа.

Учебник ОБЖ, М., Просвещение, под редакцией А.Т. Смирнова. 2006г.

. Литература.

а) Основная:

Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 - 11 классы, Под общей редакцией А.Т. Смирнова 3-е издание М.: «Просвещение», 2008;

Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2008;

Поляков В.В., Кузнецов М.И., Марков В.В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс. М.: Дрофа, 2009;

Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс. М.: АСТ Астрель, 2008;

Фролов М.П., Литвинов Б.Н., Смирнов А.Т. под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс. М.: АСТ Астрель, 2006;

Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс. М.: АСТ Астрель, 2008;

Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс. М.: АСТ Астрель, 2006;

Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др. под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) 10 класс. М.: АСТ Астрель, 2006;

Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др. под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) 11 класс. М.: АСТ Астрель, 2006;

б) Дополнительная:

Безопасность дорожного движения: 1—4 кл.: учеб.-нагл, пособие (комплект плакатов) /под ред. П.В. Ижевского. — М.: Просвещение, 2007.

Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5—9 кл.: пособ. для учащихся) / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.

Латчук В.Н, Миронов С.К. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 11 класс. — М.: Дрофа, 2002.

Латчук В.Н, Миронов С.К. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 10 класс. — М.: Дрофа, 2005.

Лях В.И. Мой друг — физкультура: учеб. для учащихся 1—4 кл. / В. И. Лях. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2006.

Лях В.И. Физическая культура: учеб. для учащихся 10— 11 кл. / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под ред. В.И. Ляха. — М.: Просвещение, 2006—2008.

Лях В.И. Физическая культура: учеб. для учащихся 8—9 кл. / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под ред. В. И. Ляха. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2007.

Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: семейная профилактика нарко-тизма школьников: кн. для родителей /А. Г. Макеева. — М.: Просвещение, 2005.

Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5—9 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2005.

Основы безопасности жизнедеятельности: 5-8 классы: школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками/ автор – составитель Г.П. Попов —  Волгоград , 2006 .

Рыбин А.Л. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях: пособие для учащихся: 10—11 кл. / А.Л. Рыбин, Б.О.Хренников, М.В. Маслов; под общ. ред. А.Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста: кн. для. учащихся. 5—7 кл. / А.Л. Рыбин; под ред. А.Т. Смирнова. — М.: Просвещение: ООО «Рили-онт», 2003.

Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики — главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...