Кружок «Безопасное колесо»
рабочая программа по обж по теме
Для того чтобы обеспечить правильное поведение водителей и пешеходов на улицах и дорогах, установлены правила дорожного движения. Но без действенной и целенаправленной их пропаганды среди населения, особенно среди детей, добиться решительных сдвигов в предупреждении дорожно-транспортных происшествий трудно. Чтобы обеспечить безопасность детей на улицах, необходимо в полной мере использовать все формы и методы педагогического и идеологического воздействия, способствующие воспитанию пешехода, уважающего законы улицы и дорог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_bezopasnoe_koleso.docx | 42.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласована Зам. директора по УВР МОУ СОШ № 4 _____________________Н.А.Смолякова «_____»________________20__ г. | Утверждена ____________О.В.Мишина |
Комитет по образованию администрации МО Щекинский район
муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Дополнительное образование
Кружок «Безопасное колесо»
Преподаватель – организатор ОБЖ: Тимофеева Л.Б.
Рассмотрена на заседании ШМО учителей
ОБЖ, технологии, физического воспитания
протокол от «__» ___________20__ года №__
20__/20__ уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях уделяется большое внимание ускоренному развитию транспорта и дорожного строительства. Поэтому намечено проведение мероприятий по дальнейшему повышению безопасности движения. Это еще раз подтверждает, что проблема профилактики аварий, предупреждения несчастных случаев с людьми, и особенно с детьми, на дорогах, выдвинутая на первый план в результате бурного развития автомобильной промышленности, ныне приобрела общегосударственное значение.
Для того чтобы обеспечить правильное поведение водителей и пешеходов на улицах и дорогах, установлены правила дорожного движения. Но без действенной и целенаправленной их пропаганды среди населения, особенно среди детей, добиться решительных сдвигов в предупреждении дорожно-транспортных происшествий трудно. Чтобы обеспечить безопасность детей на улицах, необходимо в полной мере использовать все формы и методы педагогического и идеологического воздействия, способствующие воспитанию пешехода, уважающего законы улицы и дорог.
Причиной несчастных случаев с детьми является не только безответственность некоторых водителей, но и невыполнение детьми на улицах элементарных правил дорожного движения, а также незнание ими истин азбуки дорожной грамоты. Все это в комплексе обязывает взрослых обратить особое внимание на обучение дорожной грамоте с раннего возраста.
Курс создан на основе примерной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы. Для учащихся государственных учебных общеобразовательных заведений РФ» (Б. И. Мишин, М.: Дрофа, 2005. Рекомендовано МО и МЧС РФ.) и предназначен для ознакомления учащихся с ПДД, а также для приобретения ими знаний и умений по адекватному поведению в опасных ситуациях на дороге.
В процессе изучения данного курса учащиеся знакомятся с историей ГИБДД, деятельностью юных инспекторов движения, получают необходимые знания по вопросам страхования населения, правилам безопасного поведения на дорогах и улицах, приобретают практические навыки по велотехнике, оказанию первой медицинской помощи себе и другим.
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности как участников дорожного движения.
Задачи программы:
обеспечение системного подхода к обучению учащихся безопасному поведению на дорогах и улицах;
расширение и углубление знаний по Правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
доработка содержания курса ОБЖ с учетом современной концепции безопасности дорожного движения, совершенствование методики преподавания предмета с применением ТСО.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы: 35 часов, которые распределены следующим образом:
теоретические занятия - 23 часов;
практические занятия - 12 часа.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
личностно ориентированного подхода (обращения к субъективному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизни; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
систематичности, последовательности и наглядности обучения.
В процессе обучения используются следующие методы:
объяснительно-иллюстративный;
деятельностный;
эвристический;
исследовательский.
Кроме того, обучение по данному курсу построено по принципу «от простого - к сложному»: учебный процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: одна и та же тема подается в течение года постепенно, с возрастанием степени сложности.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:
типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение);
собеседование;
консультация;
практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков;
самостоятельные тренировочные упражнения;
учебная игра.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы
текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;
рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока;
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению заданий, разбираются характерные ошибки
Контроль может осуществляться в следующих формах:
собеседование;
тест.
Знания по курсу учащиеся могут усваивать на трёх уровнях:
Первый уровень - знания-знакомства. На этом уровне учащиеся должны среди нескольких понятий, ситуаций правильно найти гот ответ, который предъявлен для опознания;
Второй уровень - знания-копии. Учащиеся должны воспроизвести сведения о тех
или иных понятиях самостоятельно, без опоры, а также применять знания о них в
стандартных (знакомых) ситуациях.
Третий уровень - знания-умения, навыки. Учащиеся должны уметь решать поставленную задачу в ситуациях, не всегда стандартных, за определенный промежуток времени.
Учебно-тематический план
№ п/п | Кол- | Теоретические | Практические | |
Тема | во | занятия | занятия | |
час | часы | часы | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 3 | 3 | |
2 | Правила дорожного движения | 10 | 8 | 2 |
3 | Ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД | 4 | 4 | |
4 | Правила движения транспортных средств | 4 | 4 | |
5 | Велотехника. ПДД для велосипедистов | 3 | 2 | 1 |
6 | Оказание ПМП | 10 | 10 | |
7 | Итоговый урок | 1 | 1 |
Содержание курса
Тема 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТОЕ.
Цели, задачи и содержание программы обучения. История появления автомобиля и ПДД, текущая работа ГИБДД. Правила техники безопасности в учебном классе.
Тема 2. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
Общие положения ПДД. Общие обязанности водителей. Общие обязанности пешеходов и пассажиров. Характерные нарушения ПДД. Анализ ДТП. Разметка проезжей части. Места перехода проезжей части. Где и как двигаться пешеходам вдоль дороги. Перекрестки и их виды. Островок безопасности. Сигналы светофора и регулировщика. Типы светофоров. Дорожные знаки и их группы.
Тема 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОДИТЕЛЕЙ И ПЕШЕХОДОВ ЗА НАРУШЕНИЕ ПДД.
Административная и уголовная ответственность водителей, пешеходов и пассажиров за нарушение ПДД. Нормативные документы в сфере безопасности дорожного движения.
Тема 4. ПОРЯДОК ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.
Порядок движения транспортных средств, стоянка, остановка. Проезд перекрестков, пешеходных переходов, железнодорожных переездов, остановок общественного транспорта.
Тема 5. ВЕЛОТЕХНИКА. ПДД ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ.
Материальная часть велосипеда. Инструкция по уходу и мелкому ремонту. Безопасные места для езды на велосипедах. ПД Д для велосипедистов.
Тема 6. ОКАЗАНИЕ ПМП (первой медицинской помощи).
Виды повязок и способы их наложения; виды ран и способы их обработки; приемы остановки артериального, венозного и капиллярного кровотечений; оказание ПМП при переломах, ожогах, шоке и обмороке; как делать искусственное дыхание и массаж сердца; приемы и способы транспортировки пострадавшего. Оказание ПМП при автодорожных происшествиях.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения урока | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов | Из них | ||
Лабораторные (практические) работы | Фор мы контроля | Примечание | ||||
1. | Вводное занятие | 3 | ||||
1 | Цели задачи и содержание программы обуче-ния | 1 | ||||
2 | История появления автомобиля и ПДД | 1 | ||||
3 | Текущая работа ГИБДД | 1 | ||||
2. | Правила дорожного движения | 10 | ||||
4 | Общие положения ПДД | 1 | ||||
5 | Общие обязанности водителей. Общие обязанности пешеходов и пассажиров. | 1 | ||||
6 | Характерные нарушения ПДД | 1 | ||||
7 | Анализ ДТП | 1 | ||||
8 | Разметка проезжей части. Места перехода проезжей части | 1 | ||||
9 | Где и как двигаться пешеходам вдоль дороги | 1 | 1 | |||
10 | Перекрестки и их виды | 1 | ||||
11 | Островок безопасности | 1 | ||||
12 | Сигналы светофора и регулировщика. Типы светофоров | 1 | ||||
13 | Дорожные знаки и их группы | 1 | ||||
3. | Ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД | 4 | ||||
14 | Административная и уголовная ответственность водителей за нарушение ПДД | 1 | ||||
15 | Административная и уголовная ответственность пешеходов за нарушение ПДД | 1 | ||||
16 | Административная и уголовная ответственность пассажиров за нарушение ПДД | 1 | ||||
17 | Нормативные документы в сфере безопасности дорожного движения | 1 | ||||
4. | Порядок движения транспортных средств | 4 | ||||
18 | Порядок движения транспортных средств | 1 | ||||
19 | Порядок стоянки, остановки транспортных средств | 1 | ||||
20 | Проезд перекрестков, пешеходных переходов | 1 | ||||
21 | Проезд железнодорожных переездов, остановок общественного транспорта | 1 | ||||
5. | Велотехника. ПДД для велосипедистов | 3 | ||||
22 | Материальная часть велосипеда. Инструкции по уходу и мелкому ремонту | 1 | ||||
23 | Безопасные места для езды на велосипедах | 1 | ||||
24 | ПДД для велосипедистов | 1 | ||||
6. | Оказание ПМП | 10 | ||||
25 | Виды повязок и способы их наложения | 1 | ||||
26 | Виды ран и способы их обработки | 1 | ||||
27 | Приемы остановки венозного, артериального и капиллярного кровотечений | 1 | ||||
28 | Оказание ПМП при переломах | 1 | ||||
29 | Оказание ПМП при ожогах | 1 | ||||
30 | Оказание ПМП при шоке, обмороке | 1 | 1 | |||
31 | Как делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца | 1 | 1 | |||
32 | Как делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца | 1 | 1 | |||
33 | Приемы и способы транспортировки пострадавшего | 1 | ||||
34 | Оказание ПМП при автодорожных происшествиях | 1 | 1 | |||
35 | Итоговое занятие | 1 | ||||
ИТОГО | 35 |
Требования к уровню подготовки
После окончания курса обучения учащиеся
должны иметь представление:
об истории ГИБДД, автомобилестроения;
о порядке движения транспортных средств;
об основах страхования,
должны знать:
основные Правила дорожного движения;
значение дорожных знаков;
правила для пешеходов и водителей;
назначение разметки дорог;
устройство велосипеда;
основные марки автомобилей;
об уголовной и административной ответственности водителей и пешеходов за нарушения ПДД.
должны уметь:
разбирать и собирать простые модели велосипедов;
управлять велосипедом;
оказывать первую медицинскую помощь себе и другим.
Оценка эффективности реализации курса:
обучающий эффект:
изучение основ безопасного поведения на дороге и выработка практических навыков, необходимых участникам дорожного движения;
формирование умений безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;
воспитательный эффект:
воспитание законопослушных участников дорожного движения;
развитие творческой активности за счет привлечения учащихся к пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
формирование навыков культуры безопасной жизнедеятельности как участника дорожного движения;
социальный эффект:
профилактика детской безнадзорности и беспризорности, асоциальной деятельности;
привлечение подростков к пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах среди сверстников;
оздоровительный эффект:
пропаганда здорового образа жизни;
привлечение подростков к занятиям физической культурой, спортом;
развитие физической выносливости, способности переносить большие физические нагрузки;
развивающий эффект:
активизация познавательной активности в различных областях деятельности человека, связанных с безопасной жизнедеятельностью;
расширение и углубление знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах;
формирование осмысленного понимания необходимости соблюдения основ безопасного поведения на дорогах, эффективности проводимых практических мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся:
Бубнов, В., Бубнова, Н. Как оказать помощь при автодорожном происшествии. - М. АСТ, 1997.
Правила дорожного движения. - М.: Славянский дом книги, 2003.
Якупов, А. М. Безопасность на уроках и дорогах. 1-11кл. - Тула: Тульский полиграфист, 2000.
А также использованы статьи из:
Основы безопасности жизни // журн. - 1998-2002 гт.
Основы безопасности жизнедеятельности // журн,- 1996- 2000 гг.
Добрая дорога детства // газ. - 1999-2005 гт.
Для педагога:
Алексеев, Ю. Г' Люди и автомобили. - М., 1990.
Бубнов, ВБубнова, Н. Как оказать помощь при автодорожном происшествии. 9-11кл.-М.: АСТ, 1997.
Гоманчук, А. И. ПМП при травмах и несчастных случаях. — Волгоград, 2000. Гордиенко, М П., Смирнов, Л. М От повозки до автомобиля. - Алма-Ата, 1990. Емельянчик, В. К, Капитонова, М. Е. Ваши шансы избежать беды.- СПб.: КА- Р0у2002.
Иерусалимский, А. //Автомобиль. - 1992. - № 7.
Исаев, А. С. От самобеглой коляски до ЗИЛ-1 И. - М., 1961.
Кузнецов, М. И., Латчук, В. И, Мишин, Б. И. Личная безопасность школьника. - М. НЦЭнас, 2001.
Куприн, Е., Рубец, А. Российскому автомобильному транспорту - 100 лет. Основы личной безопасности. - Волгоград: Перемена, 1996. Правила дорожного движения. - М.: Славянский дом книги, 2003. Цвилюк, Г. Е. Азы личной безопасности. - М.: Просвещение, 1997. Эгель, С. Словарь дорожных знаков. - М.; ЭКСМО, 2003.
Яковлев, Н. А. Развитие отечественной автомобильной техники.- Ч. 1.- М., 1955. Якупов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах: иллюстрированный материал к урокам. - Тула: Тульский полиграфист, 2000.
Якупов, А. М., Загребин, Б. А. и др. Сборник задач по основам безопасности дорожного движения. 4—9 кл. - Тула: Тульский полиграфист, 2000. А также использованы статьи из: Основы безопасности жизни // журн. - 1998-2002 гг. Основы безопасности жизнедеятельности // журн.- 1996— 2000 гг. Автомобильный транспорт. - М.: 1996, № 10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление команды на конкурсе "Безопасное колесо" (ПДД)
С данным выступлением команда защищала плакат по безопасности дорожного движения. Материал частично взят из газеты "Добрая дорога детства"....
Сценарий мероприятия к конкурсу "Безопасное колесо"
Здесь представлен сценарий мероприятия к конкурсу "Безопасное колесо"...
сценарий агитбригады "Безопасное колесо"
на конкурс от ГИБДД "Безопасное колесо"...
Безопасное движение. Гимн команды-участницы проекта "Безопасное колесо"
Песня победила в номинации "Визитка", исполняется на мотив песни "Трус не играет в хоккей"...
Методическая разработка внеурочного занятия по основе безопасности и жизнедеятельности. Тема: "Безопасное колесо"
Методическая разработка внеурочного занятия по ОБЖ...
Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.
Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...
Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга.
Статья об особенностях организации проведения оборонно-спортивной игры "Зарница" , соревнований "Школа безопасности", "Безопасное колесо". Организация работы с обра...