Безопасность пешеходов при движении по улицам и дорогам
методическая разработка по обж на тему

Захаров Владимир Иванович

Конспект урока по ПДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_pdd.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Безопасность пешеходов при движении по улицам и дорогам»

Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах,       закрепление знаний правил дорожного движения, доведение до сознания важности этих      правил.

Задачи: изучить обязанности пешеходов, элементы улиц и дорог, сигналы светофора, дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный переход и «Надземный пешеходный переход».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, обучающая программа по безопасности жизнедеятельности «Безопасность на улицах и дорогах» часть 1, видеомагнитофон, видеофильм по ОБЖ  «Улица полна неожиданностей».

Тип урока: изучение нового материала

Методы: частично-игровой, репродуктивный.

Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

                                                                    Ход урока.

I.Вводная часть урока.

Выступление преподавателя сопровождается демонстрацией слайдов дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов.

        - Каждый год в России гибнет под колесами машин около 30 000 людей (из них около 3000 детей) Чаще всего это происходит из-за нарушения водителями Правил дорожного движения, а пешеходами правил безопасности поведения на улицах и дорогах.

Проблемы с дорожными происшествиями начались одновременно с появлением городов, в которых на узких улицах приходилось сталкиваться транспорту и пешеходам. Со временем люди постарались сделать передвижения по дорогам более безопасным. Для этого они :  

- улицу поделили на проезжую часть и тротуары;

- ввели различные правила езды и хождения по улицам;

- на современных улицах установили специальные дорожные знаки, нанесли дорожную разметку, которые показывают водителям где можно проехать, где можно свернуть или остановиться, ввели систему управления движения с использованием сигнальных устройств – светофоров.

        Современные улицы с их интенсивным движением неподготовленному пешеходу напоминают джунгли, где на каждом шагу таятся неведомые опасности. Чтобы сделать передвижение по ним безопасным для жизни и здоровья, необходимо изучать дорожную азбуку, в которую входят:

- знание Правил дорожного движения;

- знание системы управления движением с помощью сигнальных устройств, дорожных знаков и дорожной разметки;

- умение различать возможные опасные ситуации;

- выработка навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

II.Проверка знаний.

Повторение ранее изученного материала проводится в виде викторины.

Преподаватель делит класс на команды, члены которых по очереди отвечают на поставленные вопросы. Условие :-  ответы должны быть четкими и обоснованными

Вопросы:

1.Для чего нужны правила дорожного движения?

(Эти правила необходимы для соблюдения безопасности движения транспорта и пешеходов, поэтому их должны соблюдать и пешеходы и водители. Нарушать правила – значит подвергать опасности свою жизнь и жизнь других людей.)

2.Почему нельзя играть на проезжей части улицы и на тротуаре? Где можно играть?

(Играть можно во дворе, на игровой или спортивной площадке.)

3.По какой стороне тротуара должен идти ученик?

(Идти надо по правой стороне тротуара, чтобы не мешать встречным пешеходам)

4.В какую сторону следует посмотреть в первую очередь при переходе дороги?

(В левую)

5.На какой свет (сигнал) светофора нужно переходить улицу?

(Зеленый).

Какие  опасности могут подстерегать во дворе твоего дома?

(Например, задний ход машины, открытый люк, неогороженный ремонтируемый участок двора и т.д.)

6.Где устраивают «островки безопасности» и для чего?

(На широких дорогах в середине пешеходного перехода устраивают «островки безопасности». На таком « островке» пешеход, который не перейти дорогу, может спокойно переждать поток машин).

За каждый правильный ответ команда получает 3 очка. Викторина будет продолжена в конце урока.

III. Изучение нового материала

Постановка задачи:

-Ребята, сегодня мы совершим интересную экскурсию по улицам большого города. Мы увидим красивую современную Москву, с ее проспектами, парками, новыми сооружениями, а заодно, чтобы экскурсия была безопасной, изучим обязанности пешеходов, элементы улиц и дорог, виды и сигналы светофоров, некоторые дорожные знаки.

1. Чтение учеником стихотворения  Я. Пишумова  «…О правилах»

        Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда:

Без них не выйдут в плаванье

Из гавани суда.

Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот.

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.

Как таблицу умноженья, как урок,

Помни правила движенья назубок!

Помни правила движенья,

        как таблицу умноженья,

Знай всегда их назубок.

По городу , По улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным

 И помни наперед:

Свои имеют правила

Шофер и пешеход!

2.Демонстрация фрагмента видеофильма «Улица полна неожиданностей»  (Дорожное движение в современном городе)

Комментирует фильм наиболее подготовленный ученик, который выступает в роли инспектора ГИБДД:

-По дорогам и улицам, широким магистралям днем и ночью, в жару и холод непрерывным потоком движется транспорт. Растут наши города и поселки, увеличивается число пешеходов. Обстановка на улицах и дорогах становится все сложнее, особенно велико движение в часы «пик»: утром, когда взрослые спешат на работу, а дети идут в школу, и вечером, когда все возвращаются с работы и учебы.

 Согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации пешеходом называется любой человек, находящийся вне транспортного средства на дороге и не производящий на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Не являются пешеходами рабочие, производящие ремонт дорожного покрытия или подземных коммуникаций, а также погонщики скота.

Пешеход – один из участников дорожного движения!

3.Обсуждение видеофильма.

- Каким опасностям подвергается пешеход на улице современного города?

(Может быть сбит транспортным средством, стать причиной дорожно-транспортного происшествия.)

4. Изучение элементов дороги и обязанностей пешеходов.

Постановка задачи:

- Что же необходимо знать пешеходам чтобы не стать жертвой дорожно-транспортного происшествия?

(Как устроена дорога, обязанности пешеходов).

На экран проецируется слайд «Элементы дороги»

 Его комментирует ученик, выступающий в роли инспектора ГИБДД:

        -«Дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

- Каковы обязанности пешеходов?

        Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам. (Слайды «Движение пешеходов по тротуарам", «Движение пешеходов по обочинам»)

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части( на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части). При движении по краю проезжей части (Слайды «Движение пешеходов по краю проезжей части») пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.  Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых. (Слайды «Движение организованных пеших колонн»)

5. Изучение правил безопасного перехода проезжей части улицы.

Постановка задачи: -после демонстрации фрагмента видеофильма назвать основные правила  безопасного перехода проезжей части улицы.

 Демонстрация фрагмента видеофильма «Улица полна неожиданностей» (Как правильно перейти проезжую часть).

Обсуждение фрагмента.

- Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров и обочин.

- При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

- В местах,  где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

- При приближении транспортных средств, с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней  должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

- Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.

IV. Заключительная часть урока.

Учащимся предлагается завершить викторину между командами, начатую в начале урока, в ходе которой на экран проецируются  слайды из обучающей энциклопедии  «Безопасность на улицах и дорогах»:

-«Знаки особых предписаний», «Обязанности пешеходов», «Пешеходные переходы», «Регулируемые перекрестки», «Нерегулируемые перекрестки», «Светофоры».

Вопросы и задания для закрепления знаний:

1.Выбрать из предложенных  дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход».

2.Как перейти улицу, если вы находитесь на регулируемом перекрестке?

(Переходить надо на зеленый сигнал светофора или разрешающий жест регулировщика)

3.Какое значение имеют круглые сигналы светофора?(- Зеленый сигнал разрешает движение; зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует , что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал; желтый сигнал запрещает движение, предупреждает о предстоящей смене сигналов; желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности; красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение. Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.)

4.Как должны вести себя пешеходы при приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом?

(Пешеходы должны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить  проезжую часть)

Подведение итогов.

Выигрывает та команда, которая правильно ответила на все вопросы. Если команды получили равное число очков, задаются дополнительные вопросы. Победители награждаются призами.

Поблагодарить активных участников урока и оценить их работу

Домашнее задание: изучить обязанности пешеходов (ПДД РФ п.4.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ПДД "Движение пешеходов по улицам и дорогам"

Проводится в рамках работы по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности участников образовательного процесса. Возраст детей 6-7 лет. Закрепляет знания детей об улицах и дорогах, знакомит с прав...

"Знать правила дорожного движения на улицах и дорогах"

Как не допустить рост ДТП с участием школьников?Для этого необходимо рассматривать обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы школы. При этом важнейшими условиями обуч...

Рекомендации родителям "О правилах дорожного движения и формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах"

В дорожно-транспортные происшествия дети попадают по-разному. Но даже в том случае, когда ребенок вылетает на проезжую часть, не глядя по сторонам, виноваты взрослые. Не научили, не подсказали, не пре...

Классный час "Знать правила дорожного движения на улицах и дорогах" (Как не допустить рост ДТП с участием школьников?)

Цели:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;правил водителей велосипедов;пользование общественным транспортом;воспитывать у учащихся культуру поведения....

Презентация к классному часу на тему: "Правила движения – закон улиц и дорог"

Цели:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;правил водителей велосипедов;пользование общественным транспортом;воспитывать у учащихся культуру поведения.Задачи:Углуб...

Школа дорожной безопасности "Дорога и ее элементы. Безопасность пешеходов.

Классный час «Дорога и ее элементы. Безопасность пешеходов» Тема занятия раскрывает понятие элементов дороги. Рассматривает правила поведения пешеходов с учетом изученных эл...