курс ОБЖ как средство формирования личности безопасного типа
презентация к уроку по обж по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия г. Сосновка – инновационное общеобразовательное учреждение Реализует образовательную программу гуманитарной направленности (основа) + воспитательные программы Создаёт условия для реализации социального заказа школе по другим направлениям – за счёт вариативной части Учебного плана ОУ: через оптимально разработанные для условий гимназии индивидуальные / групповые маршруты обучения , воспитания и развития школьников Целенаправленно работает над созданием условий для формирования личности безопасного типа , нового поколения людей, способных к более продуктивной деятельности по сохранению духовного и физического здоровья, природы, проявляющих активность в поддержании безопасности общественного и личностного бытия
Актуализация опыта педагогической деятельности: ! В 90-е годы мировое сообщество подошло к осознанию опасности глобальных угроз (экологических, технологических, экономических, социальных, информационных …) !Заметим: От глобальных угроз нет эффективных технологий защиты Их можно предотвратить изменением целей жизнедеятельности человека Ключ к завтрашнему дню - мировоззрение, выработанное сегодня Мировоззрение людей во многом формируется в процессе образования, которое определяет будущее общества, страны, человечества
Возможный выход из создавшейся ситуации – применение на практике (в жизни) курса ОБЖ ОБЖ – интегративная система знаний, направленных на обеспечение: безопасности в производственной и непроизводственной сферах («Я» и мир вещей; «Я» и «Другой») окружающей среды (с учетом влияния человека на среду обитания: «Я» и природа ) безопасности личности как таковой ( гармония «Я» - психическое, физическое, нравственное, духовное равновесие) Основная функция ОБЖ – формирование нового мировоззрения
ОБЖ и другие учебные дисциплины
Цель курса ОБЖ Цель предмета «ОБЖ» = БС + ПТ + СЗ + ПР + КТ БС — достижение безаварийных ситуаций (ТБ, ПДД …: действие личности в рамках «правового поля» в любой ситуации) ПТ — предупреждение травматизма (формирование активного знания ) СЗ — сохранение здоровья (за счёт сформированности внутренних мотивов поведения : «это важно, целесообразно…») ПР — повышение работоспособности (за счёт оптимального режима жизнедеятельности ) КТ — повышение качества труда (учебного, домашнего…) Для достижения поставленной цели необходимо решить две группы задач: научные (мат. модели в системах человек-машина; среда обитания – человек - опасные (вредные) производственные факторы; человек - ПК и т.д.) практические (обеспечение безопасных условий жизнедеятельности)
Особенности курса ОБЖ: в своих конечных результатах измеряется здоровьем и жизнями людей высокая степень интегративности приоритет воспитательной функции учебных занятий высокая степень практической направленности и применения умений и навыков, способов деятельности в непредвиденной ситуации «здесь и сейчас», а не «завтра, после окончания ОУ» технологическая основа УЗ : проблемное обучение; моделирование; метод проектов трудно отследить готовность к данной ситуации – она всегда нестандартна , её создаёт сама жизнь
Уменьшить человеческие потери в ЧС (ЭС), когда человек встречается один на один с опасностью, - эта линия проводится через все этапы обучения и воспитания, с 1 по 11 класс ( умею действовать в «проблемном поле») Она предполагает: Формирование психологической готовности и умений действовать в Ч. и Э. ситуациях. Формирование и развитие мотивов поведения «личности безопасного типа» Формирование правовой культуры школьников ( Я и Закон ) Формирование культуры здоровья (система ЗОЖ ) Формирование физических и психических качеств для службы в ВС. (Долг и обязанность. Я не боюсь служить – система гражданского и патриотического воспитания ) Формирование убеждений, чувств и качеств средствами предмета на основе требований общечеловеческих ценностей. ( Нравственность. Духовность ) Проектирование и реализация «ситуаций-Ч» в системе урочной и внеурочной деятельности ( Практика поведения ) Цельность курса ОБЖ
ШКОЛА как центр подготовки В условиях кризиса семейного и общественного воспитания, что проявляется в росте бездуховности, преступности, наркомании, проституции и т.д., школа остаётся незаменимым и наиболее действенным средством воздействия на подрастающее поколение. Школа – единственный институт в стране, через который так или иначе проходит практически всё население. Школа – главный нравственный оплот общества, гарант будущего нации, поскольку российской школе присущи здоровый консерватизм и готовность к действенным инновациям. Учитель и школа в содружестве с институтом семьи - спасение нации. Это и должно стать сцепляющей идеей общества. → Учебное занятие по курсу ОБЖ средство формирования нового мировоззрения человека, способного успешно действовать в «проблемном поле»
Результаты педагогической деятельности Разработка научно-теоретической базы преподавания курса ОБЖ: Проектирование и успешная реализация педагогической «Я - концепции» преподавателя-организатора в рамках законодательной базы РФ в учебной и внеурочной деятельности гимназии Продуктивность работы в рамках «Государственной целевой программы обучения населения, подготовки специалистов органов государственного управления РФ и аварийно-спасательных сил к ЧС» в соответствии с требованием законов РФ Разработан педагогический проект районного ОСОЛ «Патриоты Отечества» и успешно реализован в 2007г., представлен на областной конкурс; отмечен поощрительным грантом Разработка и введение в практику деятельности гимназии информационно-методических, информационно-дидактических и др. материалов по вопросам безопасности, ЗОЖ, гражданского и правового воспитания.
Результаты педагогической деятельности Проектирование и осуществление методического сопровождения УЗ по ОБЖ: Обобщен педагогический опыт по теме «Формирование личности безопасного типа в условиях гимназии» на уровне города и района Обобщен педагогический опыт по теме «Дидактическое обеспечение курса ОБЖ как средство повышения эффективности учебных и внеурочных занятий по предмету» на уровне ОУ Обобщен педагогический опыт по теме «Педагогический проект как средство повышения профессиональной компетентности учителя» Сложился индивидуальный педагогический опыт преподавания, основу которого составляют : проблемное обучение; компетентностно-ориентированный характер обучения (в основе - субъект-субъектные отношения) Проводятся открытые уроки для коллег школы, города и района
Результаты педагогической деятельности Проектирование и осуществление методического сопровождения УЗ по ОБЖ: Достаточно высокие результаты практической педагогической деятельности за 3 года: Выполнение учебных программ: по часам – 97,4%, по содержанию - 100% Результаты административного контроля: 100% (обученность); 97,2% (на «4» и «5») Успеваемость и качество ЗУН: 100% (обученность); 97,4% (на «4» и «5») Результаты итоговой аттестации в 11 классе: успеваемость – 100%; на «4» и «5» - 100%; сдавало – более 50% от общего числа выпускников Поступили в военные учебные заведения – 7 юношей
Результаты педагогической деятельности Проектирование и осуществление методического сопровождения внеклассных занятий по ОБЖ. Разработаны информационнно-методические материалы к тематическим неделям в честь Дня Защитника Отечества, Дня Победы Разработаны дидактические материалы для воспитателей по темам: «ЗОЖ», «ВС РФ», «Безопасность, ЧС и действия в них» и т.д. Проектирование и успешная реализация Программы воспитательной работы гимназии по направлениям: ЗОЖ, Безопасность, патриотическое воспитание.. Проектирование и успешная реализация Программы профильного оборонно-спортивного лагеря «Патриоты Отечества» (в течение 10 лет) Успешные выступления школьников в финале спартакиады допризывной молодёжи Вятскополянского района: 2005 – 2007 гг. – 8 призовых мест в личном зачёте; призёры в командном зачёты; участие школьников гимназии в областном конкурсе 2005г. – 1 место команды гимназии на районном конкурсе-смотре «России верные сыны»
Результаты педагогической деятельности Проектирование и осуществление Плана безопасности ОУ Разработаны: План ГО гимназии План действий по предупреждению и ликвидации ЧС Функциональные обязанности начальников служб (формирований) Ежегодно планируются и проводятся КШУ, ДЗД, школа безопасности, тренировки-эвакуации личного состава Отработана система оповещения постоянного состава Должностные инструкции по ОТ, ПБ Памятки, инструкции по Безопасности для занятий с сотрудниками, учащимися Отработана схема взаимодействия с городскими и районными организациями по вопросам Безопасности
Нельзя чужим ключом открыть свою дверь… Большое спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей как средство формирования личности ребенка.
Работа предназначена для учителей, слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников гуманитарного цикла, родителей....
Метод проектирования как средство формирования личности готовой к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.
Отчёт по методической теме"Метод проектирования на уроках технологии"...
Развитие навыков культуры поведения как средство формирования личности
Описание опыта по воспитательной работе в классе, направленного на развитие навыков культуры поведения как средство формирования личности....
Программа «Формирование личности безопасного типа в условиях проектирования школьного пространства образовательных проб»
Основные принципы, заложенные в Программу «Формирование личности безопасного типа в условиях проектирования школьного пространства образовательных проб» – принцип культуросообразности, гуманизации, то...
"Приоритетное направление деятельности МКОУ СОШ им. генерал-лейтенанта В.Г. Асапова с. Калинино Малмыжского района Кировской области в формировании человека безопасного типа, ориентированного на созидание и развития"
Научить обучающихся предвидеть и избегать опасность, а при необходимости правильно действовать – наша главная задача....
Предметная и метапредметная зависимость формирования личности безопасного типа поведения в курсе ОБЖ
В статье рассмтривается роль межпредметных связей в школьном образовании. Раскрываются треуровневые учебно-воспитательные задачи, которые решает учение и учитель ОБЖ. Автор расскрывет взаимосвязь пред...
Воспитание личности безопасного типа
Воспитание личности безопасного типа...