Предметная и метапредметная зависимость формирования личности безопасного типа поведения в курсе ОБЖ
статья
В статье рассмтривается роль межпредметных связей в школьном образовании. Раскрываются треуровневые учебно-воспитательные задачи, которые решает учение и учитель ОБЖ. Автор расскрывет взаимосвязь предметов различных циклов с ОБЖ. Описывается формирование личности безопасного поведения на уроках ОБЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по формированию ЛБТП | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметная и метапредметная зависимость формирования личности безопасного типа поведения в курсе ОБЖ
Межпредметные связи в школьном образовании являются важным показателем интеграционных процессов, происходящих в настоящее время в науке и в обществе. Они являются условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников, играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся. С помощью многосторонних межпредметных связей «закладывается фундамент для комплексного видения и решения проблем современности» [1].
Учебные программы, в соответствии с новыми ФГОС [4], по предметам как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла требуют от учителей данных предметов решения общих трехуровневых учебно-воспитательных задач, которые должен решать и учитель ОБЖ:
- на личностном уровне это готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самоопределению, выбор ценностных установок, определенности в плане жизненной и социальной адаптации, формирование ценностного мировоззрения («духовных скреп»: милосердия, сочувствия, сострадания, поддержки);
- на предметном уровне это формирование научного типа мышления посредством усвоения знаний, умений и компетенций;
- на метапредметном – овладение УУД (универсальными учебными действиями), национальными и общекультурными кодами, понимание моделей и картин мира, формирование умения самостоятельно учиться и – в перспективе – непрерывно образовываться.
Межпредметные связи призваны донести до сознания учащихся общность предметов гуманитарного, естественнонаучного и трудового циклов, а также показать специфику содержания и методов науки в каждом учебном предмете.
Безусловно, в современной системе образования деление предметов на циклы является достаточно условным. Тем не менее, четко прослеживается «надпредметность» дисциплин «обществознание» (на стыке предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов) и «ОБЖ» (на стыке дисциплин гуманитарного и естественнонаучного циклов, естественнонаучного цикла и цикла трудового обучения).
С предметами гуманитарного цикла курс ОБЖ связывает общая цель обучения: «воспитание личности безопасного типа», с предметами естественнонаучного цикла четко прослеживается связь с химией (химические средства поражения, химический состав продуктов питания), биологией (помощь себе и пострадавшему, основы здорового образа жизни, эпидемии, охрана окружающей среды, экологическая безопасность), географией (демографические и экологические бедствия).
С предметами трудового цикла ОБЖ сближает практиоориентированный характер (оказание первой помощи, измерение опасных условий труда и среды, практические навыки пользования предметами защиты).
Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности, связана прежде всего, с формированием устойчивого представления о культуре безопасного поведения. Под культурой безопасного поведения понимается часть личностной культуры, которая включает ценностное отношение к безопасности, а также систему знаний и умений безопасной реализации деятельности [2].
Человек, обладающий культурой безопасности, готов к предупреждению опасных ситуаций, к защите себя, социума и природы от внешних угроз, он должен быть безопасен для себя, окружающих и среды обитания, у него сформирована внутренняя потребность на безопасное поведение.
Формирование это происходит через определенный набор знаний, умений и навыков, полученных обучающимися в результате педагогического взаимодействия с учителем в рамках школьного курса, «Основы безопасности жизнедеятельности», позволяющих правильно строить свое поведение и таким образом снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире.
Конечным результатом такой работы является не только сформированная культура безопасности, но и развитие личности безопасного типа поведения, как носителя этой культуры.
Личность безопасного типа – это индивид, транслирующий устойчивые, безопасные формы поведения, основанные на влиянии социокультурных факторов внешней среды [3].
Процесс формирования такой личности не может быть ограничен рамками одного предмета. Этому способствует и учебный материал других дисциплин, изучаемых параллельно, где обучающиеся знакомятся с теоретическими представлениями, позволяющими понять причины возникновения чрезвычайных ситуаций, физиологические процессы в организме человека, закономерности развития общества и другие вопросы, напрямую связанные с безопасностью. Это физика (строение атома и атомного ядра, законы механики, представления об электрическом токе и звуке), химия (элементарные представления о процессе горения, химических свойствах кислорода, хлора, аммиака, кислот, щелочей), биология (представления о взаимосвязи процессов в живых организмах, об обмене веществ и энергетическом обмене), история и география (чрезвычайные ситуации в истории человечества), информатика (представления о безопасности информационных систем, источников информации).
Биологические науки могут помочь учителю ОБЖ в формировании безопасной личности при изучении следующих разделов: «Опасные и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера», «ЗОЖ и его составляющие», «Основы медицинских знаний», «Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях», «Личная безопасность», «Гражданская оборона», «Окружающая среда и экологическая безопасность». В таблице вы видите блоки тем по ОБЖ и их связь с биологическими дисциплинами.
Таблица 1 « Связь ОБЖ с биологическими дисциплинами»
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях | Личная безопасность | Гражданская оборона |
- вирусология | - физиология | - вирусология |
- микробиология | - микробиология | |
- микология | - | |
- ботаника | - гигиена | - биохимия |
- зоология | - экология | |
- антропология | - радиобиология |
Безусловно, что в чистом виде таких дисциплин как радиобиология, антропология и, например, микробиология в школе не преподают. Но элементы всех этих дисциплин находят отражение в школьном курсе «Биология».
Таким образом, формирование культуры безопасности, как и личности безопасного типа поведения, не может ограничиваться только одним предметом ОБЖ. Необходимо проводить работу, используя возможности различных школьных дисциплин.
Литература:
- Гурьев А.И. Статус межпредметных связей в системе современного образования /А.И. Гурьев// Наука и школа. – 2002. – №2. – С. 41–45
- Неверов В.Н. Формирование личности безопасного типа поведения при обучении ОБЖ: психолого-педагогический аспект/ В.Н. Неверов, А.М. Деркач // Молодой ученый. – 2014. – №5.1. – С. 50–53
- Поляков Н.И. Особенности формирования культуры безопасности в современной школе/ Н.И. Поляков // Науковедение. – 2015. – №5. – С. 18
- Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
курс ОБЖ как средство формирования личности безопасного типа
материал -опыт к аттестации...
Программа «Формирование личности безопасного типа в условиях проектирования школьного пространства образовательных проб»
Основные принципы, заложенные в Программу «Формирование личности безопасного типа в условиях проектирования школьного пространства образовательных проб» – принцип культуросообразности, гуманизации, то...
Сетевые познавательные проекты и конкурсы – один из путей формирования предметных и метапредметных учебных действий учащихся.
Проектная деятельность – одно из средств формирования метапредметных умений и навыков. Этот метод ориентирован на активное использование средств вычислительной техники и сетевых технологий. Основная е...
Выступление на тему: "Формирование навыков безопасного поведения обучающихся посредством изучения курса "Азбука пешехода""
В выступлениии раскрывается роль изучения курса "Азбука пешехода" в формировании у обучающихся навыков безопасного поведения на дороге....
"Приоритетное направление деятельности МКОУ СОШ им. генерал-лейтенанта В.Г. Асапова с. Калинино Малмыжского района Кировской области в формировании человека безопасного типа, ориентированного на созидание и развития"
Научить обучающихся предвидеть и избегать опасность, а при необходимости правильно действовать – наша главная задача....
«Взаимосвязь воспитания гражданской позиции школьников и формирования навыков безопасного правового поведения в цифровом пространстве современного мира»
примеры организации работы по патриотическому воспитанию во внеурочное время...
Воспитание личности безопасного типа
Воспитание личности безопасного типа...