Организация и проведение тренировок по сигналам оповещения о РХБ заражении
методическая разработка по обж по теме

Раим Айдарович Исманов

Данная методическая разработка решает вопросы исполнения законодательства РФ (Приложение к Приказу МО РФ и Министерства образования РФ от 03 мая 2001 года №203/1936 п.20 к Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы), выполняет задачи военно-профессиональной подготовки учащихся в период проведения учебных сборов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к разработке

 

1. Наименование представляемой на Конкурс разработки

 «Организация и проведение тренировок по сигналам оповещения о радиоактивном,

химическом и биологическом заражении»

 2. Цель, задачи разработки

 Для педагогов:

- получить практический опыт в организации и проведении мероприятий,

направленных на получение учащимися начальных знаний в области обороны;

- получить практический опыт при обучении действиям населения при аварии (угрозе)

радиационного, химического и биологического заражения.

 Для учащихся:

- совершенствовать навыки при действиях в условиях РХБ заражения;

- тренировать на длительность пребывания в средствах индивидуальной защиты, в

действиях по оказанию само- и взаимопомощи в условиях РХБ заражения;

- формировать военно-профессиональные навыки учащихся;

- формировать у учащихся уважение к Вооруженным Силам РФ, убеждение в

превосходстве вооружения РФ и необходимости служить;

- формирование у учащихся морально-психологических навыков и, в первую очередь,

сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности

окружающих;

- воспитание у учащихся уверенности в эффективности мероприятий по защите от ЧС

и убежденности в необходимости принять в них участие.

  1. Возрастная категория:  15-17 лет, учащиеся 10 класса

4.  Авторская методическая разработка проведения занятий по основам военной службы в

период проведения учебных сборов с учащимися 10 класса.

5. Интернет - адреса цифровых образовательных ресурсов, применяемых в

разработке

Сайты Министерства Обороны Российской Федерации и МЧС РФ

http://www.mil.ru/

http://www.mil.ru/848/index.shtml

http://www.mil.ru/848/1045/1272/index.shtml

http://www.mchs.gov.ru/

http://www.arms.ru/

 6. Краткая характеристика содержания (обобщенная)

В настоящей разработке определены организация и порядок проведения тренировки в

действиях учащихся по сигналам оповещения о радиоактивном, химическом и

биологическом заражении.

Проведение тренировки (практического занятия) позволяет формировать у учащихся

военно-профессиональные навыки.

 7. Результативность (предполагаемая и (или) имеющаяся) использования данной

учебно-методической разработки

Данная методическая разработка решает вопросы исполнения законодательства РФ

(Приложение к Приказу МО РФ и Министерства образования РФ от 03 мая 2001 года

№203/1936 п.20 к Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в

области обороны и их подготовки по основам военной службы), выполняет задачи военно-

профессиональной подготовки учащихся в период проведения учебных сборов.

8. Перспективы использования учебно-методической разработки

Перспектива использования данной методической разработки в условиях Крайнего Севера

актуальна: беря во внимание отсутствие возможности проведения учебных сборов в

полевых условиях или на базе воинской части, а также ссылаясь на учебные программы по

ОБЖ, где для практической отработки вопросов защиты от радиоактивного, химического и

биологического заражения часы не предусмотрены, данная методическая разработка

позволяет закрепить теоретические знания учащихся, полученные в процессе обучения в 8

классе (тема «Аварии на ХОО») и в 10 классе (тема «Современные средства поражения»).

Рекомендую использовать материалы разработки при проведении в школе «Дня защиты

детей от ЧС» в конце учебного года.

9. Использованная литература

1. «Руководство по эксплуатации средств индивидуальной защиты», Москва: Воениздат,

1988 г, стр. 6 – 34, 86 – 100, 114 – 138.

2. «Подготовка подразделений к защите от ядерного, химического, бактериологического

(биологического) и зажигательного оружия противника», Москва: Воениздат, 1989 г, стр.

63 – 103.

3. «Сборник нормативов по боевой подготовке сухопутных войск», книга 1 Москва:

Воениздат, 1991 г, стр. 152 – 187.

4. Электронный учебник «ОБЖ. 10 класс» на CD



Предварительный просмотр:

Приложение 5

Примерный план-конспект проведения тренировки по теме

«Выполнение нормативов по РХБ защите»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения тренировки по РХБ защите с учащимися

Т Е М А: «Выполнение нормативов по РХБ защите».

Учебные вопросы:

1. Специальные войска Сухопутных войск. Войска РХБ защиты.

2. Выполнение нормативов по РХБ защите.

Учебные и воспитательные цели.

1. Познакомить со специальными войсками Сухопутных войск – войсками

радиационной, химической и биологический разведки.

2. Познакомить со средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

3. Научить учащихся правильно пользоваться СИЗ.

4. Тренировать учащихся и совершенствовать навыки в правильном выполнении

нормативов РХБ защите.

5. Тренировать учащихся быстро, грамотно и слаженно действовать по сигналам РХБ

заражения.

6. Воспитывать у учащихся бережное отношение к средствам РХБ защиты и

ответственность за подготовку этих средств к бою и уверенность в надежности

СИЗ.

 Форма: интерактивное визуализированное практическое занятие.

Место: учебный кабинет, полигон (школьная площадка).

Время: 8 часов (уроков)1.

Руководства и пособия:

1. «Руководство по эксплуатации средств индивидуальной защиты», Москва: Воениздат,

1988 г, стр. 6 – 34, 86 – 100, 114 – 138.

2. «Подготовка подразделений к защите от ядерного, химического, бактериологического

(биологического) и зажигательного оружия противника», Москва: Воениздат, 1989 г, стр.

63 – 103.

3. «Сборник нормативов по боевой подготовке сухопутных войск», книга 1 Москва:

Воениздат, 1991 г, стр. 152 – 187.

Учебно-материальное обеспечение:

1 Допускается «разбивка» часов на весь период 5-дневных сборов. При включении тренировок при

проведении «Дня защиты детей от ЧС» целесообразно включить в план отработку одного норматива №1

1. Противогазы – на каждого обучаемого.

2. ОЗК – 1 комплект

3. Секундомер – 1 шт.

  1. Зачетная ведомость – 1.

Ход занятия:

Содержание занятия и действия

руководителя

Время

(мин.)

Ожидаемые решения

или действия

обучаемых

Замечание

руководителя

I.Вводная часть

1. Принимаю доклад от командира

отделения о готовности отделения к

тренировке, проверяю наличие

учащихся, уточняю причины

отсутствия учащихся, проверяю

внешний вид обучаемых и

материальное обеспечение занятия.

2. Объявляю тему тренировки, учебные  цели, учебные вопросы и порядок их  отработки.

3.Довожу до обучаемых важность

знания порядка использования СИЗ и  правильности выполнения нормативов.

5

5

 

 5

 

Учащиеся в учебном

кабинете, на полигоне

(школьной площадке),

командир отделения

докладывает о

готовности отделения к  тренировке и о наличии  личного состава, о  причинах отсутствия учащихся.

Внимательно слушают,

уясняют.

Первый учебный вопрос.

Специальные войска Сухопутных

войск – Войска РХБ защиты.

40

Внимательно слушают,

уясняют важность

темы. Просматривают

презентацию. Вносят

необходимые записи в

тетради.

II. Основная часть.

Виды средств индивидуальной

защиты органов дыхания и кожи.

15

Внимательно слушают,

уясняют важность

темы. Просматривают

презентацию. Вносят

необходимые записи в

тетради.

Второй учебный вопрос.

«Выполнение норматива №1.

1. Методом рассказа напоминаю

обучаемым порядок выполнения и

временные показатели выполнения

норматива № 1.

2. Тренирую учащихся в выполнении

норматива, объявляю оценки

обучаемым за выполнение норматива.

3. Принимаю зачет по выполнению

норматива, оценки выставляю в

зачетную ведомость.

4. Отвечаю на возникшие вопросы,

кратко подвожу итог отработки

вопроса.

45

Вспоминают порядок

выполнения и

временные показатели

выполнения норматива

№ 1.

 Тренируются в

выполнении норматива,

запоминают свои

оценки.

 Сдают зачет по

выполнению

норматива.

 

 Задают вопросы,

слушают ответы.

 

Время

выполнения

норматива

№1:

«отл.» - 7 сек;

«хор. - 8 сек;

«уд.» - 10 сек.

Оценка снижается на

один балл, если:

- при надевании

противогаза обучаемый не закрыл глаза и не задержал

дыхание или после

надевания не сделал

полный выдох;

- шлем-маска (маска) надета с перекосом.

Оценка ставится

«неудовлетворительно», если:

- допущено образование складок или перекосов, при которых наружный

воздух может проникать под шлем-

маску (маску).

Третий учебный вопрос.

 «Выполнение норматива №4.

1.Методом рассказа напоминаю

обучаемым порядок выполнения и

временные показатели выполнения

норматива.

 

2. Принимаю зачет по выполнению

норматива, оценки выставляю в

зачетную ведомость.

 3. Отвечаю на возникшие вопросы,

кратко подвожу итог отработки

вопроса.

60

Вспоминают порядок

выполнения и

временные показатели

выполнения норматива

 Сдают зачет по

выполнению

норматива.

 Задают вопросы,

слушают ответы.

Время выполнения норматива

№4:

«отл.» - 3 мин;

«хор» - 3 мин 20 сек;

«уд.» - 4 мин.

Ошибки, снижающие оценку на

один балл:

- не полностью выполнены отдельные операции при надевании

средств защиты;

- допущены ошибки, снижающие оценку на один балл, при надевании противогаза (норматив № 1).

Ошибки, определяющие оценку

«неудовлетворительно»:

- не застегнуто более двух шпеньков;

- допущены ошибки, определяющие оценку «неудовлетворительно», при

надевании противогаза (норматив №

1).

Четвертый учебный вопрос.

Действия по сигналу «Радиационная

опасность»

 «Выполнение норматива №7».

1.Методом рассказа напоминаю

обучаемым порядок выполнения и

временные показатели выполнения

норматива.

 

2. Принимаю зачет по выполнению

норматива, оценки выставляю в

зачетную ведомость.

 

3. Отвечаю на возникшие вопросы,

кратко подвожу итог отработки

вопроса.

60

Вспоминают порядок

выполнения и

временные показатели

выполнения норматива

 Сдают зачет по

выполнению

норматива.

 

 Задают вопросы,

слушают ответы.

Время выполнения

норматива №7 при

действиях на местности, открытой

технике обучаемые

надевают респираторы, защитные плащи в

рукава, защитные

чулки и перчатки:

«отл.» - 3 мин;

«хор» - 3 мин

20 сек;

«уд.» - 4 мин.

Ошибки, снижающие

оценку на один балл:

- не полностью выполнены отдельные

операции при надевании средств

защиты;

- допущены ошибки,

снижающие оценку на один балл, при надевании противогаза (норматив № 1).

Ошибки, определяющие

оценку «неудовлетворительно»:

- не застегнуто более двух шпеньков;

- допущены ошибки,

определяющие оценку «неудовлетворительно», при надевании

противогаза (норматив № 1 и №4).

Пятый учебный вопрос.

Действия по сигналу «Химическая

тревога».

Выполнение норматива № 8.

1.Методом рассказа напоминаю

обучаемым порядок выполнения и

временные показатели выполнения

норматива.

 

2. Принимаю зачет по выполнению

норматива, оценки выставляю в

зачетную ведомость.

 

 

3. Отвечаю на возникшие вопросы,

кратко подвожу итог отработки

вопроса.

60

Во время

выполнения

норматива

№8 при

действиях на

местности и

открытой

технике

обучаемые

надевают

противогазы,

плащи в виде

накидки и

ведут

наблюдение за

местностью. Отлично – 35 сек, хорошо – 40 сек,

удовлетворительно – 50 сек.

- не застегнуто

более двух шпеньков; - допущены

ошибки, определяющие оценку «неудовлетворительно», при надевании

противогаза (норматив № 1 и норматив №4).

Ш. Заключительная часть

1. Напоминаю тему занятия, учебные

цели и полноту их достижения.

20

Внимательно слушают.

2. Провожу общий разбор занятия, а

также объявляю оценки за выполнение

нормативов.

 Слушают разбор

занятия, запоминают

свои оценки,

недостатки.

 3. Отвечаю на возникшие вопросы.

Слушают ответы.

 4. Проверяю наличие и комплектность

материального обеспечения.

 Проверяют наличие

материального

обеспечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час « Действия по сигналам оповещения гражданской обороны »

На классном часе учащиеся получают знания о действиях по сигналам оповещения гражданской обороны....

Программа элективного курса «Методика проведения тренировок по волейболу»

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 профильных классов...

Действия по сигналам оповещения

Порядок действий населения по сигналам оповещения...

Действия по сигналам оповещения гражданской обороны

Данный материал можно использовать для проведения классного часа в 8-9 классах....

Презентация . "Сигналы оповещения ГО ЧС".

Презинтация сигналы опоещения ГО ЧС в помощь учителю....

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОК ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОК ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ...


 

Комментарии

Раим Айдарович Исманов

В соответствии с планом основных мероприятий по проведению в 2010 году в ЯНАО Года Учителя, в целях содействия повышению мотивации обучения, эффективному формированию качественных знаний, умений и навыков учащихся посредством представления учебного материала в интересной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для обучающихся форме, в ЯНАО был проведен конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий по технологии, физической культуре ОБЖ «Педагогическая копилка». Опубликованная работа является победителем названного конкурса.