Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
рабочая программа по обж (8 класс) по теме
Рабочая программа по Основам Безопасности Жизнедеятельности 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obzh_8_klass.docx | 38.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Усть-Пинежская средняя общеобразовательная школа»
МО «Холмогорский муниципальный район»
Архангельской области
«Утверждаю».
Директор школы
_______________ /Е.Б. Везирова/
«_____» ________________ 2012 г.
«Согласовано».
Заместитель директора по УВР
________________ /И.Н. Орехова/
«_____» _______________ 2012 г.
Рабочая программа
по ОБЖ в 8 классе
учителя первой квалификационной категории
Шлапака Владимира Петровича
п. Усть-Пинега
2012 г.
Программа состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка. 1
2. Содержание учебной программы 3
3. Требования к уровню подготовки выпускников. 5
4. Перечень учебно-методического обеспечения 5
5. Тематическое и поурочное планирование 6
6. Критерии оценивания 8
1. Пояснительная записка
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природ ного, техногенного и социального характера стали объективной реаль ностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвы чайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопас ности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе со вершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).
По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно воз растает.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на без опасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Формирование современного уровня культуры безопасности являет ся общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры бе зопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Настоящая учебная программа представляет собой один из курсов первой части комплексной учебной программы по основам безопасности жизнеде ятельности для 5—11 классов.
При разработке содержания данной учебной программы принима лась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заклю чается в следующем:
· учет основных закономерностей развития теории безопасности;
· интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимо действия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
· направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицатель ного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влия нии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвы чайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечива ющих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражда нину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятель ности;
· воспитание ответственного отношения к сохранению окружаю щей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся об становки и своих возможностей.
Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 8 класса представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 5—9 классах с учетом перспектив его развития.
Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и госу дарства
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопаснос ти жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает в себя два раздела.
Раздел I (Р-I). Основы комплексной безопасности.
Раздел II (Р-II). Защита населения Российской Федерации от чрез вычайных ситуаций.
Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает в себя два раздела.
Раздел III (Р-III). Основы здорового образа жизни.
Раздел IV (Р-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
После изучения каждого модуля в 8 классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т.д.
2.Основное содержание программы
Модуль I. Основы безопасности личности, общества
и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседнев ной жизни
1.1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их воз никновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
1.2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возмож ные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Об щие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
1.3. Безопасность в быту
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, осо бенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварий ные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.
1.4. Безопасность на водоемах
Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.
1.5. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о пре дельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Ме роприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситу ациях природного, техногенного и социального характера
4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (зем летрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи).
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (на воднение, сели, цунами).
Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного харак тера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты.
Аварии на радиационно опасных, химически опасных, взры-вопожароопасных объектах, на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного ха рактера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
4.3. Современный комплекс проблем безопасности соци ального характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России.
Международный терроризм — угроза национальной без опасности России. Наркотизм и национальная безопасность России.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального ха рактера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуаци ях социального характера.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 5. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
5.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Положения Конституции Российской Федерации и федераль ных законов в области безопасности, определяющие защищен ность жизненно важных интересов личности, общества и госу дарства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.
5.2. Организационные основы по защите населения стра ны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвида ции чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи.
Гражданская оборона как составная часть национальной безо пасности страны, ее задачи и предназначение.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти хийных бедствий (МЧС России) — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуа ций. Роль МЧС России в формировании современного уровня куль туры безопасности жизнедеятельности населения страны.
5.3. Основные мероприятия, проводимые в Российской Феде рации по защите населения от чрезвычайных ситуаций
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инже нерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация насе ления. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни
Раздел III. Основы здорового образа жизни
Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие
7.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здо ровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического и психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие челове ка и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование
личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрос лыми, родителями, сверстниками. Взаимоотношения человека и об щества. Ответственность несовершеннолетних.
7.2. Здоровый образ жизни и его составляющие Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутом ления. Двигательная активность и закаливание организма — необ ходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здо рового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье
8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма
на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркома ния и ее отрицательные последствия для здоровья человека. Про филактика вредных привычек.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
11.1. Правила оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отравлении.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигатель ного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.
Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы ос тановки кровотечения.
Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и сол нечном ударах, при отморожении.
3. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе ученик должен знать:
· потенциальные опасности природного, техногенного и социаль ного характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
· основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
· наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классифика цию;
· основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь:
· предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
· принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
· пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
· оказывать первую медицинскую помощь при неотложных со стояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по исполь зованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрез вычайных ситуациях природного, техногенного и социального харак тера;
— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здоро вого образа жизни.
4. Перечень учебно-методического обеспечения
Программа «Основы безопасности Жизнедеятельности» комплексная программа 5-11 классы. Под общей редакцией А.Т.Смирнова. Москва. «Просвещение» 2011.
Учебник «Основы безопасности Жизнедеятельности» 8 кл. Смирнов А.Т, Хренников Б.О. Москва. «Просвещение» 2010
5. Тематическое и поурочное планирование
8 класс
№ разде ла, темы, урока | Наименование раздела, темы, урока | Количество часов | ||||||
Р-1 | Основы комплексной безопасности | 16 | ||||||
Тема 1 | Пожарная безопасность | 3 | ||||||
1.1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | 1 | 1.09 | |||||
1.2 | Профилактика пожаров в повседневной жиз ни и организация защиты населения | 1 | 9.09 | |||||
1.3 | Права, обязанности и ответственность граж дан в области пожарной безопасности. Обес печение личной безопасности при пожарах | 1 | 15.09 | |||||
Тема 2 | Безопасность на дорогах | 3 | ||||||
2.1 | Причины дорожно-транспортных происшест вий и травматизма людей | 1 | 22.09 | |||||
2.2 | Организация дорожного движения, обязан ности пешеходов и пассажиров | 1 | 29.09 | |||||
2.4 - | Велосипедист — водитель транспортного средства | 1 | 6.10 | |||||
Тема 3 | Безопасность на водоемах | 3 | ||||||
3.1 | Безопасное поведение на водоемах в раз личных условиях | 1 | 13.10 | |||||
3.2 | Безопасный отдых на водоемах | 1 | 20.10 | |||||
3.3 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде | 1 | 27.10 | |||||
Тема 4 | Экология и безопасность | 2 | ||||||
4.1 | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека | 1 | 10.11 | |||||
4.2 | Правила безопасного поведения при небла гоприятной экологической обстановке | 1 | 17.11 | |||||
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации техногенного характе ра и защита населения | 5 | ||||||
5.1 | Классификация чрезвычайных ситуаций тех ногенного характера | 1 | 24.11 | |||||
5.2 | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия | 1 | 1.12 | |||||
5.4 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | 1 | 8.12 | |||||
5.6 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные послед ствия | 1 | 15.12 | |||||
5.8 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | 1 | 22.12 | |||||
Р-Н | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 7 | ||||||
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации техногенного харак тера и защита населения | 4 | ||||||
5.3 | Обеспечение радиационной безопасности на селения | 1 | 12.01 | |||||
5.5 | Обеспечение химической защиты населения | 1 | 19.01 | |||||
5.7 | Обеспечение защиты населения от послед ствий аварий на взрывопожароопасных объ ектах | 1 | 26.01 | |||||
5.9 | Обеспечение защиты населения от послед ствий аварий на гидротехнических сооруже ниях | 1 | 2.02 | |||||
Тема 6 | Организация защиты населения от чрезвы чайных ситуаций техногенного характера | 3 | ||||||
6.1 | Организация оповещения населения о чрезвы чайных ситуациях техногенного характера | 1 | 9.02 | |||||
6.2 | Эвакуация населения | 1 | 16.02 | |||||
6.3 | Мероприятия по инженерной защите населе ния от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | 1.03 | |||||
P-III | Основы здорового образа жизни | 8 | ||||||
Тема 7 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 8 | ||||||
7.1 | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека | 1 | 8.03 | |||||
7.2 | Индивидуальное здоровье человека, его фи зическая, духовная и социальная сущность | 1 | 15.03 | |||||
7.3 | Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества | 1 | 22.03 | |||||
7.4 | Здоровый образ жизни как необходимое ус ловие сохранения и укрепления здоровья че ловека и общества | 1 | 5.04 | |||||
7.5 | Здоровый образ жизни и профилактика ос новных неинфекционных заболеваний | 1 | 12.04 | |||||
7.6 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 | 19.04 | |||||
7.7 | Профилактика вредных привычек | 1 | 26.04 | |||||
P-IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 | ||||||
Тема 8 | Первая медицинская помощь при неотлож ных состояниях | 4 | ||||||
8.1 | Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение | 1 | 3.05 | |||||
8.2 | Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами | 1 | 10.05 | |||||
8.3 | Первая медицинская помощь при травмах. | 1 | 17.05 | |||||
8.4 | Первая медицинская помощь при утоплении | 1 | 24.05 | |||||
Всего часов | 34 |
6. Критерии оценивания
Оценка за теоретическое обучение является критерием (показателем) уровня усвоения спасателями необходимых для данной профессии знаний, а также возможностью их эффективного использования на практике. Эта оценка складывается из текущих оценок, полученных на теоретических занятиях, и оценок, выставленных на зачетах и экзаменах.
В основу оценки теоретических знаний спасателей положена традиционная пятибалльная система.
Оценка "5 баллов" ("отлично") - обучаемый полностью усвоил весь материал учебной программы, самостоятельно и уверенно применяет полученные знания при безупречном выполнении практических заданий, соблюдает требования техники безопасности.
Оценка "4 балла" ("хорошо") - твердо усвоен основной материал, ответы удовлетворяют требованиям, установленным для оценки "отлично", но при этом спасатель допускает одну негрубую ошибку, делает несущественные пропуски при изложении фактического материала, полученные знания свободно применяет на практике.
Оценка "3 балла" ("удовлетворительно") - обучаемый знает и понимает основной материал учебной программы, основные темы, но в усвоении материала имеются пробелы. Излагает его упрощенно, с небольшими ошибками и затруднениями. Выполняет производственные задания с недочетами, иногда с браком.
Оценка "2 балла" ("неудовлетворительно") - ставится тогда, когда обучаемый слабо понимает большую часть программного материала, допускает грубые ошибки, излагает материал бессистемно. Обучаемый не овладел основными элементами предмета, имеющиеся знания не может применить на практике. Допускает грубые ошибки, брак.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...