СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И СЕМЬЯ
план-конспект урока по обж (11 класс)
Урок ОБЖ с использованием технологии проблемного обучения по теме «Нравственность и здоровье», 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tpo._semya.docx | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
М.А.Ивлев,
преподаватель-организатор ОБЖ
МОУ СОШ № 4 с угл. изучением отд. предм.
г. Фрязино МО
СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И СЕМЬЯ
(Урок ОБЖ с использованием технологии проблемного обучения
по теме «Нравственность и здоровье», 11 класс)
Педагогическая цель урока: познакомить учащихся с основами семейно-брачных отношений, принятых в Российской Федерации; сформировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека через разрешение проблемной ситуации – современная семья: кризис или поиски счастья?
Задачи урока
- Расширить и углубить знания учащихся о важнейшем социальном институте на основе их субъективного знания о семье, семейных отношениях; раскрыть характерные признаки семьи, определить ее основные функции и тенденции развития в современном обществе; выявить проблемы современной российской семьи и предпринимаемые государством меры по их решению.
- Совершенствовать умения учащихся сопоставлять общественные явления, обобщать материалы источников, анализировать статистические данные, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.
- Создать ситуацию для проявления эмоционально-личностного отношения каждого ребенка к деликатной теме – теме семьи.
- Сформировать ценностное отношение к современной семье и семейным отношениям.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: проблемно-поисковый, исследовательский, наглядный.
Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, дифференцированного обучения, технологии проблемного и группового обучения.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Основные понятия
- Семья.
- Брак.
- Семья как малая группа.
- Функции семьи.
- Ценности семьи.
- Типы семей.
- Проблема кризиса современной семьи.
Оборудование к уроку: ПК, мультимедиа, доступ к сети Internet.
Дидактические материалы:
- Конституция РФ.
- Семейный кодекс РФ.
- Фрагмент бракосочетания.
- Презентация.
- Фрагмент выступления Президента В.В. Путина с Посланием Федеральному собранию 10 мая 2006 года.
- Комплекты раздаточного материала для групповой работы.
- Словарь Ожегова С.И.
- Ресурсы интернета.
Опережающее домашнее задание:
- Проведение социологического опроса по заранее разработанному плану среди сотрудников МОУ Лицей г. Фрязино МО.
- Изучение по выбору одного из двух документов: Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года (одобрена Правительством России в сентябре 2001 г.) и Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 10 мая 2006 года.
План учебного занятия:
- Организационный момент.
- I этап урока. Актуализация темы учебного занятия. Осознание учащимися проблемы и ее формулирование.
- II этап урока. Углубление и расширение знаний учащихся о семье. Совершенствование навыков работы с документами и интернет ресурсами. Анализ статистических данных. Систематизация знаний об эволюции семьи и основных ее типах. Сравнительный анализ социологического опроса, проведенного среди сотрудников МОУ Лицей г. Фрязино. Коллективное определение тенденций в развитии современной семьи. Знакомство с основными направлениями государственной политики по поддержке российской семьи. Совершенствование работы с документами.
- III этап урока. Выступления учащихся по итогам работы в группах.
- IV этап урока. Поиск собственного взгляда на проблему, соотнесение ее с общественным мнением. Определение причин возникновения кризиса в семье. Разрешение проблемной ситуации. Формирование умений участвовать в дискуссии.
- Домашнее задание с рекомендациями по выполнению обязательной и вариативной части.
- Подведение итогов урока.
- Оценка работы учащихся.
- Рефлексия.
При входе в кабинет учащимся предлагаются на выбор жетоны четырех цветов, для формирования рабочих групп. Школьники рассаживаются за парты в соответствии с цветом взятого жетона (группы сформированы хаотически).
Х о д у р о к а
Организационный момент.
1-й этап.
Просмотр видео сюжета.
После просмотра учащиеся делятся мыслями об увиденном, обобщают просмотренный контрастный материал (торжество рождения семьи, неутешительная статистика разводов, потрясающие душу судьбы обделенных семейным теплом детей), свидетельствующий о сложности такого явления как семья в современном обществе, осознают проблему и ее формулируют.
Постановка проблемного вопроса: «Современная семья: кризис или поиски счастья?»
Учитель задаёт вопрос учащимся: «Что вы увидели? Ваши впечатления, мнение об увиденном?»
После формулировки проблемы, учитель предлагает учащимся разделиться на две группы:
1 – те, кто считает, что семья – это кризис,
2 – те, кто считает, что семья – это поиски счастья. (Результаты фиксируются).
Далее учитель предлагает учащимся вернуться в свои рабочие группы.
- Извлечение необходимой информации из увиденного сюжета.
- Понимание смысла сюжета.
- Формулировка проблемы.
- Целеполагание.
- Прогнозирование ситуации.
- Умение выражать своё мнение, обосновывать свою точку зрения.
- Умение принять решение и сделать выбор.
2-й этап.
Работа в группах.
Первая группа. (теоретики)
Тема: Значение понятия «семья».
Задания:
- Определение понятия «семья» по словарю Ожегова С.И.
- Определение понятия «семья» данное английскими социологами Д. Мердок, Э. Гидденс используя интернет ресурсы.
- Определение понятия «семья» по Энциклопедическому словарю.
- Определите наиболее точное, с вашей точки зрения, определение понятия «семья». Выбор обоснуйте.
УУД
- Поиск информации, работа со словарями.
- Анализ найденной информации, выбор необходимого определения.
- Определение задач для дальнейшей работы.
- Планирование работы в группе.
- Совершенствование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
- Умение принять решение.
- Ответственность за свой труд.
- Совершенствование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Вторая группа. (законодатели)
Тема: Законодательство и семья
Задания:
- Изучение семейного кодекса РФ: глава 1. статьи 1,2,3; глава 3. статьи 10,11,12,13; глава 4. статьи 16,19.
- Изучение Конституции РФ ст. 38.
- Изучение концепции демографического развития РФ на период до 2015 года и Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию от 10 мая 2006 года.
- Назовите, какие социальные гарантии дает государство семье.
УУД
- Поиск информации, работа в документах.
- Работа с источниками.
- Анализ найденной информации, выбор необходимого определения.
- Определение задач для дальнейшей работы.
- Планирование работы в группе.
- Совершенствование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию
- Умение принять решение.
- Ответственность за свой труд.
- Совершенствование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Третья группа. (социологи)
Тема: Анализ статистических данных.
Задания:
- Проанализировать данные социологического опроса среди сотрудников МОУ Лицей г. Фрязино.
- Проанализировать данные социального паспорта учащихся МОУ Лицей г. Фрязино.
- Подсчитайте в % имеющиеся типы семей, заполните предлагаемую таблицу.
УУД
- Анализ результатов социологического опроса.
- Расчёт процентного соотношения данных.
- Определение задач для дальнейшей работы.
- Планирование работы в группе.
- Совершенствование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию
- Ответственность за свой труд.
- Совершенствование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Четвертая группа. (историки)
Тема: История семейно-брачных отношений.
Задания:
- Что вам известно из истории об основных этапах формирования семейных отношений?
- Проанализируйте семейные отношения прошлого и современного времени, используя учебник и Интернет ресурсы.
УУД
- Поиск информации, работа в сети Интернет.
- Анализ найденной информации, выбор необходимого определения
- Определение задач для дальнейшей работы.
- Планирование работы в группе.
- Совершенствование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию
- Умение договориться, распределить роли.
- Ответственность за свой труд.
- Совершенствование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать индивидуально и в группе.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Учитель предлагает школьникам выбрать себе направление работы в группе и формулирует основную задачу работы в группе.
Педагог раздаёт школьникам листы с заданиями и необходимый материал для выполнения задания. Далее учитель выступает в роли наблюдателя за деятельностью школьников.
3-й этап.
Выступления учащихся по итогам работы в группах.
Педагог внимательно слушает выступления представителей каждой группы, комментирует, ведёт дискуссию с учащимися, обсуждая результаты исследования данной группы школьников.
- Совершенствование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей ораторского выступления.
4-й этап.
Дискуссия.
Вернувшись к проблеме, учащимся предлагается разобрать ситуации, например:
Ситуация 1. Она: «Ты почему разбрасываешь свои вещи? Бросаешь куда попало: ботинки приходится вытаскивать из-под ванны, носки красуются на буфете рядом с вазой, а в поисках дипломата я могу провести все утро».
Ситуация 2. После занятий молодая жена с подругой зашли попить чаю домой, где любящий муж приготовил к приходу жены ужин.
Он: Стол накрыт, пожалуйте!
Она: Ой, как есть хочется! (Вдруг подозрительно спрашивает мужа): Ты опять по-своему, а? Нет, признайся, опять чистил картошку в раковину? Я просила раковину не мазать! Просила чистить на стол, на газету. На газетку надо! На газетку!
Ситуация 3. В семье растет сын (6 лет). Семья живет в однокомнатной квартире.
Ситуация4. В семье родился ребенок.
Ситуация5. Жене нездоровиться, муж измерил давление, принес таблетку и воду.
Учащиеся предлагают свои ситуации. Ситуации фиксируются на доске, в левой части те, которые ведут к кризису, в правой части те, которые ведут к счастью.
В ходе беседы, учащиеся предлагают свои варианты для разрешения кризисных ситуаций. Учащиеся высказывают собственный взгляд на проблему, соотносят ее с общественным мнением, определяют причины возникновения кризиса в семье и пытаются найти пути решения проблемных ситуаций.
Педагог предлагает несколько ситуаций из жизни на обсуждение учащимся. Учитель координирует ход мыслей школьников во время дискуссии.
Далее учитель предлагает разобрать ситуации, записанные в левой части доски, выступая при этом активным слушателем, не направляя мысли школьников, а только уточняя точку зрения учащегося.
После того, как школьники сформулировали способы разрешения проблем, возникающих в семье, учитель предлагает учащимся вновь разделиться на две группы:
1 – те, кто считает, что семья – это кризис,
2 – те, кто считает, что семья – это поиски счастья. (Результаты сравниваются с первоначальными и делается вывод о смене мнения учащихся).
УУД
- Понимание смысла ситуации.
- Совершенствование навыков постановки и поиска решения проблемы.
- Анализ жизненной ситуации.
- Умение сопоставить факт примера с жизненными проблемами, встречающимися в семейных парах.
- Умение аргументировать свою позицию, отношение, мнение.
- Совершенствование умения вступать в дискуссию.
- Умение выражать своё мнение, обосновывать свою точку зрения.
- Умение принять решение и сделать выбор.
5-й этап.
Домашнее задание.
Общее для всего класса:
§ 15, вопросы и задания устно.
По выбору:
Сочинение-эссе по теме: «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». А. Шопенгауэр.
Педагог задаёт школьникам домашнее задание
УУД
- Самоопределение.
- Умение принять решение и сделать выбор.
6-й этап.
Подведение итогов урока, оценивание работы школьников.
Педагог подводит итоги урока, просит школьников оценить свою работу индивидуально, в группе, комментирует некоторые действия школьников и добавляет баллы самым активным ученикам.
Выставление оценок школьникам.
УУД
- Умение объективно дать себе самооценку, зафиксировать результаты своего труда.
- Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
7-й этап.
Рефлексия.
Педагог предлагает высказать учащимся своё мнение о той информации, которую они получили.
Учитель раздаёт школьникам «мишени», объясняет их суть и просит «выстрелить» в данную мишень, тем самым оценить деятельность всех субъектов, работающих на уроке.
Учитель заканчивает урок чтением стихотворения и благодарит всех за плодотворный труд.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
УУД
- Самооценка на основе критерия успешности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания "Семья в современном обществе"
Урок по обществознанию в 10 классе...
Интегрированное занятие по теме «Семья в современном обществе.Законодательство и семья"
Это занятие можно проводить в 11 классе совмещая уроки ОБЖ и Обществознания, данная разработка подойдет для проведения классных часов и уроков права по теме "Семейное право"...
Урок "Семья в современном обществе"
Урок ОБЖ 11 классТема урока "Семья в современном обществе"Цель: рассмотреть значение семьи в формировании здорового образа жизни.Подготовка к мероприятию:1. Подготовить презентацию.2. Сбор сваде...
Презентация "Семья в современном обществе. Законодательство и семья"
Презентация на тему "Семья в современном обществе. Законодательство и семья"...
Конспект урока ОБЖ 11 классе "Семья в современном обществе. Законодательство о семье."
Данная раработка расчитана на 2 часа учебного времени. Позволяет рассмотреть тему в историческом, законодательном и моально-этическом аспектах....
«Семья в современном обществе. Законодательство и семья».
Тип урока: изучение нового материалаЦель:Ознакомить учащихся с понятием «БРАК», «СЕМЬЯ».Раскрыть правовые основы заключения и расторжения брака.Выработать на начальном уровне у...
Семья в современном обществе. Функции, роли, законодательство
Содержание:Что такое семья?Функции семьиСемейные отношенияМногодетные семьиСемейный кодексБракРазводПрава и обязанности родителей Права детей...