Морское дело
календарно-тематическое планирование по обж (10 класс) по теме
Рабочая программа по предмету "Морское дело" оборонно- спортивного профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_mor_d_10_kl.docx | 131.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 им.Мещерякова Н.Л.
Согласовано Преподаватель-организатор Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Зарайского педагогического колледжа им. Виноградова В.В. ________________В.Н.Городенцев
«___» ____________ 20__ года | Утверждаю Директор Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1им. Мещерякова Н.Л. __________________ Н.И.Вуколова «___» ____________ 20___ года
|
Рассмотрено Руководитель методического объединения естественно-прикладного цикла
______________ А.К.Марковская «___» ______________ 20___ года
Протокол №____ от _______________ |
Согласовано Заместитель директора Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 ____________________ Е.В.Петрова
«__»_________________ 20___ года |

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
«Морское дело»
для учащихся 11 класса оборонно-спортивного профиля
Разработчик: Бобков Геннадий Леонидович
2010 год
Пояснительная записка
Курс обязательных занятий по Морскому делу (МД) введен на оборонно-спортивном профильном уровне в целях более полной подготовки учащихся к службе в Вооруженных силах РФ, в частности в частях Военно-морского флота. Он основан и является гармоничным дополнением курса ОБЖ.
Курс «Морское дело» направлен на достижение следующих целей: - освоение знаний по истории создания военно-морского флота России, судостроения, кадетских корпусов; организационно-штатной структуры ВМФ России; боевых традиций русских моряков; выдающихся личностей, внесших большой вклад в создание и укрепление морского флота России, героев ВМФ; главных морских побед Российского флота; основ теории корабля; устройства корабля; основ навигации и работы штурмана; - овладению умениями определения основных типов надводных и подводных судов; передачи сигналов семафора; вязания основных морских узлов. - развивать профессиональный поиск учащихся, путем ознакомления с профессией военного моряка, штурмана и.т.д. - воспитание уважения к героическому наследию России; патриотизма и чувства долга по защите Отечества, в том числе на морских рубежах; дисциплины, стойкости, силы воли, мужества, самоотверженности и стойкости, милосердия к побежденным. На занятиях учащиеся в доступной форме знакомятся с судостроением и опытом мореходства античного мира: Древнего Египта, Древней Греции, Рима; средневековой Европы. На уроках рассматриваются знаменательные морские битвы флотов Персии и Греции (480 г.до.н.э.), походы норманнов-викингов, водный путь русских дружин «из варяг в греки», судостроение в Новгороде. Особое внимание учащихся обращается на создание именно военно-морского флота России, как такового во время правления Петра 1. Морские баталии при мысе Гангут, Чесме, Синопе, которые записаны в мировую историю, освещаются наиболее подробно с использованием на уроке компьютерных технологий.
Учащимся важно узнать и о современном Военно-морском флоте России. Для большей наглядности подачи материала учителем создана презентация по данной теме. Будут способствовать усвоению материала также музей и оформленные стенды школы на морскую тематику. В школе имеется опыт шефских поездок на Северный флот и пребывания на среднем разведывательном корабле «Виктор Леонов», названного в честь Дважды Героя Советского Союза, который учился в нашей школе. Поэтому необходимо использовать накопленный видео- и фото материал, воспоминания участников поездок для пропагандирования славной военной профессии моряка, так как одной из задач программы является военно-профессиональная ориентация на овладение военно-учетными специальностями.
Основным видом урока по Морскому делу является комбинированный урок, лекция. Используется также урок-практикум, урок-экскурсия, видео урок, урок-семинар Руководитель использует методы обучения: рассказ, показ с пояснением, устный опрос, кратковременный письменный опрос (летучка), подготовка сообщений, тренировка.
На уроках целесообразно использовать эпизоды из имеющихся у учителя фильмов на DVD: «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов», «Торпедоносцы», «Юнга Северного Флота», «Крейсер Варяг».
При проведении уроков МД особое внимание учащихся учитель обращает на соблюдение мер безопасности при отработки темы «Гребля и управление шлюпкой на веслах».
Большую помощь учителю и учащимся окажет книга Леонова В.Н. Лицом к лицу. Военные хроники отряда особого назначения Северного флота. 1941-1945 годы. М.: ИД «Центриздат», 2005. Учитель использует ее при подготовке к занятиям, рекомендует для чтения учащимся, рассматривает на семинаре.
Курс «Морское дело» рассчитан на 34 часа и предназначен для совместного изучения юношами и девушками.
Тематический план учебной дисциплины
«Морское дело»
Тема | Количество часов | ||
всего | на теоретические занятия | на практические занятия | |
1.Вводное занятие. История создания кадетских корпусов. | 1 | 1 | 0 |
2.История судостроения и морских битв человечества. | 2 | 2 | 0 |
3.История создания военно-морского флота России. | 1 | 1 | 0 |
4.Организационно-штатная структура Военно-морского флота России. | 3 | 3 | 0 |
5.Боевые традиции российских моряков. | 6 | 6 | 0 |
6.Семафор – способ передачи информации на море. | 3 | 1 | 2 |
7.Виды морских узлов, их назначение, правила вязания. | 4 | 0 | 4 |
8.Основы теории корабля. | 2 | 2 | 0 |
9.Устройство корабля и его характеристики. | 1 | 1 | 0 |
10.Типы военно-морских судов, определение их по внешнему виду, наличия вооружения. | 1 | 1 | 0 |
11.Основы навигации. | 2 | 2 | 0 |
12. Корабельный устав – закон жизни моряка. | 2 | 2 | 0 |
13. Гребля и управление шлюпкой на веслах. | 4 | 1 | 3 |
Обобщение и повторение пройденного материала. | 2 | 2 | 0 |
Итого часов в год | 34 | 25 | 9 |
Содержание программы
Учащийся должен:
Знать:
- историю создания кадетских корпусов, судостроения, создания Военно-морского флота России;
- организационно-штатную структуру Военно-морского флота России;
- тактико-технические характеристики современных военных кораблей ВМФ РФ;
- выдающиеся личности, которые внесли большой вклад в создание и укрепление морского флота России, героев ВМФ;
- главные морские победы Российского флота;
- основы теории корабля;
- устройство корабля, шлюпки;
- нормы эксплуатации и технику безопасности плавания.
- Уметь:
- определять основные типы надводных и подводных судов;
- передавать сигналы семафора;
- вязать основные морские узлы.
Иметь представление:
- о внутреннем распорядке на корабле и содержании корабля;
- способах определении курса, скорости, своего местонахождения на море;
- об основах навигации и работы штурмана;
- о гребле и управлением шлюпкой на веслах.
Тема.1. Вводное занятие (1 час)
Урок 1– лекция.
Учебные вопросы:
1.История создания кадетских корпусов в 19 веке.
2.Возрождение корпусов в 20-21 веке.
Тема 2. История судостроения и морских битв человечества (1 урок)
Урок 1 - лекция.
Учебные вопросы:
1.Начало судостроения. История корабля – сочинение лейтенанта Боголюбова Н.. Ветхий завет о Ноевом ковчеге.
2.Торговое судоходство Древнего Египта. На юг под парусами, а на север по течению. Виды якорей.
3.Виды судов Древней Греции: галеры, униремы, биремы, триремы, квадриремы, кнекиремы, септиремы, децеры. Саламинское сражение (480 год до н.э.). Переход Ксеркса Гелеспонт (Дарданеллы). Ход морского сражения у островка Саламин около Афин. Состав флота Ксеркса- финикийцы, египтяне. киприоты – 1200 боевых кораблей и 3000 транспортных судов. Командующий флотом Мардоний. Флот Греции: 200 50-тонных судов (всего 380 кораблей). План Фемистокла. Стратегия и тактика греков. Триера – основной боевой корабль греков: 170 гребцов, наличие клювообразных таранов обшитых бронзой.
4.Древний Рим: актуарии, миопароны, брандеры. Норманны: холькеры, дракары, шнекары, траны, дуркосы.
Урок 2 - комбинированный урок.
Учебные вопросы:
1.Развитие флота в средние века. Драмоны, панфилы, галеасы, галеи, гатты, шаланды, пинасы, гондолы, бригантины, гиппогоги, уксеры, рамберги. Турецкие фелуки, фюсты. Индийские панасы и полилесы; китайские и японские джонки, пениши; малайские бунаги, проа. Флот крестоносцев. Парусные нефы. Совершенствование нефов: увеличение мачт до четырех, установка артиллерии. Украшения кораблей. 2.Флоты Англии и Испании средних веков. Разгром «Непобедимой армады».
3. Технические данные парусных судов. Чайный клипер «Катти Сарк» и его рекорд скорости 21 узел (39 км/час) 19 в. Первый речной пароход «Клермонт» 1807 год по проекту Роберта Фултона (США). Первый морской пароход «Елизавета» 1815 год (Россия). Первое судно с паровой турбиной – 1894 год. Первое дизельное судно – танкер «Вандал».
4. Использование ядерного реактора. Ледокол «Ленин» - флагман ледокольного флота 1959 год (СССР).
Тема 3.История создания Военно-морского флота России.
Урок 1- лекция.
Учебные вопросы:
1. Флот Киевской Руси. Морские походы – торговые походы. Военные действия на море против Византии. Водный путь «из варяг в греки». Династия Амосова – мореплавателя и судостроителя. Противостояние Новгорода с Данией и Норвегией за Баренцево море. Упадок мореходства в XIII веке. Водный путь царя Ивана Грозного в Зарайск. Географические открытия русских мореходов: проход Семена Дежнева в 1643 по Индигирке в Северный Ледовитый океан; казачий пятидесятник Владимир Атласов достиг Курильские острова.
2. Морское судостроение при царе Алексее Михайловиче (вторая половина 17 века). Попытка построить большие корабли для морского плавания. Спуск на воду трехмачтового корабля в 1634 году в Нижнем Новгороде, его гибель у берегов Дагестана. Корабль боярина Афанасия Ордин-Нащекина. Задача «Орла» - защита от разбойников водного пути в Персию. Петровская «Книга устав морский о всем, что касается к доброму управлению в бытность флота на море» (1724). Постройка корабля «Орел» на верфи в Дединово на р.Оке (совр. Луховицкий район). Мастера Яков Полуектов, Степан Петров, голландцы ван Буковен, Ламберт Гельт. 25 августа 1668 года корабль «к отпуску готов». Оснащение «Орла». Экипаж – 40 матросов и 20 «солдат корабельных», вооружение – 22 пушки, ядра от 2 до 6 фунтов. Отправка в Астрахань. Уничтожение корабля Степаном Разиным в 1699 году.
3. Создание флота при Петре I и возврат морских побережий. Первая морская победа над шведской эскадрой при мысе Гангут в 1714 году под командованием Петра I. Чесменская битва. Создание Черноморского флота в XVIII веке. Адмирал Ушаков. Адмирал Нахимов. Адмирал Макаров. Влияние изобретения парового, дизельного двигателей на модернизацию военно-морского флота.
Тема 4. Организационно-штатная структура Военно-морского флота России.
Урок.1 - комбинированный урок
Учебные вопросы:
1. ВМФ как вид Вооруженных Сил России. Состав ВМФ: Черноморский флот, Северный, Тихоокеанский, Балтийский флота и Каспийская флотилия.
2. Рода ВМФ: подводные силы, надводные силы, морская авиация, береговые войска, части и подразделения обеспечения и обслуживания. Назначение подводных, надводных сил, морской авиации, береговых войск.
Урок 2– комбинированный урок.
Учебные вопросы:
1. Вооружение и техника ВМФ России.
Подводные лодки стратегического назначения, многоцелевые атомные подводные лодки, дизельные подводные лодки, авианесущие, ракетно-артиллерийские, десантные корабли и катера, морская, ракетоносная и противолодочная авиация, минно-тральные корабли и катера.
Урок 3 - урок-экскурсия.
Учебный вопрос:
1.Средний разведывательный корабль «Виктор Леонов» – гордость Северного флота. Назначение корабля и его характеристики.
2.История шефства школы над кораблем. Опыт шефских поездок школьников на корабль в 2007, 2008, 2009 годах.
Тема 5. Боевые традиции российских военных моряков - 6 часов
Урок 1 - лекция
Учебные вопросы:
1 Морская битва при мысе Гангут (русское название полуострова Ханко в Финляндии) 9 августа 1714 года. Авангард русского галерного флота разгромил эскадру конт-адмирала Н.Эреншельда. Захват 10 вражеских кораблей. Поражение шведскому королю и получение контроля над Финляндией. Последнее европейское сражение в котором использовались галеры.
2. Морское сражение при Чесме.
Урок 2 – комбинированный урок.
Учебные вопросы:
1. Победа русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра 11 сентября (28 августа) 1790 года – залог успеха под Измаилом. Турецкий флот – на якоре у Тендеровской косы близ Гаджибея (будущая Одесса). Гуссейн-паша и адмирал Саид-бей. Появление трех колонн русских кораблей. Уничтожение 2 линейных кораблей, взятие в плен 4. Пленение флагманской «Капудании». Отход турецкого флота к Босфору. Значение победы.
2 Победа русской эскадры под командованием П.С.Нахимова у мыса Синоп 1 декабря (18 ноября) 1853 года. Крымская война Крейсирование адмиралом Нахимовым вдоль Черноморского побережья Малой Азии. Состав эскадры: «Императрица Мария», «Чесма» «Ростислав». Расположение турецкой эскадры под защитой береговой батареи в Синопской бухте. Приход подкрепления эскадры Новосильского: 120 пушечные корабль: «Париж», «Великий кн.Константин» и «Три святителя», фрегаты «Кагул» и «Кулевчи».Внезапный удар. Прибытие пароходов «Одесса», «Херсонес», «Крым». Бегство ткрецкого парохода «Таиф». Потери турок - 15 кораблей из 16, 3 тыс. чел. убитыми и ранеными. Потери русских - 37 убитыми и 216 ранеными. Пожар в городе.Синоп – последняя победа в истории русского парусного флота.
Урок 3- комбинированный урок.
Учебный вопрос:
1. Ф.Ф.Ушаков (1744-02.10.1817) – герой морских баталий в русско-турецких войнах и сражений с войсками Наполеона. Малая родина – с.Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии. Опыт строительства лодки в Бурнаково под руководством мастера Тимофея. Юность Ушакова: кадет Морского шляхетского кадетского корпуса- 1761-1766. Влияние дяди Ивана Ушакова на жизнь Федора. Выпуск в 1766 году, присвоение звания мичман. На пинке «Наргия»- из Крондштата в Архангельск вокруг Скандинавии. Опыт заботы о матросах. Служба на Азовской флотилии. Назначение капитан-лейтенанта Ушакова на 84 пушечный линейный корабль «Св.Павел». Миссия «торговый флот». Назначение на 66-пушечный корабль «Георгий Победоносец». На линкоре «Виктор» в Средиземное море. Лечение цинги. Манифест Екатерины II 8 апреля 1783 года о присоединении Крыма к России. Ахтиярская бухта - база молодого Черноморского флота. Порт и город Херсон. Борьба с чумой. Участие в русско-турецкой войне 1787-1791 г.г..3 июля 1788 г. – битва при Фидониси близ устья Дуная. Ордена св.Владимира 3 ст., св.Георгия 4 ст. Бомбардировка турецкой крепости Синоп, отражение нападения на Керчь, «Где Ушаков – там победа!), орден св. Владимира 2 ст., победа у острова Тендра. 14 марта 1790 года – назначение командующим Черноморским флотом. Решающее сражение у мыса Калиакрия близ Варны 31 июля 1791 года. 78 турецких судов против 34 русских. Капудан-паша Гуссейн и алжирский паша Сеит (Саид)-Али. Действия флагмана «Рождество Христово». Бегство турецкого флота. Потери турок – 28 кораблей и тысячи погибших, потери русских 17 человек, 27 раненых. Ушаков – создатель новой морской тактики – сближение с неприятелем, сочетание прицельного артиллерийского огня с быстротой маневра, выделение резерва, высокая боевая выучка подчиненных, забота о воспитании и быте. 29 декабря 1791 года подписание мирного договора в Яссах. Поход Черноморского флота в Средиземное море по просьбе западных держав. Десант Ф.Ушакова на Корфу (Ионические острова) 18-20 февраля 1799 год. Мужество и стойкость в бою, милосердие к побежденному врагу.
Урок 4 - видеоурок
Учебный вопрос:
1.Подвиг экипажа крейсера «Варяг».
Демонстрация документального фильма о подвиге экипажа крейсера «Варяг и канонерской лодки «Кореец». История строительства крейсера «Варяг» на верфях США. Технические инновации того времени на крейсере. Вхождение в состав Российского флота. Начало русско-японской войны. Принятие нелегкого решения экипажем русских кораблей. Неравный бой. Отношение к пленным. Прием на Родине героев. Песня, посвященная подвигу русских моряков. Дальнейшая судьба крейсера «Варяг».
Урок 5 – комбинированный урок.
Учебные вопросы:
1. .В.Леонов – морской разведчик – Дважды Герой СССР – наш земляк.
Боевое и духовное наследие героя.
Урок 6 – урок-семинар.
Учебные вопросы:
1. Сообщение по страницам хроникам «Лицом к лицу»: какие качества В.Леонова я бы хотел перенять.
Тема 6. Семафор – способ передачи информации на море (3 часа)
Урок 1– комбинированный урок.
Учебные вопросы:
1.Назначение семафорной азбуки.
2.Русская семафорная азбука. Семафорные знаки: Аз-Глаголь, Добро-Земля, Иже-Люди, Мыслете-Покой, Рцы—Ухо, Ферт—Червь, Шапка– Еры, Мягкий знак—Яко, знак вызова, знак раздела, знаки ожидания, знак невозможности приема, знаки перемены места- выше, ниже, влево, вправо.
Урок 2 урок– практикум.
Учебные вопросы:
1. Международная семафорная азбука.
2. Международные сигналы бедствия: выпуск клубов дыма оранжевого цвета или пушечные выстрелы или взрывы, производимые с промежутками 1 мин, или непрерывный звук, производимый любыми аппаратами для подачи туманных сигналов или SOS; сигнал НЦ по Международному своду сигналов; сигнал, состоящий из квадратного флага с шаром над ним или под ним; медленное повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны ли слово “Мэйдэй”, произносимое по радиотелефону; ракеты и гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени; пламя на судне (например, от смоляной бочки); красный цвет ракеты с парашютом или сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения; фальшфейер красного цвета.
Урок. 3– урок контроля знаний и умений.
Учебные вопросы:
1. Практика передачи сигналов семафорной азбуки.
Тема 7 . Виды узлов, их назначение и правила вязания. (4 часа)
Урок 1-урок-практикум.
Учебные вопросы:
1. Общее назначение узлов.
2. Узлы для связывания веревок: прямой узел, рифовый узел, ткацкий узел. Встречный узел, узел «встречная восьмерка», шкотовый и брамшкотовый узлы, узел «грейпвайн».
Урок 2– урок-практикум.
Учебные вопросы:
1. Привязочные узлы: выбленочный узел, узел «удавка», узел «удава», узел «питона».
2.Штыковые узлы: простой штык, простой штык со шлагом, рыбацкий штык, штык с обносом, паловый узел.
3.Петли: простой скользящий узел, скользящая петля, регулируемая петля, узел «проводник», «восьмерка», беседочный узел (булинь), узел «двойной булинь».
Урок 3 - урок-практикум.
Учебные вопросы:
1. Узел «австрийский проводник», узел «заячьи уши».
2. Вспомогательные узлы: маркировочный узел, контрольные узлы, скользящие и глухие. Веревочная цепочка.
3. Схватывающий узел («прусик»), узел «стремя».
Урок 2– урок контроля знаний и умений.
1. Проверка полученных знаний об узлах и умений их вязания.
Тема.8. Основы теории корабля.
Урок 1– лекция.
Учебные вопросы:
1. Элементы теории корабля. Понятия требования теории корабля: плавучесть, остойчивость, непотопляемость. Законы динамики: ходкость, управляемость и качка.
2. Способности корабля: устойчивость на курсе, поворотливость, плавность качки. Мореходные качества.
Тема 9. Устройство корабля и его характеристики.
Урок.1– комбинированный урок
Учебные вопросы:
1. Характеристики корабля. Водоизмещение - масса вода вытесняемая судном. Вместимость - объем внутренних помещений. Линейные размеры судна: длина судна, его ширина, высота борта (расстояние от киля до главной палубы), осадка (расстояние от самой нижней части корпуса до поверхности воды).
2. Устройство корабля. Набор – скелет корабля. Наружная обшивка, палубы, переборки. Шпангоут – вертикальный набор по борту. Флоры - горизонтальный поперечный набор по днищу, бимсы - по палубам. Киль прочная балка, проходящая вдоль всего судна в центральной части. Форштевень и вахтенштевень. Днищевые стрингеры или кильсоны – боковые продольные балки по днищу. Бортовые стрингеры, карлингсы.
Урок 2– комбинированный урок
Учебные вопросы.
1. Надстройки. спереди – бак, сзади – ют, средняя надстройка. Рубки – надстройки, не доходящие до борта. Ходовая рубка. Трюмы – подпалубные пространства. Твиндеки – межпалубные помещения. Машинное отделение. Танки. Рулевое устройство. Якорное устройство, швартовное устройство. Каюты, общественные и служебные помещения. Сточная и фановая системы. Движитель – весло, гребное колесо, гребной винт, водометный движитель, крыльчатый движитель. Группы современных судов по назначению: транспортные, промысловые, военные и вспомогательные (спортивные, обслуживающие, научно-исследовательские).
2. Боевые части и службы боевого корабля. Боевая часть связи БЧ-4, служба Р.
Тема 10 Типы военно-морских судов.
Урок 1— комбинированный урок.
Учебные вопросы:
1.Типы кораблей периода Великой Отечественной войны. Линейные корабли, крейсера, лидеры. эскадренные миноносцы., бронекатера, сторожевые корабли, тральщики, канонерские подводные лодки, охотники за подводными лодками, торпедные катера. Определение их по внешнему виду, вооружению.
2. Типы кораблей иностранных флотов:. линейные корабли, авианосцы, крейсера, эскадренные миноносцы, подводные лодки, экскортные и десантные корабли.
Тема 11. Основы навигации.
Урок 1– комбинированный урок.
Учебные вопросы.
1. Навигация – наука о вождении судов, самолетов. Способы навигации финикийцев и викингов – по солнцу и звездам.
2.Компас. Недостатки компаса. Открытие фламандского картографа Г. Меркатора: вычисление координат магнитного полюса. Гирокомпас – волчок, вращающийся с частотой 300оборотов в минуту.
3.Нанесение курса и пройденного расстояния на карту. Счисление – учет курса судна. Счисленный курс. Прокладка курса судна по карте – результат работы штурмана. Точное определение координат по маяку или пеленгатору. Пеленгатор – прибор для определения угловых направлений на внешние ориентиры: береговые или плавучие объекты, небесные светила. Лаг – прибор для измерения скорости и пройденного расстояния. Гидродинамический лаг, гидростатический лаг. Простейший лаг. Лаглинь – веревка, разделенная на части узлами. Число «выбежавших» за полминуты с судна узлов соответствует числу, проходимых судном морских миль (1,852 км) в час.
Урок 2- комбинированный урок.
Учебные вопросы:
1. Истинный курс судна. Секстант – угломерный зеркально-отражательный инструмент для измерения высот небесных светил над горизонтом ли углов между видимыми на берегу предметами. Радиомаяк. Радиолокация. Акустическая техника, простейший эхолот, гидролокатор. Навигационная спутниковая система.
Тема 12. Корабельный устав- закон жизни моряка - 4.
Урок. 1– комбинированный урок.
Учебные вопросы:
1.Воинские звания Военно-морского флота России.
2. Знаки различия военнослужащих: погоны, кокарды, эмблемы.
Урок 2 - комбинированный урок.
Учебные вопросы:
1. Виды форм Военно-морского флота. История бескозырки с ленточками. Появление в 1840. Первые темно-зеленые бескозырки с белым кантом без лент. Название экипажа на околыше. Появление лент у бескозырок в 1872 году. Оранжево-черные ленты – отличие морской гвардии. Значение цвета.
2. Правила ношения формы одежды.
Тема 13. Гребля и управление шлюпки на веслах.
Урок 1– лекция.
Учебные вопросы.
1. Назначение шлюпок. Шлюпками называется мелкие открытые беспалубные плавсредства, предназначенные для обеспечения повседневных нужд корабля. Шлюпка—прекрасное средство физического воспитания..
2. Типы гребных шлюпок: по роду движения; по материалу корпуса по кормовому образованию корпуса; по роду движителя. Барказы двадцати– и двенадцативесельные, катера десятивесельные; ялы шести-, четырех– и двух– весельные; тузики- самые маленькие шлюпки с транцевой кормой; вельботы шестивесельные; спасательные шлюпки, с киль-поручнями, спасательными леерами с поплавками.
3. Нормы эксплуатации- одно из самых главных условий безопасности плавания. Мореходность и пассажировместимость (грузоподъемность).
Урок-2- урок-экскурсия.
Учебные вопросы:
1.Устройство, вооружение и снабжение шлюпок (на примере шестивесельного яла). Корпус. Киль—основная часть набора. Форштевень и ахтерштевень. Транцевая доска (транец). Пояса обшивки. Защита киля. Шпангоуты - поперечные ребра. Набор и обшивка. Планшир, деревянный заполнитель для уключин. Руль - перо и румпель
2. Виды весел: распашные и вальковые. Составные части весла: лопасть, веретено. Выбор, подгонка и установка весел.
3. Экипаж шлюпки: старшина, баковые гребцы, гребцы средней банки, загребные, рулевой. Номера экипажа. Порядок посадки в шлюпку при расположении носом к трапу (пристани). Порядок высадки из шлюпки. Обязанности членов экипажа.
Уроки 3-4 - урок-практикум
Учебные вопросы:
1.Тренировка посадки в шлюпку (лодку), высадки из шлюпки (лодки).Занятие места гребцов, рулевого, загребных.
2.Фазы гребка: занос лопасти веста к носу; ввод лопасти в воду; проводка лопасти воде; вынос лопасти из воды.
3. Отход от трапа (пирса) в тихую погоду. Выполнение команд «Протянуться», «Оттолкнуть нос», «Уключины вставить», «Веста разобрать». Общая команда «Отваливай».
4.Тренировка прямого хода шлюпки. Выполнение команд: «Весла», «Легче гресть» «Весла в воду», «Суши весла», «Весла по борту», «Баковые шабаш», «Шабаш», «Весла на валек».
5.Тренировка маневров шлюпки. Выполнение команд: «Левая на воду—правая табань», «Левая на воду- правая в воду», «Левая навались - правая легче грести»
6. Снятие шлюпки с мели. Способ весла на укол. Дифферент на корму, раскачивание.
7. Тренировка подхода к трапу (пирсу) в тихую погоду.
Список
используемой литературы
- Учебник Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2002.
- Новые государственные программы школьного образования. М. .: Астрель, 2006 год.
- М. Михайлов, О. Соколов. От дракара до крейсера. Научно-попул. лит., Дет.лит. 1975 год
- Корабельный устав РФ.
- Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ав. сост. И.А.Пашкович.-Волгоград: учитель, 2006.
- Ушаков. Сергей Махотин. История о русском флотоводце, не проигравшем ни одного сражения.
- В истории навсегда. М. «Молодая гвардия»Ж. 1974. авт. Лучинов С.Т.
- Морской атлас. Том.3. Военно-исторический. Описания к картам. Часть вторая.
- Энциклопедический словарь юного техника. Составитель. Зубков Б.В., Чумаков С.В. – М.Педагогика, 1980.
- Леонов В.Н. Лицом к лицу. Военные хроники отряда особого назначения Северного флота. 1941.1945 годы. М.: ИД «Центриздат», 2005.
- Таблица семафора.
- Учебник по шлюпкам.
- Балабанов И.В.Узлы– Моска,2003.
- Ресурсы «Морского интернет– клуба». Адрес: http://www.randewy.ru
- 100 вопросов 100 ответов, выпуск 5-1 Все об армии. М. «Молодая гвардия» 1976 г.
- Россия: иллюстрированная энциклопедия.-М.: ОЛМА Медиа Групп,2007.
Календарно-тематическое планирование
по обязательным занятиям: «Морское дело»
в 11 классе (оборонно-спортивный уровень)
учителя Бобкова Г.Л. на 2010-2011 учебный год
Список
используемой литературы
- Учебник Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2002.
- Новые государственные программы школьного образования. М. .: Астрель, 2006 год.
- М. Михайлов, О. Соколов. От дракара до крейсера. Научно-попул. лит., Дет.лит. 1975 год
- Корабельный устав РФ.
- Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ав. сост. И.А.Пашкович.-Волгоград: учитель, 2006.
- Ушаков. Сергей Махотин. История о русском флотоводце, не проигравшем ни одного сражения.
- В истории навсегда. М. «Молодая гвардия». 1974. авт. Лучинов С.Т.
- Морской атлас. Том.3. Военно-исторический. Описания к картам. Часть вторая.
- Энциклопедический словарь юного техника. Составитель. Зубков Б.В., Чумаков С.В. – М.Педагогика, 1980.
- Леонов В.Н. Лицом к лицу. Военные хроники отряда особого назначения Северного флота. 1941.1945 годы. М.: ИД «Центриздат», 2005.
- Таблица семафора.
- Учебник по шлюпкам.
- Ресурсы «Морского интернет– клуба». Адрес: http://www.randewy.ru
№ пп | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока | Вид урока | Повторение | Оснащение урока (наглядность, оборудование, инструменты) |
Вводное занятие. История создания кадетских корпусов.
| 1 | 1-Лекция | ||||
История судостроения и морских битв человечества.
| 2 | 1- лекция, 2 комбинированный урок | Древний Египет, Древняя Греция, Рим. Паровой двигатель, д.внутреннего сгорания, атомный двигатель. | |||
История создания военно-морского флота России. | 1 | 1-урок-лекция, | Киевская Русь. Великий Новгород. Окно в Европу. Освоение Крайнего Севера и Дальнего Востока | Мультимедийное оборудование, мультимедийный учебник | ||
Организационно-штатная структура Военно-морского флота России. | 3 | 1-2 – комбинированный урок, 3 урок-экскурсия | Мультимедийное оборудование, мультимедийный учебник | |||
Боевые традиции российских моряков. | 6 | 1-лекция, 2-3-5-комбинированный урок, 4- видеоурок, 6 - урок-семинар | Северная война. Русско-турецкие войны. Крымская война. Наполеоновские войны. Русско-японская война. Этапы Великой Отечественной войны. | Мультимедийное обрудование, фильм «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов», «Подвиг крейсера «Варяг». | ||
Семафор – способ передачи информации на море. | 3 | 1- комбинированный урок, 2- урок-практикум,3-урок-контроля знаний и умений | Мультимедийное оборудование, мультимедийный учебник | |||
Виды морских узлов, их назначение, правила вязания. | 4 | 1-3-урок-практикум, 4- урок контроля знаний и умений | Шнур длиной 1 м. | |||
Основы теории корабля. | 1 | 1-лекция | Свойства плавающего тела. | Мультимедийное оборудование, мультимедийный учебник | ||
Устройство корабля и его характеристики. | 2 | 1-комбинированный урок, 2-урок-практикум | Мультимедийное оборудование, мультимедийный учебник | |||
Типы военно-морских судов. | 1 | комбинированный урок | Наглядные пособия «Силуэты кораблей». | |||
Основы навигации. | 2 | 1-2 комбинированный урок | Ориентирование на местности | Мультимедийное оборудование, мультимедийный учебник | ||
Корабельный устав – закон жизни моряка. | 2 | 1-комбинированныйурок, 2- комбинированный урок | Корабельный устав. Мультимедийное оборудование, мультимедийный учебник | |||
Гребля и управление шлюпки на веслах. | 4 | 1-лекция,2-урок-экскурсия, 3-4 урок-практикум | Учебник по шлюпкам. Ял шестивесельный. | |||
Обобщение и повторение пройденного материала. | 1 | |||||
Итого за год | 34 часа |
Учитель ОБЖ Г.Л.Бобков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Спортивно-оздоровительное состязание "Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!"
p { margin-bottom: 0.21cm; } Данное внекласное мероприятие проводится в 9 классах совместно с родителями (папами).Цели:Пропаганда здорового образа жизни.Совершенствование связи семьи и школы чере...
Профилактическая программа «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» или
Профилактическая программа«Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» или «Нам курить некогда»Цель программы: укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование психологии и культуры здоровья...
Презентация по курсу "Основы военно-морской подготовки" по теме: "Морские узлы, применяемые на шлюпках"
Презентация предназначена для кадет 6 класса, изучающих основы военно-морской подготовки....
Роль Тамбовщины в деле становления России как великой морской державы
Научно-исследовательская работа...
Досуг ко Дню военно-морского флота России "Морское путешествие" для детей старшего дошкольного возраста
Цель: расширение знаний детей о военно-морском флоте России.Задачи:1. способствовать формированию интереса к профессии военного моряка;2. познакомить с новыми играми и эстафетами;3. развивать уме...
ДООП "Морское дело"
Данная программа модифицирована на основе программы Петрова С.И. От существующих программ по судомоделированию настоящая программа отличается более последовательным подбором моделей (от простых к боле...