Конспект урока "Налоги в жизни сказочных героев"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Целью урока является формирование знания о налогах в Российской Федерации, повышение финансовой грамотности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания «Налоги в жизни сказочных героев».9 класс
Целью урока является формирование знания о налогах в Российской Федерации, повышение финансовой грамотности учащихся.
В ходе урока были поставлены следующие цели и задачи:
- продолжить формирование экономических понятий по основам налоговой грамотности;
- продолжить формирование умений работы в группе, способствовать выявлению у обучающихся аналитических способностей;
- познакомить учащихся с понятиями: налоги, налогоплательщик; видами налогов;
- прививать уважение к законодательству России, воспитывать в учащихся чувство необходимости уплаты налогов и гражданской ответственности;
- содействовать формированию налоговой культуры;
- совершенствовать умения анализировать, сравнивать и обобщать;
- создавать ситуацию успешности;
Конспект может быть использован в ходе изучения обществознания в 8-9 классах, а также уроков финансовой грамотности.
Возраст обучающихся: 14-16 лет.
Планируемые образовательные результаты: усвоение основных терминов и понятий посредством решения практических заданий.
В ходе изучения материала обучающиеся должны
знать:
- что такое налоги
- виды налогов,
- функции налогов в обществе,
-ответственность за нарушение налогового законодательства
понимать:
- различия между прямыми и косвенными налогами ,уровнями налогов;
- необходимость исполнения конституционной обязанности по уплате налогов всеми гражданами;
уметь:
- самостоятельно определять цели и задачи урока;
- анализировать и оценивать свою деятельность на уроке;
- применять полученные знания в ходе выполнения практических задач.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер для учителя, проектор, презентация, раздаточный материал,
Литература:
- Учебник обществознания 9 класс (под ред. Боголюбова)
- Финансовая грамотность. Учебник 8-9 класс.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учителя. На доске расположено слово – экономическое понятие, буквы закрыты, их 6,3 буквы- гласные. Что это за понятие?
2. Этап мотивации.
Проводится мозговой штурм. Учащимся необходимо привести качественные характеристики понятию «налоги», который располагается на доске.
Н - надежность
А – актуальность
Л - лояльность
О - оперативность
Г - гарантированность
И – исполнительность
Обобщающее слово учителю, которое подтверждает выводы обучающихся.
Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.
3. Этап целеполагания.
На какие вопросы мы должны будем ответить во время урока?
- Что такое налоги? Какие функции выполняют налоги?
- Какие бывают налоги?
- Кто платит налоги?
- Зачем нужно платить налоги?
4. Этап актуализации знаний.
Учитель обращается к личному опыту учащихся с вопросом: Ребята, изучая материал обществознания в 8 классе, вы узнали, что такое налог. Сегодня мы объединим полученные знания на уроках и знания, полученные при чтении сказок в детстве. Мы проследим, как сказочные герои из известных сказок исполняли налоговые права и обязанности. К основным видам налогов относятся прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество и подразделяются на реальные и личные. Для реальных налогов характерно взимание с отдельных видов имущества (поземельный, подушной, промысловый). Личные налоги – это налоги на доходы или имущество, взимаемые с источника дохода или по декларации (налог на наследство, подоходный налог, налог на прибыль.)
Косвенные налоги представляют собой налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Они подразделяются на монопольные фискальные налоги (НДС), акцизы, таможенные пошлины (экспортные, импортные). При реализации такого товара полученные от фактических плательщиков налоговые суммы перечисляются в бюджет лицом, производящим их реализацию.
Рассмотрим известную сказку о Мухе-цокотухе:
«Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар».
После этого организация работы в группе, где учащиеся должны определить виды прямого и косвенного налога.
Класс распределяется по группам и получает задания-карточки. Учащиеся должны определить виды налогов, которые заплатит субъект налогообложения.
Проводится защита результатов работы.
5. Изучение материала с первичным закреплением.
Выполняем задание: наполняем «корзину налогов». Спикеры групп будут выполнять полномочия налогового инспектора. Вы должны распределить косвенные и прямые налоги, а также правильно определить федеральные и местные налоги, которые пополняют бюджет по сюжетам сказок.
Учащимся предлагается на основании сказок «Заюшкина избушка», «Три толстяка», «Буратино», «Вершки и корешки», «Лапти-лаптищи», «Золушка», «Белоснежка и семь гномов», «Красная шапочка» определить и заполнить корзину по разделам: федеральный, региональный, местный налог. Текст сказок прилагается.
Проводится защита результатов и оценка работы групп.
В современной экономике существует 3 системы налогообложения:
- Пропорциональная – сумма налога пропорциональна доходам работника.
- Регрессивная – чем ниже доход работника, тем выше налог.
- Прогрессивная – чем выше доход работника, тем выше налог.
При решении заданий закрепления вы должны будете определить один из типов налогообложения.
Юридическая ответственность за неуплату налогов определена Конституцией Российской Федерации. Настоящей налоговой сказкой стало произведение А.С. Пушкина «О попе и работнике его Балде». Тут и «недоимка за три года» и прочие прелести принудительного взыскания просроченных платежей в виде «взбаломучивания» моря.
«Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?».
Что интересно, в итоге поп Балде дал обязанности коллектора — выколачивать оброк из чертей. Хороший высокооплачиваемый работник принесёт гораздо больше пользы: прокормит и себя, и фирму.
Задание по группам: учащиеся должны вспомнить одну сказку, в которой герои были наказаны за неуплату налогов.
6. Этап систематизации знаний.
Может ли государство существовать без налогов? Нет.
При выполнении следующего задания будет использован опыт наших спикеров ,которые найдут ошибки в тексте.
Налоги- это необязательные платежи с физических и юридических лиц в бюджет. Субъектом налога является товар. Распределительная функция налогов- это сбор денежных средств государства. К региональным налогам относится транспортный. При прогрессивном налоге ставка остается неизменной и не зависит от размера объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения. Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением четырех основных принципов налогообложения.
Выступление групп.
Оцените свою работу в группе.
7. Этап закрепления.
Проводится работа в группах по решению экономических задач.
- В сказке «Чиполлино» принц Лимон издал указ, по которому церковь забирала у крестьян 1/10 часть. Сапожник Виноградинка и его семья собрали 200 тонн винограда. Сколько винограда осталось у семьи после уплаты «десятины»?
- Кот в сапогах привез товар в вольный город Дрезден. При въезде в город он должен заплатить таможенную пошлину в размере 60 гульденов. Сколько % составляет таможенная пошлина, если Кот в сапогах привез товара на 480 гульденов?
- В сказке Незнайка на Луне действовала прогрессивная налоговая ставка: при годовом доходе до 350 000 сантиков налог составляет 15%, а при превышении этой суммы налог составляет уже 25%. Шеф Спрутс решил поднять зарплату Жулио с 27 000 сантиков в месяц до 30 000 сантиков. На сколько больше или меньше теперь будет зарабатывать Жулио в год после уплаты налога?
8. Этап рефлексии.
Давайте подведем итоги нашей работы. Каждой группе предлагается нарисовать корзину налогов (заполнить ее стикерами с названием видов налогов) и закрепить стикеры с информацией «я узнал…», «я понял…», «у меня вызвало затруднение…», «я буду…».
Оценивается работа и каждого учащегося в рабочей тетради стикерами красного, зеленого, синего цветов спикером группы.
Оцените свою работу на уроке.
За каждое задание даются стикеры. За полный и правильный ответ – красный (5 баллов), за неточный или неполный – зеленый (4 баллов), за неточный и неполный – синий (3 балла).
Домашнее задание (письменно): Подготовить информацию и привести примеры о самых необычных налогах, которые действовали в отдельных государствах в разные периоды времени. Помните, что «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Новогоднее путешествие в поисках любимого сказочного героя"
Сценарий детского школьного новогоднего праздника для 5-х и 6-х классов. Писала к этому Новому году, но привязку к гороскопам или восточному календарю сознательно не делала, чтобы можно было использов...
Загадки о сказочных героях
Загадки по различным сказкам...
Ассамблея сказочных героев "Права ребёнка и сказочные герои"
Занятие проводится в форме игры двух команд,которые соревнуясь выполняют различные задания по правам ребёнка участвуют сказочные герои .Они на примере нарушений прав помогают п...
Конспект урока по музыке по теме "Музыкальная живопись сказок и былин. Сказочные герои в музыке."
Конспект урока по музыке для 5 класса по теме "Музыкальная живопись сказок и былин. Сказочные герои в музыке."...

Конспект занятия с презентацией "Знакомство с партерной гимнастикой через образы сказочных героев"
Данное занятие для педагогов хореографов, которые нетрадиционно вовлекают в своё первое знакомство с партерной гимнастикой малышей, через образы сказочных героев. Детям интересно не только исполнять у...

Конспект занятия-игры для детей младшего школьного возраста «Права сказочных героев».
Конспект занятия-игрыдля детей младшего школьного возраста«Права сказочных героев»....

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Домики сказочных героев"
Тип урока: урок открытия новых знаний Цель урока: формирование у учащихся навыка восприятия архитектурного образа в окружающей жизни....