План-конспект урока обществознания в 10 классе "Социальная сущность человека"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
Цель: осознание значимости проблемы определения сущности человека как ключевой в курсе обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Социальная сущность человека»
Цель: осознание значимости проблемы определения сущности человека как ключевой в курсе обществознания.
Задачи:
- сформировать современные представления о сущности человека;
- раскрыть специфику взаимовлияния двух миров — социального (человеческого) и природного, его ключевую роль в понимании природы человека и его мировоззрения;
- овладеть понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»;
- уяснить непосредственное влияние социального окружения, характера общественных отношений на формирование сущностных качеств человека, его самоопределение в качестве личности.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, фрагменты документов, учебные таблицы и схемы.
План:
I. Орг. момент.
II. Актуализация.
III. Изучение нового материала.
1. Биологическое и социальное в человеке.
2. Социальные качества личности.
3. Самосознание и самореализация.
IV. Закрепление.
V. Итоги. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Орг. момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация. Выполнение тестовых заданий на платформе Учи.ру.
III. Изучение нового материала.
1. Биологическое и социальное в человеке.
Так что же есть человек? Над этим вопросом размышляли мыслители всех времён, но к единому мнению не пришли. Этот вопрос называют вечным. На протяжении XX в. появились новые аспекты, которые вызывают острые дискуссии. Давайте и мы поразмышляем. Начнём с того, что попытаемся выяснить соотношение биологического и социального в человеке. По этому вопросу есть разные точки зрения:
1) биологическое и социальное в человеке – противоположности, противостоящие друг другу;
2) биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено.
Какую точку зрения поддержали бы вы?
Человек – особое звено в развитии живых организмов на Земле. Человек по своей сути есть существо биосоциальное. С одной стороны, он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, условие существования, а социальная природа – сущность человека.
Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в человеческом обществе. Докажите эту мысль примером.
Биологические свойства человека | Социокультурные качества человека |
(наследственность);
|
|
При характеристике человека можно выделить различные признаки. Назовите их, ознакомившись с определениями.
1. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь (Индивид)
2. Человек как отдельная особь среди других людей (Индивид)
3. Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества – разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (Индивид)
_____________________________________________________________________________________
1. Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (Индивидуальность)
2. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д. (Индивидуальность)
3. Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека (Индивидуальность)
Определите ещё один важный признак человека. Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днём, высоко подняв над головой фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Что ты ищешь, Диоген?» «Ищу человека», - отвечал философ. Горожане изумлялись, ведь люди были всюду. Кого же искал Диоген, окружённый людьми?
Личность.
2. Социальные качества личности.
Слово «личность» первоначально обозначало маску, в которой выступал актёр в античном театре, затем оно стало обозначать самого актёра. Позднее это слово существенно изменило своё значение и стало характеризовать человека в системе общественных отношений.
Какими чертами надо обладать, чтобы называться ЛИЧНОСТЬЮ? Составьте образный портрет личности (коллаж).
- способность делать выбор (сила воли, характер);
- несет ответственность за свои дела, поступки;
- трудолюбие;
- целеустремлённость;
- творческий подход к жизни;
- неудовлетворенность существующем положением;
- стремление к совершенствованию, к развитию;
- самообразование, самовоспитание;
- проявление активности;
- независимость;
- инициатива;
- предприимчивость;
- своё мнение.
Проанализируйте определения личности и определите, какое из предложенных определений личности вам представляется наиболее точным и почему?
Личность – человек с социально значимыми качествами.
Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Личность – человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.)
Личность – социально и духовно развитый человек. Выражает особые, свойственные только данному человеку общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие, которые проявляются в разнообразной деятельности.
Какое из предложенных определений личности представляется наиболее точным и почему?
Наука выделяет два подхода к личности.
Первое значение понятия «личность» выражает сущность человека – самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного. Имеется в виду, конечно, не цвет волос, объём бицепсов или длина ног. Речь идёт о свойственных данному конкретному человеку свойствах разума, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим людям, способен ли помочь, сделать доброе дело, умеет ли держать слово. Очень важно, есть ли у человека свое личное мнение, а также мужество открыто его выразить и защитить, самостоятельно принять решение, ну и, конечно, до конца отвечать за свои действия.
Второе значение понятия «личность»: человек рассматривается через набор функций или ролей (на работе, учёбе, дома). При этом личность совершенствуется, меняется.
Какое из определений личности отражает оба подхода?
Рассмотрите структуру личности и объясните каждый элемент.
Структура личности
Социальный статус (место человека в системе общественных отношений).
Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу).
Направленность (потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения)
Легко ли быть личностью?
Быть личностью трудно. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей. Личность – это непрекращающееся усилие.
Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа их внутренних мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личной неразвитости и согласию на подопечное существование.
Осознавать себя как личность человек может только в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в сопоставлении себя с ними, в различении себя от других.
Факторы формирования личности
1. Эпоха, в которую живёт человек. Зачастую оказывается доминирующим влиянием, которое определяет развитие личности. Эпоха определяет необходимость некоторого набора личностных качеств для осуществления нормального взаимодействия между обществом и его членом. Например, человек каменного века, видимо, ставил выше всего взаимовыручку, физическую выносливость, терпеливость, поскольку без этих качеств малочисленные роды не могли бы выжить. Или, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требует от младших одних действий, в современном обществе – других.
2. Отдельные личности (общество). Как современники, так и живущие в предшествующие исторические эпохи: родители, учителя, литературные герои, популярные личности.
3. Сам человек.
3. Самосознание и самореализация.
Самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой.
Самореализация – процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
IV. Закрепление.
А. Пьерон говорил: «Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека». Каковы ваши мысли по поводу поднятой автором проблемы? В ответе используйте соответствующие понятия. Свой ответ аргументируйте (Только связь с обществом, активное проявление сущностных свойств человека как социального существа способствуют формированию личности)
V. Итоги. Рефлексия.
Прочитать текст в рубрике «Практические выводы» (стр. 40).
Лестница «Моё состояние».
VI. Домашнее задание. Параграф 3 – прочитать, выучить записи в тетради.
Приложение 1
Образ человека в истории философии
Историческая эпоха эпоха | Человек в картине мира | Сущностные особенности человека | Ценностные ориентации | Соотношение общества и личности/Идеал |
Античность | Космоцентризм (человек — микрокосм, являющийся отражением макрокосмоса) | «Человек — мера всех вещей». Человека человеком делает душа. Социальная природа человека («Человек — социальное животное»). Сущность человека не зависит от внешних обстоятельств | Стремление к свободе и нравственному совершенству | Приоритет социального над личностным. Духовное развитие в сочетании с физическим совершенством |
Средние века | Теоцентризм | Человек есть «образ и подобие Бога», единство божественной и человеческой природы, души и тела. Сущность человека определяет душа, устремлённая к Богу | Приобщиться к Богу и обрести спасение. Утверждение ценности разума и его замена верой | Человек — пассивный участник божественного порядка. Человек, который способен на всеобъемлющую любовь |
Новое время | Антропоцентризм | Человек — продукт природы. Величие и достоинство человека «в его способности мыслить» («знание — сила»; «я мыслю, следовательно, я существую»). Деятельность как сущностная особенность человека | Приоритет личных интересов. Беспредельная вера в науку | Индивидуализм и эгоизм как порождение частного интереса. Всеобщая конкуренция между людьми. Благовоспитанный человек, стремящийся, к приобретению знаний, полезных для, предпринимательской, коммерческой деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»
Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.
Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...
План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»
В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)» рассматривается следующее:Цели урока: ...
План-конспект открытого урока обществознания и ОБЖ в 9 классе «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».
Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотрет...
План-конспект открытого урока обществознания в 7 классе "Почему важно соблюдать закон?"
На данном уроке, учащийся на примерах из литературы, истории узнает, какую роль в жизни человека, общества и государства играет правовая культура....

Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....

План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека»
План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека» Наименование учебного предмета: ОбществознаниеКласс: 5 -АУровень общего о...