План-конспект урока обществознания в 10 классе "Социальная сущность человека"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Филяков Степан Викторович

Цель: осознание значимости проблемы определения сущности человека как ключевой в курсе обществознания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Социальная сущность человека»

Цель: осознание значимости проблемы определения сущности человека как ключевой в курсе обществознания.

Задачи:

- сформировать современные представления о сущности человека;

- раскрыть специфику взаимовлияния двух миров — социального (человеческого) и природного, его ключевую роль в понимании природы человека и его мировоззрения;

- овладеть понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»;

- уяснить непосредственное влияние социального окружения, характера общественных отношений на формирование сущностных качеств человека, его самоопределение в качестве личности.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, фрагменты документов, учебные таблицы и схемы.  

План:

I. Орг. момент.

II. Актуализация.

III. Изучение нового материала.

1. Биологическое и социальное в человеке.

2. Социальные качества личности.

3. Самосознание и самореализация.

IV. Закрепление.

V. Итоги. Рефлексия.

VI. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Орг. момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация. Выполнение тестовых заданий на платформе Учи.ру.

III. Изучение нового материала.

1. Биологическое и социальное в человеке.

Так что же есть человек? Над этим вопросом размышляли мыслители всех времён, но к единому мнению не пришли. Этот вопрос называют вечным. На протяжении XX в. появились новые аспекты, которые вызывают острые дискуссии. Давайте и мы поразмышляем. Начнём с того, что попытаемся выяснить соотношение биологического и социального в человеке. По этому вопросу есть разные точки зрения:

1) биологическое и социальное в человеке – противоположности, противостоящие друг другу;

2) биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено.

Какую точку зрения поддержали бы вы?

Человек – особое звено в развитии живых организмов на Земле. Человек по своей сути есть существо биосоциальное. С одной стороны, он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, условие существования, а социальная природа – сущность человека.

Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в человеческом обществе. Докажите эту мысль примером.

img1

Биологические свойства человека

Социокультурные качества человека

  • Прямохождение;
  • большой и развитый мозг;
  • своеобразие телесной организации;
  • гены

(наследственность);

  • мускулатура и многофункциональность развитой руки;
  • наличие развитых мышц лица (способность смеяться);
  • способность к членораздельной речи;
  • половая дифференциация;
  • расовые различия;
  • конечность жизни и др.
  • Орудийная деятельность;
  • труд и коллективная деятельность;
  • сознание;
  • язык, речь, общение;
  • нравственность;
  • способность к духовному творчеству и фантазиям;
  • проектирование своей жизнедеятельности (целеполагание);
  • совершенствование своей биологической природы;
  • способность приспосабливаться к различным климатическим условиям;
  • ответственное отношение к своим действиям и поведению;
  • осознание своей смертности

При характеристике человека можно выделить различные признаки. Назовите их, ознакомившись с определениями.

1. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь (Индивид)

2. Человек как отдельная особь среди других людей (Индивид)

3. Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества – разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (Индивид)

_____________________________________________________________________________________

1. Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (Индивидуальность)

2. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д. (Индивидуальность)

3. Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека (Индивидуальность)

Определите ещё один важный признак человека. Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днём, высоко подняв над головой фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Что ты ищешь, Диоген?» «Ищу человека», - отвечал философ. Горожане изумлялись, ведь люди были всюду. Кого же искал Диоген, окружённый людьми?

Личность.

2. Социальные качества личности.

Слово «личность» первоначально обозначало маску, в которой выступал актёр в античном театре, затем оно стало обозначать самого актёра. Позднее это слово существенно изменило своё значение и стало характеризовать человека в системе общественных отношений.

Какими чертами надо обладать, чтобы называться ЛИЧНОСТЬЮ? Составьте образный портрет личности (коллаж).

  • способность делать выбор (сила воли, характер);
  • несет ответственность за свои дела, поступки;
  • трудолюбие;
  • целеустремлённость;
  • творческий подход к жизни;
  • неудовлетворенность существующем положением;
  • стремление к совершенствованию, к развитию;
  • самообразование, самовоспитание;
  • проявление активности;
  • независимость;
  • инициатива;
  • предприимчивость;
  • своё мнение.

Проанализируйте определения личности и определите, какое из предложенных определений личности вам представляется наиболее точным и почему?

Личность – человек с социально значимыми качествами.

Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личность – человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.)

Личность – социально и духовно развитый человек. Выражает особые, свойственные только данному человеку общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие, которые проявляются в разнообразной деятельности.

Какое из предложенных определений личности представляется наиболее точным и почему?

Наука выделяет два подхода к личности.

img2

Первое значение понятия «личность» выражает сущность человека – самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного. Имеется в виду, конечно, не цвет волос, объём бицепсов или длина ног. Речь идёт о свойственных данному конкретному человеку свойствах разума, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим людям, способен ли помочь, сделать доброе дело, умеет ли держать слово. Очень важно, есть ли у человека свое личное мнение, а также мужество открыто его выразить и защитить, самостоятельно принять решение, ну и, конечно, до конца отвечать за свои действия.

Второе значение понятия «личность»: человек рассматривается через набор функций или ролей (на работе, учёбе, дома). При этом личность совершенствуется, меняется.

Какое из определений личности отражает оба подхода?

Рассмотрите структуру личности и объясните каждый элемент.

Структура личности

Социальный статус (место человека в системе общественных отношений).

Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу).

Направленность (потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения)

Легко ли быть личностью?

Быть личностью трудно. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей. Личность – это непрекращающееся усилие.

Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа их внутренних мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личной неразвитости и согласию на подопечное существование.

Осознавать себя как личность человек может только в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в сопоставлении себя с ними, в различении себя от других.

Факторы формирования личности

1. Эпоха, в которую живёт человек. Зачастую оказывается доминирующим влиянием, которое определяет развитие личности. Эпоха определяет необходимость некоторого набора личностных качеств для осуществления нормального взаимодействия между обществом и его членом. Например, человек каменного века, видимо, ставил выше всего взаимовыручку, физическую выносливость, терпеливость, поскольку без этих качеств малочисленные роды не могли бы выжить. Или, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требует от младших одних действий, в современном обществе – других.

2. Отдельные личности (общество). Как современники, так и живущие в предшествующие исторические эпохи: родители, учителя, литературные герои, популярные личности.

3. Сам человек.

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image2.jpeg

3. Самосознание и самореализация.

Самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой.

Самореализация – процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

IV. Закрепление.

А. Пьерон говорил: «Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека». Каковы ваши мысли по поводу поднятой автором проблемы? В ответе используйте соответствующие понятия. Свой ответ аргументируйте (Только связь с обществом, активное проявление сущностных свойств человека как социального существа способствуют формированию личности)

V. Итоги. Рефлексия.

Прочитать текст в рубрике «Практические выводы» (стр. 40).

Лестница «Моё состояние».

http://festival.1september.ru/articles/654884/2.gif

VI. Домашнее задание. Параграф 3 – прочитать, выучить записи в тетради.

Приложение 1

Образ человека в истории философии

Историческая эпоха

эпоха

Человек в картине мира

Сущностные особенности человека

Ценностные

ориентации

Соотношение общества и личности/Идеал

Античность

Космоцентризм

(человек —

микрокосм,

являющийся

отражением

макрокосмоса)

«Человек — мера всех вещей». Человека человеком делает душа. Социальная природа человека («Человек — социальное животное»). Сущность человека не зависит от внешних обстоятельств

Стремление к свободе и нравственному совершенству

Приоритет социального над личностным.

Духовное развитие в сочетании с физическим совершенством

Средние века

Теоцентризм

Человек есть «образ и подобие Бога», единство божественной и человеческой природы, души и тела. Сущность человека определяет душа, устремлённая к Богу

Приобщиться к Богу и обрести спасение. Утверждение

ценности разума и его замена верой

Человек — пассивный участник божественного порядка.

Человек, который способен на всеобъемлющую любовь

Новое время

Антропоцентризм

Человек — продукт природы.

Величие и достоинство человека «в его способности мыслить» («знание — сила»;

«я мыслю, следовательно, я существую»). Деятельность как сущностная особенность человека

Приоритет личных интересов. Беспредельная вера в науку

Индивидуализм и эгоизм как порождение частного интереса. Всеобщая конкуренция между людьми.

Благовоспитанный человек, стремящийся, к приобретению знаний, полезных для, предпринимательской, коммерческой деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.

Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...

План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»

 В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс  «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»  рассматривается следующее:Цели урока:   ...

План-конспект открытого урока обществознания и ОБЖ в 9 классе «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотрет...

План-конспект открытого урока обществознания в 7 классе "Почему важно соблюдать закон?"

На данном уроке, учащийся на примерах из литературы, истории узнает, какую роль в жизни человека, общества и государства играет правовая культура....

План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека»

План-конспект открытого урока  по Обществознанию   по теме «Образование в жизни человека» Наименование учебного предмета: ОбществознаниеКласс: 5 -АУровень общего о...