Конспект урока "Права ребенка"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)
Тема урока: «Права ребенка»
Цель урока: повышение правовой культуры учащихся
Задачи урока:
1. Образовательная: актуализация и закрепление знаний учащихся о правах и свободах человека и гражданина, знакомство с документами, в которых они содержатся;
2. воспитательная: воспитание у учащихся гражданских качеств, уважение к закону, правам других людей;
3. Развивающая: продолжить формирование умения критически мыслить, аргументированно высказывать свои мысли, умения работать с документами.
Тип урока: урок-практикум
Оборудование: учебник, извлечения из Конвенции о правах ребенка, Трудового кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Гражданского Кодекса РФ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Права несовершеннолетних»
Цель урока: повышение правовой культуры учащихся
Задачи урока:
1. Образовательная: актуализация и закрепление знаний учащихся о правах и свободах человека и гражданина, знакомство с документами, в которых они содержатся;
2. воспитательная: воспитание у учащихся гражданских качеств, уважение к закону, правам других людей;
3. Развивающая: продолжить формирование умения критически мыслить, аргументированно высказывать свои мысли, умения работать с документами.
Тип урока: урок-практикум
Оборудование: учебник, извлечения из Конвенции о правах ребенка, Трудового кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Гражданского Кодекса РФ
Этапы урока:
I. Постановка темы, целей урока
II. Стадия вызова
III. Стадия осмысления.
IV. Стадия размышления.
V. Подведение итогов.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Определение темы, постановка цели и задач урока.
II. Стадия вызова.
Что такое право?
В каком основном международном документе содержится перечень прав человека?
В каком году принят этот документ?
В каком документе перечислены все права и свободы граждан в нашей стране?
Когда и как была принята ныне действующая Конституция.
Напишите слова ассоциации на каждую букву в слове Конституция (работа в парах)
К – кодекс, конвенция
О – общество, область, организация, орган, обязанности, ответственность
Н – народ, нация, независимость, нейтралитет
С – согласие, сотрудничество, содружество
Т – территория
И – инициатива, инаугурация
Т – толерантность
У – управление, урегулирование
И – институт, исполнительная власть
Я – «я» - гражданин, личность
Составление кластера. (работа с текстом)
Какие группы прав перечислены в Конституции какие права к ним относятся?
III. Стадия осмысления.
Мы выяснили, какими правами обладает человек.
Решите логическую задачу:
1. У человека есть права.
2. Ребёнок человек.
3. Следовательно… (у ребёнка есть права).
Какие документы приняты мировым сообществом по защите прав ребенка?
(работа с учебником с. 120-121)
Чем декларация отличается от конвенции?
(Декларация – это заявление о намерениях, а Конвенция – это международный договор, юридический документ, обязательный к исполнению)
Работа с текстом Конвенции о правах ребенка. (Приложение 1)
В процессе работы необходимо делать пометки:
«V» - я это знаю
« - » - я так не думал
«?» - не понял
«НИ» - новая информация.
Вопросы:
Кому адресована Конвенция?
Распространяются ли права человека на детей?
Проблемное задание.
Почему был принят правовой документ, регламентирующий права детей?
Почему для детей предусмотрены специальные права?
Где проявляются статьи Конвенции в нашем законодательстве?
Чтобы ответить на эти вопросы, поработаем с извлечениями из Семейного, Гражданского, Уголовного, Трудового кодексов РФ.
Групповая работа. Класс разбивается на 4 группы.
Задание 1 группе.
Изучить извлечения из Семейного кодекса РФ. (Приложение 2)
Ответить на вопрос:
Какими правами обладают несовершеннолетние дети по семейному законодательству, и кто защищает права ребенка?
Задание 2 группе. (Приложение 3)
Изучить извлечения из ГК РФ.
Ответить на вопрос:
Какие положения предусматривает Гражданский кодекс РФ по отношению к несовершеннолетним?
Задание 3 группе. (Приложение 4)
Изучить извлечения из ТК РФ.
Ответить на вопрос:
Что выделяет Трудовой кодекс РФ по отношению к несовершеннолетним?
Задание 4 группе. (Приложение 5)
Изучить извлечения из УК РФ.
Ответить на вопрос:
Как отражены права ребенка Уголовным кодексом РФ?
Выступление каждой группы с отчетом. Делаются записи в тетрадь.
1 группа. Семейный Кодекс РФ. Глава 11. «Права несовершеннолетних детей».
Права по семейному законодательству: жить и воспитываться в семье; знать своих родителей; воспитание, содержание, забота со стороны родителей и лиц, их заменяющих; уважение человеческого достоинства; выражение своего мнения; главное право – право на защиту прав.
Защищают права ребенка.
Законные представители ребенка:
-родители;
-усыновители;
-приемные родители;
-опекуны (до 14 лет);
-попечители (с 14 до 18 лет)
Органы опеки и попечительства, прокурор, суд: защищают ребенка от злоупотреблений со стороны родителей; ребенок до 14 лет может обратиться в органы опеки; с 14 лет – может обратиться в суд для защиты своих прав.
2 группа. Гражданский Кодекс РФ предусматривает: дети обладают правоспособностью: могут владеть имуществом на праве собственности, иметь права авторов, избирать местожительства; лица с 14 до 18 лет являются ограниченно дееспособными: могут совершать мелкие бытовые сделки, получать подарки, иметь вклады, доходы и распоряжаться ими.
3 группа. Кодекс законов о труде РФ выделяет: трудовая дееспособность наступает с 15 лет; льготы для несовершеннолетних; рабочее время – 24 ч. Вне делю у 15-16 летних; рабочее время – 36 ч. В неделю у 16-18 летних;
Время отдыха – 1 мес. В любое время года; полная оплата труда.
4 группа. Уголовный кодекс РФ,
глава 14. …не допускается смертная казнь и пожизненное заключение; наказание может быть заменено мерами принудительного воспитательного воздействия; Защита прав несовершеннолетних: семья, родители, законные представители, школа, органы опеки и попечительства (государственный уровень), суды, Конституция страны, законы, Конвенция о правах ребенка (международный уровень)
V. Стадия размышления.
О чем мы сегодня говорили? (о правах несовершеннолетних). Полученные знания закрепляем в виде синквейна.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, из четырёх слов, показывающих отношение к теме.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
VI. Подведение итогов.
VII. Д\З: пар. 14-15. Соблюдаются ли в РФ права ребенка, привести примеры «За» и «Против».
Приложение 1. Краткая редакция Конвенции о правах ребенка.
Статья 1
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2
Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Принимаются все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания.
Статья 3
Первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Статья 4
Государства принимают все необходимые меры для осуществления прав ребенка (экономических, социальных и культурных), в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.
Статья 5
Государства — участники уважают ответственность, права и обязанности родителей.
Статья 6
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. В максимально возможной степени обеспечивается выживание и здоровое развитие ребенка.
Статья 7
Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу.
Статья 8
Право ребенка на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9
Государства обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию. Уважается право ребенка поддерживать прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.
Статья 10
Право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Статья 12-15
Право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести, религии, и ассоциации, а также на свободу мирных собраний.
Статья 16
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции и незаконного посягательства на честь и репутацию.
Статья 17
Государства признают важную роль средств массовой информации, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства:
а) поощряют распространение материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях; б) поощряют выпуск и распространение детской литературы; в) поощряют СМИ к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка; г) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Статья 18
Признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. …государства оказывают родителям и законным опекунам помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.
Статья 19
Право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления.
Статья 20 и 21
Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с действующими законами.
Статья 22
Право обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем, надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правилами.
Статья 23
Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.
Статья 24
Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.
Статья 26
Право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
Статья 27
Право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
Статья 28
Право ребенка на образование: а) бесплатное и обязательное начальное образование; б) развитие различных форм среднего образования, его доступность для всех детей; введение бесплатного образования; в) доступность высшего образования для всех; г) снижение числа учащихся, покинувших школу. Принимаются меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.
Статья 29
Образование ребенка должно быть направлено: а) на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, уважения к родителям ребенка; в) на подготовку ребенка к сознательной жизни; г) на воспитание уважения к окружающей природе.
Статья 31
Право ребенка на отдых и досуг. Право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни.
Статья 32
Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья.
Статья 33
Государства принимают все необходимые меры, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Статья 34
Защита ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
Статья 35
Кража, продажа или торговля детьми обязаны пресекаться.
Статья 36
Защита ребенка от всех других форм эксплуатации.
Статья 37
Государства обеспечивают, чтобы: а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам; б) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным образом; в) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
Статья 38
Лица, не достигшие 15-летнего возраста, не имеют право принимать прямое участие в военных действиях.
Статья 39
Содействие физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления.
Статья 40.
Право каждого ребенка, который нарушил уголовное законодательство, на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет уважение к правам человека и основным свободам других.
Приложение 2.
Семейный кодекс Российской Федерации.
Глава 11. Права несовершеннолетних детей
Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье
1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.
Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками
1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.
Статья 56. Право ребенка на защиту
1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.
Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию
1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.
3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.
4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и(или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.
5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия - по фамилии матери.
Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка
1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.
2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.
3. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.
4. Изменение имени и(или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.
Статья 60. Имущественные права ребенка
1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.
2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Приложение 3.
С 6 лет:
- совершать мелкие бытовые сделки;
- совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
- совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения;
С 8 лет добавляются права:
• на участие в детском общественном объединении;
с 10 лет добавляются права:
- на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;
- быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
- давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;
С 14 лет добавляются права:
- получить паспорт гражданина Российской Федерации;
- самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
- требовать отмены усыновления;
- давать согласие на изменение своего гражданства;
- требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;
- работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными трудовым законодательством РФ льготами;
- заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;
- самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
- самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
- вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
- управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;
- участвовать в молодежном общественном объединении;
С 15 лет добавляются права:
- работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.
С 16 лет добавляются права:
- вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом могут быть установлены порядок и условия вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет);
- работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ;
- быть членом кооператива;
- управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
- быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей);
В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.
Приложение 4.
Глава 42. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТРУДА РАБОТНИКОВ В ВОЗРАСТЕ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ
Статья 265. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет
Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).
Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
Статья 266. Медицинские осмотры лиц в возрасте до восемнадцати лет
Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.
Предусмотренные настоящей статьей обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.
Статья 267. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.
Статья 268. Запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет
Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).
Статья 269. Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора
Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Статья 270. Нормы выработки для работников в возрасте до восемнадцати лет
Для работников в возрасте до восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.
Для работников в возрасте до восемнадцати лет, поступающих на работу после получения общего образования или среднего профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором могут устанавливаться пониженные нормы выработки.
Статья 271. Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы
При повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до восемнадцати лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.
Труд работников в возрасте до восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать им за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы.
Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.
Статья 272. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет
Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет определяются трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением.
Статья 92. Длительность рабочей недели лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, не должна превышать 24х часов. В это время продолжительность рабочей недели лиц, чей возраст колеблется в отметке от 16 до 18 лет, не должна превышать 35 часов в неделю. Ученики, работающие в свободное от учебы время, должны трудиться не более 12 часов в неделю, при условии, что их возраст меньше 16 лет и 17 с половиной часов в неделю при возрасте от 16 до 18 лет.
Рабочий день несовершеннолетних, не достигших шестнадцатилетнего возраста, не должен превышать 5 часов. Несовершеннолетние работники от 16 до 18 лет работают 7 часов в день.
Для несовершеннолетних, работающих в свободное от учебы время продолжительность рабочего дня не должна превышать 2 с половиной часа при возрасте от 14 до 16 лет и 4 часа при возрасте от 16 до 18 лет
Приложение 5.
Раздел V. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Глава 14. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних
1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
2. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) ограничение свободы;
е) лишение свободы на определенный срок.
Статья 89. Назначение наказания несовершеннолетнему
1. При назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.
2. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.
Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия
1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами "б" и "г" части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет - при совершении преступления средней тяжести.
4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия
1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.
3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.
4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.
Статья 93. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы, после фактического отбытия:
а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;
б) утратил силу;
в) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.
Статья 94. Сроки давности
Сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 83 настоящего Кодекса, при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания сокращаются наполовину.
Статья 95. Сроки погашения судимости
Для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные частью третьей статьи 86 настоящего Кодекса, сокращаются и соответственно равны:
а) шести месяцам после отбытия или исполнения наказания более мягкого, чем лишение свободы;
б) одному году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести;
в) трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.
Статья 96. Применение положений настоящей главы к лицам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет
В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения настоящей главы к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа либо воспитательную колонию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект собрания "Как правильно воспитывать ребенка"
Данный конспект поможет педагогу детского сада грамотно провести собрание для родителей по проблеме воспитания ребенка в зависимости от типа его темперамента. Правда, требуется предварительная работа ...

Конспект индивидуального занятия с ребенком с тяжелыми нарушениями в развитии Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, звукоподражания.
Цель занятия: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности.Достигалась с помощью следующих задач...

Конспект урока по трудовому обучению в 6 классе «Особый ребенок»
Конспект урока по трудовому обучению в 6 классе «Особый ребенок» по теме "Снежинка" , в ходе которого дети обучаются различным приемам конуструирования объемной салфетки из бумаги, рекомендован ...

План – конспект занятия программы «Здоровый ребенок успешный ребенок» для учащихся 5В класса.
Тема: Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности на кружке ритмическая гимнастика....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному восприятию и развитию мелкой моторики для детей со сложным дефектом группы «Особый ребенок»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по сенсорному восприятию и развитию мелкой моторики (образовательная область «Познание») для детей группы «О...
Конспект занятия "Приемный ребенок в замещающей семье Тренинг Способы бесконфликтного взаимодействия с ребенком"
Школа приемных родителей...

Конспект урока СБО в 8 классе Тема. Грудной ребенок в семье. Уход за грудным ребенком. Практическая работа: пеленание, одевание кукол.
Задачи:- знакомить учащихся с гардеробом грудного ребенка, правилами одевания и пеленания, ухода за грудным ребенком; дать представление о санитарно-гигиенических требованиях к детской одежде и белью,...