Содержание опытно-практической работы по формированию и выявлению нравственны качеств у молодёжи
статья по обществознанию (10 класс)
Проведено исследование с целью определения духовно-нравственных и гражданских ценностей у старшеклассников "Лицея №4" г. Ленинска-Кузнецкого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_opytno.docx | 56.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание опытно-практической работы по
формированию и выявлению нравственны качеств у молодёжи
С мнением молодежи по изучению данного вопроса автор работы решили ознакомиться в ходе беседы и проведения анкетирования с учащимися 10-11- х классов. Было опрошено 40 человек учащихся 10-11 классов МАНОУ «Лицей№4» .
Воспитательная работа в лицее осуществляется с помощью различных методик и современных технологий, согласно требованиям ФГОС НОО. В основу воспитательной программы заложены основные воспитательные задачи, базовые ценности, направленные на воспитание гражданина своей страны.
Нравственность – это качество человека, которое говорит о том, что им усвоены основные моральные категории и ценности, которые он принимает в качестве основы в своей повседневной жизни, стремится к гармоничным отношениям. В результате это позволяет ему приобрести душевное равновесие и удовлетворенность в жизни.
Основным методом духовно-нравственного воспитания учащихся всегда был семейный пример, очень важно, чтобы окружение старшеклассников также стремилось к духовно-нравственному совершенствованию, принимало и реализовывало нормы морали. Учебная и внеклассная деятельность должны быть максимально направлены на развитие духовно-нравственных качеств молодого поколения.
Далее проведено было анкетирование с целью определения духовно-нравственных и гражданских ценностей у старшеклассников.
Проанализировав ответы можно сделать вывод о том, что формирование нравственных качеств у молодежи со школьной скамьи, является одной из главных задач школы. Для осуществления данной задачи используется план воспитательной работы, способствующий созданию образовательных событий с целью формирования нравственных качеств, но данный процесс должно проходить при активной поддержке родителей.
В ходе анкетирования удалось выяснить, что учащиеся обладают разным уровнем духовно-нравственного воспитания и гражданской идентичности. С вопросами анкеты можно ознакомиться в Приложении1.
Опрос учащихся 10-11 классов показал:
- 40% из опрошенных обладают достаточно высоким уровнем сформированности духовно-нравственных ценностей с осознанным пониманием гражданской ответственности перед обществом и страной;
- 36% старшеклассников занимают среднюю позицию в определении личностных взглядов в рамках духовно-нравственного воспитания;
- 24% опрошенных относятся к низкому уровню, который характеризуется низкими показателями духовно-нравственного воспитания или его отсутствием.
После анкетирования с учащимися была проведена беседа с целью определения, что же сегодня в современно обществе влияет на формирование жизненных ценностей молодого поколения. И, удалось понять, что многие ребята имеют достаточно правильные духовно- нравственные ценности и гражданскую позицию (они и составляют 36 % из опрошенных), но видя то, что происходит сегодня в современном мире и имея уже какой-то собственный, пусть небольшой, жизненный опыт им приходится изменять свои взгляды и поступки в ущерб духовно-нравственных ценностей.
Автором исследования была разработана система упражнений, направленная на выявление коммуникативных и эмоциональных особенностей учащихся, на открытие в себе новых качеств и скрытого потенциала, на определение и формирование духовно-нравственных ценностей молодого поколения. Данных тренинг подходит для учащихся 11-17 лет.
Так как автор работы не является профессиональным психологом, то для разработки системы упражнений применялись знания, полученные из работ психологов [8].
Подробное содержание тренинга представлено в Приложении 2.
В результате проведенного тренинга удалось выяснить, что учащиеся с интересом отнеслись к выполнению предложенных для них заданий. При выполнении упражнения: «Корзина моих нравственных качеств», многие действительно задумались, а каких качеств у них не хватает и к чему можно было бы стремиться. Упражнение:« Кем я хотел быть в детстве», позволило ребятам ещё раз задуматься о своём будущем выборе профессии. Например, упражнение «Яблочное дерево», позволило ещё раз увидеть какими нравственными качествами обладают учащиеся.
Тренинг был проведён с учащимися 10 класса в составе 20 человек
- 13% учащихся считают, что им необходим рост в области духовно-нравственного развития и готовы двигаться в этом направлении;
- 23% учащихся, у них достаточно хорошо сформированы духовно-нравственные качества личности и гражданская идентичность;
- 64 % учащихся, а это большая часть опрошенных считают, что приоритетность выбора духовно-нравственных качеств в современном обществе обусловлена получением собственной выгоды для своего развития и роста.
Итак, тренинг показал, что духовно-нравственные ценности и гражданская идентичность формируются под влиянием различных приоритетов общества. Некоторые ценности ещё не сформированы в результате отсутствия определённых жизненных знаний или наоборот, учащиеся убеждены в своей правоте так как имеют отрицательный жизненный опыт.
Список литературы
- Асмолов, А. Г. Граждане или подданные: государственная идеология
воспитания [Текст] / А.Г. Асмолов // Образовательная политика. – 2015.
– № 4 (66). – с. 2–4.
2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах -М: 2001 , т.4. - 864 с.
3. Бурдякова Л.С. Духовно-нравственное воспитание молодежи как
педагогическое явление // Научные труды Московского
гуманитарного университета 13 2017 № 1
4. Билич Г.Л. Основы валеологии / Г.Л. Билич, Л.В. Назарова. - СПб. :
Водолей, 2002. - 560 с.
5. Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси: материалы XVI
Иоанновских образовательных чтений, г.Кемерово,5 ноября 2014 г.: в
2ч. / сост. С.В. Арещенко, Н.А. Аптина. - Ч.2.-Изд-во
КРИПКИиРО,2014. - с.103-109.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2
издание -М: 2005. - 159 с.
7. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие
Спб.: Питер , издание 1-е, 2004. - 320 с.
8. Основы профессиональной деятельности. Педагог-психолог.
2004 г., 288 стр.
Приложение 1
Анкета
1. Для меня важно иметь то, чего у других никогда не будет? Да / Нет
2. Я считаю, что нужно любить и защищать свою Родину? Да / Нет
3.Человеку важно иметь доброе сердце? Да / Нет
4. Для меня важно иметь возможность многим помогать? Да / Нет
5. Для меня важно иметь много слуг и ими распоряжаться? Да / Нет
6. Для меня важно проявлять заботу о близких? Да / Нет
7. Для меня важно уметь сочувствовать и помогать другим
людям? Да / Нет
8. В этом мире всё можно купить за деньги? Да / Нет
9. Для человека важно иметь семью и детей? Да / Нет
Приложение 2
Тренинг
по формированию духовно-нравственных ценностей молодёжи
Оборудование: Музыкальное сопровождение, клей, фломастеры,
бумага, раздаточный материал.
Упражнение№1. «Приветствие» (должно быть счётное количество участников).
На листочках записываются фамилии участников, помещаются в коробоку и ведущий вытаскивает листочки, определяя пары ( 1 и 2 листочки – это 1 и 2 пары и т.д.).
Когда пары определены, ведущий объявляет, что сейчас все, кто в парах будут здороваться друг с другом, но выполняя при этом особые условия. Итак, ведущий говорит все здороваются: левыми локтями, прыгая на одной ноге, реверансом как французские короли и королевы, без помощи слов и рук, только взглядом, объятиями с фразой «Ба! Какие люди».
После упражнения смотрим поменялось ли эмоциональное состояние учащихся.
Упражнение№ 2. «Кем, я хотел быть в детстве?»
Каждый участник пишет на листе бумаги, кем он хотел бы быть (профессию). Затем, он должен продемонстрировать указанный профессиональный образ, основываясь на нравственных качествах профессии (не называя профессию).
Упражнение направлено на то, чтобы сформировать доверительные отношения, определить предпочтения в профессии и основные направления качества личности.
Упражнение№3. «Корзина нравственных качеств».
Ребятам предлагается следующий сценарий: представьте, что вы пошли в магазин и вам нужно приобрести в нём, те нравственные качества, которых у вас нет и которые вы хотели бы в себе воспитать (вам нужно взять их положить себе в корзину т.е. приклеить).
По окончанию, ребята демонстрируют свои корзины, рассказывают какие бы духовно-нравственные качества они хотели бы в себе воспитать.
Упражнение№4. «Яблочное дерево»
Для каждой пары подготовлено дерево, на этом дереве вам нужно будет разместить яблоки, которые содержат название духовно-нравственных качеств. Участники должны будут выбрать те качества, которые они считают приоритетными лично для себя .
После выполнения упражнения, ребята показывают свои деревья с яблоками и объясняют, почему выбрали именно эти качества.
Учащиеся анализируют духовно-нравственные качества, которые необходимы современным людям для формирования личности.
Упражнение №5. «Незаконченное предложение».
Ребятам предлагается закончить смысл предложения, выбрав начальные фразы из указанного списка:
- было интересно….,
- я понял, что…,
- я смог…,
- меня удивило…,
- я попробую…,
- мне захотелось..,
- было трудно…
Упражнение направлено на подведение итогов по полученной информации во время тренинга.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные формы и методы формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя
Сообщение об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа "Толерантнос...
Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Данный материал раскрывает методы, формы и приёмы работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Приводится содержа...
на тему "Технологии формирования нравственных качеств обучающихся в процессе работы над текстом литературного произведения"
Автор делится с опытом своей работы над текстом литературных произведений на нравственную тему...
на тему "Технологии формирования нравственных качеств обучающихся в процессе работы над текстом литературного произведения"
Автор делится с опытом своей работы над текстом литературных произведений на нравственную тему...
Содержание и методы работы по формированию и развитию социально-бытовой адаптации в условиях разновозрастной семейной группы.
Преодолеть социальные последствия дефекта ребенка с нарушением интеллекта, а также добиться его социальной адаптации можно лишь своевременно подготавливая его к активному и посильному уча...
«Формирование интеллектуальных и нравственных качеств личности через учебную и внеурочную деятельность»
laquo;Формирование интеллектуальных и нравственных качеств личности через учебную и внеурочную деятельность»...
Из опыта работы «Формирование духовно-нравственных качеств личности посредством диалогового взаимодействия на уроках литературы»
В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий для формирования внутреннего субъектного мира личности школ...