Главные вкладки
Элективные курсы
элективный курс (11 класс)
Архив презентаций и рабочего материала - https://disk.yandex.ru/d/Q1sxyVrAUQY49Q
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа работы с олимпиадниками | 41.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 10»
СОГЛАСОВАНО
Руководитель кафедры гражданского образования
Ф.Р. Габдулхаков Заместитель директора по учебно- воспитательной работе
Е.А. Сухорукова
ПРОГРАММА
индивидуально-групповых занятий
«Олимпиадная подготовка по обществознанию» 10-11 класс
Автор: Учитель истории , обществознания,права
Прокаев Алексей Васильевич
г.Нефтеюганск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», стратегическим ориентирам развития образования в ХМАО-Югре одной из основных задач является создание системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи, в частности победителей олимпиады. Работа с одарѐнными детьми
чрезвычайно актуальна. Одной из форм работы с одаренными детьми является предметная олимпиада.
Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического материала в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого
мышления. Олимпиада для школьников – это конкурс на лучшее знание по предмету. Ученики стремятся на олимпиадах проверить свои знания, померяться силами, узнать неизвестное. Олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования.
Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления. Возникла
необходимость найти такую форму организации подготовки к олимпиадам, которая бы соответствовала всем требованием Стандарта и отличалась от классноурочной системы.
Для решения этой проблемы разработана программа индивидуально- групповых
занятий по подготовке к олимпиадам по обществознанию. Представленная программа направлена на выявление мотивированных обучающихся 9-11 классов, обладающих наиболее высоким уровнем знаний и умений, выявление степени владения культурой мышления, способности к восприятию.
В современном обществе проблема выявления одарѐнных детей переформулируется в проблему создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в рамках общеобразовательной школы и обеспечения благоприятных условий для совершенствования имеющихся видов одарѐнности. Социальная значимость и актуальность проблемы привели к созданию данной программы, которая послужит
методическим основанием для организации практической работы с одарѐнными детьми.
Цель курса: Создание условий для формирования навыков и умений работы с заданиями олимпиадного уровня.
Задачи курса:
- Подготовить обучающихся к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
- Сориентировать учащихся в темах и типах предлагаемых заданий, познакомить с алгоритмом их решения;
- Научить пользоваться справочной литературой и словарями, онлайн тренингами; Основные принципы реализации программы: индивидуализация и дифференциация, научность, доступность, добровольность, партнерство, творчество и успех.
Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий. Критериями оценки ожидаемых результатов будут являться:
- Участие в олимпиадах различного значения;
- Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, проводимых в данной группе обучающихся;
- Публичное объявление положительных результатов, размещение их на школьном сайте, что повышает самооценку учащегося;
- Стимулирование победителей олимпиад, конкурсов выставлением дополнительных отметок в журнал по своему предмету: за участие - «4», за III место - одна «5», за II место – две «5» и за I место – три «5»;
- Участники-победители получают дипломы, грамоты, а участники, не занявшие призовые места-сертификаты участников.
В результате освоения курса учащиеся получат следующие умения:
- Умение выполнять различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и другие);
- Умение анализировать и синтезировать предлагаемый в ходе олимпиад материал;
- Умение выполнять задания, учитывая особенности каждого вида (работать с тестами, заполнять тестовые таблицы, давать развернутый письменный ответ, грамотно выполнять творческие задания);
- Умение самостоятельно повышать свой интеллектуальный и культурный уровень (пользоваться словарями различных видов и справочной литературой, онлайн тренингами по обществознанию, расширяя кругозор).
- Умение нестандартно подходить к решению задач, переносить знания в новую нестандартную ситуацию.
Программа рассчитана на 35 часов, т.е. 1 час в неделю.
Теоретическое содержание программы Раздел 1. ЧЕЛОВЕК И ПОЗНАНИЕ.
Тема 1.1. Эволюция человека, человек как субъект деятельности.
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Человек и его жизнь с другими. Проблема деятельности. Концепции труда. Концепции творчества.
Проблема общения. Концепция игры. Проблема духовного и телесного начал человека. Основные концепции человека (в греческой, римской, средневековой философии, в теориях Возрождения и Нового времени и современности).
Тема 1.2. Личность, ее социализация и воспитание.
Концепции личности. Личность, ее социализация и воспитание. Самореализация и самопознание человека как проблема обществознания. Бытие человека. Цель и смысл
жизни человека. Внутренний мир человека. Понимание человека в разные исторические эпохи. Сознательное и бессознательное. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности.
Тема 1.3. Многообразие видов знания. Мировоззрение.
Виды знания. Понятие «мировоззрение». Типы мировоззрений и исторические формы мировоззрения. Философия как мировоззренческая дисциплина. Миф, философия, религия, искусство, наука. Науки, изучающие общество. Естественнонаучное и гуманитарное знание. Дисциплины, изучающие человека и общество: своеобразие их предметов и методов, основные этапы их развития. Роль мифа в формировании мировоззрения человека.
Тема 1.4. Познание мира.
Средства и цели познания. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная. Интуиция. Истина и заблуждение. Чувственное и рациональное познание. Формы чувственного познания. Формы рационального познания. Многообразие путей познания. Логическое мышление (основы классической логики высказываний и силлогистики).
Научное познание. Наука как феномен культуры. Дифференциация наук. Научная картина мира. Знание и вера. Наука как социальный институт. Наука и образование. Возрастание роли науки в условиях НТР.
Раздел 2. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА.
Тема 2.1. Общество и природа.
Понятие общества. Общество как сложная динамическая система. Подсистемы общества. Природа и общество. Эволюционно-биологический путь общества. Социогенез – процесс становления общества. Матриархат, патриархат, эндогамия, экзогамия. Разделение труда, дифференциация совместной деятельности, институционализация. Понятия «культура» и
«цивилизация». Материальная и духовная культура. Цивилизация и цивилизованность.
Современная цивилизация. Глобальные проблемы современного мира и попытки их решения.
Тема 2.2. Проблема общественного прогресса.
Причины и движущие силы общественного развития. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция и революция. Концепции циклического развития общества в обществознании. Регрессивное развитие общества. Проблема смысла истории в обществознании. Цивилизационная и формационная теории развития общества.
Революция и реформы. Прогресс как тенденция общественного развития в истории человеческой мысли. Критерии прогресса.
Тема 2.3. Общество и культура.
Духовная сфера жизни общества. Духовная сфера и культура общества. Многообразие определений культуры. Формы и разновидности культуры. Развитие культуры.
Социальные функции культуры. Духовная деятельность и духовные ценности. Религия как феномен культуры. Функции религии. Политеизм и монотеизм. Национальные и мировые религии. Искусство. Формы искусства. Эстетическое отношение и отношение красоты. Гармония. Индивидуальное в искусстве. Искусство и действительность.
Тема 2.4. Проблемы морали.
Понятие морали как совокупности норм, принципов, оценок, регулирующих общение и поведение людей в обществе. Сущность нравственности (морали) в истории
обществоведческой мысли. Исторические типы морального регулирования. «Золотое правило» морали. Совесть и моральная регуляция. Проблема соотношения нравственности (морали) и религии в культуре. Моральный идеал и моральная оценка в обществознании. Взаимоотношение морали и искусства, морали и политики.
Раздел 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Тема 3.1. Основные этапы становления социологической мысли.
Основные этапы развития социологии. Формирование основных принципов научной социологии в трудах Конта, понятие позитивного метода. Отличие социологии от социально-философских учений. Вклад теории Маркса об определяющей роли экономических отношений в функционировании и изменении общества в развитие социологии. Понятие общественно-исторической формации. Концепция классов, классовой борьбы и социальной революции в работах К. Маркса. Значение концепции М. Вебера для развития социологии. Концепция Вебера о роли протестантской этики в возникновении западного капитализма. Понятие социального действия, его признаки и основные типы.
Тема 3.2. Социальные группы: типология и основы функционирования.
Группа как субъект социальных отношений. Основные признаки социальной группы. Группа, квазигруппа, социальная категория. Типология социальных групп. Малые средние и большие группы, первичные – вторичные, группы референтные и целевые. Основные критерии их выделения. Понятие социальной роли, ролевая структура группы. Типовые роли в группе, понятие лидерства. Ролевые и межролевые напряжения, причины возникновения и способы разрешений. Социальные нормы и ценности, их классификации. Понятие аномии.
Тема 3.3. Социальный контроль и отклоняющееся поведение.
Понятие социального контроля, его задачи и основные механизмы. Внешний и внутренний, формальный и неформальный социальный контроль. Особенности социального контроля в различных типах обществ (традиционное и индустриальное), в различных возрастных категориях. Типология отклоняющегося поведения, его относительность. Основные подходы к объяснению природы отклоняющегося поведения. Роль отклоняющегося поведения в развитии общества.
Тема 3.4. Строение общества.
Различные подходы к определению общества и его строения. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни.
Тема 3.5. Социальная структура, стратификация, мобильность.
Социальный статус человека. Соотношение статуса и роли, понятие ролевого набора. Классификации социальных статусов. Понятие социальной структуры. Основные подходы к объяснению природы социального неравенства (К. Маркс, П. Сорокин). Социальные слои, классы, страты, основные критерии деления (М. Вебер). Понятие социальная мобильность и ее основные виды: горизонтальная и вертикальная, групповая и индивидуальная, внутрипоколенная и межпоколенная, структурная. Мобильность и миграция. Социальная структура и мобильность в российском обществе на разных этапах его развития.
Тема 3.6. Основные институты современного общества: семья, религия, наука, образование.
Определение социального института, основные типы социальных институтов. Многообразие функции социальных институтов в обществе, функции явные и латентные. Базовые элементы социального института. Возникновение институтов, процесс институционализации. Основные институты современного общества и их взаимодействие. Общие принципы строения и функционирования социальных институтов (политических, экономических, образовательных, церковных, семейно-родственных и пр.).Семья как социальный институт и малая группа. Социальные функции семьи. Основные исторические типы семьи, семья в современном обществе, тенденции развития. Основные идеи социологии религии (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М.Вебер): социальные функции религиозных институтов, типы религиозных организаций. Наука как вид духовного производства и социальный институт. Социальная организация науки, социальные
факторы ее функционирования и развития. Современные представления о роли сообществ ученых в развитии науки. Теория научных парадигм. Образование как институт.
Историческая эволюция форм образования, массовое и элитарное образование, социальные причины возникновения системы массового образования. Цели и функции образования в современном мире (в т.ч. самообразование, неформальное образование).
Раздел 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.
Тема 4.1. Экономика и экономическая наука.
Свободные и экономические блага. Факторы производства. Доходы собственников факторов производства. Ограниченность (редкость) факторов производства и
безграничность потребностей: проблема выбора. Факторы производства и факторные доходы.
Тема 4.2. Функционирование рынка.
Рынок и рыночный механизм. Спрос, величина спроса, закон спроса, детерминанты спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение, величина предложения, закон предложения, детерминанты предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.
Рыночное равновесие. Изменение параметров рыночного равновесия. Взаимозависимые рынки. Воздействие на рынки фиксированных, максимальных и минимальных цен.
Воздействие на рынки налогов.
Тема 4.3. Фирма в экономике.
Организационно-правовые формы предприятий. Индивидуальное предпринимательство. Товарищество. Акционерное общество. Ограниченная и неограниченная ответственность.
Преимущества и недостатки различных форм предприятий. Основные источники
финансирования бизнеса. Рынок ценных бумаг и его роль в финансировании бизнеса. Экономические условия деятельности фирмы. Постоянные и переменные затраты.
Разнообразие отраслевых рынков.
Тема 4.4. Экономический рост. Экономический цикл. Безработица и инфляция. Основные макроэкономические показатели. Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Реальный и номинальный ВВП. Понятие экономического цикла. Фазы цикла. Поведение основных макроэкономических показателей на разных фазах цикла. Понятие экономического роста. Измерение темпа экономического роста. Факторы экономического
роста. Преимущества и недостатки экономического роста. Экономический рост. Виды безработицы. Последствия безработицы. Закон Оукена. Причины возникновения инфляции и ее последствия.
Тема 4.5. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и бюджетный излишек. Способы финансирования бюджетного дефицита (эмиссионное и долговое) и их последствия. Государственный долг. Экономические последствия долга. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика.
Тема 4.6. Банковская система. Монетарная (денежно-кредитная) политика. Структура банковской системы. Центральный банк и его функции. Монетарная (денежно- кредитная) политика, ее цели и инструменты. Изменение нормы обязательных резервов. Изменение учетной ставки процента. Операции на открытом рынке и их виды.
Передаточный механизм монетарной политики. Коммерческие банки: основные функции, операции и роль в экономике.
Тема 4. 7. Мировая экономика.
Что такое мировая экономика. Становление и развитие мировой экономики.
Международные экономические отношения. Международная торговля. Внешнеторговая политика. Обменный курс валют. Плавающий и фиксированный обменный курс.
Раздел 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.
Тема 5.1. Политика как сфера человеческой деятельности. Власть, легитимность, легальность.
Мир политики и его границы. Политика и насилие. Политика и согласие. Политика как аппарат легитимного господства и специфическая профессиональная деятельность (Макс Вебер). Основные субъекты политики. Проблема гражданской компетентности.
Содержание власти. Политические и неполитические выражения власти. Различные понимания власти. Традиционные (насилие, наследство, богатство) и современные (знание) источники власти. Концепция власти Макса Вебера. Власть и легальность.
Традиционная, харизматическая и рационально-легальная легитимность. Аспекты власти. Директивный аспект власти: власть как господство, обеспечивающее выполнения указания. Функциональный аспект власти: власть как способность и умение реализовать функцию общественного управления. Коммуникативный аспект власти: отправление власти путем общения. Ограничения политической власти посредством разделения властей, создания правового государства и конституционных гарантий гражданских прав и свобод. Распределение власти между сторонами властных отношений.
Пространственное (территориальное) распределение власти.
Тема 5.2. Признаки, функции, формы государства.
Основные причины возникновения государства. Теории происхождения государства. Государство как центральный институт политической системы. Понятие, сущность, основные признаки и функции государства. Институт бюрократии. Типы
государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Типы правления: республики и монархии.
Тема 5.3. Правовое государство и гражданское общество.
Гражданское общество, его сущность и структура. Основные интерпретации
гражданского общества. Правовое государство. Понятие и типология прав человека: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Свобода совести. Конституция РФ. Права и свободы человека по Конституции РФ. Группы в политике.
Тема 5.4. Политическая система и политический режим.
Характеристики демократии, авторитаризма и тоталитаризма.
Системный подход в изучении политики. Понятие политической системы. Функции политической системы. Понятие политического режима. Типологии политических режимов. Механизмы функционирования политических режимов. Недемократические
политические режимы. Истоки тоталитаризма. Отличительные признаки тоталитарных режимов. Специфика реально существовавших тоталитарных режимов: теория и практика.
Авторитарные режимы. Современные разновидности авторитарных режимов. Демократия как политический режим и состояние общества. Исторические формы демократии. Теории демократии. Проблема «тирании большинства» и способы ее предотвращения.
Тема 5.5. Политические идеологии: либерализм, консерватизм, социализм.
Политическая идеология: сущность, функции и уровни. Подходы к пониманию
идеологии. Основные политические идеологии: либерализм, консерватизм, социализм. Современные версии классических идеологий.
Тема 5.6. Мировая политика.
Международное и мировое измерение современной политики. Глобализация: политические, социальные, экономические и другие проявления. Противоречия глобализации. Государственные и негосударственные субъекты мировой политики. Интеграционные процессы в современном мире. Глобальные проблемы современности.
Раздел 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Тема 6.1. Основы теории права.
Понятие и признаки права. Право и иные социальные нормы. Формы (источники) права. Правовой обычай. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов.
Юридический прецедент. Закон: понятие, виды порядок принятия в Российской
Федерации. Подзаконные нормативные правовые акты. Система права. Основные отрасли российского права: конституционное, гражданское, административное, уголовное право. Понятие правоотношения. Правомерное поведение. Правонарушение: понятие, виды.
Понятие преступления. Юридическая ответственность. Понятие и виды. Правовой статус несовершеннолетних в гражданских правоотношениях. Правовой статус несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Тема 6.2. Конституционное право.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Конституционные характеристики российского государства. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в России. Президент РФ: полномочия, порядок избрания. Федеральное Собрание РФ: структура, полномочия палат. Правовой статус Правительства РФ. Правовой статус судей. Судебная система Российской
Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1ч)
Содержание раздела:
Виды Олимпиад. Основные требования к Олимпиадам и основные виды Олимпиадных заданий. Задания с выбором одного и множества правильных ответов.
Раздел 1. Принцип образования рядов (5ч)
Содержание раздела:
Задания по принципу образования и продолжения рядов. Заполнение пропуска в ряду. Задания на выявление лишнего (общего) элемента.
Раздел 2. Классификация событий, понятий, явлений (3ч)
Содержание раздела:
Определение правильности и ошибочности утверждений. Установление соответствия. Раздел 3. Обществоведческие термины (6 ч)
Содержание раздела:
Словарь терминов. Определение обществоведческого термина на основе известных вы- сказываний. Лингвистический конструктор (определение термина и составление его характеристики из предложенных слов и словосочетаний). Обществоведческий кроссворд. Раздел 4. Работа со схемами (2ч)
Содержание раздела:
Составление схемы отношений обществоведческих понятий. Заполнение пропусков в
предложенных схемах.
Раздел 5. Работа с обществоведческими текстами (6ч)
Содержание раздела:
Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу. Поиск и исправление ошибок в тексте.
Раздел 6. Работа с иллюстративным рядом (4ч)
Содержание раздела:
Группировка приведенных изображений по определенным признакам. Культурологическая тематика. Работа с картой. Выделение признаков объединения выделенных на карте государств.
Раздел 7. Обществоведческие задачи (7ч)
Содержание раздела:
Социологические задачи. Правовые задачи. Экономические задачи. Логические задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...