материал для открытого урока по обществознанию в 10 классе по теме "Искусство"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Елисеева Елена Юлисовна

разработка урока с самоанализом и презентацией на тему "Искусство" обществознание 10 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию 10 класс.

Тема урока « Искусство»

Цели  урока:  предметные: знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой; отличительные черты искусства, основные функции искусства. Метапредметные:  познавательные  анализироватьявления и процессы социальной жизни, социальную информацию, представленную в различных знаковых системах,  устанавливать причинно-следственные связи объяснять, что ученые называют художественным образом, анализировать произведения искусства, перечислять основные жанры искусства. Регулятивные  составлять план действий владеть навыками самоконтроля. Коммуникативные  вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми, решать проблемы в ходе индивидуальной работы. Личностные осознание ценностей и возможностей искусства как способа познания окружающего мира, проявления толерантного отношения к проявлениям иного взгляда на мир.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые присутствующие, на нашем уроке, гости. Я немного волнуюсь, тк впервые провожу урок в незнакомом классе, но думаю, что мы с вами солидарны и будем помогать друг другу.  Итак, мы начинаем. На прошлом уроке вы изучали тему «Религия», сегодня мы проверяем как она вами была усвоена. Проведем небольшой пятиминутный тест (тестовые задания лежат у вас на столах и демонстрируются на слайде) вопросы стоимостью в 1 балл.

1 Актуализация знаний : тест из 5 заданий на тему «Религия». (проверка на месте)

1 Мировой религией является: а) буддизм, б) индуизм, в) синтоизм, г) иудаизм           (А)

2 Национальной религией является: а) буддизм, б) христианство, в) ислам, г) иудаизм     (Г)

3 Православие стало государственной религией Древнерусского государства: а) 882г, б) 988г, в) 1058г, г) 1380г                                                                                                                            (Б)

4 Выберите верное высказывание: а) государственная религия в России - православие, б) государственная религия в России - православие и ислам, в) в России нет государственной религии.    )

5 Крайняя форма религиозной нетерпимости: а)атеизм, б)фанатизм, в)деизм(Б)  

Время вышло, проверим себя и поднимаете табличку с вашей оценкой.

2 Мотивация: Перед вами лежит небольшой текст «Китайская притча», прочтите его и скажите о чем сегодня на уроке у нас пойдет речь? (Читают притчу о старике и императоре, отвечают на вопрос) Итак, тема нашего урока – «Искусство». Запишите число и тему урока в тетрадь. План нашего урока будет связан с вопросами, которые рассматриваются на ЕГЭ.

1 Ребята,  а что по-вашему есть искусство? Давайте сформулируем определение. Искусство – это форма духовной культуры, отражающая мир в художественных образах и оказывающее эмоциональное воздействие на человека.  Данное определение нужно записать. Это определение понятия искусство в широком смысле. А теперь послушайте

Пример учителя: Я овладела искусством лепки посуды на гончарном круге.  В каком смысле здесь представлено понятие искусство? ( Это узкий смысл – умение, владение навыками) Запись в тетрадь

2 Мы переходим к рассмотрению следующего вопроса – признаки искусства. В искусстве обязательно присутствует художественный образ. Что есть такое – художественный образ?  Это способ отражения объекта в сознании человека с помощью света, звука, формы на органы чувств. Один из основных признаков искусства -  художественный образ или образность.   Приведем  пример:  Д» Артаньян – личность историческая, но его приключения – это вымысел автора. Так сказать художественный образ. Запись в тетрадь.  

Вы смотрели фильм «Чебурашка»? или вот не давно демонстрировался фильм «9 секунд»  Кто как воспринял сюжет?  Через эмоции, чувства. Мы называем следующий признак искусства – чувственность. Запись в тетрадь.

Любое произведение несет в себе позицию автора, а  каждый зритель по-своему воспринимает сюжет фильма или книги, их жанр. Можете сказать, о каком признаке сейчас идет речь?  Субъективизм. Запись в тетрадь

Художник, выставляя свою картину продумывает все до мелочей: свет, место в зале, рама, даже откуда зрителю удобнее рассмотреть  детали.  О каком признаке в данном случае идет речь? Законченность , целостность, завершенность объекта. Запись в тетрадь

3 Многообразие целей и  форм освоения действительности  порождает разнообразие функций искусства.  Используя рабочий лист, текст пр 15 стр 154(или стр 143 стар учеб) какие  функции искусства с их описанием. Проверяем выполнение. (анализируем ответы) покажите ваш результат.

 Переходим к рассмотрению следующего вопроса нашей темы.

4. Сферы жизни общества (напомните мне их, пожалуйста) взаимосвязаны между собой. Искусство воздействует на каждую из этих сфер. Давайте рассмотрим на примерах. Политическая сфера – агитация и пропаганда в годы Вов; критика власти в годы революции; финансирование объектов культуры.

Экономическая сфера – аукционы, продажа билетов в кассах театров, художники могут получить прибыль от реализации своих произведений.

Социальная сфера – диалог культур. Взаимодействуя в обществе, люди берут для себя что-то из других традиций, обычаев. Кухни народов мира.

Духовная сфера – приобщение к достижениям культуры, воспитание чувства прекрасного.

Возвращаемся к тексту учебника (стр 156 или 145) работаем с таблицей «Виды искусства». На какие три большие группы делится искусство? (пространственное, временное и синтетическое). Рассмотрим на конкретных примерах:  пространственное архитектура создание сооружений, зданий, необходимых жизни и деятельности человека. Временные – музыкальные произведения  меняющиеся в зависимости от конкретной эпохи. (прослушивание муз фрагментов)  

Синтетические – цирковое, танцевальное, эстрадное искусство, Важной особенностью является их коллективность творчества.

Искусство имеет определенную материальную форму – жанр, техника. Что такое жанр? Отвечают. Записываем определение: Жанр - Это вид произведения, отличающийся темой или объектом отображения.  

Живопись, скульптура – это жанры искусства. Запись в тетрадь

Пример: Художник-портретист, нарисовал портрет  карандашом.   В данном случае исполнение работы карандашом   - это будет техника исполнения рисунка. Сформулируйте. Что такое техника? Из какого материала выполняется произведение (камень, стекло, дерево). Запись в тетрадь

Сегодня мы рассмотрели основные вопросы темы. В заключительной части урока

Выполняем задания на закрепление темы ( лист 2 на столе)

1 Дополни суждение: «Искусство показывает окружающий мир с помощью: а)гипотез и законов, б)худ. образов, в)сверхъестественных сил

2 Выбери жанр: а)комедия, б)воспитательная, в)образность, г)временное

3 Признаки искусства: а)вера в сверхъестественное, б) техника, в) субъективность

4 Сопоставь: Виды: а) пространственные, б) временные, в) синтетические

Примеры: 1) «Чебурашка» 2) храм Спаса на крови, 3) Гоголь «Мертвые души»

1б, 2а, 3в, 4  231

Оценивание: за д/ з тест; за ответ на уроке; за тест на закрепление.

Домашнее задание: пр 15. Народное, массовое, элитарное, современное искусство каждый из вас к следующему уроку приготовит небольшое сообщение с конкретным примером ( свой рисунок, презентация)



Предварительный просмотр:

Самоанализ  урока по обществознанию на тему:

 «Искусство»

Автор: учитель истории МАОУ ПСОШ №1  Елисеева Е.Ю (учитель первой категории)

Данный урок относится к разделу «Общество как мир культуры». Изучение темы опирается на знания учащихся: что такое культура, сферы жизни общества. Урок проводится в 10 классе, особенностью данного урока является то, что урок проводится в незнакомом классе, малое количество учащихся, которое не представляется возможным поделить на группы и даже пары.

Тип урока: по целеполаганию - урок изучения нового материала, по структуре – комбинированный. Вид урока: урок  проблемного диалога.  На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: - повторение пройденного на этапе решения тестовых заданий в начале урока; изучение и закрепление новых знаний. На уроке использованы разные формы деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная (тестирование, устные ответы учащихся, работа с текстовым материалом).

Вид урока: урок  диалога.  На уроках данного типа решается несколько дидактических задач:

  • - повторение пройденного на этапе решения тестовых заданий.
  • - изучение и закрепление новых знаний.

На уроке использованы разные формы деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная (тест, рабочие листы).

Цели урока:

Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через  работу с текстом параграфа, презентацией, рабочими листами;

 поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Содержательная: формирование системы понятий: искусство, жанр, техника.   Образовательная: должны знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой; отличительные черты искусства, основные функции искусства.

Задачи:

Образовательные: развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Развивающие: развивать общеучебные Универсальные Учебные Действия: развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе изучения темы урока,  развивать умения самостоятельно работать с новой информацией (рабочие листы), находить необходимую информацию, анализировать ее: сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы; создать условия для развития умений учащихся устанавливать взаимосвязь фактов и событий; приводить примеры.

Воспитательные: Формировать эстетическое  мировоззрение, содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создать условия для привития интереса к предмету обществознание, также к искусству, воспитывать чувство прекрасного.

Планируемые результаты обучения:

Личностные УУД:формирование осознанности и уважительного отношения к одноклассникам, другим людям;

Метапредметные: адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками обществоведческой информации ( рабочие листы, текст параграфа), планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий.

Предметные: понимать значение искусства, его жанров, функций

Технологии: проблемный диалог, здоровьесберегающая, ИКТ – технология.

Средства обучения: Рабочие листы, тесты

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер

Ход урока: (см. технологическую карту).

Организационная структура урока. Этапы урока были соблюдены.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний (на начальном этапе  урока, в ходе самого урока в момент обсуждения вопроса о взаимовлиянии сфер общественной жизни и искусства)

Целеполагание. Учащиеся сами определяют тему урока и его цель.

Этап изучения нового материала: Обобщение и систематизация знаний через творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Учителем ведется побуждающий и подводящий  диалог с учащимися. Перед учащимися ставится вопросы, на которые в течение данного урока следует найти ответы.

Этап рефлексии – учащиеся  выполняют тестовые задания в рабочих листах Стержневыми для меня стали задачи развития познавательной деятельности учащихся.

Данная структура урока объясняется позволяет разнообразить и совместить различные виды деятельности в рамках одного урока при малом количестве учащихся на уроке. Считаю, что все этапы урока логически связаны между собой. Время для выполнения задач каждого этапа определено рационально.

Главный акцент, при проведении урока, делается на практические виды деятельности, тк в недалеком будущем ребятас сдавать ЕГЭ и необходимо иметь навыки работы с тестами, текстами, сопоставлениями ( работу с рабочими листами)

Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:

 Словесный метод  – разъяснения и пояснения учителя, акцентирование на наиболее значимых положениях, свойствах. Это позволяет учащимся  посредством слушания, запоминать, осмысливать, активно воспринимать и усваивать учебный материал.

Наглядный метод - презентация, обеспечили визуальное восприятие действительности. Данный метод обучения обязательно предлагаются, в той или иной мере в сочетании со словесным методом.

Практический метод обучения.   Работа с рабочими листами, Обеспечение возникновения положительных эмоций по отношению к учебной деятельности;

Высокая работоспособность обучающихся была обеспечена за счет благоприятной психологической атмосферы, создания комфортного микроклимата в кабинете и за счет рациональности используемых методов и приемов. Диалог между учениками и учителем  был успешным. Этому способствовала атмосфера сотрудничества. Это еще является здоровьесберегающей составляющей урока.

Учебно - познавательная активность школьников во время урока высокая, что позволило учащимся получить и усвоить большой объем учебной информации,

Основными факторами, побудившими учащихся к мыслительной деятельности, явились их самореализация и персонализация. Все поставленные задачи удалось реализовать полностью.

Рефлексия – решение поставленной проблемы.

Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Для диагностики и формирования универсальных учебных действий целесообразно были использованы различные виды заданийЭтап рефлексии – «показывает» достиг ли урок целей, все ли задачи, поставленные в начале занятия реализованы. Включенность детей в учебную деятельность была на должном уровне, общий уровень ее сформированности в классе неплохой. Умение оценивать себя, одноклассников у учащихся 10 класса развито хорошо, оценки выставлены объективно, оценен каждый этап урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Мировой религией является: а) буддизм, б) индуизм, в) синтоизм, г) иудаизм 2 Национальной религией является: а) буддизм, б) христианство, в) ислам, г) иудаизм 3 Православие стало государственной религией Древнерусского государства: а) 882г, б) 988г, в) 1058г, г) 1380г 4 Выберите верное высказывание: а) государственная религия в России - православие, б) государственная религия в России - православие и ислам, в) в России нет государственной религии. 5 Крайняя форма религиозной нетерпимости: а) атеизм, б) фанатизм, в) деизм Актуализация

Слайд 2

1 А 2 Г 3 Б 4 В 5 Б Оценка: «5» – 5 б «4» – 4 б «3» – 3 б «2» – 2б Проверим себя!

Слайд 3

Император сидел на помосте под навесом, внизу мастер – колесник ремонтировал его карету. Император стал наблюдать за действиями старого мастера, а затем спросил его: «Почему ты такой старый и сам ремонтируешь колеса? Неужели у тебя нет помощников?» мастер ответил: «Твоя правда, государь. Ремеслу-то я научил своих сыновей, а вот искусство свое передать им не могу. А работа здесь ответственная, требуется особое искусство». «Видишь ли, мои сыновья делают хорошие колеса, но они не достигли совершенства в этом деле. Я достиг его, но как им передать мой опыт? Истина посередине… если сделать колесо крепким, то оно будет тяжелым и некрасивым. Если изящным, то оно будет ненадежным. Где та грань, та мера, которой я руководствуюсь? Она во мне. Это и есть искусство, но как его передать? В твоей карете колеса должны быть изящными и крепкими одновременно. Вот и приходится мне, старику, самому делать их». Китайская притча

Слайд 4

Тема урока: «Искусство»

Слайд 5

1 Что такое искусство 2 Признаки искусства 3 Функции искусства 4 Взаимодействие искусства и сфер жизни общества 5 Виды искусства План урока

Слайд 6

– это форма духовной культуры, отражающая мир в художественных образах и оказывающее эмоциональное воздействие на человека. Искусство

Слайд 7

Я овладела искусством лепки посуды на гончарном круге . В каком смысле здесь представлено понятие искусство?

Слайд 8

– умение, владение навыками (узкий смысл понятия) Искусство

Слайд 9

Признаки искусства Образность Чувственность Субъективизм Законченность

Слайд 10

Функции искусства Познавательная. Эстетическая . Воспитательная. Гедонистическая Утешительная

Слайд 11

Познавательная – познание мира посредством искусства, зачастую как единственного источника информации о прошлом. Эстетическая – формирование вкусов и потребностей человека, различения красивого и безобразного и т.д. Гедонистическая – получение удовольствия и наслаждения через искусство . Утешительная – обретение человеком душевного равновесия , решение психологических проблем. Воспитательная – становление в человеке нравственных норм , правильного поведения формирование личности Оценка: «5» -5б, «4»-4б, «3»-3б, «2»-2б Проверяем себя!

Слайд 12

Сферы примеры Политическая Экономическая Социальная Духовная Продажа билетов Кухни народов мира Плакат Посещение музеев, выставок

Слайд 13

Классификация видов искусств, основанная на средствах выражения образа Пространственные Временные С интетические Архитектура Художественная фотография Музыка, литература Хореография Театр Кинематограф Цирк Эстрада

Слайд 14

Жанр это вид произведения, отличающийся темой или объектом отображения.

Слайд 15

Техника

Слайд 16

1 Дополни суждение : «Искусство показывает окружающий мир с помощью: а)гипотез и законов, б)худ. образов, в)сверхъестественных сил 2 Выбери жанр : а)комедия, б)воспитательная, в)образность, г)временное 3 Признаки искусства : а)вера в сверхъестественное, б) техника, в) субъективность 4 Сопоставь : Виды : а) пространственные, б) временные, в) синтетические Примеры : 1) « Чебурашка » 2) храм Спаса на крови, 3) Гоголь «Мертвые души» Закрепление

Слайд 17

1б , 2а , 3в , 4 – 231 Оценки: «5» – 5 б «4» - 4 б «3» – 3 б «2» – 2 б Проверь себя!

Слайд 18

Пр 15 прочитать Задание творческое на выбор выполнить сообщение на тему «Современное искусство» ( перформанс , хеппенинг , инстоляция ) в любом виде (рисунок, презентация, макет) Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по обществознанию 8 класс

Тема «Что такое человек?» Цели:  закрепить знания учащихся, полученные при изучении данной темы;            продолжить работу по формир...

конспект открытого урока по обществознанию 11 класс Семья в современном обществе

Данный урок практического варианта , личностно-ориентированный....

Открытый урок по обществознанию 5 класс "Гражданин России"

урок, посвящённый формированию представлений у обучающихся как о достойных гражданах России...

Открытый урок по обществознанию. 8 класс

Тема урока: Главные вопросы экономикиЭпиграф урока: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов»   Лоренс Питер.Цель ур...

Конспект открытого урока по обществознанию 7 класс. Тема: «Деньги их функции»

Урок составлен в рамках программы: авторской программой по обществознанию для 6 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбо...

Разработка открытого урока по обществознанию 7 класс Тема: «Кто стоит на страже закона»

Цель урока: способствовать формированию правового сознания; сформировать у обучающихся общее представление о правопорядке, о правоохранительных органах государства....