Задания по функциональной грамотности
материал по обществознанию (6 класс)
Представлены задания по направлениям функциональной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
задания по функциональной грамотности для 6 класса | 309.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие «функциональная грамотность» введено ЮНЕСКО в 1957 году. Функциональная грамотность изначально понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».
Современная трактовка понятия функциональная грамотность подразумевает способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функциональную грамотность школьников оценивают на международном уровне с помощью системы PISA
Функциональная грамотность включает читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Примеры заданий по функциональной грамотности.
Читательская грамотность
Ключевым понятием читательской грамотности является понимание. Оно ключает в себя способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, посредством текста расширять свои знания и возможности и участвовать в социальной жизни. Это универсальная метапредметная компетенция, способность, которая повышает качество обучения на любом уроке.
Тема: «Первые русские князья» 6 класс
Задание: Перед Вами отрывки из работ известных российских историков. В них речь идет об одном из киевских князей. Прочтите тексты и выполните задания.
Текст 1.
«…….. представлен образом воина, и только воина, который с своею отборною дружиною покинул Русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли… Можно сказать, что …… никогда не имел на Руси значения князя…» Соловьев С.М.
Текст 2
«Подводя итоги короткому, но блистательному княжению ……, мы видим, что он вовсе не был «безрассудным авантюристом», бродившим где попало по степям. Его волжско-хазарский поход был жизненно важен для молодого государства Руси, а его действия на Дунае и за Балканами были проявлением дружбы и солидарности с народом Болгарии, которому …… помогал отстаивать и свою столицу, и своего царя, и политическую самостоятельность от посягательств Византии.». Рыбаков Б.А.
- Определите, о деятельности какого князя идет речь в текстах?
- Кто из авторов положительно относится к деятельности князя как государственного деятеля? В подтверждение своих слов выпишите предложение из соответствующего текста.
- Определите, верность суждений., относящихся к вышеупомянутому князю.
Поставьте значок «V» в соответствующем столбце таблицы.
Утверждения | Выбери | |
Да | Нет | |
Князь, активно воевал с Византийской империей. | ||
Этот князь способствовал принятию христианства на Руси. | ||
В результате похода князя Хазарский каганат прекратил свое существование. | ||
При нем была составлена первая часть Русской правды. | ||
Этого князя называют Александром Македонским Европы. | ||
Современники упрекали князя: «Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, от своей же отрекся» |
4. С каким утверждением согласились бы как С.М. Соловьев, так и
Б.А. Рыбаков?
А. Князь был мудрым правителем.
В. Князь был великим полководцем.
С. Князь не обладал никакими выдающимися способностями.
D. Князь не был правителем Руси.
К первому заданию
Чек-лист задания в формате PISA по читательской грамотности | |
Область содержания | Чтение для получения образования |
Контекст | Образовательный |
Тип текста | Составной |
Объект оценки (предметный результат) | Формулировать выводы на основе обобщения. |
Уровень сложности | 2 |
Формат ответа | Задание с кратким ответом |
Критерии оценивания | Ответ: князь Святослав/князь Святослав Игоревич Полный ответ -1 балл |
Ко втором заданию
Чек-лист задания в формате PISA по читательской грамотности | |
Область содержания | Чтение для получения образования |
Контекст | Образовательный |
Тип текста | Составной |
Объект оценки (предметный результат) | Находить и извлекать информацию |
Уровень сложности | 2 |
Формат ответа | Задание с развернутым ответом |
Критерии оценивания | Ответ: -Рыбаков Б.А. - Его волжско-хазарский поход был жизненно важен для молодого государства Руси, а его действия на Дунае и за Балканами были проявлением дружбы и солидарности с народом Болгарии Полный ответ -2 балла Частично верный -1 балл Неверный ответ-0 баллов |
К третьему заданию
Чек-лист задания в формате PISA по читательской грамотности | |
Область содержания | Чтение для получения образования |
Контекст | Образовательный |
Тип текста | Составной |
Объект оценки (предметный результат) | Находить и извлекать информацию |
Уровень сложности | 2 |
Формат ответа | С выбором нескольких ответов |
Критерии оценивания | Указаны ответы в такой последовательности «да-нет-да-нет-да-да»-2 балла Допущена одна ошибка -1 балл Выбран другой вариант ответа или ответа нет-0 баллов |
К четвертому заданию
Чек-лист задания в формате PISA по читательской грамотности | |
Область содержания | Чтение для получения образования |
Контекст | Образовательный |
Тип текста | Составной |
Объект оценки (предметный результат) | Находить и извлекать информацию |
Уровень сложности | 2 |
Формат ответа | Задание с выбором ответа. |
Критерии оценивания | Ответ: В Полный ответ -1 балл |
Креативное мышление
С креативным мышлением связана способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение.
Оно связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета.
Тема: «Первые русские князья» 6 класс
Задание. В 945 году при попытке повторного взимания дани с древлян был убит киевский князь Игорь. После его смерти Киевской Русью правила его жена княгиня Ольга, затем сын Святослав. Выскажите аргументированное мнение о том, что было бы, если б князь Игорь остался в живых.
Чек-лист задания в формате PISA по креативному мышлению | |
Область содержания (содержательная область оценки) | Креативное самовыражение |
Контекст | Образование |
Компетентностная область оценки | Выдвижение креативных идей |
Объект оценки (предметный результат) | Идея изменений в сюжете |
Уровень сложности | 2 |
Формат ответа | Задание с развернутым ответом |
Критерии оценивания | Адекватность ответа заданию 2 балла Оригинальность 1 балл Полное соответствие заданию 3 балла |
Перед Вами изображение из Радзивиловской летописи
Убийство Игоря по приказу князя Мала у города Искоростеня
Напишите диалог, который мог бы состояться между князем Игорем и древлянским князем Малом.
К первому заданию
Чек-лист задания в формате PISA по креативному мышлению | |
Область содержания(содержательная область оценки) | Креативное самовыражение |
Контекст | Образование |
Компетентностная область оценки | Выдвижение креативных идей |
Объект оценки (предметный результат) | Идея изменений в сюжете |
Уровень сложности | 2 |
Формат ответа | Задание с развернутым ответом |
Критерии оценивания | Адекватность ответа заданию 2 балла Оригинальность 1 балл Полное соответствие заданию 3 балла |
Ко второму заданию
Чек-лист задания в формате PISA по креативному мышлению | |
Область содержания(содержательная область оценки) | Креативное самовыражение |
Контекст | Образование |
Компетентностная область оценки | Уточнение и совершенствование идеи. |
Объект оценки (предметный результат) | Идея изменений в сюжете |
Уровень сложности | 2 |
Формат ответа | Задание с развернутым ответом |
Критерии оценивания | Адекватность ответа заданию 2 балла Оригинальность 1 балл Полное соответствие заданию 3 балла |
Финансовая грамотность
Грамотность в области финансов подразумевает, что учащиеся знакомятся с основными понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия.
Для того чтобы освоить этот вид грамотности, учитель должен смоделировать для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.
Тема: «Способы и формы сбережений» 8 класс
Задача1.
Наталья Николаевна – пенсионер. Пенсию ей приносит почтальон. Внук пенсионерки предложил перевести пенсию на банковскую карту, так как, пользуясь ею, Наталья Николаевна может немного улучшить свое финансовое положение.
По телевизору шла реклама двух банков: N и Z. В банке N обслуживание карты для пенсионеров бесплатное, при этом за покупки не начисляется кэшбек. В банке Z обслуживание карты стоит 100 руб для всех клиентов, и можно выбрать 2 категории – 1% на все покупки и 2% на покупки в аптеках. Наталья Николаевна 1 раз в месяц покупает лекарства на сумму 5 тыс руб и каждую неделю покупает продукты на 2 тыс руб.
Услугами какого банка выгодно пользоваться и почему?
Чек-лист задания в формате PISA по финансовой грамотности | |
Область содержания | Планирование и управление финансами |
Контекст | Дом и семья |
Компетентностная область оценки | Анализ информации в финансовом контексте |
Объект оценки (предметный результат) | Необходимо подсчитать, наиболее оптимальное использование банковской карты |
Уровень сложности | 3 |
Формат ответа | Задание с открытым ответом |
Критерии оценивания | Ответ: Выгодно пользоваться картой банка Z 5000 руб – с этой покупки пенсионер получит кэшбек 100 руб, 2 тыс руб х 4= 8 тыс руб, с этой суммы будет кэшбек 80 руб. 100+80=180 180-100= 80 руб – каждый месяц пенсионер будет получать дополнительно, если будет использовать карту банка Z Полный ответ -2 балла Частично верный -1 балл Неверный ответ-0 баллов |
Глобальные компетенции
Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач.
Развитию данной компетенции способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ученикам предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем.
Тема: «Глобальные проблемы современности и возможности их решения» 6 класс
Прочитайте текст и выполните задание:
Пластик-убийца.
В Сахалинской области волонтеры-спасатели освободили 105 морских котиков, запутавшихся в пластиковом мусоре. Таковы итоги экспедиции, которая на протяжении трех последних лет оказывает помощь травмированным животным на острове Тюлений. Здесь находится крупнейшее на Дальнем Востоке репродуктивное лежбище сивучей. Популяция этих млекопитающих примерно 1-2% страдают от пластикового мусора, наматывающегося на их тела: прочный, но гибкий пластик сетей и упаковок врезается им в шею и постепенно начинает душить.
- Какие из перечисленных утверждений являются верными
Утверждения | Выбери | |
Да | Нет | |
О. Тюлений является основным местом пребывания сивучей. | ||
На жизнь морских обитателей о. Тюлений человек не оказывает никакого влияния. | ||
Пластиковый мусор вредит не только морским растениям, но не животным. | ||
Деятельность волонтеров-спасателей не играет никакой роли в деле увеличения популяции сивучей. | ||
На протяжении пяти лет экспедиция волонтеров-спасателей оказывает помощь пострадавшим животным | ||
Сивуч или северный морской лев – самый крупный вид в семействе ушастых тюленей. Относится ко второй категории животных, то есть к тем, численность которых сокращается. В России сивучи начали заметно исчезать в 1890-1990 годах – со 115 000 до 15 000 особей. Согласно последним данным, их популяция в водах РФ составляет около 20 000. Данный вид млекопитающих занесен в Красную книгу РФ.
Какая причина заставила человека занести сивуча в Красную книгу?
Выберите верное утверждение.
А) Больше некого было заносить в Красную книгу.
Б) Истребление местным населением.
В) Загрязнение человеком среды обитания сивуча.
Г) Человек сохраняет среду его обитания.
К первому заданию
Чек-лист задания в формате PISA по глобальным компетенциям | |
Область содержания | Человек и природа |
Контекст | Общественная жизнь |
Объект оценки | Оценивать действия для предотвращения последствий. |
Компетентностная область оценки | Умение работать с информацией |
Уровень сложности | 2 |
Формат ответа | Задание с комплексным множественным выбором |
Критерии оценивания | Указаны ответы в такой последовательности «да-нет-да-нет-нет»-2 балла Допущена одна ошибка -1 балл Выбран другой вариант ответа или ответа нет-0 баллов |
Ко второму заданию
Чек-лист задания в формате PISA по глобальным компетенциям | |
Область содержания | Человек и природа |
Контекст | Общественная жизнь |
Объект оценки | Указывать причины существования проблемы. |
Компетентностная область оценки | Умение работать с информацией |
Уровень сложности | 1 |
Формат ответа | Задание с выбором ответа. |
Критерии оценивания | Ответ:В Полный ответ -1 балл Неверный ответ-0 баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задание по функциональной грамотности в 6 классе.
Данный материал по функциональной грамотности хорошо использовать на уроках литературы при изучении рассказа "Конь с розовой гривой" В.П.Астафьева....
Урок английского языка по теме «Sport in my Life» для 8 класса к УМК «English-8» под ред. Кузовлева В.П. (с использованием заданий на функциональную грамотность)
Данная разработка является учебным материалом к уроку английского языка по теме «Are you fond of sport?» (Unit 4) для 8 классов общеобразовательных учреждений, которые изучают английский я...
Разработка заданий по функциональной грамотности (для 6-7 класса)
В наши дни под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем ...
Методические разработки заданий по функциональной грамотности
В данной методической разработке представлены задания по функциональной грамотности, которые могут быть использованы на уроках географии в 8 классе....
Задания по функциональной грамотности для учащихся 8 класса по комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя
Подойдет для уроков изучения комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя. Задания с описанием критериев....
Контрольная работа по русскому языку для 9 класса с использованием заданий по функциональной грамотности
Представлен вариант контрольной работы по русскому языку с использованием заданий по функциональной грамотности, ее можно провести по итогам полугодия....
Банк заданий по функциональной грамотности
Банк заданий по формированию ФГ для работы на уроке и внеурочной деятельности...