Задания по функциональной грамотности для учащихся 8 класса по комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя
методическая разработка по литературе (8 класс)
Подойдет для уроков изучения комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя. Задания с описанием критериев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_po_chit_gram_na_urokah_literatury.docx | 411.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания на формирование читательской грамотности восьмиклассников при изучении комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Источник: Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2017.
1 задание.
Подходит для этапа мотивации на первом уроке, посвященном комедии «Ревизор».
Ученикам выдает билет в театр. Применяем технологию ориетировочно-поискового чтения, чтобы заострить внимание школьников на конкретных объектах:
А) на какое событие вас приглашает билет? (на комедию «Ревизор»)
Б) в каком городе состоялась постановка пьесы? (В Санкт-Петербурге)
В) кто автор пьесы? (Н.В. Гоголь)
Г) к какому жанру относится пьеса? (комедия)
Д) как называется театр, в котором прошло представление пьесы? (Александринский театр)
Е) в каком году прошла постановка комедии, на которую приглашает этот билет? (1836 год)
Вопрос: Какая по счету постановка пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор» прошла в Александринском театре Санкт-Петербурга? Свой ответ обоснуйте, опираясь на информацию в билете.
Ответ: Первая постановка, так как в билете говорится о премьере пьесы.
(Красным выделены слова, которые обязательно должны содержаться в ответе)
Характеристика задания: Содержательная область оценки: чтение для личных целей (художественная литература) Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию. Объект оценки: устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) Тип текста: несплошной (билет) Уровень сложности: средний Формат ответа: задание с развернутым ответом |
Задание 2 (комплексное)
Подходит для этапа закрепления знаний при работе с образом города, в котором разворачивается действие комедии «Ревизор».
Задание: Представьте, что вы находитесь на экскурсии в городе, описанном Н.В. Гоголем в комедии «Ревизор». Выберите открытку, которая отражает городской пейзаж, и отправьте своему другу (подруге) по почте открытку с описанием особенностей города, поразивших вас. Особенности нужно сформулировать с помощью следующей формулировки «В этом городе меня поразили …, …, …, …, …, … . На месте пропусков нужно вписать имена существительные в форме И.п.
1 открытка
2 открытка
Ответ: В этом городе меня поразили опустошенность, разруха, уныние, мрачность, провинциальность, уединенность, заурядность, неразвитость, отсталость, запущенность, убогость и другие слова из похожих семантических групп, подходящих под описание изображенного Гоголем города N.
Учащиеся должны правильно оформить открытку, указав получателя, его адрес и индекс (можно вымышленный). Образец заполнения можно вывести на экран через мультимедийный проектор, оформить на доске или распечатках.
Характеристика задания: Содержательная область оценки: чтение для личных целей (художественная литература) Компетентностная область оценки: а) использовать информацию при решении разнообразных учебных и житейских задач; б) интегрировать и интерпретировать информацию. Объект оценки: а) использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний; б) понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение) Тип текста: смешанный Уровень сложности: высокий Формат ответа: задание с развернутым ответом |
Задание 3.
Подойдет для этапа актуализации знаний.
Задание: Установите соответствие между персонажем, цитатой, в которой раскрывается какая-либо особенность, присущая этому персонажу, и его должностным положением в городе N, представленными в таблице 1. Внесите ответы в таблицу 2, используя заглавные и строчные буквы.
Таблица 1
Персонаж | Цитата | Должность |
1. Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин | А. «…взятки берут все, и чем выше чин, тем больше взятка». «К нам едет ревизор». «Да если проезжающий чиновник будет спрашивать службу, довольны ли, чтоб отвечали «Всем довольны, Ваше Благородие!» А который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия!» | а) Почтмейстер |
2. Хлопов Лука Лукич | Б. «Толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив». «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет…». | б) Городничий |
3. Артемий Филиппович Земляника | В. «…, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову дает вес». «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем другое дело». | в) Судья |
4. Шпекин Иван Кузьмич | Г. «Я не знаю, как могло начальство поверить ему такую должность: он хуже, чем якобинец, и такие внушает юношеству неблагонамеренные правила, что даже выразить трудно». | г) Попечитель богоугодных заведений |
5. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский | Д. «Удивительное дело, господа! Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор. Совсем не ревизор – я узнал это из письма…». «…точь‑в‑точь департаментский сторож Михеев; должно быть, также, подлец, пьет горькую…» | д) Смотритель училищ |
Таблица 2
Персонаж | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Цитата | |||||
Должность |
Ответ:
Персонаж | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Цитата | В | Г | Б | Д | А |
Должность | в | д | г | а | б |
Характеристика задания: Содержательная область оценки: чтение для личных целей (художественная литература) Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста Объект оценки: оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора Тип текста: несплошной (таблица) Уровень сложности: средний Формат ответа: задание на установление соответствия (несколько групп объектов) |
МБОУ «Золотковская ООШ», учитель русского языка и литературы Бляшева Анна Игоревна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 8 класса
Комплекс заданий для формирования и развития функциональной грамотности...
Задания на развитие функциональной грамотности чтения учащихся 8-9 классов
Практический материал...
Задание по функциональной грамотности в 6 классе.
Данный материал по функциональной грамотности хорошо использовать на уроках литературы при изучении рассказа "Конь с розовой гривой" В.П.Астафьева....
Урок английского языка по теме «Sport in my Life» для 8 класса к УМК «English-8» под ред. Кузовлева В.П. (с использованием заданий на функциональную грамотность)
Данная разработка является учебным материалом к уроку английского языка по теме «Are you fond of sport?» (Unit 4) для 8 классов общеобразовательных учреждений, которые изучают английский я...
«Выполнение задания части С в региональных диагностических работах и проблема функциональной грамотности учеников 6 классов»
Презентация содержит анализ заданий части С в материалах РДР 2021-2022 учебного года по английскому языку....
Задания на развитие функциональной грамотности у учащихся на уроках истории
Задания по формированию читательской и коммуникативной грамотности на уроках истории и обществознания ...
Разработка заданий по функциональной грамотности для учащихся 6-8 кл
Задания по функциональной грамотности предназначены для учащихся 6-8 классов...