Задание по функциональной грамотности в 6 классе.
методическая разработка по литературе (6 класс)
Данный материал по функциональной грамотности хорошо использовать на уроках литературы при изучении рассказа "Конь с розовой гривой" В.П.Астафьева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задание по функциональной грамотности на уроках литературы в 6 классе | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
БЛАНК ОТВЕТОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Класс:______6_______
Автор и произведение/источник текста: _____В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой».
Рассказ.
Текст.
Бабушка ещё долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, била себя руками по бёдрам, плевалась, а я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседский дом.
Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами – ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни.
Весною левонтьевское семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой всё это постепенно исчезало в утробе русской печки, раскорячившейся посреди избы.
Танька левонтьевская так говаривала, шумя беззубым ртом, обо всём ихнем заведенье:
– Зато как папа шурунёт нас – бегишь и не запнёшша!
Сам дядя Левонтий в тёплые вечера выходил на улицу в штанах, державшихся на единственной медной пуговице с двумя орлами, и в бязевой рубахе вовсе без пуговиц. Садился на истюканный топором чурбак, изображавший крыльцо, курил, смотрел, и если моя бабушка корила его в окно за безделье, перечисляла работу, которую он должен был, по её разумению, сделать в доме и вокруг дома, дядя Левонтий только благодушно почёсывался:
– Я, Петровна, слободу люблю! – И обводил рукою вокруг себя: – Хорошо! Как на море! Ништо глаз не угнетат!
Дядя Левонтий плавал когда-то по морям, любил море, а я любил его. Главная цель моей жизни была – прорваться в дом Левонтия после его получки. Сделать это не так-то просто. Бабушка знает все мои повадки.
– Нечего куски выглядывать! – гремела она. – Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане – вошь на аркане.
Но если мне удаётся ушмыгнуть из дома и попасть к левонтьевским, то уж всё: тут уж я окружён бываю редкостным вниманием, тут мне полный праздник.
– Выдь отсюдова! – строго приказывал пьяненький дядя Левонтий кому-нибудь из своих парнишек. И пока кто-либо из них неохотно вылезал из-за стола, пояснял детям это действие уже обмякшим голосом: – Он сирота, а вы всё ж при родителях! – И, жалостно глянув на меня, тут же взрёвывал: – Мать-то ты хоть помнишь? – Я утвердительно кивал головой, и тогда дядя Левонтий горестно облокачивался на руку, кулачищем растирал по лицу слёзы, вспоминал: – Бадоги с ней вместе год кололи-и-и! – И совсем уж разрыдавшись: – Когда ни придёшь… ночь, полночь… «Пропа… пропащая ты голова, Левонтий!» – скажет и… опохмели-и-ит…
Тут тётка Васеня, ребятишки дяди Левонтия и я вместе с ними ударялись в рёв, и до того становилось жалостно в избе, и такая доброта охватывала людей, что всё-всё высыпалось и вываливалось на стол, и все наперебой угощали меня и сами ели уж через силу.
Поздно вечером либо совсем уж ночью дядя Левонтий задавал один и тот же вопрос: «Что такое жисть?!», после чего я хватал пряники, конфеты, ребятишки левонтьевские тоже хватали что попало под руки и разбегались кто куда. Последней ходу задавала Васеня. И бабушка моя «привечала» её до
утра. Левонтий бил остатки стёкол в окнах, ругался, гремел, плакал.
.
Компетентностная область оценки: читательские действия, проверяющие разные умения | Типы заданий | Формулировка задания | Ответ |
1) умение находить информацию (представленную как в явном, так и в неявном виде), извлекать информацию из текста | 1. Задания на выбор всех правильных ответов. | Какие аргументы приводила бабушка рассказчику, не пуская его к левонтьевским ? Отметьте ВСЕ правильные ответы. А. Она считала, что эта семья в затруднительном материальном положении. Б. Рассказчик может перенять нежелательный опыт от детей Левонтия. В. Рассказчик может пострадать от рук “пьяненького дяди Левонтия” Г. Бабушка опасалась, как бы внука не усыновили соседи. Д. Бабушка не хотела, чтобы внук узнал правду о своей покойной матери. | А |
2. Задания с развёрнутым ответом. | Какие чувства испытывал главный герой, когда ему удавалось попасть в дом соседей? Найдите и выпишите из текста слова, которые предают эти чувства героя. | «тут уж я окружён бываю редкостным вниманием, тут мне полный праздник» | |
3. Задания с развёрнутым ответом. | Почему дядя Левонтий без всякого интереса относятся к домашним делам, что главный герой говорит об этом? Найдите и выпишите из текста реплику дяди Левонтия , которая это объясняет. | . – Я, Петровна, слободу люблю! – И обводил рукою вокруг себя: – Хорошо! Как на море! Ништо глаз не угнетат! | |
2) умение интегрировать и интерпретировать информацию | 1.Задания с развёрнутым ответом. | Как главный герой понял, что соседи по-доброму относятся к нему? Запишите свой ответ. | “Тут тётка Васеня, ребятишки дяди Левонтия и я вместе с ними ударялись в рёв, и до того становилось жалостно в избе, и такая доброта охватывала людей, что всё-всё высыпалось и вываливалось на стол, и все наперебой угощали меня и сами ели уж через силу”. |
2. Задания на выбор всех правильных ответов. | Почему в конце разговора мальчик с остальными домочадцами соседей всё-таки вынужден бежать из дома? Отметьте ОДИН правильный ответ.
А Мальчик не смог ответить.на вопрос: «Что такое жисть?!», Б. Левонтий бил остатки стёкол в окнах, ругался, гремел, плакал. В. Герои таким образом выразили признательность за доброту дяди Левонтия. Г. Бабушка застала его на месте “преступления”. | Б | |
3. Задания на выбор всех правильных ответов. | Автор повествует о своем детстве в далёкой сибирской деревне. Как ему удалось передать атмосферу времени и пространства в произведении? Отметьте ВСЕ правильные ответы.
А. Автор в художественный стиль речи включает лексику, ограниченную в употреблении. Б. Автор с помощью описания интерьера, портретной характеристики раскрывает характеры , быт, особенности взаимоотношений людей той эпохи. В. Автор дает подробное описание пейзажа.. Г.Автор рассказывает о выдающихся личностях Сибири.
| АБ | |
3) умение осмыслять и оценивать форму и содержание текста (информации в тексте) | 1. Задания на выбор всех правильных ответов. | Что изменилось бы, если бы рассказ был написан НЕ от первого лица? Отметьте ОДИН правильный ответ.
А. В этом случае из рассказа исчезло бы ощущение достоверности происходящего Б. Было бы неясно, кто именно главный герой. В. Повествование стало бы менее эмоциональным. Г. Нужно было бы ввести дополнительные персонажи, для ясности. | А |
2. Задания с развёрнутым ответом. | Ирония -это скрытая насмешка. С какой целью автор использует (приведите хотя бы один пример) в своем произведении иронию? Запишите свой ответ. | “он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами – ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни.” Автор таким образом раскрывает характеры героев, их индивидуальные черты, а также даёт им свою оценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок английского языка по теме «Sport in my Life» для 8 класса к УМК «English-8» под ред. Кузовлева В.П. (с использованием заданий на функциональную грамотность)
Данная разработка является учебным материалом к уроку английского языка по теме «Are you fond of sport?» (Unit 4) для 8 классов общеобразовательных учреждений, которые изучают английский я...
Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс
Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс...
Разработка заданий по функциональной грамотности (для 6-7 класса)
В наши дни под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем ...
Задания по функциональной грамотности для учащихся 8 класса по комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя
Подойдет для уроков изучения комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя. Задания с описанием критериев....
Контрольная работа по русскому языку для 9 класса с использованием заданий по функциональной грамотности
Представлен вариант контрольной работы по русскому языку с использованием заданий по функциональной грамотности, ее можно провести по итогам полугодия....
Методическая разработка урока английского языка в 8 классе по теме «Спорт» с применением заданий по функциональной грамотности
Технологическая карта урока с приминением заданий по функциональной грамотности...
Задания для формирования функциональной грамотности 5 КЛАСС
Данная разработка составлена по УМК «История Древнего мира » (авторы А.А. Вигасин , Г. И. Годер и И.С. Свенцицкая ) М. « Просвещение» Цель разработки: ра...