Программа по обществознанию для индивидуального обучения ЗПР 6 класс.
рабочая программа по обществознанию (6 класс)

Долгатова Татьяна Анатольевна

Программа учебного предмета Обществознание, предназначена для индивидуальных занятий с учениками ЗПР в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Кемлянская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на методическом объединении

гуманитарного цикла

протокол № 1  от 30.08.2024 г.

                        Долгатова Т. А.

Утверждаю:

Приказ № 90 от 30.09.24г.

Директор_____________Т. П. Шестакова

Согласовано с заместителем директора по УВР

                        Горшкова О. А.

Адаптированная рабочая программа  

Учебного предмета

Обществознание

 

6 класс

                                                                 

            Составитель:

                                             Долгатова  Татьяна Анатольевна,

                                                учитель истории и обществознания

с. Кемля – 2024 г.

1.Пояснительная записка

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

       Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена тема «Нравственные основы жизни».

      Особенности рабочей программы

Программа составлена с учётом специфики обучающихся с ЗПР – вариант 7.1. Для данной категории обучающихся характерны: Незрелость эмоционально-волевой сферы:

1. Сниженный уровень познавательной деятельности;

2. Недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий;

3. Отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;

4. Совершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;

5. Отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;

6. Трудности при составлении письменных ответов. У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность.

В программе так же учтены различные приёмы и формы работы на уроке: задания с опорой на несколько анализаторов, дозировка учебного материала, поэтапная информационно-коммуникативных технологий. Данный вид работы является наиболее эффективным при изучении нового материала, а также для восполнения пробелов в знаниях обучающихся с задержкой психического развития.

      Особенности использования педагогических технологий

Психологические особенности школьников классов с задержкой психического развития: замедленный темп формирования обобщённых знаний,

интеллектуальная пассивность детей,

повышенная утомляемость в процессе интеллектуальной деятельности.

С учётом этих особенностей намечены пути обучения:

- обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучения нового материала)

- обучение с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих положений

 - обучение с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой    - показ приёмов решения

 - постепенное сокращение помощи со стороны

 - постепенное повышение трудности заданий

 -постоянное уделять внимания мотивационно-занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов

     Особенности коррекционного обучения

У обучающихся с ЗПР – вариант 7.1 наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий. Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования.

Учебная и мыслительная деятельность учащихся ЗПР вариант 7.1 характеризуются инертностью и малоподвижностью. Для них характерны общие признаки отставания в учебной деятельности: неумение сделать опосредованный вывод, осуществлять комбинацию знаний для применения в новой ситуации; оценить из нескольких заданий самое легкое и самое трудное.

Ученики ЗПР вариант 7.1 - дети с пониженной обучаемостью. Работоспособность таких детей зависит от характера выполняемых заданий. Они не могут долго сосредотачиваться на выполнении мыслительных заданий, чем активнее они включаются в работу, тем скорее утомляются. При напряженной мыслительной деятельности, учащиеся не могут сохранять достаточную работоспособность в течение всего урока. Если же поставленные задачи не требуют большого мыслительного напряжения (выписывание, действия по шаблону и т.д.), дети могут оставаться работоспособными до конца урока. Большое влияние на работоспособность имеют внешние факторы: интенсивная деятельность на предшествующих уроках; наличие отвлекающих факторов: шум, появление посторонних в классе; переживание или ожидание кого-либо значимого для ребенка события.

Ранее уже отмечалось неумение самостоятельно организовать свою работу, отсутствие навыков самоконтроля и самопроверки обучающихся ЗПР вариант7.1.Их отличает слабая самоорганизация; неумение управлять собственными психическими процессами (внимания, памятью), нежелание думать о последствиях событий, формальное усвоение знаний. Такие дети всячески стремятся избежать умственной работы и ищут различные обходные пути, освобождающие их от необходимости активно мыслить. В результате появляется так называемая "систематическая, интеллектуальная недогрузка", которая приводит к значительному снижению умственного развития.

Большое влияние на успешность обучения и поведение каждого учащегося имеют личностные отношения как с взрослыми (учителями), так и со сверстниками.

       Общие рекомендации по учету особенностей учащихся ЗПР вариант 7.1

Планируя и осуществляя работу в 6 классе, решаем коррекционно-развивающие задачи, а именно,

1. Целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации в школьных условиях, при дальнейшем профессиональном обучении и в трудовой деятельности;

2. Формирование устойчивой учебной мотивации;

3. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности, самостоятельности, познавательной активности;

4. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: зрительного анализа; пространственной, количественной и временной ориентации, координации в системе глаз-рука;

5. Формирование до необходимого уровня и последующее развитие учебных умений, как общедеятельностных (умения выделять и осознавать учебную задачу, строить гипотезу решения, план деятельности, выбирать адекватные средства деятельности, осуществлять самоконтроль и самооценку), так и интеллектуально-перцептивных (умения вычленять и логически перерабатывать на основе анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения информацию, воспринимаемую зрительно и на слух из различных источников знаний);

6. Обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего сознательно воспринимать учебный материал.

     Основными методами обучения учащихся ЗПР вариант 7.1 являются объяснительно - иллюстративный и репродуктивный методы. Для активизации мыслительной деятельности частично использовать метод проблемного изложения и некоторые элементы развивающего обучения.

Основной тип урока - комбинированный, на котором ставится сразу несколько дидактических целей. Новый материал "подавать малыми порциями", предваряя его повторением ранее изученного, и закреплять, используя разные виды деятельности учащихся: на каждом уроке ученики слушают, читают, пишут, говорят.

Важное место в познавательной деятельности учащихся - работа с книгой и работа с тетрадью.

Для учащихся с ЗПР, имеющих малый объем памяти, умение работать с учебной и справочной литературой важно не только для успешного усвоения школьной программы, но и для последующего успешного обучения, подготовки к профессиональной деятельности.

Домашние задания к каждому уроку небольшие по объему и не требующими усиленной мыслительной работы: заучить основные даты и события, понятия и определение; выписать из учебника задания и выполнить, начертить таблицу и заполнить с пояснениями, кратко пересказать, и т.д. По желанию, учащимся предлагаются задания творческого характера - написание рефератов на темы, связанные с историей науки, практического применения ее достижений (т.е. описательного характера), составление кроссвордов и т.д.

    Место учебного предмета «Обществознание» в базисном учебном (образовательном) плане

В соответствии с базисным учебным планом предмет «Обществознание» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на уровне основного общего образования. Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5(6)по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения из расчета 35 часа в год составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

     Адаптированная образовательная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

     В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

При этом как на уровне основного общего образования, так и в старших классах изучение обществознания должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие обучающихся, использование потенциала общественных наук для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

     Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию

        В соответствии с ФГОС ООО результаты обучения обществознанию, как и других школьных предметов, условно подразделяются на личные, метапредметные и предметные. Обществознание, как интегративный предмет социального характера обладает уникальным потенциалом для достижения большинства личных и метапредметных результатов обучения, выделенных ФГОС.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль туре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Метапредметные результаты

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение.

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • Распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
  • характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим;  
  • Оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
  • Различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
  • Применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
  •  Выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
  • Характеризовать глобальные проблемы современности;
  • Раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
  • Называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;

Ученик получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.
  • характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
  • показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.

Содержание учебного предмета.

№ п/п

Наименование разделов.

Количество часов

1

Введение

1

2

Человек в социальном измерении

14

3

Человек среди людей

11

4

Нравственные основы жизни

8

Итого

34

  1. Введение (1 ч)

Вводный урок. Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.

    2. Человек в социальном измерении (14 часов)

Человек-личность. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Человек познает мир. Понятие человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

Потребности человека. Потребности человека- биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность. Учимся узнавать и оценивать себя. Учимся правильно организовывать свою деятельность. Учимся размышлять.

     3. Человек среди людей (11 часов)

Межличностные отношения. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение. Общение-форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Практикум по теме «Человек среди людей». Я и мои знакомые, приятели, товарищи, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Как получить удовольствие от общения. Как побелить обиду.

    4. Нравственные основы жизни (8 часов)

Человек славен добрыми делами. Человек славен добрыми делами. Доброе-значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость. Страх-защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм-уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается поддержке.

Практикум по теме «Нравственные основы жизни». Гуманизм и человечность вокруг нас. Они победили страх. Спешите делать добро.

 

п/п

Наименование разделов и тем

Коли-чество часов

Дата проведения

Примечания

Плани-руемая

Факти-

ческая

Обществознание

34

1

Введение.

1

2.1

Человек в социальном измерении

14

2.2

Человек - личность

1

2.3

Человек - личность

1

2.4

Человек познаёт мир

1

2.5

Человек познаёт мир

1

2.6

Учимся познавать и оценивать себя

1

2.7

Человек и его деятельность

1

2.8

Человек и его деятельность

1

2.9

Учимся правильно организовывать свою деятельность

1

2.10

Потребности человека

1

2.11

Потребности человека

1

2.12

Учимся размышлять

1

2.13

На пути к жизненному успеху

1

2.14

Практикум

1

3

Человек среди людей

11

3.1

Межличностные отношения

1

3.2

Межличностные отношения

1

3.3

Учимся взаимодействовать с окружающими

1

3.4

Человек в группе

1

3.5

Человек в группе

1

3.6

Учимся совместно всей группой делать полезные дела

1

3.7

Общение

1

      3.8

Учимся общаться

1

 3.9

Конфликты в межличностных отношениях

1

3.10

Учимся вести себя в ситуации конфликта

1

3.11

Практикум

1

4

Нравственные основы жизни

8

4.1

Человек славен добрыми делами

1

4.2

Человек славен добрыми делами

1

4.3

Учимся делать добро

1

4.4

Будь смелым

1

4.5

Будь смелым

1

4.6

Учимся побеждать страх

1

4.7

Человек и человечность

1

4.8

Практикум

1

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: 1.Обществознание. 6 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений (Л.Н.Боголюбов) и др. Издательство М: «Просвещение», 2013 г.2.Иванова Л.Ф.Обществознание.6 класс. Рабочая тетрадь для учащихся.3.Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс, поурочные разработки к учебнику (пособие для учителей)

Материально-техническое обеспечение учебного процесса (имеется в наличии)

Дополнительная литература для учителя:

1. Обществознание.6 класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф. – М.: Просвещение, 2014

2. Маленкова, Л. И. Человековедение: программа и методические материалы для школьного педагога. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

3. Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: книга для учителя: в 2 т. - М.: Реал-А, 2000. - Т. 1.

4. Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. -- М., 2008.

5. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. -- СПб., 2001.

Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. -- М., 2007

Дополнительная литература для учащихся:

- «Я взрослею», сборник материалов для практикумов по обществознанию 5-6 класс, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.

Медиаресурсы:

- Обществознание. Электронное приложение к учебнику по ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой

- Компьютерные презентации по темам курса обществознание.

Ресурсы Интернета:

- http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов

- http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы

- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Список литературы

- Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс.- М: Просвещение, 2012;

- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы;

- Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 6 класс, М.: Просвещение, 2012;

- Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории для индивидуального обучения с обучающимся 7 класса

Программа разработана для обучения на дому обучающихся 7 класса специальной корркционной школы VIII вида....

рабочая программа по математике для индивидуального обучения на дому ученика 11 класса

Рабочая программа индивидуального обучения на дому ученика 11 класса составлена из расчета 85 часов в год (раздел "Алгебра" 51 час, раздел "Геометрия" 34 часа) к УМК Алимова Ш.А. и Атанасяна Л.С....

программа по информатике для индивидуального обучения,7 класс

программа рассчитана на один год обучения....

Рабочая программа по физике для индивидуального обучения 7 класс по учебнику А,В,Перышкин

Рабочая программа по физике для индивидуального обучения  7 класс  по учебнику А,В,Перышкин, Программа адаптирована для учащихся с ОВЗ...

Рабочая программа по истории для индивидуального обучения 5 класс

Рабочая программа по истории для индивидуального обучения 5 класс (к учебнику В.О.Нинишин, А.В.Стрелков, О.В.Томашевич, Ф.А.Михайловский Всеобщая история История Древнего мира издательство "Русск...

Рабочая программа по физике для индивидуального обучения (7 класс).

Предмет: физика.          Класс: 7.          ФИО учащегося:...