Налоги и их роль в жизни семьи
методическая разработка по обществознанию (10 класс)
1.2 Аннотация
Урок «Налоги и их роль в жизни семьи» соответствует программе учебного курса внеурочной деятельности Функциональная грамотность и направлен на позитивное изучение темы налоги в Российской Федерации, каким образом облагаются налогами доходы граждан и их имущество, как государство распоряжается средствами, полученными от сбора налогов. В условиях функционирования смешанной экономики, основанной на рыночных механизмах, каждая российская семья ставит своей целью удовлетворение как можно большего спектра потребностей на качественном уровне, увеличение доходов, создание сбережений, но дефицит финансовой грамотности не позволяет рационально распоряжаться своими доходами, вести семейный бюджет, правильно оценивать финансовые риски.
Изучая материал урока, учащиеся имеют возможность в процессе самостоятельной исследовательской деятельности и выполнения творческих заданий понять, как принимать решения в повседневной жизни выступая в качестве покупателя или налогоплательщика. Знания, полученные в результате изучения темы, приводят к пониманию, что налоги, уплачиваемые в бюджет, необходимы государству для решения социальных проблем, то есть полезны любой семье. Итогом работы учащихся на уроке является решение творческих заданий, которые формируют позитивное отношения к налогам, вносят понимание взаимосвязи гражданина и государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Налоги и их роль в жизни семьи | 33.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Петербургский урок» в 2023-2024 учебном году
1.1 Информационный лист участника Фестиваля
Участник Фестиваля: Головко Лариса Владимировна, учитель истории и обществознания.
ОО: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №429 Петродворцового района Санкт-Петербурга им. Героя Российской Федерации М.Ю. Малофеева
Контакты: +79219505806, почта larisaglvk@gmail.com
Стаж педагогической деятельности 20 лет
Номинация «Успешные педагогические практики проведения внеурочных занятий в 5-11 классах».
Подноминация «Формирование функциональной грамотности: лучшие педагогические практики».
Название методической разработки: «Налоги и их роль в жизни семьи».
1.2 Аннотация
Урок «Налоги и их роль в жизни семьи» соответствует программе учебного курса внеурочной деятельности Функциональная грамотность и направлен на позитивное изучение темы налоги в Российской Федерации, каким образом облагаются налогами доходы граждан и их имущество, как государство распоряжается средствами, полученными от сбора налогов. В условиях функционирования смешанной экономики, основанной на рыночных механизмах, каждая российская семья ставит своей целью удовлетворение как можно большего спектра потребностей на качественном уровне, увеличение доходов, создание сбережений, но дефицит финансовой грамотности не позволяет рационально распоряжаться своими доходами, вести семейный бюджет, правильно оценивать финансовые риски.
Изучая материал урока, учащиеся имеют возможность в процессе самостоятельной исследовательской деятельности и выполнения творческих заданий понять, как принимать решения в повседневной жизни выступая в качестве покупателя или налогоплательщика. Знания, полученные в результате изучения темы, приводят к пониманию, что налоги, уплачиваемые в бюджет, необходимы государству для решения социальных проблем, то есть полезны любой семье. Итогом работы учащихся на уроке является решение творческих заданий, которые формируют позитивное отношения к налогам, вносят понимание взаимосвязи гражданина и государства.
1.3. Описание успешной педагогической практики.
Описываемая педагогическая практика соответствует занятию из модуля «Человек и государство, как они взаимодействуют» по программе внеурочной деятельности Функциональная грамотность в 11 классе.
Автор разработки урока: Головко Лариса Владимировна, учитель истории и обществознания.
Педагогические условия реализации данной практики соответствуют требованиям современных стандартов и готовят учащихся к деятельности в высокотехнологичном, постоянно меняющемся мире. На уроке формируются общие компетенции, навыки самостоятельного и творческого мышления, умение действовать в нестандартных ситуациях, работать с информацией, учиться и работать в команде.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока:
Познакомить учащихся с понятием налога, видами налогов в РФ, структурой налога, функциями налогов в современной РФ их значением в жизни общества. Сформировать положительное эмоциональное отношение к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.
Задачи урока:
Обогатить знания обучающихся экономическими понятиями, позволяющими лучше осмыслить экономические реалии;
Продолжить формирование умений выбора решений и высказывания своих мыслей на заданную тему;
Совершенствование умений анализировать, сравнивать и обобщать информацию.
Планируемый результат:
Личностные
Способность учащихся к социально-критическому мышлению, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.
Метапредметные
Учащиеся смогут давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
Познавательные
Способность учащихся работать с нормативными документами, сравнивать различные виды налогообложения.
Данная практика включает в себя следующие этапы:
1.Организационный этап
Вступительное слово преподавателя, организует подготовку класса к уроку, активизирует внимание учащихся на теме урока.
2. Этап проверка, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Учитель настраивает на изучение новой темы, учащиеся вспоминают понятия предыдущей темы, ученики дают ответы на вопросы учителя, начинается совместная работа.
3. Этап постановки целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Открытие новых знаний.
Совместно ставим цели к уроку, важно проговорить цели вместе с учащимся, убедится, что понятен «фронт работ» . Учитель подводит к мысли о том, что налоги являются важнейшим инструментом для достижения разных экономических функции государства, слушает ответы учащихся на поставленные вопросы, учащиеся формируют навыки выполнения заданий по новой теме, изучают материал.
4. Этап первичного закрепления.
Учащиеся выполняют творческое – исследовательское задание. Отвечают на вопросы задания, закрепляют понятия принципов налогообложения.
5. Этап творческого применения и добывания знаний в новой ситуации (проблемное задание).
Учащиеся работают с таблицей основных элементов налога, самостоятельно приводят примеры, обсуждают результаты. Изучают шкалу налогообложения в РФ, знакомятся с новой редакцией (ст. 224 НК РФ) о налоговой ставке, в каких размерах устанавливается, делают выводы на основе информации.
6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7. Рефлексия деятельности.
Для закрепления изученного материала учитель предлагает выполнение заданий по теме.
Описание примеров применения данной практики
1.Организационный этап
Наша сегодняшняя тема - налоги, теперь-то мы разберемся, за что мы должны платить, а за что - нет!
2. Проверка, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Вспомните источники финансирования бизнеса!- Какие мы видим перед собой источники (внутренние и внешние)
Ответ: доходы от собственности. Можно так же обсудить внешние источники
Обязательно укажите ученикам на необходимость повторения материала, если не смогли назвать правильный ответ
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Открытие новых знаний.
Давай ознакомимся с новостью! Комитет Совета федерации по экономической политике направил в правительство законопроект, об отмене налога на доходы физических лиц со сдачи бутылок в переработку.- Кажется ли тебе эта инициатива правильной? - Зачем отменять налог? - А на, чтобы ты, наоборот, повысил налоги? Зачем вообще платить налоги?
Подведите к мысли о том, что налоги является важнейшим инструментом для достижения разных экономических функции государства.
Постановка целей
● Познакомиться с понятием налогов
● Узнать, какие бывают налоги
● Выяснить, каковы функции налогов
● Разобраться в налоговой системе России
Закрепить полученные знания на практике
Проговорить цели вместе с учащимся, убедится, что понятен «фронт работ».
Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц государству.
НК РФ Статья 8. Понятие налога. 1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Перед вами два определения налогов. Так вышло, потому что налоги являются понятием не только экономическим, но и юридическим. Так что для целей изучения экономической сущности налогов, нам достаточно и первого определения, но мы не может игнорировать и легально закреплённый термин.
Очень часто проверяются знания на понимание разницы между прямыми и косвенными налогами. Здесь будет достаточно просто разобраться на примере. Например, с зарплаты мы платим 13%, тут все предельно ясно, но вот когда мы покупаем бутылку шампанского за новогодний стол, мы сами того не ведая платим налоги за производителя! Вот это и есть косвенные налоги, их всего три: акцизы, НДС, таможенные пошлины, их надо знать наизусть!
Наиболее непонятным из косвенных налогов является акциз, давай разберемся с понятием: что же такое акцизы? Как ты думаешь, что это за вредные товары
Акциз — косвенный налог, налагаемый в момент производства на товары массового потребления (табак, вино и так далее) внутри страны...
Производители обязаны платить акцизы Федеральной Налоговой службе на ряд товаров: спиртных напитков, транспортных средств и топлива.
А теперь посмотри список некоторых подакцизных товаров. Чем бы ты обосновал их вредность, почему государство считает правильным повышать на них цену для сокращения потребления за счет акцизов?
Давай познакомимся с уровнями налогообложения в нашей стране. Россия - страна большая и крайне разношерстная, поэтому у нас существует аж три уровня налогообложения. Если захочешь проверить, информация актуальная и верная, советую тебе заглянуть в Налоговый кодекс РФ (13, 14, 15 статьи)
Обязательно подчеркните, что этот элемент темы нужно знать наизусть (либо можно выучить региональные и местные налоги и действовать методом исключения)
Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Давайте вспомним, кто такие физические и юридические лица.
Ответ учащихся: физические – граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства. Юридические – организации.
Давайте разберем основные принципы налогообложения.
1.Всеобщность — охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы.
2.Легальность — размер налогов и порядок их взимания законодательно утверждены государством.
3.Справедливость — равенство налогов на доходы рыночных структур. Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода.
4. Определённость и точность налогов — размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам.
5.Удобство взимания налогов для налогоплательщиков —каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения
6.Экономичность (эффективность) — необходимость соблюдения условий, при которых, во-первых, разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим, а во-вторых, тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений.
7Обязательность — неизбежность осуществления платежа
8.Стабильность — устойчивость видов налогов и налоговыхставок во времени.
Можно так же вспомнить, что вообще такое принципы (базовые идеи, которые лежат в основе чего-либо).
4. Первичное закрепление
Задание
В государстве Налогостан налоги взимаются только с людей, достигших возраста 45 лет и не имеющих детей вне зависимости от уровня доходов. Чтобы заплптить налог жители вынуждены приезжать в Центральное управление налоговыми делами (ЦУНД), которое находится в 100 км от столицы. Чтобы попасть в ЦУНД необходимо записаться за две недели через специальные центр.
Какие принципы налогообложения не соблюдаются в Налогостане?
Ответ: Нарушены принципы: Всеобщности (не се платят налоги) Удобства взимания (куда-то надо ехать, да еще так далеко!) И, вероятно, эффективности (сколько стоит содержать отдельное здание и колл-центр?)
5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемное задание)
К основным элементам налога относятся: субъект налога – лицо которое платит налог; объект налогообложения – доход или имущество подлежащее налогообложению; источник налога - доход, из которого уплачивается налог; ставка налога- величина начислений на единицу объекта налога.
Помогите ученику с примерами (например, налог можно установить 10% с зарплаты – это налоговая ставка)
Постарайся привести примеры к каждому элементы налога.
Система налогообложения — определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов юридических и физических лиц в пользу государства
А теперь давай обратимся к такому понятию как шкала налогообложения: как вы понимаете, что это такое? В зависимости от чего государство решает, какую шкалу установить (в зависимости от выбранной экономической и социальной политики).
Шкала может быть следующих видов.
Пропорциональная, или плоская шкала — ставка не зависит от размера налоговой базы
Прогрессивная шкала — ставка возрастает по мере роста налоговой базы
Регрессивная шкала — ставка уменьшается по мере роста налоговой базы
Согласно новой редакции, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах (ст. 224 НК РФ): 13 % — если сумма налоговых баз за налоговый период равна или меньше 5 млн рублей. 650 тыс. рублей и 15 % от суммы налоговых баз, превышающей 5 млн рублей, — если сумма налоговых баз за налоговый период составляет более 5 млн рублей.
Не так давно в налоговое законодательство нашей страны были внесены изменения, и теперь можно назвать налоговую систему прогрессивной, ведь чем больше доход, тем больше будет налог.
Плюсы прогрессивной шкалы:
- Социально справедливо (обеспечивается перераспределение доходов)- увеличение налоговых доходов государство
- За счет низких налогов у беднейших слоев населения увеличивается количество денежных средств, которыми они располагают
Минусы прогрессивной шкалы налогообложения:
- Стимулирует развитие системы выплаты «серых зарплат»,сокрытие доходов
- Снижение стимулов для инвестиций
- Сложно подсчитывать (возрастает нагрузка на налоговые органы)
Плюсы пропорциональной шкалы налогообложения:
В полной мере реализуется принцип равенства
- Простота подсчета размера налогов (снижение нагрузки наналоговые органы)
- Прозрачность системы налогообложения для налогоплательщиков- привлекательность страны для инвестиций и заработков
Минусы пропорциональной шкалы налогообложения:
- не реализуется принцип социальной справедливости
- государственный бюджет не получает достаточный объем налоговых поступлений со сверхдоходов крупных корпораций
- возможно возрастание социальной напряженности за счет значительного налогового бремени бедных слоев населения
Закрепим полученные знания на практике! Выберите верные суждения о налогообложении и запишите цифры, под которыми они указаны
1) Пропорциональное налогообложение означает, что налог зависит от величины дохода.
2) При пропорциональном налогообложении с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких.
3) При прогрессивной системе по мере возрастания дохода увеличивается ставка налога
4) При регрессивном налогообложении семья с меньшими доходам и платит больший процент от своих доходов, чем семья с высокими доходами
5) При регрессивном налогообложении могут взиматься одинаковые ставки налога со всех налогоплательщиков.
Ответ: 34
Функции налогов:
Фискальная — формируют государственный бюджет
• Регулирующая – путём изменения налогообложения решаются важные государственные задачи (например, повышение налогов приводит к повышению пенсий)
• Воспитательная - сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышенных налогов
• Стимулирующая – стимулирует развитие НТР, приток денежных ресурсов в базовые отрасли экономки (например, предприниматель совершенствует производство с целью получения большей прибыли; а если увеличивается прибыль- то растут и налоги)
•Распределительная – перераспределение денежных средств, собранных в госбюджет, между теми или иными группами населения (повышение пенсий, например)
.• Контрольная функция - осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами.
Задание
Помнишь, вначале занятия мы обсуждали с тобой новость о налогах на доход от сдачи бутылок? Какая функция проявилась в данном примере?
Ответ: стимулирующая (отсутствие налогов стимулирует заниматься данной деятельностью)
6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Повторить материал, пройденный на уроке.
7. Рефлексия деятельности.
Закрепим полученные знания на практике.
Выберите верные суждения о налогах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Налоги наполняют государственный бюджет и оплачивают расходы государства.
2) К косвенным налогам относят налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость
3) Налоги направляются на поддержку малообеспеченных слоёв общества за счёт частичного перераспределения средств.
4) Прямые налоги, в отличие от косвенных, носят обязательный характер.
5) Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика.
Ответ: 134
Задание
Борис Михайлович владеет легковым автомобилем и земельным участком и периодически уплачивает соответствующие налоги. Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) 1 см рабочего объёма двигателя – единица налогообложения
Б) легковой автомобиль – объект налогообложения
В) заработная плата – источник уплаты налога
Г) земельный участок – объект налогообложения
Д) Борис Михайлович – субъект налогообложения
Обобщим пройденное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание его роль в жизни школы, семьи, детей.
Реализация системы воспитания в основной школе....
Урок обществознания "Семья, её роль в жизни человека и в обществе" 8 класс
Тема изучена учащимися в 8 и 10 классе. По итогам опроса общественного мнения она названа одной из наиболее интересных тем, т.е. лично значимой, поэтому выбрана учителем в качестве темы дл...
«Роль школы и семьи в приобщении детей и подростков к здоровому образу жизни»
Цель: Определить роль школы и семьи в приобщении детей и подростков к здоровому образу жизни....
Методическая разработка часа общения в 9 классе "Семья и её роль в жизни человека"
Час общения «Семья и её роль в жизни человека»Цели: создание теплой дружеской творческой атмосферы, стимулирование навыков самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности стар...
9 класс Коррекционная школа VIII вида СБО Тема урока: «Российская семья» Цель урока: дать представление о семье, ее роли в жизни человека, выяснить функции сем
9 класс Коррекционная школа VIII вида СБО Тема урока: «Российская семья» Цель урока: дать представление о семье, ее роли в жизни человека, выяснить функции семьи, определить типы семей....
Презентация по Финансовой грамотности 9 класс "Налоги и их роль в жизни семьи"
Презентация по Финансовой грамотности 9 класс "Налоги и их роль в жизни семьи"...
Семья и её роль в жизни человека (к Году семьи)
Семья и её рольв жизни человека(к Году семьи)...