Семья и её роль в жизни человека (к Году семьи)
классный час

Карбаинова Наталья Николаевна

Семья и её роль

в жизни человека

(к Году семьи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chas_obshcheniya_semya_i_eyo_rol_v_zhizni_cheloveka.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения

в 9 классе

Семья и её роль

в жизни человека

(к Году семьи)

                                                                                                     

Цели: создание теплой дружеской творческой атмосферы, стимулирование навыков самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности старшеклассников;

воспитание чувства ответственности к планированию будущих семейных отношений, развитие положительных эмоций и чувств, связанных с семьей.

Оборудование:

1. Компьютерная презентация.

2. Клубок (для психологического тренинга).

3. Творческие работы старшеклассников:

 компьютерная презентация, сочинения, исследовательская работа, данные социологического опроса, стихотворения собственного сочинения о маме, о семье.

I Вступительное слово учителя

  (1-й и 2-й слайды компьютерной презентации)

Да, так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли,

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей.

И все же – не стоит детей корить,

Ведь им не всегда щебетать на ветках.

Когда-то и им малышей растить,

Всё перечувствовать и пережить,

И побывать в «стариках» и «предках».

                                                           / Э.Асадов /

-Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей и без него люди создают семью.

Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи…

II- А какие ассоциации вызывает у вас слово семья? /психологический тренинг с клубком, который передается из рук в руки по кругу/.

Выводы после завершения круга

/слово «СЕМЬЯ» вызывает у всех «теплые и нежные» чувства и слова./

III Статистика /отчет о проделанной работе 2-х учениц, выводы/.

Анализ предварительного опроса взрослых:

- Счастливы ли вы в свой семье?

- Представляете ли вы свою жизнь без семьи?

-Что дает человеку семья?

IV  История слова «семья»

Исследование учащегося.

V  3 великие социальные роли семьи (мозговой штурм)

После ответов учащихся (3-й слайд компьютерной презентации).

Три великие социальные роли семьи

      Во-первых, семья - это главная демографическая ячейка общества, единственный источник воспроизводства людей, из которых общество состоит.
      Во-вторых, семья -
главный воспитатель молодых подрастающих поколений: именно в семье, в первые годы жизни, формируются глубинные качества человека, а от того, хорошо или плохо это происходит, зависит, каким именно гражданином и работником он станет - хорошим или плохим.
      Взаимоотношения, чувства, на которых она стоит, рождают в детях способность дорожить близкими, как собой, их интересами - как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства.
      В-третьих, семья -
место защищенности человека, убежище, в котором мы восстанавливаем истраченные на работе силы.

VI  Мотивы создания семьи (мозговой штурм)

- Как вы думаете, по каким мотивам образуются самые крепкие и счастливые семейные пары? После ответов учащихся (4-й слайд компьютерной презентации).

Мотивы создания семьи
      Мотивы образования семьи (вступления в брак) могут быть самыми разными:
      - любовь,
      - уважение, симпатия,
      - преодоление одиночества,
      - вынужденное решение (вероятность скорого появления ребенка),
      - расчет (имущественное и социальное положение супруга, наличие у супруга жилплощади),
      - случайность, сочетание обстоятельств,
      - чувство сострадания к партнеру.

Самыми крепкими и счастливыми являются браки, образованные по мотивам: любовь, уважение (симпатия), преодоление одиночества. Прекрасно, если ваш брак будет основан на любви. Любовь - лучшее из чувств, рожденных человеком. Она вне возраста и времени. Любовь и связанные с ней счастье, радость, восторг, нежность, упоение, удовлетворение положительно влияют на человека и вызывают у него прилив энергии, высок.

VII  Условия, при которых семья не может существовать

– Назовите условия, при которых семья не может существовать?  (5-й слайд компьютерной презентации).

Психологические

Материальные

Нравственные

-несовместимость характеров;

-отсутствие жилья;

-неготовность жить жизнью другого человека;

-несовпадение желаний;

-отсутствие постоянного источника доходов.

-различия в жизненных позициях;

-отсутствие общих интресов;

-тайные планы.

-непонимание и неприятие привычек.

VIII (6-й слайд  компьютерной презентации).   

Обсуждение двух высказываний:

  • Любовь живет ровно столько, сколько мы ей помогаем (Ю.Рюриков)

  • Жить в браке всю жизнь – это большой, ни с чем не сравнимый труд, напряжение, для этого нужна духовная культура, подготовка, школа мудрости.

 (В.Сухомлинский)

IX  Законы сохранения семьи

Сформулируйте Законы сохранения семьи

После ответов учащихся (7-й слайд  компьютерной презентации).

  • Наличие и поддержание любви.
  • Психологическая совместимость и нравственная грамотность.
  • Приятие семейно-бытовых обязанностей и согласие в их распределении.
  • Наличие минимума материального благополучия.
  • Сохранение благоприятных отношений с родственниками.
  • Культурно-духовная совместимость.

- Соблюдаются ли данные законы в вашей семье?

Х Творческая мастерская:

- Презентация «Моя семья» (домашнее задание)

- Сочинение «Моя будущая семья. Какой я ее вижу?» (зачитываются сочинения 2-х учащихся).

- Стихотворения собственного сочинения: «Образ матери» (см. приложение), «Семья».

Семья

Семья как миф, где точка – бесконечность

И, все-таки, имеющий исток.

Семья как сила, мудрость, вечность,

Где среди скал появится росток.

И там не важен чин твой, статус,

В семье не нужно лишних слов.

Где любят и опорой станут,

Где царствуют вниманье и любовь.

Она основа мира и причина счастья,

Вокруг которой вертится Земля.

Пока семья едина – не страшны ненастья!

Да будьте счастливы, живите все любя!

Шульгина Инна

XI Итоги: 

                 - Любите ли вы свою семью? За что?

                 - Можете ли вы сказать: «Моя семья – моя гордость»?

                 - Какие пословицы и поговорки о семье помните?

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

1.Стихотворение собственного сочинения          

                                 Образ матери

Один есть образ в сердце человека,

Священный образ, вечный, как душа.

Он не сотрется с памяти, я знаю,

Он будет жить в душе моей всегда.

О образ матери! Священный, вечный образ.

Я знаю, мама, ты всегда со мной.

Достаточно сказать одно лишь слово,

И ты поймешь… Спасибо всей душой.

Какое счастье! У меня есть мама!

Порой веселая и грустная порой.

Но я надеюсь, что всегда счастливой

Ее мне видеть предназначено судьбой.

О образ матери! Священный, вечный образ.

Я знаю, мама, ты всегда со мной.

Достаточно сказать одно лишь слово,

И ты поймешь… Спасибо всей душой

За то, что рядом ты.

За жизнь, что подарила!

За то, что есть ты

Говорю: «Спасибо!»

                                                    Швецова Екатерина

2. Пословицы и поговорки о семье (закончить пословицу)


Вся семья вместе, так и душа на месте.

В том-то и сила, чтобы жена мужа любила.
Валяй, дети: отец в ответе.
Вдовец детям не отец: сам сирота.
Весь мир знает, а отец да мать не знают.
Всё выбирать - женатым не бывать.
Всякая невеста для своего жениха родится.
Всякому мужу своя жена мила.

В Москве все найдешь, кроме родного отца да матери.
В одной суме - да разные денежки, в одной семье - да разные детушки.
В поле ни отца, ни матери - заступиться некому.
В родной семье и каша гуще.
В своей семье и сам большой.
В своей семье не велик расчет.
В семье и каша гуще.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
В семье не без дурака.

На что и клад, коли в семье лад.

3. Духовная основа семьи

(из книги «Азбука Мудрости» А. Лопатиной и М.Скребцовой»)

Что такое душа?
Как поймать ту неуловимую высшую суть, что живет в каждом?
Может быть, душа — это дивный цветок красоты или
божественный огонек духа или
небесный кораблик?
А может быть — это древо жизни?

Две души — женская и мужская.
Два драгоценных древа жизни.
Они приблизились, но еще не познали друг друга.
Каждая полна своим светом, своей неповторимой красотой.

Ветви двух душ сплетаются, все глубже проникая друг в друга.
Ибо цель их встречи — познание сути другого,
чтобы стать им единым целым, стать семьей.

В чем же предназначение семьи?

Вокруг ветвей двух дерев жизни виднеется
слабый золотистый круг — это свет
будущей новой души, их будущий ребенок.
Пока он едва заметен, но этот свет — смысл и продолжение их встречи.

Когда две души сливаются в одну,
появляется новое пышное и прекрасное дерево семьи.

Каждая душа не потеряла свой цвет,
свою удивительную неповторимую суть,
но обе вместе они стали единым древом.

Ибо в истинном супружестве
муж и жена обладают
вечным единством.

Рождение нового человека.
Загорелось маленькое солнышко в гнезде семьи,
сплетенном ветвями двух душ.

Обе они с бесконечной нежностью и заботой
обнимают и баюкают этот огонек новой души.

Вот как говорит об этом святое писание:
“Дабы от союза сих двух птиц гнезда твоей любви,
поднялась волна нежности и выбросила на берег
жемчужины чистого и доброго потомства”.

Растет новый человек, новое деревце жизни.
Золотистым и теплым будет это деревце,
если и мать и отец зажгут вокруг него свет
своей любви и заботы.

Оба родителя склонились к новому деревцу ветвями.

Бережно и нежно обнимают они его, и золотистый свет
их любви наполняет ветви и корни новой души,
становится ее светом.

Вырастает человек, и словно солнечное дерево поднялось между родителями. А они постарели, утратили свою пышность.

Совсем мало ветвей осталось у материнского древа. Они сгорели в жертвенной любви. И свет этого огня наполнил ветви и корни нового древа, зажег вокруг него яркий круг духа.

Все меньше ветвей и корней остается у душ родителей. Выполнили они свое земное предназначение, и улетают их души в иной мир. Божественный вихрь света поднимает и уносит их в небеса.

Но на земле остается новое дерево жизни, зажженное силой их единства и любви. Прощаясь, оно нежно обнимает их своими ветвями. И в это последнее земное мгновение, когда сверху зовет их свет небес, снизу поддерживает их свет зажженной ими души.

Словно солнце светит над землей золотое дерево жизни. И хотя души его родителей улетели далеко, они помнят его и молятся за него издали.

И крона нового дерева наполнена материнскими и отцовскими корнями. Они дали ему жизнь и своим теплом помогли разгореться в нем свету божественной любви.

А одна зажженная душа может озарить целый континент!

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Пословицы и поговорки о семье. Copyright © 2020. www.ynasveselo.ru 

2. Мудрые мысли и афоризмы о семье. http://www.aforizms.ru/

      3.«Духовная основа семьи» из книги «Азбука Мудрости» А. Лопатиной и М.Скребцовой

      4. Сайт «Детская Образовательная Литература»   www.DobrieSkazki.ru

     5. «Самосовершенствование личности. Реализуй себя» - Центр саморазвития личности                  МАНПО, 2015, СД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания "Семья, её роль в жизни человека и в обществе" 8 класс

Тема изучена учащимися в 8 и 10 классе. По итогам опроса общественного мнения она названа одной из наиболее интересных тем, т.е. лично значимой,  поэтому выбрана учителем в качестве темы дл...

Воспитанность, общение и его роль в жизни человека.

План-конспект  воспитательного  мероприятия   Тема: « Воспитанность, общение и его роль в жизни человека?»....

Тесты по теме "Мировоззрение и его роль в жизни человека" 2 варианта.

Тестовый контроль знаний учащихся в 2-х вариантах....

Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...

Методическая разработка урока обществознания в 8 – 9 классах по теме: «Семья и Отечество в моей жизни » (к Международному Дню семьи) с использованием критической технологии.

Публикация представляет собой сценарий урока "Семья и Отечество в моей жизни", подгототовленного к Международному Дню семьи. Сценарий выполнен в виде подробной технологической карты....

Методическая разработка часа общения в 9 классе "Семья и её роль в жизни человека"

Час общения «Семья и её роль в жизни человека»Цели: создание теплой дружеской творческой атмосферы, стимулирование навыков самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности стар...

9 класс Коррекционная школа VIII вида СБО Тема урока: «Российская семья» Цель урока: дать представление о семье, ее роли в жизни человека, выяснить функции сем

9 класс Коррекционная школа VIII вида СБО Тема урока: «Российская семья» Цель урока: дать представление о семье, ее роли в жизни человека, выяснить функции семьи, определить типы семей....