Теоретический материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Понятие истины, её критерии
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)

Кондрашова  Анджела Ринатовна

В материале содержится весь теоретический материал по теме ЕГЭ"Познание.Данная тема считается одной из самых сложных в разделе кодификатора по теме "Духовная  сфера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie.docx56.56 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретический материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Познание – это процесс отражения объективной реальности в сознании человека.

Структура процесса познания:

  1. Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
  2. Объект познания — то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
  3. Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

 Виды  познания

Вопросы для характеристики

Чувственное познание

средства

органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

формы

  1. Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;
  2. Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;
  3. Представление – образ объектапознания, запечатлённый в памяти

особенности

— непосредственность;
— наглядность и предметность;
— воспроизведение внешних свойств и сторон.

Вопросы для характеристики

Рациональное познание

средства

мышление

формы

  1. Понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;
  2. Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;
  3. Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения

особенности

— опора на результаты чувственного познания;
— абстрактность и обобщенность;
— воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений

Вопросы для характеристики

Интуиция

средства

озарение, наитие, прозрение

формы

мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;
интеллектуальная – связана с умственной деятельностью

особенности

внезапность;
неполная осознанность;
непосредственный характер возникновения знаний.

Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь — сознательное искажение образа объекта.
Житейское — основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое — основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное — строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное — характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Формы познания

Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание

эмпирический уровень
методы:
– наблюдение;
– эксперимент;
– описание.

теоретический уровень
методы:
– индукция (от частного к общему);
– дедукция (от общего к частному);
– анализ (разложение целого на части)
– синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)

Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами

донаучное – предпосылки научного знания
паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Особенности социального познания:
— субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
— ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
— сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход:
— устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
— выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
— изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
— рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Особенности познания средствами искусства:
— эмоциональная окрашенность;
— осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

https://examer.ru/i/theory/soc/102.png 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ.

oВВЕДЕНИЕ.oВ данное электронное методическое пособие  включены материалы по основным разделам школьного курса русского языка. Пособием  могут пользоваться учащиеся 5-11 классов, так как подг...

Краткий справочник теоретического материала по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку

Краткий справочник по русскому языку рекомендован учителям русского языка для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ...

Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Данные презентации по основным разделам обществознания: человек, общество, право, экономика, политическая и духовная сферы позволяют систематизировать знания по курсу обществознания для дальнейшего пр...

Теоретический материал для подготовки к огэ по русскому языку

Теоретический материал для подготовки к огэ по русскому языку...

Понятие истины, ее критерии ЕГЭ обществознание

презентация и тест по теме 1.4.  Понятие истины, ее критерии ЕГЭ обществознание...

1.4-1.5 Понятие Истины, её критерии. Мышление и деятельность.

Презентация содержит минимум необходимых знаний для проведения уроков, консультаций и подготовки к экзаменам по теме "Понятие Истины, её критерии. Мышление и деятельность....