Теоретический материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Понятие истины, её критерии
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)
В материале содержится весь теоретический материал по теме ЕГЭ"Познание.Данная тема считается одной из самых сложных в разделе кодификатора по теме "Духовная сфера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznanie.docx | 56.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретический материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Познание – это процесс отражения объективной реальности в сознании человека.
Структура процесса познания:
- Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
- Объект познания — то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
- Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.
Виды познания
Вопросы для характеристики | Чувственное познание |
средства | органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). |
формы |
|
особенности | — непосредственность; |
Вопросы для характеристики | Рациональное познание |
средства | мышление |
формы |
|
особенности | — опора на результаты чувственного познания; |
Вопросы для характеристики | Интуиция |
средства | озарение, наитие, прозрение |
формы | мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; |
особенности | внезапность; |
Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь — сознательное искажение образа объекта.
Житейское — основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое — основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное — строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное — характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.
Формы познания
Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание | |
эмпирический уровень | теоретический уровень |
Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами | |
донаучное – предпосылки научного знания |
Особенности социального познания:
— субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
— ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
— сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.
При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход:
— устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
— выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
— изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
— рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.
Особенности познания средствами искусства:
— эмоциональная окрашенность;
— осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ.
oВВЕДЕНИЕ.oВ данное электронное методическое пособие включены материалы по основным разделам школьного курса русского языка. Пособием могут пользоваться учащиеся 5-11 классов, так как подг...
Краткий справочник теоретического материала по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку
Краткий справочник по русскому языку рекомендован учителям русского языка для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ...
Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Данные презентации по основным разделам обществознания: человек, общество, право, экономика, политическая и духовная сферы позволяют систематизировать знания по курсу обществознания для дальнейшего пр...
Теоретический материал для подготовки к огэ по русскому языку
Теоретический материал для подготовки к огэ по русскому языку...
Понятие истины, ее критерии ЕГЭ обществознание
презентация и тест по теме 1.4. Понятие истины, ее критерии ЕГЭ обществознание...
1.4-1.5 Понятие Истины, её критерии. Мышление и деятельность.
Презентация содержит минимум необходимых знаний для проведения уроков, консультаций и подготовки к экзаменам по теме "Понятие Истины, её критерии. Мышление и деятельность....