Теоретический материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Деятельность
план-конспект занятия по обществознанию (11 класс)

Кондрашова  Анджела Ринатовна

В данном конспекте представлен теоретический материал по теме  "Деятельность" кодификатора ЕГЭ по обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретический материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Деятельность

Деятельность-способ отношения к внешнему миру ,направленный на преобразование и подчинение его целям человека.

Различия деятельности человека и активности животного

Активность животных

Деятельность человека

приспособление к условиям природы

не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды

действия на основе генетической программы, направленные на реализацию физиологических потребностей

генетически заложенной программы не имеет, вырабатывает программу деятельности в процессе социализации, используя опыт предыдущих поколений

целесообразность, направляемая инстинктом

не только целесообразность, но и способность к сознательному целеполаганию

использует готовые природные материалы

создаёт орудия труда, новые мате- риалы, творит новую реальность – мир человеческой культуры и общественных отношений

Структура деятельности

Элемент деятельности

Характеристика

Субъект

человек, группа людей, всё общество в целом

Объект

то, на что направлена деятельность

Мотив

совокупность условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (потребности; убеждения; интересы; эмоции и др.)

Цель

это осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направлено действие человека

Действия

активность, направленная на достижение цели

Средства

всё, что используется для достижения цели (материальные и духовные)

Результат

реализованная на практике цель. Результат может быть материальным (предметы, здания) и идеальным (знания, произведения искусства )

Виды действий:
– целерациональное (поведение ориентировано на цель, осознаются средства и побочные результаты его действий.);
– ценностно-рациональное (индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);
– аффективное (бессознательное, обусловлено эмоциональным состоянием индивида, внезапным помутнением в сознании);
– традиционное (автоматическое, основано на длительной привычке).

Основные типы деятельности:
– 
игра (важен процесс, а не результат; двойственный характер игры: реальный и условный);
– 
учение (целесообразная деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, накопленных предыдущими поколениями);
– 
труд (направлен на достижение цели, для него характерна практическая полезность, способность удовлетворять различные потребности людей).

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая

Духовная

материально-производственная

учебно-познавательная, научная

социально-преобразовательная

ценностно-ориентировочная

прогностическая

В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная.
По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная – творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам: законная – незаконная, моральная – аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная, созидательная – разрушительная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя.

Общение

Общение – это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.

Структура общения

Субъекты

Цель – то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях

Содержание

Средства общения – способы передачи, переработки и расшифровки информации

– реально существующие партнёры;
– 
иллюзорные партнёры – им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным);
– 
воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)

– передача и получение знаний;
– согласование разумных действий людей;
– организация совместной деятельности людей;
– установление и прояснение межличностных отношений и др.

информация, передаваемая в процессе общения: знания, опыт, умения, эмоции, чувства

– органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
– устная речь;
– письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
– технические средства (радио, телевидение, компьютер)

ОБЩЕНИЕ

Непосредственное – осуществляется при помощи органов чувств

Опосредованное – осуществляется с использованием специальных приспособлений

Прямое – непосредственные контакты людей друг с другом

Косвенное – через других людей (например, передать привет)

Функции общения:
– социализаторская (формирование и развитие межличностных отношений);
– познавательная (получение новой информации);
– психологическая (эмоциональная поддержка);
– отождествления (выражение причастности человека к группе);
– организационная (распределение обязанностей, установление правил).

Развитие общества — результат деятельности людей.
Отличия деятельности человека от поведения животных:

 

Животное

Человек

Взаимодействие с окружающей средой

Приспособление к окружающей среде

Приспособление и преобразование природных и социальных условий

Цель

Задаётся инстинктом

Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком, творческий характер.

Поведение

Целесообразное, т. е. сообразующееся с целью

Целесообразное и целеполагающее (целеполагание — это способность ставить новые цели и определять средства их достижения).

Деятельность — это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.

Структура деятельности

Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей

Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность

Средство – это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы

Действия — это проявление волеизъявления людей

Результат – это конечный итог, завершающий деятельность

Субъект — это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом.
Объект — это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.

Мотивы деятельности

Потребности – это испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития

Социальные установки – это ориентация человека на что-либо

Убеждения — это эмоционально-ценностные отношения к действительности

Интересы – это реальная причина действий, стоящая за мотивами

Влечения — это психические состояния , выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость)

Классификация действий в зависимости от мотивов

Целерациональные

Ценностно-рациональные

Аффективные

Традиционные

Характеризуются постановкой цели, а также средствами и предполагаемым результатом

Характеризуются направленностью и ориентацией на убеждения и ценности

Характеризуются эмоциональным состоянием человека и стремлением немедленно удовлетворить потребности

Характеризуются зависимостью от длительной привычки

Многообразие деятельности

Деятельность

Практическая

Духовная

Направлена на изменение

Связана с преобразованием сознания людей

природы

общества

Познавательная деятельность — это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах

Это материально-производственная деятельность

Это социально-преобразовательная деятельность

Ценностно-ориентировочная деятельность – это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения

 

 

Прогностическая деятельность — это предвидение; планирование возможных изменений реальности

Все эти виды деятельности связаны между собой

Виды деятельности в зависимости от результатов:

Созидательная

Разрушительная

Результатом является «вторая природа» (культура)

Это результат войны, безответственного хозяйствования, административной деятельности

Деятельность — благо

Деятельность — зло

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

Репродуктивная деятельность — направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

Творчество или продуктивная деятельность

Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существующее ранее.
Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств.
Результатом может быть что-то качественно новое, в виде нового результата, в виде нового пути (новых средств) достижения известного результата.

Игровая деятельность

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях.
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством.
Особенности: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры.
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность), обеспечивает познание и усвоение предметной действительности.

Трудовая деятельность

Труд — это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность.
Особенность: направлена на достижение практически полезного результата.
Цель: преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека.
Осуществляется под влиянием необходимости. Преобразует и совершенствует самого человека.

Учебная деятельность

Учение — это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.
Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни.
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач.

Деятельность и общение

Разные подходы к связи деятельности и общения

Общение равно деятельности, т. к. общению присущи признаки деятельности

Общение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельности

Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности

Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.

Субъект общения

Реальный, т. е. существующий в жизни

Общение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельности

Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности

Реальный, т. е. существующий в жизни

Иллюзорный, т. е. тот, на кого переносят свойства реального субъекта

Воображаемый, т. е. существующий в воображении

Друг, родитель, знакомый

Животное, игрушка

Бог, внутренний голос

Цель общения — это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.

Средства общения

Вербальные (словесные)

Невербальные (несловесные)

Речь (язык)

Это все средства общения, кроме речи

Внутренняя

Внешняя

Знаковые системы

Сигналы

Облик человека

Мысли

Устная, письменная

Рисунки, чертежи

Горн, свисток, светофор

Мимика, жесты, тембр голоса

Содержание общения — это информация (знания, сведения, навыки, эмоциональное состояние).

Цели и функции общения

Обслуживание деятельности: общение на производстве (на работе)

Общение — самоцель, общение с другом, с любимым, с близким, с искусством

Приобщение к опыту, к знаниям, к ценностям; это общение учителя с учениками

Общение — это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.

Сущность

Обмен информацией (взаимная передача)

Односторонняя передача

Участники

Субъект — объект, активно взаимодействующие

Субъект — объект, обособление

Действия

Равнозначные

Односторонние

Обратная связь

Активная, обогащает информацию

Отсутствует или формальна

Информация

Обогащается, дополняется, видоизменяется, уточняется

Воспринимается с потерями или без них

Сознательное и бессознательное

Сознание

Познание

Самосознание

Воля

Переживание

Сознание — это высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются с сознанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Структура сознания

Предметное сознание – направлено на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьми

Самосознание — это осознание человеком самого себя (как индивида и как личности), своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру

Переживание как элемент сознания (широкое значение) — это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни

Сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образцах.
Отражение — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность (человеческое общество, природу).
Общественная психология — это совокупность мыслей, представлений, социальных чувств, нравов, привычек, иллюзий, возникающих у людей стихийно под непосредственным влиянием их повседневной жизни.
Идеология — это система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы определённой социальной группы.
Общественное мнение — это синтез обыденного и теоретического сознания; представляет собой суждения людей по поводу фактов действительности.
Обыденное сознание — это качественно низкий уровень отражения действительности, когда сознание слитно, не дифференцировано (не раздельно) на определённые формы.
Мышление — это движение, чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.

Широкое значение: это все умственные процессы

Узкое значение: это произвольное соединение или разъединение элементов сознания (представлений, эмоций, воспоминаний и др.)

Мысль – это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).

Особенности мышления

Опосредованный характер

Обобщённость

То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства – через другие, неизвестное – через известное

Так как свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение – познание общего и существенного

Виды мышления по месту в мысленном процессе слова, образа и действия и их соотношению между собой:

Конкретно-действенное, или практическое

Конкретно-образное, или художественное

Абстрактное, или словесно-логическое, или теоретическое

Направлено на решение корректных задач в условиях практической деятельности

Характеризуется воплощением отвлечённых мыслей, обобщений в конкретные образы

Направлено на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе

Бессознательное – это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект, непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматические действия, патологические состояния.



Предварительный просмотр:

Теоретический материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Понятие истины, её критерии

Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое существует само по себе и не зависит от человека.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое не может быть опровергнуто в процессе дальнейшего познания. (Например, Земля вращается вокруг Солнца).
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о форме Земли: плоская, в форме шара, вытянутая или приплюснутая).

Критерии истины – то, что характеризует истину и отличает её от заблуждения.
1. Всеобщность и необходимость (И. Кант);
2. Простота и ясность (Р. Декарт);
3. Логическая непротиворечивость, общезначимость (А. А. Богданов);
4. Полезность и экономность;
5. Истина – это «естина», то, что есть на самом деле (П. А. Флоренский);
6. Эстетический критерий (внутреннее совершенство теории, красота формулы, изящество доказательств).
Но все эти критерии недостаточны, универсальным критерием истинности является 
общественно-историческая практика: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент.
Значение практики:
1. Источник познания (практика ставит перед наукой жизненно важные проблемы);
2. Цель познания (человек познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
3. Критерий истины (пока гипотеза не проверена на опыте, она останется всего лишь предположением).

 



Предварительный просмотр:

Теоретический материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Познание – это процесс отражения объективной реальности в сознании человека.

Структура процесса познания:

  1. Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
  2. Объект познания — то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
  3. Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

 Виды  познания

Вопросы для характеристики

Чувственное познание

средства

органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

формы

  1. Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;
  2. Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;
  3. Представление – образ объектапознания, запечатлённый в памяти

особенности

— непосредственность;
— наглядность и предметность;
— воспроизведение внешних свойств и сторон.

Вопросы для характеристики

Рациональное познание

средства

мышление

формы

  1. Понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;
  2. Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;
  3. Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения

особенности

— опора на результаты чувственного познания;
— абстрактность и обобщенность;
— воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений

Вопросы для характеристики

Интуиция

средства

озарение, наитие, прозрение

формы

мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;
интеллектуальная – связана с умственной деятельностью

особенности

внезапность;
неполная осознанность;
непосредственный характер возникновения знаний.

Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь — сознательное искажение образа объекта.
Житейское — основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое — основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное — строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное — характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Формы познания

Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание

эмпирический уровень
методы:
– наблюдение;
– эксперимент;
– описание.

теоретический уровень
методы:
– индукция (от частного к общему);
– дедукция (от общего к частному);
– анализ (разложение целого на части)
– синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)

Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами

донаучное – предпосылки научного знания
паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Особенности социального познания:
— субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
— ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
— сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход:
— устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
— выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
— изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
— рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Особенности познания средствами искусства:
— эмоциональная окрашенность;
— осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

https://examer.ru/i/theory/soc/102.png 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ.

oВВЕДЕНИЕ.oВ данное электронное методическое пособие  включены материалы по основным разделам школьного курса русского языка. Пособием  могут пользоваться учащиеся 5-11 классов, так как подг...

Краткий справочник теоретического материала по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку

Краткий справочник по русскому языку рекомендован учителям русского языка для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ...

Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Данные презентации по основным разделам обществознания: человек, общество, право, экономика, политическая и духовная сферы позволяют систематизировать знания по курсу обществознания для дальнейшего пр...

Теоретический материал для подготовки к огэ по русскому языку

Теоретический материал для подготовки к огэ по русскому языку...

Теоретический материал для подготовки к ОГЭ в 9 классе (к заданиям 3-14)

Торетический материал по русскому языку подобран для подготовки к ОГЭ (задания 3-14)...

Теоретический материал по подготовке к ЕГЭ. Орфография.

Материал поможет подготовиться к сдаче ЕГЭ....