Урок обществознания по теме "Виновен - отвечай"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Конспект урока с использованием дидактической многомерной технологии В.Э. Штейнберга (логико - смысловые модели)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lsm_urok.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию 7 класс

Подготовила учитель истории и обществознания

Ирина Сергеевна Павлова

Тема урока «Виновен – отвечай», раздел II «Человек и закон».

Учебник Обществознание 7 класс /под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.

Цели урока:

содержательная: понимание неизбежности справедливого наказания за совершенные преступления.

деятельностная: выделение компонентов понятия «Противозаконное поведение»

Задачи урока:

- обучающие: подвести к пониманию понятия «противозаконное поведение»

- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе; умение выделять признаки понятия, систематизировать материал с использованием логико-смысловых моделей;

- воспитательные: формирование правовой культуры.

Планируемые результаты:

- личностные: в овладении навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), в умении выполнять познавательные и практические задания, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

- метапредметные:, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Универсальные учебные действия:

1. Познавательные УД: умение выделять главное из учебного текста;

2. Коммуникативные УД: осуществлять взаимодействие в рамках работы в группах;

3. Регулятивные УД: умение планировать свою работу, действовать согласно плану;

4. Личностные УД: формировать негативное отношение к правонарушениям и уважение к закону.

Тип урока – изучение новой темы.

Образовательные технологии, используемые на урок: дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга, составление логико-смысловой модели понятия «Противозаконное поведение».

Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки для групповой работы.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

(5 минут)

Здравствуйте! Давайте знакомиться, меня зовут Ирина Сергеевна! Сегодня я проведу у вас урок обществознания.

Надо же! Все же вернемся к уроку. Для начала я предлагаю посмотреть видеосюжет, в котором к вам обращается ваш сверстник.

Отрывок видеосюжета о несовершеннолетних заключенных

- О чем этот видеосюжет?

- Почему это произошло?

- Как он относится к произошедшему?

- Знал ли он о последствиях?

- Нужно ли нам об этом знать? Для чего нам нужны эти знания?

- Почему государству приходится привлекать к ответственности и наказывать даже несовершеннолетних?

- Я правильно Вас поняла, что за нарушение закона нужно отвечать?

В класс заглядывает ученик (Стамбеков Р.) и говорит: «А чё это Вы тут делаете? Звонка- то еще не было». Дразнится.

О том, как подросток оказался в тюрьме.

Потому что подросток не знал, какие последствия могут повлечь за собой такие поступки.

Думал, что так строго не накажут.

Сожалеет

Я думал, что меня подобное не коснется.

Да, нужно. Чтобы понимать, что за преступлением последует наказание

Если все будут нарушать закон, в обществе нарушится порядок.

Законы нужно знать уже в подростковом возрасте.

2. Формулирование темы урока.

- Возьму на себя смелость и наш урок назову коротко и ясно:

Виновен – отвечай.

- Ребята, вы можете предположить, о чем пойдет речь на уроке?

- Что может быть причиной вины?

- За какое поведение необходимо отвечать?

Противоправное, противозаконное, нарушающее права других людей поведение.

3. Выявление причин затруднения

(2 минуты)

- А знаете ли Вы, какое поведение точно нарушает права других людей? Как мы можем это определить?

- Как обычно определяют суть какого-либо явления? Выявляют признаки. Значит, и мы должны найти

признаки противозаконного поведения?

Цель – выяснить суть противозаконного поведения, его признаки, виды и способы наказания.

  1. Мы не знаем признаков противозаконного поведения
  2. Почему за одни проступки судят строго, лишают свободы, а за другие выписывают штраф
  3. Почему наказание несовершеннолетних отличается от наказания взрослых людей?

4. Построение проекта выхода из ситуации

(5 минут)

Найти информацию в учебнике и дополнительных материалах

Сегодня мы будем работать с учебником. Но для того, чтобы информация в нем стала более понятной, я предлагаю воспользоваться таким приемом как построение логико-смысловой модели.

Что это такое, могу показать вам на примере Вашей прошлой темы «Дисциплина». Это основное понятие. Оси координат помогают нам его раскрыть. Для этого на осях располагаются ключевые слова.

Ребята, поможет ли Вам такая схема при для понимания темы «Дисциплина»?

Давайте убедимся в этом на примере сегодняшней темы.

Давайте попробуем выяснить это на примере сегодняшней темы.

Тогда я попробую Вас переубедить на примере сегодняшней темы.

Определяем, что будет являться ключевым понятием нашего урока. Противозаконное поведение (ПП).

Нам необходимо определить основной круг вопросов, который позволит нам раскрыть тему «Противозаконное поведение»

Ребята, перед Вами каркас модели. В центре записываем ключевое понятие. Какое?

Да, поможет.

Не знаем.

Не поможет.

Противозаконное поведение (ПП)

Нужно определить, что это такое, каким бывает такое поведение, как могут за него наказать взрослого и подростка.

Противозаконное поведение.

5. Действие вместе с учителем

(5 минут)

Первую ось заполнить я вам помогу.

Для этого нужно прочитать пункт 1 параграфа 6 (стр. 50-51) и выделить признаки противозаконного поведения.

Выполняем задание все вместе. Первый справившийся поднимает руку.

Ребята, какие признаки Вы нашли в тексте.

Записываем ключевые слова на первой оси.

Ребята, как и в любой теме, все начинается с определения понятия. Первая ось помогает нам его сформулировать. (запрещено законом, вред обществу).

Группы выполняют 1 задание.

Читают учебник п. 1 параграфа 6 (стр. 50-51), выделяют признаки противозаконного поведения.

Озвучивают их:

- поведение, запрещенное законом

- причиняет вред людям, всему обществу.

ФИЗМИНУТКА

Не провидец я великий,

В шар хрустальный не смотрю.

Детектив разводит руками.

Собираю я улики

И всю правду узнаю.

Детектив поднимает что-то с пола двумя пальцами и разглядывает через лупу.

Если кто-то съел варенье,

Я раскрою преступленье.

Детектив назидательно поднимает указательный палец вверх.

И возможность, и мотив

Установит детектив (все вместе).

Сделать наклоны влево, вправо. Перед словом «детектив» можно сделать паузу

6. Реализация построенного проекта

(7 минут)

А теперь будем работать в группах.

Задача каждой группы попробовать заполнить одну из осей. У каждой из групп на столе лежат задания, выполнив которые, Вы составите недостающие оси.

Время работы в группах – 7 минут (4 минуты на работу и по 1 минуте на представление результатов).

1 группа - «Виды ПП»,

2 группа - «Наказание»,

3 группа - «Особенности ответственности подростков»

Закончили работу. Сейчас каждая из групп представит свои наработки. Задача остальных, слушая ответ, заполнить соответствующую ось.

Слово первой группе.

Вторая наша ось, должна выглядеть так. Согласны? Остальные группы записали.

Слово второй группе.

Слово третьей группе.

Смотрите, у нас появилась готовая модель. Для чего она нам?

Эта модель помогает нам понять тему, вкратце передать ее содержание.

Давайте посмотрим, как она работает.

Работаем в группах. Каждой группе предлагается своя ситуация и вопросы к ней. При ответе на них вы можете обращаться к схеме. Время на работу 3 минуты. Начали.

При представлении результатов, остальные группы оценивают их, пользуясь той же схемой.

Группы выполняют задание 2

Каждая из групп работает определяя ключевые моменты подтем (осей)

1 группа читает пункт параграфа «Закон наказывает» и определяет виды противозаконного поведения

- проступок

- преступление

2 группа читает пункт параграфа «Закон наказывает» и определяет виды наказаний

- штраф

- дисциплинарное взыскание

- лишение свободы

3 группа читает пункт параграфа «Закон наказывает» и определяет наказание несовершеннолетним

- поставить на учет в полицию

- специальное воспитательное учреждение закрытого типа

- с 11 лет в спецшколу

- с 14 лет – воспитательно-трудовую колонию.

Понять материал, передать содержание параграфа.

Не знаем.

Каждая из групп дает решение задачи.

7. Подведение итогов урока

(5 минут)

Рефлексия

Ребята, скажите, помогла вам схема при решении задач?

Каким образом?

Она компактна, удобна, вся информация перед глазами. Такие модели могут Вам помочь при подготовке домашнего задания, а в будущем при подготовке к экзаменам.

Да, заходи.

Нет, подожди. Ребята скажите, с точки зрения пройденной темы и глядя на схему, как мы можем оценить такое поведение?

Подводя итог мне было бы важно знать насколько понятна для вас тема.

Тех, кому понятна тема прошу поднять знак зеленого цвета, те у кого возникли затруднения – желтый.

Да

Смотрели на нее, не надо было рыться в учебнике.

Дежурный администратор заводит в класс, прогулявшего урок.

Администратор: «Вот болтается по коридорам, в двери заглядывает. Уроки вести мешает. По расписанию у него общество. Ваш?»

Проходит в класс, хочет сесть.

Это проступок, нарушение устава школы, противозаконное поведение.

Нет.

Домашнее задание

Вот вам еще одна задача на дом. Прошу ее решение записать в тетрадь.

Записывают в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по обществознанию. Тема "Виновен! Отвечай!" 7 класс

План урока по обществознанию составлен по в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения....

Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2

Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...

Конспект урока обществознания в 7 классе "Виновен - отвечай"

Конспект урока урока обществознания в 7 классе "Виновен - отвечай" . Представлены 2 урока:Урок №1Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: Углубить понимание ответственности за свои п...

Конспект урока с тестом "Виновен - отвечай"

Конспект урока по обществознанию в 7 классе на тему "Виновен - отвечай"...

Конспект урока 7 класс "Виновен - отвечай"

Урок обществознания в 7 классе.Тем урока: «Виновен – отвечай»Цель: поговорим о нарушениях, какие бывают нарушения, и наказания существуют за эти нарушенияТип урока: открытие новых зн...

Тест к уроку ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 7 класс по теме "Виновен - отвечай"

Тест для проверки знаний учащихся 7 класса по обществознанию по теме "Виновен - отвечай"...