Функциональная грамотность
статья по обществознанию
фрагменты различных занятий для развития функциональной грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lamert_l.v._dlya_publikatsii.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.
Ламерт Людмила Валерьевна,
Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ» п. Новопокровка,
учитель истории и обществознания.
Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических и филологических наук дал следующее определение функциональной грамотности: «Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, именно тогда можно говорить о качестве образования». Всем педагогам известны виды функциональной грамотности (читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая, глобальные компетенции, креативное мышление), вот именно о том, как я способствую формированию различных видов функциональной грамотности на уроках истории и обществознания и пойдет речь в данной статье.
Читательская грамотность – это основа основ, если ученик не сможет правильно прочитать и интерпретировать текст, то и задание он выполнит неправильно. Уровней читательской грамотности несколько: нахождение и извлечение информации из текста, интеграция и интерпретация информации, осмысление и оценка текста, использование информации из текста в различных ситуациях. На уроках использую следующие приемы формирования читательской грамотности:
- работа с текстом (исторические письменные источники, тексты современных историков, в том числе, учебника, художественные тексты) через чтение и последующие ответы на вопросы или, наоборот, ставлю проблемный вопрос, на который невозможно ответить, если не изучить несколько источников;
- составление кластера по тексту, когда необходимо переработать информацию и классифицировать ее по заданным признакам;
- описание исторической картины или на уроке обществознания фотографии, иллюстрирующей общественные отношения (на первом этапе используем шаблоны, по которым ученик составляет текст);
- работа с исторической картой совместно с историческими текстами (например, дается карта события и несколько фрагментов текста, изучая которые, ученики должен сделать вывод о том, подходят ли эти фрагменты к данной карте, опираясь на «легенду» к карте);
- работа с карикатурами совместно с текстом учебника или историческим текстом на уроках истории помогает визуально запомнить и в дальнейшем описать исторические события, усилить смысловую и понятийную нагрузку живым образом. Приемы работы с карикатурой разнообразны: создание проблемной ситуации или ее решение, прием «Кто что понял», «толстые» и «тонкие» вопросы;
- сжатие текста параграфа по алгоритму (например, алгоритм изучения войны или революции).
Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. На уроках истории впервые с формирование данного вида грамотности встречаемся при изучении «Ленты времени», решаем задания по хронологии событий, в дальнейшем, использую математические задачи на этапе мотивации, предлагая не воспользоваться готовой задачей, а добыть её (например, в 1613 году в России был избран первый царь из Династии Романовых. Спустя 380 лет в Российской Федерации будет принята Конституция. За 5 лет до этого в стране праздновали юбилей: 1000 лет с момента принятия христианства на Руси. Когда случилось принятие христианства?)
Математическая грамотность необходима на уроках истории и для анализа различных статистических таблиц: данные о численности войск, данные о различных фракциях в Государственной Думе и т.д.
При изучении тем по экономике на уроках обществознания так же необходима математическая грамотность: вычислить себестоимость, построить график предложения и спроса по таблице изменения цен, высчитать равновесную цену или эластичность предложения, подсчитать сальдо бюджета.
Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
На уроках обществознания в разделе экономика множество тем и заданий на финансовую грамотность, так же, как и в КИМах ГИА по обществознанию, поэтому направленность на формирование финансовой грамотности на обществознании изначальна. А вот на уроках истории сложнее, для этого использую пособие «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России». Учебное пособие для 5–11 классов. В данном пособии множество интересных и познавательных заданий, которые можно использовать как на различных этапах урока истории, так и в проектной деятельности учащихся.
Ещё одним приемом формирования финансовой грамотности является просмотр различных обучающих видео, фрагментов мультфильмов или фильмов о финансах с дальнейшим их обсуждением. Например, серия видео, выпущенных Банком России для школьников 5-9 классов.
Формирование функциональной грамотности на уроках дает возможность не только разнообразить деятельность учащихся, что повышает интерес к предметам, но и готовить учащихся к жизненным ситуациям, что повышает шансы выпускников школы на успешную социализацию.
Реализация формирования функциональной грамотности представлена в приложении (презентации с фотоматериалами),
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб
Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"
В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...
выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".
Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...
Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...