Функциональная грамотность
статья по обществознанию

Ламерт Людмила Валерьевна

фрагменты различных занятий для развития функциональной грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lamert_l.v._dlya_publikatsii.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

Ламерт Людмила Валерьевна,

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ» п. Новопокровка,

учитель истории и обществознания.

Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических и филологических наук дал следующее определение функциональной грамотности: «Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, именно тогда можно говорить о качестве образования». Всем педагогам известны виды функциональной грамотности (читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая, глобальные компетенции, креативное мышление), вот именно о том, как я способствую формированию различных видов функциональной грамотности на уроках истории и обществознания и пойдет речь в данной статье.

Читательская грамотность – это основа основ, если ученик не сможет правильно прочитать и интерпретировать текст, то и задание он выполнит неправильно. Уровней читательской грамотности несколько: нахождение и извлечение информации из текста, интеграция и интерпретация информации, осмысление и оценка текста, использование информации из текста в различных ситуациях. На уроках использую следующие приемы формирования читательской грамотности:

- работа с текстом (исторические письменные источники, тексты современных историков, в том числе, учебника, художественные тексты) через чтение и последующие ответы на вопросы или, наоборот, ставлю проблемный вопрос, на который невозможно ответить, если не изучить несколько источников;

- составление кластера по тексту, когда необходимо переработать информацию и классифицировать ее по заданным признакам;

- описание исторической картины или на уроке обществознания фотографии, иллюстрирующей общественные отношения (на первом этапе используем шаблоны, по которым ученик составляет текст);

- работа с исторической картой совместно с историческими текстами (например, дается карта события и несколько фрагментов текста, изучая которые, ученики должен сделать вывод о том, подходят ли эти фрагменты к данной карте, опираясь на «легенду» к карте);

- работа с карикатурами совместно с текстом учебника или историческим текстом на уроках истории помогает визуально запомнить и в дальнейшем описать исторические события, усилить смысловую и понятийную нагрузку живым образом. Приемы работы с карикатурой разнообразны: создание проблемной ситуации или ее решение, прием «Кто что понял», «толстые» и «тонкие» вопросы;

- сжатие текста параграфа по алгоритму (например, алгоритм изучения войны или революции).

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. На уроках истории впервые с формирование данного вида грамотности встречаемся при изучении «Ленты времени», решаем задания по хронологии событий, в дальнейшем, использую математические задачи на этапе мотивации, предлагая не воспользоваться готовой задачей, а добыть её (например, в 1613 году в России был избран первый царь из Династии Романовых. Спустя 380 лет в Российской Федерации будет принята Конституция. За 5 лет до этого в стране праздновали юбилей: 1000 лет с момента принятия христианства на Руси. Когда случилось принятие христианства?)

Математическая грамотность необходима на уроках истории и для анализа различных статистических таблиц: данные о численности войск, данные о различных фракциях в Государственной Думе и т.д.

При изучении тем по экономике на уроках обществознания так же необходима математическая грамотность: вычислить себестоимость, построить график предложения и спроса по таблице изменения цен, высчитать равновесную цену или эластичность предложения, подсчитать сальдо бюджета.

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

На уроках обществознания в разделе экономика множество тем и заданий на финансовую грамотность, так же, как и в КИМах ГИА по обществознанию, поэтому направленность на формирование финансовой грамотности на обществознании изначальна. А вот на уроках истории сложнее, для этого использую пособие «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России». Учебное пособие для 5–11 классов. В данном пособии множество интересных и познавательных заданий, которые можно использовать как на различных этапах урока истории, так и в проектной деятельности учащихся.

Ещё одним приемом формирования финансовой грамотности является просмотр различных обучающих видео, фрагментов мультфильмов или фильмов о финансах с дальнейшим их обсуждением. Например, серия видео, выпущенных Банком России для школьников 5-9 классов.

Формирование функциональной грамотности на уроках дает возможность не только разнообразить деятельность учащихся, что повышает интерес к предметам, но и готовить учащихся к жизненным ситуациям, что повышает шансы выпускников школы на успешную социализацию.

Реализация формирования функциональной грамотности представлена в приложении (презентации с фотоматериалами),


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...