Предпринимательская деятельность
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Урок обществознания 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predprinimatelskaya_deyatelnost.docx37.94 КБ

Предварительный просмотр:

Предпринимательская деятельность

Предмет: Обществознание

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цель урока

Создать условия, при которых обучающиеся  смогут сформировать представление о предпринимательской деятельности.

Задачи:         Раскрыть содержание понятий: предпринимательство, предприниматель, бизнес, бизнесмен, бизнес-план.         Определить, какие личные качества необходимы человеку для занятия предпринимательской деятельностью. Познакомиться с формами предпринимательства и бизнеса; видами бизнес-планов, определить их отличия.          Содействовать формированию у учащихся положительного отношения к предпринимательской деятельности.

Образовательные  ресурсы

Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. Рабочая тетрадь к учебнику, мультимедийная презентация «Предпринимательство и бизнес»,

План урока

  1. Роль предпринимательства в экономике
  2. Цели фирмы и ее основные организационные формы
  3. Малое предпринимательство
  4. Бизнес-план.

Личностно значимая проблема

Зачем создавать фирму – ведь это большой риск?

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: дистанционный урок.

Основные понятия

Предпринимательство, предприниматель, бизнес, бизнесмен, бизнес-план.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий урока; характеризовать сущность предпринимательской деятельности; сравнивать различные формы бизнеса и бизнес-плана; работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, определять понятия; развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя свой бизнес-план; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать  необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия; составляют свой план действий

Формируют собственное отношение к проблеме, проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания;

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

На данном уроке будет продолжено рассмотрение темы об экономических процессах и деятельности человека. Только человек занимающийся своим делом, может считаться истинно свободным. Кто такие бизнесмены?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и выполнять задания учителя; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II.

Актуализация

знаний

7

Беседа по изученному материалу.

В начале урока проводится беседа в ходе которой повторяется пройденное на прошлом уроке.

- Что такое предпринимательство?

- Какова его роль в экономике?

- Предпринимательство – тормоз или двигатель общественного прогресса?

- государство – помощник или помеха бизнесу?

Откройте словарь в учебнике, с. 250, сравните ваши определения.

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему.

Предлагают версии. Составляют план деятельности

Дистанционно самостоятельно работают

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.  Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради

III.

Изучение

нового

материала

17

Объяснение учителя

Групповая работа

Практическая работа. Беседа с учащимися

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся определить основные понятия: бизнес, бизнес-план.

Слово бизнес иностранного происхождения, но имеет аналог в русском языке – предпринимательство. Долгое время бизнес или частное предпринимательство в России было запрещено. После того как социальная организация и политический строй изменились, и возможность заниматься собственным делом появилась вновь, оказалось наиболее просто не употреблять старое слово, а перенять новое иностранное. Потому и вошли в русский язык такие слова как бизнесмен, бизнесвумен (деловой мужчина/женщина).

Бизнесмен это человек, который занимается собственным делом. Он сам несет все риски по организации какого-то вида хозяйственной деятельности, сам предлагает готовый товар на рынке и в итоге, он либо становится успешным человеком (получает прибыль, которая позволяет ему жить, так как он хочет), либо может разориться, потеряв все, что вложил в собственное дело. Надо отметить, что бизнесмен смелый и активный человек.

Ведение своего дела, это элемент свободы, потому бизнес это в первую очередь либеральное общество. Если человек сам формирует собственную жизнь и сам делает работу, тогда, безусловно, он человек свободный.

          Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также в умении четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

          В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

         В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития.

Теперь обратимся к презентации и посмотрим, что же представляет собой бизнес-план.

           Бизнес – план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.

           В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучения конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях.

          Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующее:

          - обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы;

           - расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь  

             объемов продаж, прибыли, доходов на капитал.    

           - определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной                  

              стратегии.

          -  подбор работников, которые способны реализовать данный план.

Структура бизнес-плана.

Бизнес-план состоит из следующих разделов:

           1.Возможности фирмы (резюме).

           2. Виды товаров (услуг).

           3. Рынки сбыта товаров (услуг).

           4. Конкуренция на рынках сбыта.

           5. План маркетинга.

           6. План производства.

           7. Организационный план.

           8. Оценка риска и страхования.

          9. Финансовый план.

        10. Стратегия финансирования.

- Как вы думаете, кто может быть предпринимателем?

- Какими личными качествами должен обладать предприниматель?

Свой выбор аргументируйте.

Надеваем жёлтую шляпу.

Роль предпринимательской деятельности в глазах современных россиян достаточно противоречива. А как вы считаете – это хорошо или плохо?

Давайте постараемся назвать значимые для общества функции предпринимательской деятельности.

Сделаем записи в рабочих листах.

Организационные формы предпринимательства: Предпринимательство без привлечения наёмного труда – индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательство с привлечением наёмных  работников – фирма.  С какой целью создаются фирмы?

Давайте представим, что каждый из вас – это индивидуальные предприниматели, или участники товарищества, или акционеры.

-   назовите  положительные черты вашей формы предпринимательской деятельности, и укажите недостатки и риски каждой формы предпринимательской деятельности.

Слушают учителя, анализируют предстоящую деятельность

Записывают в рабочих тетрадях определение. Предпринимательство – самостоятельная, инициативная деятельность людей, осуществляемая на свой риск, под свою ответственность и направленная на получение прибыли.

Бизнес – аналог предпринимательства. Это дело, занятие, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Биснес – это всегда юридически оформленный вид деятельности.

Работа с презентацией. Ребята смотрят презентацию, выписывают основные положения.

Высказывают свое мнение.

Записывают в тетрадь.

Самостоятельная работа по рассказу учителя.

Работа в парах

Индивидуальная работа.

Фронтальная работа

Работа над презентацией.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с учителем  формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение,  ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

 

Записи в тетради

Записи  в тетради.

 

Устные ответы

Записи в тетради

Устные ответы и записи в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа в парах 

Наконец, мы можем попробовать составить свой бизнес-план. Для более успешной работы используйте рабочий лист «Предпринимательская деятельность».

Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, составляют структуру бизнес-плана, распределяют роли.

После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение.

Самостоятельная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

- Предпринимательство -  один из факторов, связывающий воедино остальные ресурсы производства. Предпринимательство играет ведущую роль в рыночной экономике. Деятельность предпринимателей осуществляется в различных организационных формах, но основной из них является фирма. Рыночное предпринимательство  строится на «трёх китах»: индивидуальном частном предприятии, хозяйственном товариществе  и акционерном обществе. Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно)

Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

Запишите домашнее задание:

параграф 22, вопросы на стр. 192.

Составить свой бизнес-план.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

Рабочий лист «Предпринимательская  деятельность»

1. Предпринимательство  - _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Качества успешного предпринимателя

Интеллектуальные

способности

Черты характера

Личности

Приобретенные умения

Развитое логическое мышление

Проницательность

Оригинальность мышления

Любопытство

Способность усваивать новые знания и навыки

Интуиция

Образованность

Инициативность

Коммуникабельность  Склонность к творчеству

Смелость  Уверенность в себе

Самостоятельность

Трудолюбие  Энергичность

Обязательность

Надежность   Властность

Работоспособность

Независимость

Умение заручаться поддержкой

Умение сотрудничать

Умение завоевывать популярность

Умение выражать мысли

Такт и дипломатичность

Умение брать на себя риск и ответственность

Умение организовывать других людей

Умение убеждать

Умение понимать юмор

Умение разбираться в людях

Из предложенного списка качеств успешного предпринимателя подчеркните пять наиболее важных по вашему мнению.

3. Предпринимательство без привлечения наёмного труда – _______________________________

Предпринимательство с привлечением наёмных  работников –_____________________________

4. Цели фирмы:

1._________________________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________________________

5.  Формы предпринимательской деятельности:

Производственное

Финансовое

Торговое

Посредническое

Страховое

Производство товаров

и услуг

Банк

Магазин

Риэлтерские конторы

Страховая компания

Индивидуальное

Партнёрское

Корпоративное

Фирма, предприятие, принадлежащие одному собственнику, который несёт неограниченную имущественную ответственность за ведение дела

Товарищество, принадлежащее нескольким собственникам, которые  несут личную имущественную ответственность, принимают совместные решения

Большая организация (акционерное общество), объединяющая многих собственников. Право на собственность разделена на части по акциям. Собственники несут ответственность в соответствии с долей акций.

6. Малое предпринимательство

Предприятие  с числом рабочих более 500 – крупное предпринимательство

Предприятие  с числом рабочих от 100 до 500 – среднее предпринимательство

Предприятие  с числом рабочих менее 100 – малый бизнес  

Численность работников малых предприятий:

Промышленность и строительство – 100 человек
Транспорт и сельское хозяйство – 60 человек
Научно-техническая сфера, розничная торговля и бытовое обслуживание населения – 50 человек
Оптовая торговля – 30 человек

Остальные отрасли и другие виды деятельности – 100 человек

Памятка по созданию бизнес – плана.

1. Основная  деятельность. (Что будете производить или продавать,  или какие услуги будете предлагать?)

2. Средства на открытие предприятия. (Где возьмете?)

3. Название предприятия.

4. Место расположения вашего предприятия. (Почему?)

5. Рекламная компания по продвижению своего товара. (Как?)

6. Правовая форма предприятия. (Формы предпринимательства).

7. Основной потребитель вашего товара. (Для кого производить?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Правовые основы предпринимательской деятельности" обществознание 11 класс

Презентация к уроку по теме "Правовые основы предпринимательской деятельности" обществознание 11 класс...

Практическая работа по теме "Правовые основы предпринимательской деятельности" обществознание 11 класс

Практическая работа по теме "Правовые основы предпринимательской деятельности"...

Урок обществознания в 8 классе по учебнику Боголюбова Тема: «Предпринимательская деятельность»

Цели и задачи·         объяснить значение понятий : предпринимательство, фирма, товарищество, акционерное общество;·...

программа курса "Основы предпринимательской деятельности"

Программа «Основы предпринимательской деятельности»   составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования образовательной обла...

Правовые основы предпринимательской деятельности

  Материал презентации помогает раскрыть понятие предпринимательского права, способствует выработке элементарных умений и навыков правового анализа предпринимательской деятельности, ориент...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" на тему: "Индивидуальные предприниматели как субъекты предпринимательской деятельности"

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" на тему: "Индивидуальные предприниматели как субъекты предпринимательской дея...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА занятий внеурочной деятельностью «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 10-х классов

Рабочая программа занятий внеурочной деятельностью «Основы предпринимательской деятельности» составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной програ...