Учебная задача по обществознанию "Общество"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Кайнова Оксана Анатольевна

Данная учебная задача может быть использована в 10, 11 классах на уроке обществознания при изучении темы «Общество», а также на факультативах, курсах по выбору и т.п. Задания, представленные после текстовой информации, позволяют продолжить формирование действий метапредметного познавательного умения выявлять существенные признаки объектов (понятий), характеризовать существенные признаки объектов (понятий), выявлять причинно-следственные связи при изучении понятий, выбирать оптимальную форму представления информации,  делать собственные выводы на основе полученной информации. Работа с текстом, выполнение заданий, выведение вывода формирует у учащихся личностные универсальные учебные умения.

             Использование заданий в качестве диагностических позволяет выявить уровень сфомированности в овладении такими способами деятельности, как 1) выявление существенных признаков объекта (родового и видовых), 2) характеристика существенных признаков объекта (выбор, систематизация информации), 3) выявление причинно-следственных связей, 4) выбор оптимальной формы представления информации.

Текст и задания к нему позволяют качественно подготовить учащихся ко второй части ЕГЭ по обществознанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лист ответа Задание «Учебное задание по обществознанию. 10-11 классы»

ФИО Кайнова Оксана Анатольевна________________________

Место работы МБОУ «Танзыбейская СШ»_____________________

Тема или Название задачи «Общество»____________

Проблемный вопрос: Каким образом и для чего возникло общество?

Прочитайте фрагмент учебного текста и выполните задания.

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.

О том, как, в силу каких причин и условий возникло общество, в научных представлениях прошлого и настоящего нет однозначного решения. Однако всеми мыслителями, как правило, выделяется обязательный формальный признак общества — совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей.

Что же придаёт совокупности индивидов характер общества? Как подтверждают историческая и социологическая науки, объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общего интереса. Без общих интересов общество немыслимо. Такому утверждению нисколько не противоречит то обстоятельство, что в одном и том же обществе могут быть интересы не только сходные, но и противоположные друг другу... главное состоит в том, какие из интересов преобладают. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов. Несовместимость этих интересов ведёт к дестабилизации общественной жизни.

Общество создаётся на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов. Это позволяет достичь совместными усилиями тех целей, которые недостижимы для отдельного человека<...>

Но не всякая совокупность людей, объединённых общими интересами, является обществом. Зрителей в театре объединяет общий интерес — но это не общество. <...> Обществом можно назвать только такую совокупность людей, в которой индивиды связаны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер. Такие общественные связи обеспечивают нормальное функционирование сообщества людей, его воспроизводство и саморазвитие.

Общество — не произвольное или принудительное объединение людей, ведь вне общества, вне социальных связей человек со временем теряет качества существа, одарённого волей и сознанием<...>

Человек — первичная клеточка общества. Но общество не есть механический конгломерат индивидов. Это сложное социальное образование, состоящее из многообразных связей и отношений, складывающихся между членами общества и их различными объединениями.

Для общества как объединения взаимодействующих индивидов характерен организующий фактор, который определяет границы человеческого поведения в интересах всего общества. Эту функцию выполняет само общество через соответствующие органы власти и вырабатываемые им правила общеобязательного поведения (В.Н. Хропанюк).

С 1. Какие основные элементы — признаки общества выделяет автор? Назовите не менее трёх из них.

С 2. Что, по мнению автора, обеспечивает организованность общества? Приведите пример, подтверждающий этот тезис.

С3. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, укажите, что понимается под вырабатываемыми обществом «правилами общеобязательного поведения». Что отличает эти нормы от моральных норм?

С4. Автор утверждает, что «общество не есть механический конгломерат индивидов». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

Модельные ответы

С1. Какие основные элементы — признаки общества выделяет автор? Назовите не менее трёх из них.

1) совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей;

2) объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общих интересов;

3) общество создаётся на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов;

4) общество вырабатывает правила общеобязательного поведения.

С2.

Что, по мнению автора, обеспечивает организованность общества? Приведите пример, подтверждающий этот тезис.

«Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов».

- введение права частной собственности в российское законодательство легализовало начало развития рыночных отношений в России, при этом эта мера во многом соответствовала личным интересам россиян.

С3. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, укажите, что понимается под вырабатываемыми обществом «правилами общеобязательного поведения». Что отличает эти нормы от моральных норм?

«Вырабатываемые обществом правила общеобязательного поведения представляют собой право (нормы права)».

— устанавливаются государством;

— носят общеобязательный характер;

— закреплены законодательно;

— их реализация гарантирована государством через государственное принуждение.

С4. Автор утверждает, что «общество не есть механический конгломерат индивидов». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

1) общество представляет собой систему взаимодействующих элементов;

2) основой любого общества является совместная деятельность;

3) многообразные связи, возникающие в обществе, представляют разные формы общественных отношений.

Формируемые познавательные умения

  • выявлять существенные признаки объектов (понятий); (предметные, метапредметные);
  • характеризовать существенные признаки понятий; (предметные, метапредметные);
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении понятий; (метапредметные);
  • выбор оптимальной формы представления информации (метапредметные);
  • делать собственные выводы на основе полученной информации (личностные).

Методический комментарий.

Данная учебная задача может быть использована в 10, 11 классах на уроке обществознания при изучении темы «Общество», а также на факультативах, курсах по выбору и т.п. Задания, представленные после текстовой информации, позволяют продолжить формирование действий метапредметного познавательного умения выявлять существенные признаки объектов (понятий), характеризовать существенные признаки объектов (понятий), выявлять причинно-следственные связи при изучении понятий, выбирать оптимальную форму представления информации,  делать собственные выводы на основе полученной информации. Работа с текстом, выполнение заданий, выведение вывода формирует у учащихся личностные универсальные учебные умения.

         Использование заданий в качестве диагностических позволяет выявить уровень сфомированности в овладении такими способами деятельности, как 1) выявление существенных признаков объекта (родового и видовых), 2) характеристика существенных признаков объекта (выбор, систематизация информации), 3) выявление причинно-следственных связей, 4) выбор оптимальной формы представления информации.

Текст и задания к нему позволяют качественно подготовить учащихся ко второй части ЕГЭ по обществознанию.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме «Учебные задачи в курсе английского языка школы развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова)».

Выступление ра ГМО учителей английского языка по теме "«Учебные задачи в курсе английского языка школы развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова)»....

Формирование познавательной активности и самостоятельности через решение учебной задачи на уроках истории

Материалы освещают проблему активизации познавательной деятельности учеников с позиции задачного подхода, что особенно значимо для образовательной практики в условиях перехода на ФГОС....

Приемы целеполагания. Учебные задачи.

Данная разработка содержит в себе описание некоторых приемов коллективного и индивидуального целеполагания, которые можно применять на уроках биологии или по другим дисциплинам. При подготовке данных ...

Презентация "Постановка учебной задачи через учебную ситуацию"

Презентация "Постановка учебной задачи через учебную ситуацию"даёт учителю теоретическую информацию о конструировании современного урока....

Урок решения учебной задачи в 9 классе по учебному предмету "Литература".

В статье показано, как можно проводить обучение анализу художественного произведения посредством построения понятия на основе определения литературоведческого термина....

Статья «Стратегия и тактика формирования универсальных учебных действий в ходе решения учебных задач»

Программа формирования универсальных учебных действий  на ступени начального образования....

Формирование учебных действий посредством учебных задач и заданий при обучении химии

В презентации представлена информация о разработке системы заданий при формировании умения составлять уравнения химических реакций через совокупность предметных и интеллектуальных учебных действий....