Составление учебных задач, мотивирующих учащихся к определённым учебным действиям
презентация к уроку
Понятие учебных задач, примеры
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шарапова А. В.
МБОУ «СОШ №15 пос.Штыково» 30.03.2022г
.
Тема выступления: «Составление учебных задач, мотивирующих учащихся к определённым учебным действиям»
Введение
«Ключом ко всякой науке является вопросительный знак».
Оноре де Бальзак
.
Введение нового образовательного стандарта ставит перед образованием предельно важную задачу – научить детей учиться через формирование метапредметных образовательных результатов, основу которых составляют так называемые универсальные учебные действия.
Задача учителя - помочь ученикам освоить универсальные способы действия, объективно оценить свои возможности, способности, интересы и склонности.
На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь.
В нашей работе мы решаем эту задачу относительно учебного действия «принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи».
Именно с самостоятельной постановки учебной задачи начинается формирование универсальных учебных действий, а значит и умения учиться.
Понятие учебной задачи и учебное задание
- Учебная задача - задача, требующая от учащихся открытия и освоения общего способа (принципа) решения широкого круга частных практических заданий
- Учебная задача – это единица учебной деятельности
- Учебная задача – это информация о каком-то явлении или объекте, часть сведений в которой определена, а другую часть необходимо найти
- Учебные задачи воплощаются в учебных заданиях
- Учебное задание - средство реализации содержания образования и основа деятельности обучающихся
Структура учебной задачи (задания)
- Целеполагающая часть способствует мотивации, постановке цели и планированию
- Содержательная часть состоит из условия в виде различной информации и вопроса, связанного с определенными учебными действиями
- Критерии оценки мотивируют деятельность и являются эталоном выполнения задания
Учебная задача должна:
- затрагивать интересы учащихся
- иметь эмоциональную окраску (содержать занимательные примеры, опыты, парадоксы)
- обеспечивать коммуникацию учащихся
- соответствовать учебным и возрастным возможностям учащихся
- находиться в зоне ближайшего развития учащихся
Задача практическая и учебная
Практическая задача нацелена на получение результата, содержащегося в условии самой задачи (например, определить то-то, доказать то-то, собрать то-то, проанализировать то-то и др.). Практическая задача отвечает на вопрос «что нужно делать».
Учебная задача отвечает на вопрос «как нужно делать», то есть происходит освоение способа решения сходных задач. Решение учебной задачи - это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности.
Пример практической и учебной задач (математика)
Практическая задача У Пети 10 руб., у Васи 15 руб. Сколько всего денег у мальчиков?
Слово «всего» – прямое указание на ход решения, то есть ограничение поиска.
Меняем вопрос:
Учебная задача Хватит ли мальчикам денег, чтобы купить рыболовные крючки за 26 руб.? В данном случае нет ограничений для поиска, нет прямого указания на ход решения.
Разработка учебных задач: системный подход
Чтобы при изучении темы, раздела достичь требуемых образовательных результатов, необходимо конструировать не отдельные учебные задачи, а систему учебных задач.
♣ Система учебных задач должна обеспечивать достижение не только ближайших целей (например, конкретного урока), но и всего курса.
♣ Учебная задача должна конструироваться таким образом, чтобы в процессе ее решения, формировались искомые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные).
Примеры учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по математике 5 кл
Предметные результаты:
- Запишите цифрами число «Четыре миллиона сорок тысяч четыреста»
- Одна сторона прямоугольника равна 11 см, а соседняя на 6 см меньше. Найдите периметр прямоугольника.
- Рыбак поймал 45 рыб. Известно, что 60 % из них – карась. Сколько карасей поймал рыбак?
- Упростите выражение 1,2 а * 3,6 в
- Округлите число 12, 456 с точностью до сотых.
Метапредметные результаты:
- Какую из цифр можно поставить вместо звездочки в запись 2351< 23*7 (рассмотрите все возможные случаи)
- Маша купила две булочки, полтора килограмма яблок и 1 килограмм слив. Одна булочка стоит 35 рублей, килограмм яблок 120 рублей, а килограмм слив 110 рублей. Какую сдачу получит Маша с 500 рублей?
- Цену товара сначала повысили на 10 %, а потом понизили на 10 %. Как изменилась цена после изменения цены?
Личностные результаты:
- Для покраски 1 м2 требуется 160 г краски. Краска продается в банках по 3 кг. Размеры стены длина 10 м и высота 3 м. Какое наименьшее количество банок краски необходимо купить, чтобы покрасить стену?
- Билет в кино стоит для взрослого -400руб, для школьника – половину стоимости взрослого билета, для дошкольника – четверть стоимости взрослого билета. Сколько рублей заплатит семья из 2 взрослых, 2 школьников и 1 дошкольника?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ключом ко всякой науке является вопросительный знак». Оноре де Бальзак
у чебные задания для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов Предметные результаты: Запишите цифрами число «Четыре миллиона сорок тысяч четыреста» Одна сторона прямоугольника равна 11 см, а соседняя на 6 см меньше. Найдите периметр прямоугольника. Рыбак поймал 45 рыб. Известно, что 60 % из них – карась. Сколько карасей поймал рыбак? Упростите выражение 1,2 а * 3,6 в Округлите число 12, 456 с точностью до сотых.
Метапредметные результаты: Какую из цифр можно поставить вместо звездочки в запись 2351< 23*7 (рассмотрите все возможные случаи) Маша купила две булочки, полтора килограмма яблок и 1 килограмм слив. Одна булочка стоит 35 рублей, килограмм яблок 120 рублей, а килограмм слив 110 рублей. Какую сдачу получит Маша с 500 рублей? Цену товара сначала повысили на 10 %, а потом понизили на 10 %. Как изменилась цена после изменения цены? Личностные результаты: Для покраски 1 м 2 требуется 160 г краски. Краска продается в банках по 3 кг. Размеры стены длина 10 м и высота 3 м. Какое наименьшее количество банок краски необходимо купить, чтобы покрасить стену? Билет в кино стоит для взрослого -400руб, для школьника – половину стоимости взрослого билета, для дошкольника – четверть стоимости взрослого билета. Сколько рублей заплатит семья из 2 взрослых, 2 школьников и 1 дошкольника?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок решения учебной задачи в 9 классе по учебному предмету "Литература".
В статье показано, как можно проводить обучение анализу художественного произведения посредством построения понятия на основе определения литературоведческого термина....
Конструирование учебных задач как основа уственных действий
доклад на методическом семинаре в школе...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению индивидуального учебного плана одарённых учащихся.
Индивидуальный учебный план - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.Индивидуальный учебный ...
Статья «Стратегия и тактика формирования универсальных учебных действий в ходе решения учебных задач»
Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального образования....
Формирование учебных действий посредством учебных задач и заданий при обучении химии
В презентации представлена информация о разработке системы заданий при формировании умения составлять уравнения химических реакций через совокупность предметных и интеллектуальных учебных действий....
Учебные задачи по формированию базовых учебных действий на уроках русского языка и литературы
Учебные задачи по формированию базовых учебных действий на уроках русского языка и литературы...