Урок обществознания "Истина и ее критерии"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: обществознание
Класс: 10 «к»
Тема: «Истина и ее критерии»
Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся с определением, понятием, структурой и критериями истины;
- расширить знания учащихся в процессе анализирования и умения высказывать свою точку зрения;
- способствовать развитию умственных и эмоционально-чувственных сфер деятельности учащихся;
- создать условия для формирования личностных и коллективных качеств (умение работать в коллективе);
- развивать творческую деятельность.
Специальные материалы и оборудование:
- ксерокопии с высказываниями и заданиями
- презентация на тему урока
Тип урока: изучение нового материала.
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.
2. Изучение нового материала.
Слайд №1.
“Лишь тот умен, кто понимает,
Что неучен, что мало знает!”
Абу Шукур
Как вы думаете почему, я начинается урок с высказывания древневосточного мудреца.... (ответ учащихся: знание – сила)
Слайд №2.
«От перемены мест слагаемых сумма не меняется»
«Зеленый цвет получается смешиванием желтого и синего»
«Человек – биосоциальное существо»
- Мы будем изучать именно то, что объединяет эти выражения.
(подводим учащихся к тому, что все эти выражения верны и ищем синоним слову «верны» - истинны)
Итак, с чем мы сегодня познакомимся и что нам необходимо будет узнать.
(вместе формулируем цели и задачи урока)
Слайд №3.
§22. Истина и ее критерии
)
- Записываем тему урока в тетрадь
- Пока ваши тетради открыты, прошу вас самостоятельно записать определение «истины» ориентируясь лишь на собственные знания. В конце урока мы сравним определения.
(учащиеся записывают определение в течении пары минут)
- Ребята, на ваших партах листы с определениями. Какое из предложенных определений истины (в задании №1) вам представляется наиболее точным? Почему?
( при разборе ответов указываем на недостатки /подчеркнуты/ каждого определения кроме истинного)
- Итак, общепринятым определением истины является… (корректируем ответы учащихся и приводим примеры в опровержение первых 4-х определений)
Слайд №4.
- Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения. (гелиоцентризм)
- Истина – это те выводы, с которыми все согласны. (гром и молния - Перун)
- Истина – это то, во что верит человек. (атеист и религиозный человек)
- Истина – достоверное, правильное знание (наказание ученика учителем горохом)
- Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.
ИСТИНА – это … соответствие наших знаний о предмете самому предмету.
(точный термин выходит анимацией позже)
Слайд №5. Философы и их определения истины
- Ребята, вы, конечно, обратили внимание, что существует много трактовок нашего термина. И все потому что существует несколько видов истины (абсолютная, относительная)
- Обратите внимание на листочки с заданиями на ваших партах. В задании №2 вам необходимо соотнести определение с самим понятием.
Слайд №6.
| А). это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. |
| Б). это неполное, неточное, ограниченное знание, соответствующее определенному уровню развития общества. |
(определение под литерой «В» - лишнее)
- Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
(записываем виды истины в тетрадь)
- Теперь давайте глядя на слайды определим каким видам истины соответствуют примеры.
Слайд №7.
Пример первый – сок (относительная истина)
Слайд №8.
Пример второй – дважды два (абсолютная истина)
- Итак, от чего же зависят критерии истины? Посмотрим на слайды…
Слайд №9. Слайд с часами.
Который час? Если бы это были настоящие часы, то люди слева и справа могли ответить иначе.
- Взгляните пожалуйста на ваши индивидуальные листы.
Что изображено в задании № 3?
Слайд №10. Лица.
Кто изображен? А если вверх ногами?
Слайд №11. Яблоко.
Большое или маленькое … давайте поднесем ладошки.
- Итак ребят от чего зависят критерии истины? От той позиции с которой вы даете определение. Иначе говоря – от тех критериев на которые вы опираетесь. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
- В зависимости от позиций выделяют разные критерии истины
- Взгляните на задание №4 на листах и стрелочками соотнесите взгляды с критериями истины.
- Но прежде давайте вспомним на какие идеи опирается каждое из этих направлений познания (краткие ответы учащихся)
Слайд №12. Таблица критериев истины
Взгляды | Критерии истины |
Эмпирики | Чувственный опыт (истина лишь то, что можно почувствовать) |
Рационалисты | Разум (истина лишь то, что можно осознать и описать логикой и разумом) |
Конвенционалисты | Конвенция (истинное научное знание – это соглашение между исследователями — «конвенция») |
Прагматики | Практика (истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач) |
Слайд №13. Заключительный слайд с афоризмами Гёте.
Ребята сейчас на уроке вы учитесь. Не бойтесь ошибаться, ибо не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!
Подведение итогов урока:
- Рефлексия (что нового узнали?)
- Сравнение ранее написанных определений с книжным вариантом
- Что понравилось/не понравилось
- Отметки с комментариями и Д/З (стр 227-234, выписать св-ва истины)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку "Истина и ее критерии"
Материалы к уроку "Истина и ее критерии"...
Самоанализ урока учителем: критерии оценки эффективности урока
Самоанализ урока учителем...
Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).
Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...
Презентация к уроку по теме "Вид. Критерии и структура"
Презентация к уроку по теме "Вид. Критерии и структура"...
Презентация к уроку «Микро- и макроэволюция. Критерии вида»
презентация к уроку «Микро- и макроэволюция. Критерии вида»...
Урок по теме: "Вид. Критерии вида. Популяция"
Урок по Биологии в 9 классе по теме: "Вид. Критерии вида. Популяция"...
Конспект урока биологии "Вид, его критерии, структура", 9 класс
Методическая разработка урока биологии "Вид, его критерии, структура", 9 класс...