Урок по теме: "Вид. Критерии вида. Популяция"
методическая разработка по биологии (9 класс)
Урок по Биологии в 9 классе по теме: "Вид. Критерии вида. Популяция"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vid._kriterii_vida.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Вид. Критерии вида. Популяция
Цель: изучить понятие вида, его критерии и структуру; рассмотреть уровни эволюционного процесса, продолжить формирование умений и навыков работы с терминологией.
Ожидаемые результаты, учащиеся должны:
иметь представление о работах отечественных ученых в этой области;
знать: определение понятия «вид», основные критерии вида и его структуру, понятия «популяция», «эволюция», «микроэволюция», «макроэволюция»;
уметь: давать определения указанным терминам, объяснять структуру вида, критерии вида.
понимать: представление о работах отечественных ученых в этой области;
Тип урока: изучение нового материала.
Форма обучения: индивидуальная, парная.
Средства обучения : учебник, компьютерная презентация, дидактический материал, таблица «Критерии вида», стикеры.
Ход урока
I.Организационный момент. Психологический настрой
II. Актуализация знаний.
карточки по теме «Доказательства эволюции»
III.Изучение нового материала.
Мотивация к уроку
1. На фоне картинки леса звучат голоса птиц. Голоса, каких птиц вы услышали?
2.Сравните два фото: заяц беляк и заяц русак, в чем их отличие?
Раскрывается тема урока и цель.
Задание: В указанном списке животных посчитайте количество особей, видов и родов.
1. Ёж обыкновенный. 2. Лисица обыкновенная. 3. Медведь гималайский. 4. Хомячок джунгарский. 5. Заяц-беляк. 6. Медведь бурый. 7. Хомячок сирийский. 8. Заяц-русак. 9. Ёж ушастый. 10. Лисица степная.
(10 особей, 9 видов, 10 родов)
Микроэволюция – процессы, протекающие на уровне популяции и вида.
Макроэволюция - процессы, протекающие на уровне выше видового.
В результате эволюции возникают новые виды.
История развития взглядов на вид в биологии (стр. учебника 179)
Джон Рей ( анг. уч.) - в 17 в. понятие вида ввел в науку
Карл Линней (шв. уч) в 18 в. предложил научное определение вида, уточнил его критерии. «Каждый вид - результат отдельного творческого акта, неизменен и постоянен, не связан с другими видами родством»
Ж.Б.Ламарк - виды изменяются, и произошли от других видов, включая человека.
Ч.Дарвин - виды изменяются, они относительно постоянны и являются результатом эволюционного развития.
«Корзина идей» - Что же такое вид?
Работа с текстом, дать определения следующим понятиям темы &39 («Прочитай – запиши – обсуди в паре»)
Вид – группа особей, сходных по внешним признакам и процессам жизнедеятельности, нуждающихся в одинаковых условиях, обитающих на определенной территории в виде групп – популяций.
Критерии вида (заполнение таблицы)
Виды существуют в форме отдельных популяций.
Популяция - совокупность особей данного вида, которая длительное время существует на определенном участке ареала и способна к свободному скрещиванию.
Динамическая пауза (проводится в середине урока)
Работа по таблице: работа с текстом «Паук – крестовик» (учитель читает отрывок, а учащиеся должны определить критерий).
Критерии вида | Содержание критерия |
1. Морфологический | Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида, особенностей строения представителей одного вида |
2. Физиологический | Сходство всех процессов жизнедеятельности, и прежде всего процесса размножения (свободное скрещивание особей вида) |
3. Генетический | Каждый вид характеризуется определенным, присущим только ему набором хромосом и их особой |
4.Биохимический | Видовая специфичность белков и нуклеиновых кислот |
5. Экологический | Вид занимает определенное место в природе, имею свою специализацию, набор факторов среды, необходимых для его существования |
6. Географический | Вид обладает определенной областью распространения в природе – ареалом |
7. Исторический | Общность предков, единая история возникновения и развития вида |
IV. Закрепление
Задание: на слайде появляются фразы, вам нужно проанализировать и сделать вывод о их верности, а если надо поправить
Фразы:
1. Сетчатое жилкование листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия (не верю)
2. Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию (верю)
3. Как известно у вида Homo sapiens, хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию (не верю)
4. Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идет о географическом критерии вида. (не верю)
Установи соответствие.
Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют. Ответ оформите в виде последовательности цифр.
Критерии:
1. тело покрыто мантией А) морфологический
2. раковина имеет две створки Б) экологический
3.обитает в пресных водоёмах В) физиологический
4.кровеносная система незамкнутая
5. питается, фильтруя воду
6. это донное, малоподвижное животное
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
А | А | Б | А | В | Б |
V. Домашнее задание.
Создай проект под названием «Описание вида согласно критериям».
Форма работы может быть любая – текстовый вариант, презентация, слайд-шоу, буклета и т.д.
Рефлексия «Моя высота»
Я хорошо усвоил, что…………………
Теперь я смогу сам и научу других………………
Меня удивило, что ……………………………………….
Мне пригодится в дальнейшем …………………..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока биологии в 9 классе по теме «Вид. Критерии вида»
Данный конспект рекомендуется для проведения урока в 9 классе в разделе "Эволюция живых организмов"...
Презентация на тему "Вид. Критерии вида"
Урок в 9 классе....
Конспект урока по биологии "Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе. Л.р."Типы биотических связей" в 10 классе.
Урок разработан с использованием учебника "Общая биология 10 класс" , авторская линия И.Н. Пономаревой. Основной целью урока является повторение материала по теме "Приспособленность организмов к совме...
Тест по теме " Вид. Критерии вида". 11 класс.
Тест по теме " Вид. Критерии вида". 11 класс....
Конспект урока биологии в 9 классе по теме «Вид. Критерии вида»
Конспект урока биологии в 9 классе по теме «Вид. Критерии вида» Учитель ГБОУ СОШ №455Виноградова Л.А.Тип урока: урок изучения нового материалаЦелевая аудитория: учащи...
Лабораторная работа по теме: Морфологический критерий вида». 9 кл
Задачи:закрепить знания о морфологическом критерии вида,научить составлять морфологическую характеристику растений и животных. Оборудование: комнатные растения, гербарии растений разных вид...
Урок по биологии на тему "Вид.Критерии вида."
Тема: Вид. Критерии вида.Цель: Изучение вида и его критериев.Задачи: Образовательные: создать условия для усвоения понятий «вид», критерии вида», «популяции»; рассм...