Конспект урока "Права и обязанности человека"
методическая разработка по обществознанию (6 класс)

Озерова Татьяна Фёдоровна

Разработка открытого урока по Обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_i_obyazannosti_cheloveka_otkrytyy_urok.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 131 г. Карталы имени Героя Советского Союза К.С. Заслонова».

Автор:  Озерова Татьяна Фёдоровна

Тема урока: Права и обязанности человека

Аннотация работы:

Цель: познакомить учащихся с основными правами и обязанностями человека.

Задачи:

- формирование основ нравственно - правового воспитания школьников в процессе беседы;
-расширять представления детей о понятии «гражданин», «права», «обязанности»;
-закрепить знания детей о правах и обязанностях;
- способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважительного отношения к Конституции РФ.
Оборудование: проектор, ноутбук, макеты человечков, карандаши, карточки.
Ожидаемый результат:

Обучающиеся должны четко распознавать понятия «права» и «обязанности», уважительно относиться к правам окружающих, понимать отличие обязанностей в различных местах.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята.

2. Звучит гимн России  (слайд 1)

- Ребята, что сейчас мы прослушали?

-Да, прозвучала  самая главная и торжественная песня страны – гимн России.

- Сегодня у нас будет очень важный и серьёзный разговор.

Давайте поиграем в игру «Какой я?». Это очень простая игра, и вы все с успехом справитесь с ее правилами. (Учитель раздает ребятам заготовки человечков, просит приготовить цветные карандаши: красный и синий).
– Итак, я буду называть качества характера, и если вы считаете, что обладаете этим качеством, то красным карандашом рисуете кружочек на туловище человечка, а если нет, то синим цветом, понятно? Приготовились, начали: добрый, щедрый, трудолюбивый, доброжелательный, честный, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, ласковый, предупредительный, вежливый. исполнительный, чуткий, отзывчивый, гордый, дисциплинированный…(ученики ставят на человечке синий кружок, если думают, что такого качества у него нет, и красный, если предполагают, что обладают названным качеством).
Теперь посмотрим на своего человечка. Видите, какой пестрый получился портрет вашего характера. А почему?
– В каждом человеке есть хорошие и плохие черты. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы исправлять отрицательные качества и развивать положительные, хорошие. Надо стремиться к тому, чтобы человечек состоял из красных кружочков, согласны ? Очень приятно, что всем хочется быть хорошими. А что, по-вашему, для этого нужно?
Знать, что хорошо, а что плохо.
Знать о том, как вести себя.
Знать, как воспитывать в себе хорошие черты.
– А теперь дорисуйте человечку рожицу. Посмотрите, одинаковые ли они получились? Все разные.
– Все мы разные: у нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разные характеры
Но нет ли чего-то общего, что нас объединяет?
Но вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами – граждане великой России!

- Когда человек счастлив, он редко думает о своих правах.. Но в нашем мире человек часто попадает в положение, когда ему необходима защита.

В этом ему помогает Конституция РФ.

Конституция РФ – основной  закон  в котором перечислены все наши права.

- Главное право человека – право на жизнь. Все начинается с права на жизнь. Это первый шаг на пути в будущее.  Но такое право было не всегда. В древней Спарте, ребенка родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим вместе с деньгами. В Санкт- Петербурге в прошлом веке было очень много приютов для младенцев, бедные люди, родители клали своих детей в корзины и подбрасывали «добрым людям».  

- Сегодня вы живете с родителями или родственниками, которые в связи с определенными обстоятельствами заменили вам родителей. Эти люди заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни.

Как и все граждане нашей страны, мы с вами имеем и права и обязанности.

Чтение учащимся стихотворения.

Стихотворение "Наши права".
1. В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки –
Все люди на планете.
2. На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.
3. В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.
4. Сохранить своё здоровье –
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случится –
Каждый вправе полечиться.
5. Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав –
Не дано таких им прав.
6. Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.
7. О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.
8. Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!
Ребята, а кто знает – что такое право?

Право – это нормы, правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. Их должен соблюдать каждый человек, они регулируют отношения между людьми.

А что такое обязанности?

Обязанность – это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.

В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. В Росси она действует с 1990 года.

Всеобщая декларация прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Ребенку для полного и гармоничного его развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

На столе у вас лежат карточки.  На них написаны право человека. Предлагаю вам их зачитать и объяснить их значение.

ПРАВО НА ДОСТАТОЧНОЕ ПИТАНИЕ

 Во всех странах мира существуют организации помощи «Красный крест», «Служба спасения»

ПРИЕМЛЕМЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Для жизни и здоровья ребенка необходимы хорошие условия: дом, одежда, обувь, игрушки, предмета быта.

ПРАВО НА МЕДИЦИНСКИЙ УХОД

Родители: питание, одежда, лечат у врачей

Врачи: лечат, делают прививки

Воспитатели: соблюдают режим дня

Повара готовят вкусную и здоровую пищу

ПРАВО НА ОТДЫХ

Отдых с родителями, с друзьями.

ПРАВО НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЕЙНОМ ОКРУЖЕНИИ

Многие ребята по разным причинам не могут воспитываться в семье.

ПРАВО НА БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Школы: начальная, средняя, высшее образование.

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОСОБУЮ ЗАБОТУ И ОБУЧЕНИЕ

К таким детям нужно относиться с уважением, не дразнить, не смеяться. Инвалидам по всему миру взрослые проявляют заботу: строят больницы, тренажерные залы, пандусы.

ПРАВО НА БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ

Дети имеют право не подвергаться со стороны взрослых жестокому и небрежному обращению. Первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.

А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности. Давайте встанем. Если я называю право – вы хлопаете в ладоши, ели обязанность – приседаете.

  1. каждый школьник один раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы.
  2. Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача
  3. Молодой человек, достигший 18 лет, служит в Армии
  4. Дети учатся в школе
  5. Родители воспитывают своих детей
  6. Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе
  7. Дети ухаживают за немощными родителями
  8. Иметь свое жилье
  9. Воспитываться в семье

Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю вам разобрать ситуации.(работа с презентацией)

Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на

    личную неприкосновенность

Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что  Буратино воспользуется своим правом на

   получение бесплатного образования

Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право на

  пользование учреждениями культуры

Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино

 иметь имущество в собственности

Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на

 неприкосновенность жилья

Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в страну дураков, они воспользовались правом

   уехать из своей страны и вернуться на Родину

Обучающиеся в муниципальном общеобразовательном учреждении обязаны: Соблюдать Устав школы, правила для обучающихся, распоряжения администрации.

Уважать достоинство обучающихся и работников школы.

Добросовестно учиться, в установленные сроки выполнять уровень заданий, предусмотренный учебным планом и программами.

Бережно относиться к имуществу школы.

 Выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Посещать занятия в школьной форме, установленной образца.

«Мы с удовольствием слушаем тех. Кто говорит нам о наших правах. Но мы не любим. Чтобы нам напоминали о наших обязанностях».                                    Э. Борк

Как вы понимаете это высказывание? (ответы учащихся)

Давайте с вами познакомимся с правилами общения:

Нужно знать свои права.

Нужно уважать права других людей.

Нельзя забывать об обязанностях.

-О чем мы сегодня говорили на занятии? (о правах и обязанностях)

-В каких книгах вы можете прочитать о своих правах? Где можно взять эти книги? («Конвенция о правах ребенка», «Конституция РФ» и др. Эти книги можно взять в нашей библиотеке)

-Где вы можете прочитать о своих обязанностях? (В Уставе нашей школы)

Продолжите строчки:
- Для меня самое главное право, это… (право на жизнь)
- В школе я обязан…(дети по  цепочке называют)

Рефлексия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию Права и обязанности человека и гражданина

Разработка урока по обществознанию по теме: Права и обязанности граждан. В работу включены: ход урока, презентация, задания и лист самоконтроля учащегося....

Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.

Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....

Брейн-ринг "Права и обязанности человека"

Брен-ринг состоит из 9 конкурсов. К заданиям даны правильные ответы....

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ, СВОБОДАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА В МОУ «ЯЛГИНСКАЯ СОШ»

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, у...

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина РФ

Презентация, которая может быть использована на уроках обществознания и права по теме "Конституция РФ", "Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина", а также во время проведения классног...

Права и обязанности человека и гражданина.

Права и обязанности человека и гражданина....

Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.

Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение...