Брейн-ринг "Права и обязанности человека"
методическая разработка на тему

Брен-ринг состоит из 9 конкурсов. К заданиям даны правильные ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Составила Уполномоченный по защите прав участников

образовательного процесса МОУ СОШ с. Бутурлинка

Екатериновского района Саратовской области

Смыслова Аурика Борисовна

2011 год

БРЕЙН – РИНГ

«ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

Цель игры:

- актуализация и  углубление знаний по правам человека;

- развитие навыков коллективной работы;

- развитие познавательной активности учащихся, родителей, учителей.

Оборудование: раздаточный материал, высказывания на плакатах, табло, плакат с конкурсами, призовые медали, можно использовать мультимедийную презентацию с ходом мероприятия.

Подготовительная работа:

Для подготовки к игре можно провести конференцию по вопросам прав человека.

  В игре участвуют 3 команды по 6 человек. В каждую команду входят: 2 учащихся 8-11 классов, 2 родителя, 2 учителя. В командах выбирается капитан, даётся название команды. Выбирается жюри.

 Игра проводится по типу игры «Крестики-Нолики». Чтобы в табло записать свой знак, надо успешно выполнить задание, которое обозначено на одном из полей (поле выбирается по желанию). Выигрывает та команда, у которой  знаков наберётся больше других. На доске  висит плакат с темами конкурса:

Правовые документы

«Да» или «Нет»

«Ума палата»

Вот так ситуация!

Кроссворд

«Капитанский»

Загадки об учителях

«Продолжи».

Абракадабра о родителях

Ход игры

 Капитаны команды разыгрывают право первого хода, представив свою команду в творческой форме.

1. Правовые документы

Учитель: Сейчас мы поговорим о международных и отечественных правовых документах, гарантирующие права человека и гражданина. Я даю задание общее для всех команд. Побеждает та команда, которая ответит первой. Время на обсуждение - 30 секунд. Сигналом к ответу будет служить поднятая рука капитана команды. Любые выкрики ответа с места наказываются штрафными баллами для команды, а вопрос снимается. В случае одновременного поднятия рук капитанами двух или трех команд (ответ записывается на листочках, затем зачитывается). Команда получает по 1 баллу за правильный ответ.

 Вопрос 1: Год 1998 был объявлен ООН международным годом прав человека. Что же произошло пятьдесят лет назад?  ( Провозглашена «Всеобщая декларация прав человека и гражданина»).

Вопрос 2: В статье 1 Всеобщей декларации прав человека утверждается, что все люди рождаются:

                    А) для счастья;

                    Б) равными и свободными;

                    В) для мира и справедливости.

                       (ответ Б)

 Вопрос 3: Наши права и свободы как граждан Российской Федерации заключены в основном законе страны. Как называется этот документ?

(Конституция РФ.).

Вопрос 4: Наши имущественные права как граждан РФ регламентируются :

                А) Уголовным кодексом РФ;

                Б)  Семейным кодексом РФ;

                В) Гражданским кодексом РФ.

                    ( ответ: В)

 Вопрос 5: В 1989 году был принят первый в истории человеческой цивилизации международный документ, касающийся прав ребенка. Как называется этот документ?

( Международная Конвенция о правах ребенка)

Вопрос 6: Юристы говорят, что права и свободы человека действуют «вертикально», т.е. они регламентируют отношения человека и …  (государства)

Вопрос 7:    Ребенком считается каждый житель Земли в возрасте до:

          А) до 16 лет;

          Б) до 20 лет;

          В) до 18 лет.  (ответ В).

Вопрос 8: Граница прав человека заканчивается там, где начинаются ….? (Права другого человека).

2. «Да» или «Нет».

-Вы должны показать карточку «да», если согласны с моим высказыванием, или показать карточку «нет», если вы со мной не согласны. Всего 6 высказываний. Поднимайте выше, чтобы жюри могло видеть ваш ответ, и кто первый правильно ответил.

1. Все перечисленные религии: христианство, буддизм, ислам,- относятся к мировым религиям. (Да.)        

2.  Антропологи – это специалисты, изучающие особенности быта, нравов, культуры какого-либо народа. (Нет.)        

3.  Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей. (Да.)        

4.  Этикет – это внешние формы поведения человека.(Нет.)

5.  Гражданство – это взаимная ответственность человека и государства. (Да.)                

6.  Конституция Российской Федерации была принята на референдуме. (Да.)

7.  Поколение – это группа людей, родившихся в определенный период, сформировавшаяся в одних и тех же исторических условиях. (Да.)

3. «Ума палата».

В этом конкурсе вам необходимо дать развёрнутый ответ на вопрос. Отвечает та команда, чья рука первая будет поднята. За правильный ответ 3 балла.

  1. Существует закон о неприкосновенности личности, а на ребенка это распространяется? (Да. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного  посягательства на его честь и репутацию (статья 16 Конвенции)).

  1. Какие основные права имеет ребенок как учащийся? (Получение образования в соответствии с гос. образов. стандартами;  получение впервые бесплатного начального, основного общего, полного среднего образования;  бесплатное пользование библиотечным фондом; получение дополнительных( в том числе и платных) образовательных услуг; участие в управлении образовательным учреждением; свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; добровольное привлечение к труду, не предусмотренного образовательной программой; добровольное вступление в любые общественные организации; защиту от применения методов физического и психического насилия; условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья).

  1. Кто несет ответственность за получение ребенком среднего образования – родители или школа? (В законе записано, что ответственность за получение среднего образования ребенком несут родители.)

  1. Может ли ребенок заниматься самообразованием и потребовать после этого, чтобы его аттестовали и выдали аттестат? (Да. Такая форма аттестации называется экстернат, также форма семейного образования.)

  1. Могут ли ребенка не допускать к занятиям, если его родители не пришли в школу по вызову администрации? (Нет, такие действия неправомерны, поскольку в этом случае не соблюдаются гарантии прав несовершеннолетних на образование. Возможны другие методы воздействия на родителей, которые уклоняются от явки в школу.)

  1. С какого возраста можно привлекать к административной ответственности?  (К административной ответственности можно привлекать с 16 лет.)

  1. Какие виды наказаний за совершение административных правонарушений  могут применяться в отношении несовершеннолетнего? ( По закону могут быть следующие виды наказаний: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.)

  1. Может ли администрация школы, исключить учащегося, если он осужден? Бывает так, что этим его пугают. (Нет. Исключение возможно за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушение устава школы. Исключение лиц, не имеющих основного общего образования возможно лишь с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав, а если исключаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, то с согласия органов опеки и попечительства).

4. Вот так ситуация!

Этот конкурс потребует от вас не только разрешения данной ситуации, но и разыграть сценку. У каждой команды своя ситуация. Максимальный балл за конкурс - 5 баллов.

1. На месте преступления был задержан Сергей М. , которому было предъявлено обвинение в хищении, и он был заключен под стражу. В совершении хищения Сергей М. признался. На следующий день в газете появилась публикация, в которой сообщалось, что Сергей М. совершил хищение, задержан, содержится под стражей и его ожидает суд.

Правомерна ли подобная газетная публикации? Свое мнение обоснуйте.

ОТВЕТ: Газетная публикация неправомерна. Она является нарушением принципа презумпции невиновности каждого человека. С.49 Конституции РФ «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

2. 16-ти летний гражданин пришёл устраиваться на работу в автослесаную мастерскую. При этом он предоставил целый ряд необходимых документов: паспорт, приписное свидетельство воинского учета и заявление о приеме на работу. Однако хозяин отказался принимать его на работу, заявив, что без прохождения медицинского обследования и предоставления соответствующей справки не имеет права заключать с ним договор.

Прав ли хозяин автослесарной мастерской? Свой ответ обоснуйте.

ОТВЕТ: Хозяин прав. По Трудовому кодексу РФ несовершеннолетние в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию)

3. Несовершеннолетняя девушка находилась под попечением своей родной тётки. Однако еще до достижения 18-летнего возраста решила выйти замуж, заявив при этом, что с момента вступления в брак в попечении нуждаться не будет. Тетка возразила, напомнив о том, что попечение определяется до достижения возраста совершеннолетия и, если племяннице так важно избавиться от попечения, надо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства. 

Кто прав в этой ситуации? Свой ответ обоснуйте.

ОТВЕТ: Права девушка.  После вступления несовершеннолетнего в брак (ч. 1 п. 2 ст. 21 ГК) не требуется специальное разрешение на прекращение попечительства.

5. Кроссворд.

В этом конкурсе за каждое разгаданное слово по 1 баллу, также ещё 1 балл получает команда, первая разгадавшая кроссворд.

СЛОВА ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1. Добровольное товарищество, обеспечивающее согласованность действий работников в процессе производства. (КООПЕРАТИВ)  2. Незанятая часть экономически активного населения в хозяйственной деятельности. (БЕЗРАБОТНЫЙ) 3. Имущество, принадлежащее кому-либо с правом распоряжения. (СОБСТВЕННОСТЬ) 4. Соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей. (ДОГОВОР) 5. Один из участников обмена. (ПОКУПАТЕЛЬ) 6. Возможность изменения принадлежности, состояния, назначения имущества. (РАСПОРЯЖЕНИЕ) 7. Деятельность, направленная на получение прибыли. (БИЗНЕС) 8. Срочное и возмездное пользование имуществом. (АРЕНДА) 9. Одна из основных экономических категорий, показатель финансовых результатов деятельности. (ПРИБЫЛЬ) 10. То, что находится в чьей-нибудь собственности, принадлежит кому-нибудь. (ИМУЩЕСТВО) 11. Фактическое обладание вещью. (ВЛАДЕНИЕ) 12. Лицо, предоставляющее работу за определённую плату. (РАБОТОДАТЕЛЬ) 13. Образ жизни за чужой счёт, чужим трудом. (ТУНЕЯДСТВО) 14. Порядок поведения людей, отвечающий сложившимся нормам морали и права. (ДИСЦИПЛИНА) 15. Одно из основных правомочий собственника, заключающееся в праве потребления вещи. (ПОЛЬЗОВАНИЕ) 

СЛОВО ПО ВЕРТИКАЛИ: Человек, готовый идти на риск своими средствами, ради получения прибыли. (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ).

6. «Капитанский».

 В этом конкурсе принимают участие капитаны команд. Из букв словосочетания «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ» составить как можно больше слов за 2 минуты.  Затем слова капитаны будут называть по очереди, причём, не повторяя уже произнесённых слов. Первый вышедший из игры получает 2 балла, второй – 4 балла, победитель – 6 баллов. Команда может тоже помочь своему капитану заработать ещё 2 балла, если составит самое длинное слово.

7. Загадки об учителях

Этот конкурс пройдёт по типу конкурса «Слабое звено». Только мы будем определять сильнейшего. Итак, нужно по одному игроку от каждой команды.

Шутят, что представитель этой профессии обладает «лучшими качествами дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу». О какой профессии идет речь?

(Учитель.)

Учитель учителей – это… Кто?

(Методист – специалист по методам преподавания, обучения.)

Каким итальянским словом, в переводе означающим «учитель», часто называют музыкантов и композиторов?

(Маэстро.)

В Древнем Риме – учитель, обучавший детей азам языкознания – грамматик. Учитель чтения – литератор. Раб, сопровождавший детей в школу и из школы – педагог. А как в Древнем Риме называли учителя арифметики?

(Калькулятор.)

В российском букваре XVII века гравюра изображала учителя в классной комнате за этим воспитательным процессом. Каким?

(Порка.)

В 1762 году учитель Джон Спилсбери наклеил карту Англии на картон и разрезал на кусочки. Так появилась игра, тогда предназначенная для обучения географии. Назовите эту игру, в которую теперь играет каждый ребёнок.

(Пазлы.)

Лучшие российские актёры и режиссёры кино получают премию «Ника», телевизионщики – «Тэффи». А какую премию получают наши  педагоги?

(«Хрустальный пеликан». Пеликан  символ самоотверженной материнской любви. Считается, что он собственную грудь разрывает, чтобы накормить голодных птенцов.)

У каждого в шкафу свой скелет. О каких учителях эта поговорка?

(Об учителях биологии.)

Назовите педагога, посвятившего поэму беспризорникам?

(Макаренко А.С., написавший «Педагогическую поэму».)

8. «Продолжи».

В этом конкурсе вам необходимо завершить начатое мной предложение. За правильный ответ 1 балл.

  1. Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах…( с вредными, опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).
  2. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью … (31 календарный день в удобное для них время).
  3. Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного…( начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования)
  4. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право …(выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением).
  5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за… ( их воспитание, получение ими общего образования).
  6. Работники образовательных учреждений имеют право на участие… ( в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства).
  7. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только… (по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику).
  1. Абракадабра о родителях

  В этом конкурсе вам предстоит составить 2 высказывания из данных на листочках слов. За каждое правильное высказывание 3 балла.

1. Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!                                                                                                        Жан-Жак Руссо

2. Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях.

                                                                                                              Неизвестные авторы

1. Первые слезы детей — их просьбы; если не остеречься, они вскоре становятся приказаниями, они начинают с того, что заставляют себе помогать, а кончают тем, что заставляют себе служить.                                                                                Жан-Жак Руссо

2. Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок.                                                                                                       Джордж Сантаяна

1. Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

Василий Александрович Сухомлинский

2. Если бы дети росли в соответствии с нашими ожиданиями, у нас вырастали бы только гении.                                                                                                    Иоганн Вольфганг Гёте

Подведение итогов

В конце игры жюри подводят итоги. Победители награждаются памятными медалями «Знатоку права» и призами награждаются все участники Брейн–ринга.

Литература:

  1. Нормативные документы ( Семейный, Трудовой, Административный Кодексы РФ, Закон РФ об образовании и др.).
  2. Учебники по обществознанию для 7-9 классов под редакцией Боголюбова, Кравченко.
  3. Материалы с сайтов Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию Права и обязанности человека и гражданина

Разработка урока по обществознанию по теме: Права и обязанности граждан. В работу включены: ход урока, презентация, задания и лист самоконтроля учащегося....

Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.

Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ, СВОБОДАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА В МОУ «ЯЛГИНСКАЯ СОШ»

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, у...

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина РФ

Презентация, которая может быть использована на уроках обществознания и права по теме "Конституция РФ", "Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина", а также во время проведения классног...

Права и обязанности человека и гражданина.

Права и обязанности человека и гражданина....

Урок права, 10 класс "Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека в РФ"

Урок включается в раздел "Конституционное право"  учебной дисциплины "Право" 10 профильный класс. Основным понятием урока является понятие "конституционный статус гражданина". Урок разработан с у...

Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.

Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение...