Использование СМИ при изучении на уроках обществознания
методическая разработка по обществознанию
Использование СМИ при изучении на уроках обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smi.docx | 17.65 КБ |
smi_na_urokah_v_11_klasse.docx | 71.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование СМИ на уроках истории и обществознания.
Волкова И.В. учитель истории и обществознания.
В современных условиях возрастает роль исторического образования, так как нельзя представить по-настоящему образованного, культурного человека, патриота и гражданина, не знающего основ истории, в первую очередь, своей страны. В то же время преподавание истории и обществознания не может находиться в стороне от глобального явления — информатизации общества, создания единого информационного пространства. Также преподаватель истории и обществознания должен реализовывать компетентностный подход — основное требование федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Да, именно, медиаобразование способствует формированию творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений воспринимать, интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты, помогает человеку активно использовать информационные возможности телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры.
Специфика дисциплин «История» и «Обществознание» требует от обучающихся умение работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ. История изобилует большим количеством дат, фактов, персоналий, понятий. Однако в современном мире постепенно отпадает необходимость перегружать память, потому что имеются технические хранилища информации (компьютерные базы данных, Интернет), и важно научить подростков пользоваться ими.
Знания об обществе являются ориентиром в понимании происходящего в конкретном обществе в определенное время. Соответствующие знания являются частью содержания курса обществознания. В контексте подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию невозможно не обращаться к материалам СМИ, так как целый ряд заданий требует аргументации из общественной жизни. Поэтому перед учителем встает задача соотнести данные учебника обществознания с фактами, событиями настоящей действительности, подкрепить теоретические положения курса конкретными примерами, фактами общественной жизни. Каковы же пути решения этой проблемы? Одним из таких путей является активное использование материалов средств массовой информации в преподавании курса обществознание.
Итак, зачем необходимо включать материалы СМИ при преподавании курсов истории и обществознания ?
1. Материалы СМИ необходимы для актуализации изучаемого на уроке материала, иллюстрируют теоретические положения курса
2. Работа учащихся с данным источником информации делает их более компетентными в вопросах современного развития общества, что необходимо при формировании гражданских ценностей в рамках правового демократического государства
3. Привлечение материалов СМИ создают дополнительную мотивацию к изучению курса
4. Использование материалов СМИ диктуется и Единым государственным экзаменом по обществознанию, так как многие задания требуют иллюстрации учениками примерами тех или иных положений, аргументов и т.п. с опорой на личный опыт учащихся и факты общественной жизни.
Процесс организации обучения учащихся с использованием материалов СМИ и Интернета предоставляет возможности учителям:
- совершенствовать учебную деятельность;
- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий,
используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся
положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
- находить основные и дополнительные материалы для уроков;
- сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности
такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким,
разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей
современных компьютеров;
- получать новые данные из электронных версий газет, журналов, научных
журналов, эффективно решать проблему наглядности обучения, делать учебный материал
более понятным и доступным для учащихся;
- иметь доступ в научные библиотеки разных стран;
Каким же образом это реализуется на уроке? Можно применять следующие способы. На одном уроке в неделю можно выделить 5 – 10 минут для информационных сообщений учащихся о событиях в контексте изучаемой темы. Например, на уроках права во время изучения темы «Права человека» целесообразно дать задание учащимся, найти в СМИ примеры нарушений прав человека в нашей стране и определить какое конституционное право было нарушено, указать статью Конституции. Или , изучение темы «Глобальные проблемы современности» невозможно без обращения к СМИ. Также можно дать задание найти дополнительную информацию по данной теме. Хорошим для поиска информации о стране и мире является сайт или и другие.
Следующим способом вовлечения обучающихся в «информационное пространство СМИ» является аргументация высказанной точки зрения и приведение собственных примеров из общественно-политической и социально- экономической жизни современного общества при написании заданий ЕГЭ типа №, 33,34,36 (написание эссе). Таким образом, широкое использование учащимися информационных материалов СМИ на уроках обществознания позволяет формировать и развивать самые разнообразные умения и навыки, необходимые школьникам.
Другой пример, материалы СМИ правовой направленности могут во многом повысить степень восприятия учащимися отвлеченных норм права. При использовании в преподавании средств массовой информации особое внимание следует обратить на такие издания как «Российская газета», «Парламентская газета», «Аргументы и факты», «Юрист спешит на помощь», «Юридический вестник», «Человек и закон», в которых публикуется большое количество материалов, связанных с изложением и подробным комментированием новейших изменений в современном законодательстве. В «Российской газете» и «Парламентской газете» публикуется регулярно буквально все основные законы, принятые Государственной Думой, Постановления и другие нормативные акты Правительства РФ. В Интернете на правовом сайте Российской газеты выложено более 22 000 юридических документов. Умелая работа с ними, систематизация позволяет учителя обществознания быть в курсе самых последних юридических новинок.
Литература
1. Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в
современной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. –
№ 7–8.
2. Концепция преподавания обществознания в современной российской школе и
учебника «Обществознание. XI класс» (проект) // Преподавание истории в школе. –
2008. – № 1. – С. 40–42; № 2. – С. 35–43.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 2012.
4. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении //
Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 3. – С. 29–39.
5. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Полат Е.С. – М.: Владос, 2001. –
169 с.
6. Румянцев В.Б. Всемирная история в Интернете // Преподавание истории и в школе
7. Ушакова О. А. Использование электронных пособий на уроках истории./ Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», 2007.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках обществознания.
Мы живем в такую эпоху, когда человечество вступило в новую стадию своего развития- информационную эру. Сегодня наша жизнь становится все более зависимой от информационных технологий. Они широко, инте...
Использование методов проблемного обучения на уроках обществознания
Использование методов проблемного обучения на уроках обществознания в условиях нового ФГОС. Какие приемы проблемного обучения можно использовать для обучения в системе СПО нва первом курсе....
Использование методов проблемного обучения на уроках обществознания
Использование методов проблемного обучения на уроках обществознания в условиях нового ФГОС. Какие приемы проблемного обучения можно использовать для обучения в системе СПО нва первом курсе....
Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания
В статье рассматривается значение и применение современных образоательных технологий на уроках обществознания...
Использование национально - регионального компонента на уроках обществознания
Милли-төбәк компоненты халык һәм милләт үзенчәлеген, аның мәдәниятен һәм рухи дөньясын, телен һәм тарихын, табигый-географик мохитен, хезмәтчел традицияләрен чагылдырган укыту материалын үз эченә берл...
Использование технологии критического мышления на уроках обществознания и истории
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения . В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология, которая ...
Использование активных методов обучения на уроках обществознания.
В статье представлениы рекомендации по применению разных активных методов обучения, которые позволяют сделать уроки обществознания более интересными и познавательными....