Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ по обществознанию
план-конспект занятия по обществознанию (11 класс)
В материале представлен алгоритм выполнения задания №1 ЕГЭ по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок -практикум | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока
Урок –практикум по подготовке к решению задания с кратким ответом №1 ЕГЭ по обществознанию
Цели и задачи урока.
Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся; способствовать углублению понимания общественных процессов
- совершенствовать умение находить нужную информацию в источниках, адекватно её воспринимать, применяя обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать, соотносить с собственными знаниями)
- способствовать формированию гражданской позиции, становлению политической и правовой культуры.
Задачи:
совершенствовать общеучебные умения и навыки обучающихся способствующих успешной подготовке к ЕГЭ;
корректировать навыки учащихся по работе с терминологическим аппаратом: подведение под родовое понятие, поиск видовых особенностей и т.д.;
формировать умения характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
дать практические советы по преодолению типичных затруднений обучающихся при выполнении ими заданий в рамках подготовки к ЕГЭ;
развивать навыки групповой работы, работы в сотрудничестве.
Требования к содержанию ключевых компетенций, формируемых на уроке:
• познавательные компетенции:
1) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины; 2) определять существенные свойства социально-политических явлений и их объектов;
• развивающие компетенции:
1) характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (явления, процессы, институты;
2) аргументировано излагать свою позицию; 3) работать в группе.
• ценностно-ориентационные компетенции:
1) проявлять потребность высказывать свои суждения; 2) уважать мнение другого человека;
Форма урока: урок-практикум
Рекомендации
- Первое задание ЕГЭ по обществознанию направлено на проверку общих, систематических знаний по предмету. Оно представлено в виде таблицы или схемы, в которой пропущено одно слово либо словосочетание; задача экзаменующегося – верно вставить пропущенный элемент. Задание может быть связано с любым аспектом, изучаемым в обществознании – от морали до политической культуры. Однако оно всегда представляет собой классификацию: типы общества, функции рынка, формы правления.
- Задание относится к базовому уровню сложности; выполнить его не так сложно при условии хорошего знания теории – особенно если учесть, что остальные элементы схемы заполнены и являются своего рода подсказкой. Правильное выполнение первого задания оценивается в 1 балл.
- Этот тип задания может быть связан с любым из пяти разделов курса обществознания. При решении задания следует обратить внимание на заголовок таблицы (если такой имеется) и заголовки каждого из её столбцов. Они, помимо описания термина, который нужно записать, подскажут, к чему относится неизвестный термин. Также подсказкой вам послужит термин-образец, поскольку он относится к понятиям того же класса объектов. При заполнении бланка нужно учесть, что термин следует записать в подходящей форме (род, число и т. п.). Опять же, подсказкой вам послужит термин-образец. Посмотрите на формулировку вопроса, она предполагает лаконичную форму записи: слово или словосочетание. Не следует записывать несколько вариантов ответов или дополнять термин пояснением Схема предполагает вариативность количества элементов и их структуры. Однако в ней также сохраняются обобщающий заголовок, один пропущенный термин и термин(ы)-образец(ы). В случае, когда пропущенный термин имеет синонимы, также устойчиво используемые в курсе обществознания, стоит обратить внимание на форму записи термина-образца.
! В этом задании есть небольшой секрет. Если не знаете. что написать, присмотритесь пожалуйста к первой строке, где уже написан пример для рассуждения. Бывает так, что первый ответ наглядно показывает, в каком ключе надо рассуждать.
Алгоритм выполнения задания
1.Внимательно читаем задание;
2. Смотрим, какие элементы уже присутствуют в таблице/схеме;
3.Вспоминаем теорию по теме задания;
4.Если в задании дана таблица – вспоминаем, что соответствует характеристике данной к пропущенному слову;
5.Определяем пропущенный элемент и записываем его в ответ.
Здесь всегда придется работать со схемой или таблицей, ответом будет слово/словосочетание. Спрашивают только базовые термины, учите определения!
Комментарии к выполненному заданию
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Форма Характеристика
Религия Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное.
… Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости.
В этом варианте определяются знания экзаменующихся о различных формах духовной культуры. Как мы помним из курса обществознания, к ним относятся религия, философия, наука, искусство, мораль… Если посмотреть на данное в задание определение, можно с легкостью определить, что речь идет о морали – ведь именно она представляет собой совокупность представлений о добре и зле, о правильном и неправильном, в соответствии с которой в обществе формируются определенные правила поведения.
Ответ: мораль.
Тренировочные упражнения
1 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Государственный бюджет
СОСТОЯНИЕ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Дефицит | Расходы превышают доходы |
. . . | Доходы превышают расходы |
Сбалансированный | Расходы бюджета соответствуют его доходам |
2.Запишите пропущенное слово. Характер общественного развития
Реформа | Ряд постепенных преобразований, не затрагивающий фундаментальные основы |
... | Коренное, качественное изменение общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя |
3 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Социальные группы
Группы | Примеры групп |
профессиональные | медики, учителя, юристы, экономисты |
бедные, богатые, средние слои |
4 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Формы территориального устройства
Вид формы | Характеристика |
Конфедерация | Союз суверенных государств, объединившихся для реализации конкретной цели. |
Государство, состоящее из экономически и политически несамостоятельных территорий, управляемых из единого центра. |
5. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Структура правовой нормы
Вид формы | Характеристика |
Гипотеза | Часть нормы права, раскрывающая условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы |
Часть нормы права, раскрывающая непосредственно само правило поведения, т. е. права и (или) обязанности действовать или не действовать тем или иным образом. |
6. Запишите пропущенное слово
7. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Форма государства | совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. |
... | совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления. |
8. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
... | Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям; усиление нравственного воспитания; переход от объект-субъектных отношений между учащимися и учителями к субъект-субъектным |
Непрерывность | В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии |
9. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Факторы производства и факторные доходы
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА | ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ |
Предпринимательство (предпринимательские способности) | Прибыль |
Рента |
10. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристики основных форм мышления
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Понятие | Фиксирует существенные общие признаки группы, класса объектов |
На основе связи понятий утверждает или отрицает наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков, связей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум по обществознанию на тему: "Политический режим и проблема свободы личности" (11 кл.)
цель урока:Раскрыть:1). Сущность политических режимов;2). Права и свободы личности в различных политических режимах....
Интегрированный урок-практикум по обществознанию в 9 классе на тему: "Экологическое право"
Учебно-воспитательные задачи урока:1. Помочь учащимся уяснить специфику экологических отношений.2. Раскрыть суть экологических правонарушений и основные меры экологоправовой ответственности....
Урок-практикум в 9классе. Подготовка к сжатому изложению.
Цели урока: - Образовательные:- Отработать умение выделять главное ( существенное) в информации, понимание текста.-Отработать умение использовать различные приёмы компрессии при сжатии текста.-Разви...
Урок-практикум в 10 классе (работа с заданиями С5-С6 на уроке обществознания)
Данный урок проводился в 10 классе после изучения темы "Политичкие партии и движения"...
Урок-практикум как форма подготовки к написанию сочинения - рассуждения в 11 классе
Предложенный урок-практикум предполагает закрепить умения и навыки работы с текстом, а содержательная сторона урока (отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма») позволяет в по...
Открытый урок-практикум по русскому языку "Лингвистический анализ очерка Юрия Бондарева "Оружие" (подготовка к ЕГЭ часть С) материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Данный материал предназначен для подготовки учащихся к ЕГЭ...
Разработка урока обществознания по теме: урок-практикум «Учимся дружно жить в классе» 6 класс
урок-практикум "Учимся дружно жить в классе" нацелен на создание общего проекта через проектную деятельность в группах, общий проект позволит учащимся решить межличностные проблемы, которые ...