Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ по обществознанию
план-конспект занятия по обществознанию (11 класс)

Пушкина Наталья Вячеславовна

В материале представлен алгоритм выполнения задания №1 ЕГЭ по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок -практикум26.42 КБ

Предварительный просмотр:

План урока

Урок –практикум по подготовке к решению задания с кратким ответом №1 ЕГЭ по обществознанию

 Цели и задачи урока.

Цели:

  •  обобщить и систематизировать знания учащихся; способствовать углублению понимания общественных процессов
  •  совершенствовать умение находить нужную информацию в источниках, адекватно её воспринимать, применяя обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать, соотносить с собственными знаниями)
  •  способствовать формированию гражданской позиции, становлению политической и правовой культуры.

Задачи:

              совершенствовать общеучебные умения и навыки обучающихся        способствующих успешной подготовке к ЕГЭ;

корректировать навыки учащихся по работе с терминологическим аппаратом: подведение под родовое понятие, поиск видовых особенностей и т.д.;

 формировать умения характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

дать практические советы по преодолению типичных затруднений обучающихся при выполнении ими заданий  в рамках подготовки к ЕГЭ;

развивать навыки групповой работы, работы в сотрудничестве.

Требования к содержанию ключевых компетенций, формируемых на уроке:

• познавательные компетенции:

1) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины; 2) определять существенные свойства социально-политических явлений и их объектов;

• развивающие компетенции:

1) характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (явления, процессы, институты;

2) аргументировано излагать свою позицию; 3) работать в группе.

• ценностно-ориентационные компетенции:

1) проявлять потребность высказывать свои суждения; 2) уважать мнение другого человека;

Форма урока: урок-практикум

Рекомендации

  • Первое задание ЕГЭ по обществознанию направлено на проверку общих, систематических знаний по предмету. Оно представлено в виде таблицы или схемы, в которой пропущено одно слово либо словосочетание; задача экзаменующегося – верно вставить пропущенный элемент. Задание может быть связано с любым аспектом, изучаемым в обществознании – от морали до политической культуры. Однако оно всегда представляет собой классификацию: типы общества, функции рынка, формы правления.
  • Задание относится к базовому уровню сложности; выполнить его не так сложно при условии хорошего знания теории – особенно если учесть, что остальные элементы схемы заполнены и являются своего рода подсказкой. Правильное выполнение первого задания оценивается в 1 балл.
  • Этот тип задания может быть связан с любым из пяти разделов курса обществознания. При решении задания следует обратить внимание на заголовок таблицы (если такой имеется) и заголовки каждого из её столбцов. Они, помимо описания термина, который нужно записать, подскажут, к чему относится неизвестный термин. Также подсказкой вам послужит термин-образец, поскольку он относится к понятиям того же класса объектов. При заполнении бланка нужно учесть, что термин следует записать в подходящей форме (род, число и т. п.). Опять же, подсказкой вам послужит термин-образец. Посмотрите на формулировку вопроса, она предполагает лаконичную форму записи: слово или словосочетание. Не следует записывать несколько вариантов ответов или дополнять термин пояснением Схема предполагает вариативность количества элементов и их структуры. Однако в ней также сохраняются обобщающий заголовок, один пропущенный термин и термин(ы)-образец(ы). В случае, когда пропущенный термин имеет синонимы, также устойчиво используемые в курсе обществознания, стоит обратить внимание на форму записи термина-образца.

! В этом задании есть небольшой секрет. Если не знаете. что написать, присмотритесь пожалуйста к первой строке, где уже написан пример для рассуждения. Бывает так, что первый ответ наглядно показывает, в каком ключе надо рассуждать.

Алгоритм выполнения задания

              1.Внимательно читаем задание;

              2.  Смотрим, какие элементы уже присутствуют в таблице/схеме;

              3.Вспоминаем теорию по теме задания;

              4.Если в задании дана таблица – вспоминаем, что соответствует характеристике     данной к пропущенному слову;

              5.Определяем пропущенный элемент и записываем его в ответ.

Здесь всегда придется работать со схемой или таблицей, ответом будет слово/словосочетание. Спрашивают только базовые термины, учите определения!

Комментарии к выполненному заданию

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Форма                              Характеристика

Религия              Взгляды и представления людей, основанные на вере в   сверхъестественное.

…                            Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с    позиций    гуманизма, добра и справедливости.

В этом варианте определяются знания экзаменующихся о различных формах духовной культуры. Как мы помним из курса обществознания, к ним относятся религия, философия, наука, искусство, мораль… Если посмотреть на данное в задание определение, можно с легкостью определить, что речь идет о морали – ведь именно она представляет собой совокупность представлений о добре и зле, о правильном и неправильном, в соответствии с которой в обществе формируются определенные правила поведения.

Ответ: мораль.

Тренировочные упражнения

1 Запишите слово, пропущенное в таблице.

Государственный бюджет

СОСТОЯНИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Дефицит

Расходы превышают доходы

. . .

Доходы превышают расходы

Сбалансированный

Расходы бюджета соответствуют его доходам

2.Запишите пропущенное слово.    Характер общественного развития​

Реформа

Ряд постепенных преобразований, не затрагивающий фундаментальные основы

...

Коренное, качественное изменение общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя

3 Запишите слово, пропущенное в таблице.

Социальные группы

Группы

Примеры групп

профессиональные

медики, учителя, юристы, экономисты

бедные, богатые, средние слои

4 Запишите слово, пропущенное в таблице.

Формы территориального устройства

Вид формы

Характеристика

Конфедерация

Союз суверенных государств, объединившихся для реализации конкретной цели.

Государство, состоящее из экономически и политически несамостоятельных территорий, управляемых из единого центра.

5. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Структура правовой нормы

Вид формы

Характеристика

Гипотеза

Часть нормы права, раскрывающая условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы

Часть нормы права, раскрывающая непосредственно само правило поведения, т. е. права и (или) обязанности действовать или не действовать тем или иным образом.

6. Запишите пропущенное слово

Вариант 27

7. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Форма государства

совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

...

совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

8. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

...

Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям; усиление нравственного воспитания; переход от объект-субъектных отношений между учащимися и учителями к субъект-субъектным

Непрерывность

В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии

9. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Факторы производства и факторные доходы

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ

Предпринимательство (предпринимательские способности)

Прибыль

Рента

10. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристики основных форм мышления

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Понятие

Фиксирует существенные общие признаки группы, класса объектов

На основе связи понятий утверждает или отрицает наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков, связей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум по обществознанию на тему: "Политический режим и проблема свободы личности" (11 кл.)

цель урока:Раскрыть:1). Сущность политических режимов;2). Права и свободы личности в различных политических режимах....

Интегрированный урок-практикум по обществознанию в 9 классе на тему: "Экологическое право"

Учебно-воспитательные задачи урока:1. Помочь учащимся уяснить специфику экологических отношений.2. Раскрыть суть экологических правонарушений и основные меры экологоправовой ответственности....

Урок-практикум в 9классе. Подготовка к сжатому изложению.

 Цели урока:  - Образовательные:- Отработать умение выделять главное ( существенное) в информации, понимание текста.-Отработать умение использовать различные приёмы компрессии при сжатии текста.-Разви...

Урок-практикум в 10 классе (работа с заданиями С5-С6 на уроке обществознания)

Данный урок проводился в 10 классе после изучения темы "Политичкие партии и движения"...

Урок-практикум как форма подготовки к написанию сочинения - рассуждения в 11 классе

Предложенный  урок-практикум предполагает закрепить умения и навыки работы с текстом, а содержательная сторона урока (отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»)  позволяет  в по...

Разработка урока обществознания по теме: урок-практикум «Учимся дружно жить в классе» 6 класс

урок-практикум "Учимся дружно жить в классе" нацелен на создание общего проекта через проектную деятельность в группах, общий проект позволит учащимся решить межличностные проблемы, которые ...