Развитие критического мышления
методическая разработка по обществознанию (10, 11 класс)

Сергеев Сергей Сергеевич

Учебные тексты, направленные на развитие критическог мышления 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_fevral_21_sergeev_s.s.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

             Педагогическая копилка. Развитие критического мышления обучающихся   во внеурочной деятельности.

Задание №1.  

«Как-то раз».

 … Учитель биологии    заходит в класс, здоровается с детьми и  начинает урок. Проверяет присутствующих по списку классного журнала, начинает фронтальный опрос по проверке домашнего задания.  Объявляет тему урока и требует открыть страницу 41 учебника.  Класс послушно открывает учебники,  начинается чтение  по очереди  вслух.  Учитель монотонно комментирует прочитываемое… Вдруг поднимается ученик Петров  и заявляет:  -   уважаемый учитель № я не буду заниматься, потому что мне ваш предмет не нужен, в жизни он мне не пригодится, мне это неинтересно  и вообще я буду успешным ютюбером!  Класс одобрительно загудел, послышались смешки и  возгласы – Красавчик, все четко сказал!...

  1. Проанализируйте предложенную ситуацию. Определите ключевую проблему (ы) а) учителя   б) ученика в) класса.
  2. Предложите решение проблемы(м) для каждой из сторон.
  3. Какой совет вы могли бы дать   вашему коллеге, если бы он обратился к вам за помощью?

Задание №2.  Технология развития критического мышления

                                             «Воздушный шар»

       Вторая половина XIX в. Вы – руководитель экспедиции  по исследованию новых, неизведанных земель. Вам обязательно нужно исследовать и занести на географическую карту новые земли.    Сконструировав огромный воздушный шар,   сделав все необходимые приготовления  вы набрали команду и  отправились в путь… Не долетая несколько сотен километров до места посадки  ваш воздушный шар дал трещину и начал стремительно падать. Вы приказываете выбросить все  ненужное за борт, чтобы облегчить груз. Но этого недостаточно. Вам ничего не остается, как выбросить за борт трех членов вашей экспедиции… Времени у вас мало. Если вы не успеете принять решение, разобьются и погибнут все…

  1. Внимательно ознакомьтесь с характеристиками  членов экспедиции:
  1. Вы…  Руководитель экспедиции.  46 лет, рост 177, вес 71. Холост.. Неоднократный участник морских  кругосветных путешествий. Заносчив. Горделив. Злопамятен. Талантливый организатор.
  2. Михаил. 33 года, рост 175, вес 71  не женат. Первоклассный штурман, отлично владеет навыками выживания. Ругается матом.
  3. Игнат.  54 года,  рост 174, вес 71. Женат дважды. От последнего брака имеет дочь. Замечательный  ученый-ботаник, член королевской академии наук.
  4. Николай 27 лет, рост 165, вес 71. Генинальный студент-химик. Готовиться к поступлению в аспирантуру. Курит.
  5. Агнесса, 37 лет. Рост 169, вес 71. Поэт, нобелевский лауреат  по литературе. Многодетная мать.
  6. Екатерина. 41 год. Рост 165, вес 71. Не замужем. Замечательный хирург.  Пьет.
  7. Григорий. 30 лет, рост 182, вес 71.  Уникальный топограф. Автор книги «Неизведанные земли». Холост. Азартен. Проигрывает в карты гонорары. Любит цветы.
  8. Макар. 67 лет. Рост 179, вес 71. Женат имеет двух взрослых сыновей. Первостатейный связист. Мастер на все руки. Страдает бессонницей. В прошлом судим за воровство.
  9. Василий. 52 года. Рост 171, вес 71. Холост. Изумительный повар. Любимец королевы… Вынослив, неприхотлив. Страдает «Лунной болезнью». Не пьет спиртного.
  10.  Кирилл . 25 лет. Рост 167, вес 71. Женат. Имеет двух дочерей. Мастер «Золотые руки». Плотник, слесарь, сантехник, строитель в одном лице. Упрям. Не  принимает чужого мнения. Замечен в рукоприкладстве. Самовлюблен. Не курит, не пьет. Любит читать любовные романы.
  1. Выберите трех членов воздушного шара для решения проблемы. Свой  выбор подкрепите аргументами.

Задание№ 3. Технология проблемного обучения

                                       «Наука»

 Вы классный руководитель 8В класса. К вам обратились Дима  и Вадим ваши  ученики с просьбой рассудить их спор о пользе и вреде научно-технического прогресса -  революционного и эволюционного развития науки и техники, качественно меняющего мир вокруг нас.  Дима выступал защитником НТП, а Вадим  противником.  Вам необходимо разрешить их спор.

  1. Заполните таблицу положительные и отрицательные стороны научно-технического прогресса

«+»

«-»

  1. Примите решение, кто из ваших учеников прав. Свое решение подкрепите аргументами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии

Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение  приобретает формиров...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....