Модифицированная программа факультативного курса "Мир социологии"
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс)

Программа факультативного курса ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы и предназначена для углубленного изучения социологических вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_sotsiologii.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Модифицированная программа факультативного курса «Мир социологии»  (составлена на основе пособия В.В. Атрощенко «Введение в социологию. Элективный курс». Учебное пособие для 10-11 классов. Часть1-2. Краснодар,  2008г.)

Факультативный курс  «Мир социологии» рассчитан на учащихся 11-го класса общеобразовательных школ.  Данный курс направлен на углубление и расширение знаний в сфере социальных наук и  поддерживает профильный общеобразовательный предмет «Обществознание».

Программа курса соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по обществознанию на профильном уровне и обязательному минимуму содержания образовательной программы «Введение в социологию» социально-гуманитарного профиля.

Курс позволит школьникам расширить, систематизировать и укрепить знания по социологии, подготовить базу для дальнейшего изучения этой дисциплины и смежных дисциплин социально-гуманитарного профиля; научиться решать разнообразные задачи различного уровня и применять знания на практике, способствует выработке и закреплению навыков работы со статистическим, информационным и документальным материалом.

Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к олимпиадам по обществознанию и истории, сдаче ЕГЭ.

Программа факультативного курса рассчитана на 33 часа, 1 раз в неделю.

Цель курса: способствовать пониманию учащимися сущности процессов, происходящих в современном  обществе, и успешной социализации личности подрастающего поколения.

Задачи курса

  • знать типологию массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;
  • владеть основами социологического анализа;
  • развивать творческие способы освоения познавательной деятельности учащихся;
  • способствовать усвоению учащимися различных моделей успешного социального поведения, опыта социальных отношений.

Содержание учебной дисциплины

 «Мир социологии»

Раздел I. Социология как наука об обществе, ее место в системе общественных наук.

Социология как наука. Предмет социологии. Функции социологии. Система научного знания по социологии.

Сбор эмпирической информации  и ее обработка. Используемые методы: интервью, наблюдение, эксперимент, анализ.

Социология и другие науки об обществе.

Раздел II. Общество как объект изучения социологии

Признаки общества. Типология общества: аграрное, индустриальное, постиндустриальное, традиционное. Эволюция общества и закон о неравномерности его развития. Социальный прогресс и факторы, способствующие его реализации. Формы прогресса: реформистский, революционный.

Раздел III. Эволюция социальной мысли.

Историческая хронология развития мировой социальной мысли: древность, средневековье, новое время, современность.

Возникновение социологии как науки. О.Конт - родоначальник социологии. Социология как наука о «порядке и прогрессе». Учение о социальной статике и динамике, этапах развития общества, научном методе, разделении труда. Вклад Э.Дюркгейма в развитие социологии: методология социальных фактов, учение о разделении общественного труда, органическая и механическая солидарность, коллективное сознание. Теория социальной эволюции Г.Спенсера. Социология марксизма. К.Маркс и Ф.Энгельс о материалистическом понимании истории, общественно-экономических формациях, классах и классовой борьбе. «Понимающая» социология М.Вебера.

Социология в России: юридическая школа, социологические идеи теоретиков позитивизма, социал -органицизм, субъективная школа в русской социологии.

Марксистское направление в русской социологии.

Современный период в развитии социологии и ее перспективы.

Раздел IV. Социальная динамика

Социализация

Социализация как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. Социальная изоляция и феральные люди.

Универсальное и специфическое в социализации. Процесс социализации, его этапы и стадии. Особенности социализация на разных ее этапах. Первичная и вторичная социализация. Агенты социализации: семья, друзья, школа, средства массовой информации, трудовой коллектив. Социализация и формирование личности. Возникновение социального «Я». Теория «зеркального «Я» Ч.Кули. «Я» как процесс. Десоциализация и ресоциализация.

Особенности процесса социализации в различных типах обществ.

Значение процесса социализации для личности и общества. Социализация и индивидуальная свобода. Преемственность поколений.

Культура

Особенности социологического анализа культуры. Культура и общество. Культура и цивилизация. Социальные функции культуры. Культура, субкультура, контркультура. Особенности молодежной субкультуры.

Материальная и духовная культура. Элитарная, народная, массовая культура.

Культурные универсалии. Основные элементы культуры: язык, знания и убеждения, ценности, нормы, традиции, религия, идеология, наука, искусство.

Распространение культуры, значение творческих личностей и культурной матрицы в этом процессе. Культурное развитие и деградация.

Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения.

Социальные роли и поведение личности. Механизмы обусловливания социальной средой поведения личности: механизм отбора, механизм предписывания, механизм контроля.

Смысл и назначение социального контроля в обществе. Виды социального контроля: внутренний и внешний, формальный и неформальный. Агенты социального контроля.

Ценности, нормы и санкции в механизме социальной регуляции, их взаимосвязь. Виды социальных норм.

Социальные отклонения: одобряемые и осуждаемые, индивидуальные и групповые. Специфика социальных отклонений в трудовом коллективе. Отклоняющееся и преступное поведение. Теории, объясняющие причины отклонений.

Девиации и развитие общества. Проблема роста преступности и криминализации общества в современной России.

Социальные институты.

Содержание понятия "социальный институт". Основные признаки социальных институтов. Предсказуемость общества - важнейшее социальное последствие институционализации. Фундаментальные (главные) и неглавные социальные институты, их многообразие. Политические, экономические, культурно-образовательные институты - базовые институты общества, сферы их влияния. Функции и дисфункции социальных институтов. Проблемы устойчивости и изменчивости социальных институтов. Основные направления институциональных изменений.

Социально-исторические типы институтов: традиционные и современные. Проблемы развития социальных институтов современного российского общества.

-знать сущность понятия "социальный институт", признаки, социально-исторические типы социальных институтов, социальные последствия процесса институционализации. Проблемы развития социальных институтов современного российского общества;

-иметь представление о функциях и дисфункциях социальных институтов, проблемах их устойчивости и изменчивости, основных направлениях институциональных изменений;

-уметь привести примеры в подтверждение теоретических положений.

Раздел V. Социальная структура

Социальные общности и группы. Этнические общности.

Социальные общности и группы, их отличительные признаки. Многообразие общностей и групп. Социальные причины образования общностей и групп. Мнимые и контактные социальные общности. Масса как феномен социальной общности. Роль толпы в социальном процессе. Особенности поведения личности в толпе.

Этнические общности, важнейшие факторы их образования и развития. Этнические процессы. Этнические конфликты и проблема их преодоления.

Социальная группа. Группы первичные и вторичные, реальные и номинальные, ин- и аутгруппы, референтные группы. Трудовой коллектив как социальная группа: признаки, функции, внутренняя организация, критерии зрелости. Изучение сплоченности малой группы. Определение и функции лидера в группах.

Влияние социальных групп на развитие современного российского общества.

Семья как социальный институт и малая группа

Родство, брак и семья. Исторические формы семьи: моногамия, полигамия. Семейные традиции. Семейные роли. Домашний труд.

Генезис семьи: изменение ее внутренней структуры и функций, причины этих изменений. Гражданский брак. Факторы социального воздействия на семью и брак. Работа женщин вне дома. Проблемы жизнедеятельности социально однородных и гетерогенных семей. Нуклеарные и расширенные семьи. Многодетные, малодетные и бездетные семьи.

Жизненный цикл семьи. Развод. Причины роста разводов в современном обществе. Развод и дети. Семья с одним родителем. Повторный брак. Одиночество. Перспективы семьи.

Семья и демографическая политика в современной России и других государствах мира.

Социальная стратификация и мобильность.

Социальное неравенство в обществе, его причины и значение. Институциональные механизмы регулирования неравенства.

Сущность социальной стратификации. Исторические типы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы, страты. Критерии стратификации: доход, власть, образование, престиж. Характеристика основных социальных слоев общества. Роль среднего класса в развитии современного общества. Бедность и неравенства, их типология. Роль среднего класса в современном обществе. Изменения стратификации и эволюция классов в России. Профессионально-должностная структура общества. Социальный портрет типичного работника предприятий авиационной промышленности. Роль ИТР в развитии общества.

Понятие социальной мобильности, ее причины. Групповая и индивидуальная социальная мобильность. Горизонтальная и вертикальная мобильность. Восходящая и нисходящая социальная мобильность. Механизм инфильтрации индивидов в слой с более высоким статусом. Маргинальная личность. Каналы социальной мобильности. Миграционные процессы как разновидность социальной мобильности. Виды миграции и ее социальные последствия.

Раздел IV. Личность в системе социальных отношений.

Личность как объект изучения социологии. Основные факторы развития личности. Биологическая наследственность и социальная сущность личности. Личность и культура.

Схема взаимоотношений личности и общества: поиск - предложения - выбор. Социальный статус личности, статусные права и обязанности. Виды статусов. Статусный набор. Статусная дистанция, ее значение для формирования социальных отношений. Отношение личности к своему статусу: идентификация и дистанцирование.

Социальные роли личности. Роль как социальные ожидания и модель поведения. Автономия личности в системе социальных ролей. Ролевой набор. Ролевой конфликт, его причины и способы разрешения.

        

Календарно – тематическое планирование факультативного курса

урока

Тема

Раздел 1 Социология как наука об обществе, ее место в системе общественных наук.

1.

Объект и предмет социологии

2.

Методы исследования

3.

Социальные законы и категории

4

Социология и другие законы об обществе

5

Практическое занятие по теме: «Социология как наука об обществе, ее место в системе общественных наук».

Раздел 2 Общество как объект изучения социологии

6

Общество и природа

7

Общество как система

8

Развитие общества

9

Практическое занятие по теме: «Общество как объект изучения социологии».

Раздел 3. Эволюция социологической мысли.

10

Этапы развития социологии. Специфика изучения общества до XIX века.

11

Социология К. Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера.

12

Особенности развития отечественной социологии.

13

Семинар по теме: «Эволюция социологической мысли».

Раздел 4. Социальная динамика.

14

Социализация личности

15

Культура как социальное явление

16

Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения.

17

Опасность девиантного  поведения.

18

Социальный контроль и социальные санкции.

19

Социальные институты.

Раздел 5. Социальная структура.

20

Понятие социальной структуры.

21

Социальная общность и ее признаки.

22

Этнические общности современной России.

23

Социальная группа и их виды

24

Особенности современной  семья как социального  института

25

Сущность понятия «социальная стратификация».

26

Социальная мобильность, ее типы и современные  каналы

27

Практическое занятие по теме: «Социальная структура».

Раздел 6. Личность в системе социальных отношений

28

Личность как объект изучения социологии

29

Статус и социальные роли личности.

30

Семинар по теме: «Личность: ее социальные роли и социальное поведение».

31

Повторительно-обобщающий урок по курсу «Основы социологии»

32

Итоговый контроль

33

Защита мини-проектов

Методическая литература

  1. Кравченко А.И.  Введение в социологию. 10-11 класс. М.: «АСТ», 2018.
  2. Кравченко А.И.  Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2015.
  3. А.И. Кравченко. Социология. Учебник. М.: «Проспект», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Модифицированная программа проектного часа в 8 классах «ИНФОРМАТИКА» на 2012-2013 учебный год (на основе государственной программы элективных курсов «Математические основы информатики», «Информационнные системы и модели» (автор И.Г. Семакин), госуда

Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...

Рабочая программа учебного предмета Социология 10-11 класс

Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего образования (требований федерального компонента образовательного стандарта); основн...

Модифицированная программа факультативного курса «Дискуссионные вопросы истории России XX века»

Изучение данного курса позволит учащимся изучать и анализировать проблемные, дискуссионные вопросы истории нашей страны двадцатого века....

Модифицированная программа факультативного курса "Права человека"

Данная программа позволит учащимся более подробно изучить права и обязанности граждан РФ....