Теория "СМИ в политической системе", 10-11 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс)
Теоретический материал по обществознанию по теме "СМИ в политической системе" поможет в подготовке к урокам и экзаменам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smi_v_politicheskoy_sisteme.docx | 691.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль СМИ в политике
Средства массовой информации — это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоёв населения с помощью специальных технических средств.
Отличительные признаки СМИ:
1) Сбор, обработка и предоставление информации с помощью специальных технических средств.
2) Неограниченный круг потребителей.
3) Распространение информации осуществляется в специальных формах, с помощью специальных технических средств (печатное издание, теле- и радиопередача, страничка в интернете и др.).
4) Работа СМИ носит периодический либо постоянный характер.
5) Движение основнфого информационного потока в одном направлении — от СМИ к потребителю.
6) Публичность
7) Непостоянный состав аудитории, которая образуется от случая к случаю из-за общего внимания, проявленного к той или иной теле- и радиопередаче или публикации в газете.
Основные последствия появления СМИ в политике:
1) Прямое общение политических лидеров с населением → ненужность участия в этом процессе политических партий → потеря значения партий в политической системе.
2) Население и политическая элита участвуют в политике вне зависимости от местонахождения.
3) Возможно всепроникающее воздействие власти во все сферы жизни общества (тоталитаризм), создание социально-политических мифов, массовое манипулирование общественным сознанием.
Функции СМИ:
Наименование функции | Её сущность |
Информационная | Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях через газеты, радио, телевидение. |
Формирование общественного мнения | Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением. |
Образование и социализация граждан | Предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события. |
Осуществление общественного контроля за действиями власти | Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляют контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. неподконтрольных государству. |
Выражение общественных интересов | Выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт власти возможность получать информацию о реальных настроениях населения. |
Объединение граждан | Мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения. |
Роль СМИ в обществе.
Позитивная:
- способствуют развитию демократии и становлению гражданского общества;
- способствуют формированию активной позиции граждан в политике страны;
- быстро доводят до общества необходимую информацию.
Негативная:
- Могут быть использованы для политического манипулирования людьми, то есть воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрыто управлять политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным силам сторону. Цель манипулирования – внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с непопулярными мерами, возбудить их недовольство.
- Сталкивание интересов в обществе, что может привести к расколу общества
- СМИ могут выражать интересы не только прогрессивных, но регрессивных, даже реакционных сил общества, что приведёт к напряжённой политической ситуации в стране
- Доведение до общества неверной, порой ложной информации в каких-либо политических целях (например, во время агитационной борьбы)
Роль СМИ возрастает, поскольку в их руках оказываются довольно существенные рычаги манипулирования общественным мнением:
- именно СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению, какие темы обсуждать и какое направление придать развёртывающейся дискуссии. Замалчивание неприятных для власти тем — одно из мощнейших средств обмана населения, потому что у граждан, как правило, нет способов узнать о событиях, происходящих в удалённых территориях либо в недоступных для них коридорах власти;
- многие темы, неприятные для власти, могут если и не замалчиваться СМИ, то подаваться фрагментарно, в искажённом виде, так что у населения не может сложиться адекватного представления о реальной ситуации;
- эффективное средство манипулирования общественным мнением со стороны СМИ — наклеивание ярлыков — «террорист», «преступник», «демагог», «бездельник» и т. д. Особенно это оказывается действенным для людей с неразвитым критическим мышлением;
- создание СМИ социальных мифов, т.е. не соответствующих действительности иллюзорных идей о ценностях, ситуации в стране, мире, которые воспринимаются людьми на веру, без критического осмысления.
Название теории | Её сущность | Основные средства осуществления |
Авторитарная | СМИ должны находиться под полным контролем государства | Цензура — прямой запрет на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей неугодных власти; экономическое и политическое давление со стороны власти |
Либеральная | СМИ должны быть независимыми прежде всего от государства, а не от их собственника | Существование множества СМИ, принадлежащих частным собственникам, которые в совокупности представляют весь спектр политических позиций, в том числе и государственную |
Социальная | СМИ свободны от контроля государства, однако необходимы ограничения, которые должны предотвратить возможные злоупотребления | Установление ограничений в деятельности СМИ должно находиться под контролем общества, а не государства, что выражается в общественном контроле за наиболее важными СМИ, прежде всего телевидением |
В РФ деятельность СМИ регулируется рядом нормативных правовых актов, главным из которых является ФЗ «О средствах массовой информации» (1991 г.), который:
- устанавливает норму о свободе СМИ, под которой понимаются отсутствие ограничений на поиск, получение, производство и распространение массовой информации; учреждение СМИ; владение, пользование и распоряжение ими; изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ. Цензура в РФ запрещается;
- запрещает злоупотребление свободой СМИ, т. е. их использование в целях: совершения уголовно наказуемых деяний; для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну; для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости;
- регулирует порядок создания СМИ: в частности, установлена необходимость регистрации средства массовой информации в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания СМИ не допускается.
Таким образом, роль СМИ в современном обществе велика. Они не случайно называются «четвёртой властью», так как помогают, наряду с тремя ветвями власти, совершенствованию общества. его политической системы, формированию гражданского общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Политические партии в политической системе общества
Презентация урока в 11 классе по обществознанию.Цели урока:Образовательные: Сформировать у учащихся представление о том, что такое партия. Показать признаки и роль политических партий...
Презентация к уроку "Политическая система Великобритании", 10 класс.
Урок разработан к УМК В.П.Кузовлева "English", 10 класс. Цель урока - активизация лексики по теме и подготовка учащихся к монологическому высказыванию по опорной схеме. Учащиеся знакомятся с реалиями ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век9 класс тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...
Тесты по теме "Политическая система общества", 11 класс
Тесты предназначены для текущей проверки знаний учащихся по теме; " Политическая система общества."...
Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс
Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс (с технологической картой)....
Политическая система современной России. Политическая элита
План-конспект учебного занятия по ОГСЭВ.05 Социология и политология...
Политическая система Великобритании 10 класс
Урок разработан для обучающихся 10 класса по теме: "Политическая система Великобритании"....